СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура и мораль. ОРКСЭ

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока и презентация.

Просмотр содержимого документа
«Культура и мораль. ОРКСЭ»

Культура и мораль ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ УРОК № 4 4 КЛАСС

Культура и мораль

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

УРОК № 4

4 КЛАСС

Что такое культура? КУЛЬТУРА ( лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание): 1) возделывание, обработка, улучшение, совершенствование; 2) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством. 3) развитие духовной сферы жизни, искусство, творчество; 4) воспитание, образование, развитие морали, этики, нравственности; 5) творческие достижения, ограниченной временем, местом (культура Древней Руси, современная культура, поп-культура, славянская культура, массовая культура, Культура древнего Египта);

Что такое культура?

КУЛЬТУРА ( лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание,

почитание):

1) возделывание, обработка, улучшение, совершенствование;

2) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством.

3) развитие духовной сферы жизни, искусство, творчество;

4) воспитание, образование, развитие морали, этики, нравственности;

5) творческие достижения, ограниченной временем, местом (культура Древней Руси, современная культура, поп-культура, славянская культура, массовая культура, Культура древнего Египта);

Немного истории Понятие культура появилось в Древней Греции. (Культура – «возделывание земли»)  Уход за полем – это не только обработка земли, но и заботливое отношение к ней.

Немного истории

  • Понятие культура появилось в Древней Греции. (Культура – «возделывание земли»)
  • Уход за полем – это не только обработка земли, но и заботливое отношение к ней.
Х IX век Россия В русский язык слово «культура» вошло в середине XIX века.  Оно употреблялось в двух значениях:  1. хлебопашество, земледелие  2. образованность

Х IX век Россия

  • В русский язык слово «культура» вошло в середине XIX века.
  • Оно употреблялось в двух значениях:

1. хлебопашество, земледелие

2. образованность

Культура

Культура

Материальная культура Результат человеческой деятельности, включающий: 1. Физические объекты, созданные человеком;

Материальная культура

Результат человеческой деятельности,

включающий: 1. Физические объекты, созданные человеком;

Материальная культура 2. Природные объекты, используемые человеком.

Материальная культура

2. Природные объекты, используемые человеком.

Духовная культура Представления, мысли людей, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила. От мыслей и знаний людей зависят их поступки. Духовная культура, в широком смысле, -

Духовная культура

Представления, мысли людей, ценности и идеалы,

традиции и обычаи, нормы и правила.

От мыслей и знаний людей зависят их поступки.

Духовная культура, в широком смысле, - " совокупный духовный опыт человечества, интеллектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспечивающие развитие человека как личности .. .»

«Продукты» духовной деятельности, т.е. духовные ценности: научные результаты, открытия, книги, картины, обычаи, законы, музыка.

«Продукты» духовной деятельности, т.е. духовные ценности: научные результаты, открытия, книги, картины, обычаи, законы, музыка.

Духовная культура  Существует много видов духовной культура:  1. политическая культура (идеалы и ценности людей в государстве);  2. правовая культура (законы, по которым люди живут в обществе); 3. мораль – особый вид духовной культуры

Духовная культура

Существует много видов духовной культура:

1. политическая культура (идеалы и ценности людей в государстве);

2. правовая культура (законы, по которым люди живут в обществе);

3. мораль – особый вид духовной культуры

Культура – это всё, что создано человеком, его «вторая природа».  Естественная природа может существовать без человека, а культура создаётся трудом многих людей. Они продолжают её поддерживать, развивать, обогащать.

Культура – это всё, что создано человеком, его

«вторая природа».

Естественная природа может существовать

без человека, а культура создаётся трудом

многих людей. Они продолжают её

поддерживать, развивать, обогащать.

Образ культурного человека пытался воссоздать ещё в эпоху античности древнегреческий философ Платон (428-348 гг. до н. э.). Кого же следует считать культурным человеком, согласно его учению?  Во-первых, человека образованного  - способного к длительному и целенаправленному приобретению знаний.  Во-вторых, умеющего владеть собой - собранного, внутренне организованного.  И в-третьих, нравственного - поступающего в соответствии с общепринятой моралью общества. Интересно, что подобный образ культурного человека был создан и на Востоке китайским мыслителем Конфуцием (551-479 гг. до н. э.).

Образ культурного человека пытался воссоздать ещё в эпоху античности древнегреческий философ Платон (428-348 гг. до н. э.). Кого же следует считать культурным человеком, согласно его учению?

  • Во-первых, человека образованного - способного к длительному и целенаправленному приобретению знаний.
  • Во-вторых, умеющего владеть собой - собранного, внутренне организованного.
  • И в-третьих, нравственного - поступающего в соответствии с общепринятой моралью общества.

Интересно, что подобный образ культурного человека был создан и на Востоке китайским мыслителем Конфуцием (551-479 гг. до н. э.).

Закончите предложения:  Культурный человек никогда не…  Культурный человек обязательно…  Культурный человек это-

Закончите предложения:

  • Культурный человек никогда не…
  • Культурный человек обязательно…
  • Культурный человек это-
Кроме того, в отличие от природы, культура не существует в единственном числе. Каждый народ в разное время создавал и сейчас создаёт собственную культуру.

Кроме того, в отличие от природы, культура не существует в единственном числе. Каждый народ в разное время создавал и сейчас создаёт собственную культуру.

Эти культуры существуют вместе, обогащая друг друга. Поэтому очень важно изучать культуру не только своей страны, своего народа, но и других стран и народов.

Эти культуры существуют вместе, обогащая друг друга. Поэтому очень важно изучать культуру не только своей страны, своего народа, но и других стран и народов.

Религия Религия- это способ общения людей с  Богом.

Религия

Религия- это способ общения людей с

Богом.

Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации

Религия - особая форма осознания мира, обусловленная

верой в сверхъестественное, включающая в себя свод

моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых

действий и объединение людей в организации

Существует 4 мировых религиозных культуры:

Существует 4 мировых религиозных культуры:

 Культурный человек , прежде всего, будет уважительно относится: к разным религиозным культурам; к другим людям с которыми он общается и с которыми ему приходится сталкиваться.

Культурный человек , прежде всего, будет

уважительно относится: к разным религиозным

культурам; к другим людям с которыми он

общается и с которыми ему приходится

сталкиваться.

Мораль возникла тогда, когда люди осознали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Например, если помогать друг другу, то жизнь становится легче. А если лениться, ссориться, обманывать, то жизнь людей становится хуже.

Мораль возникла тогда, когда люди осознали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Например, если помогать друг другу, то жизнь становится легче. А если лениться, ссориться, обманывать, то жизнь людей становится хуже.

Мораль Мораль  (лат. moralis — нравственный, обычаи, нравы, поведение) Мораль  – это правила, которые устанавливают, какое поведение является правильным, а какое неправильным.

Мораль

  • Мораль (лат. moralis — нравственный, обычаи, нравы, поведение)
  • Мораль – это правила, которые устанавливают, какое поведение является правильным, а какое неправильным.
Моральные нормы связаны с понятными всем требованиями: Уважать родителей Выполнять обещания Помогать нуждающимся Не воровать Не убивать Не обманывать  и т.д.

Моральные нормы связаны с понятными всем требованиями:

  • Уважать родителей
  • Выполнять обещания
  • Помогать нуждающимся
  • Не воровать
  • Не убивать
  • Не обманывать

и т.д.

И всегда, во все времена, осуждались: Трусость Предательство Жадность Жестокость Клевета Лицемерие

И всегда, во все времена, осуждались:

  • Трусость
  • Предательство
  • Жадность
  • Жестокость
  • Клевета
  • Лицемерие
Мораль морально аморально Уважать родителей Предавать Выполнять обещания Помогать нуждающимся Трусить Жадничать Не воровать Проявлять жестокость Не убивать Клеветать Лицемерить

Мораль

морально

аморально

Уважать родителей

Предавать

Выполнять обещания

Помогать нуждающимся

Трусить

Жадничать

Не воровать

Проявлять жестокость

Не убивать

Клеветать

Лицемерить

Как формируются моральные нормы и правила?

Как формируются моральные нормы и правила?

О хорошем, добром поведении ребенка заботятся родители и родственники в семье.

О хорошем, добром поведении ребенка заботятся родители и родственники в семье.

В школе учителя знакомят с правилами морали и учат их применять в жизни.

В школе учителя знакомят с правилами морали и учат их применять в жизни.

 Большинство законов основаны на моральных нормах (запрет на убийство, на кражу чужого имущества и др.)

Большинство законов основаны на моральных нормах (запрет на убийство, на кражу чужого имущества и др.)

 Моральные нормы и правила нигде не записаны. Но с ними можно познакомиться, читая труды ученых или художественные произведения, герои которых говорят о морали.

Моральные нормы и правила нигде не записаны. Но с ними можно познакомиться, читая труды ученых или художественные произведения, герои которых говорят о морали.

Моральный выбор. Выбор Правил много Общественное мнение Личное желание Совесть

Моральный выбор.

Выбор

Правил

много

Общественное

мнение

Личное

желание

Совесть

Человек должен сам, читая книги, соблюдая законы государства, в котором он живёт, слушая родителей и учителей, научиться отличать добро от зла, хорошее от плохого.

Человек должен сам, читая книги, соблюдая законы государства, в котором он живёт, слушая родителей и учителей, научиться отличать добро от зла, хорошее от плохого.

Познавая мир и общаясь с другими людьми, человек учится выбирать моральные нормы, следуя которым он сделает жизнь окружающих его людей, а значит, и свою жизнь лучше.

Познавая мир и общаясь с другими людьми, человек учится выбирать моральные нормы, следуя которым он сделает жизнь окружающих его людей, а значит, и свою жизнь лучше.

В обществе есть специальные организации, которые следят за тем, чтобы люди соблюдали правила и нормы. Это прокуратура, суды, милиция.

В обществе есть специальные организации, которые следят за тем, чтобы люди соблюдали правила и нормы. Это прокуратура, суды, милиция.

Если люди будут равнодушными, не будут обращать внимание на плохие поступки других, то дурных поступков будет больше.  Безнаказанность увеличивает зло в мире.

Если люди будут равнодушными, не будут обращать внимание на плохие поступки других, то дурных поступков будет больше. Безнаказанность увеличивает зло в мире.

Это значит, что от каждого человека в значительной степени зависит, каким моральным нормам следует он сам и какова мораль в том обществе, в котором он живёт.

Это значит, что от каждого человека в значительной степени зависит, каким моральным нормам следует он сам и какова мораль в том обществе, в котором он живёт.

При этом главное – не осудить другого, а помочь ему стать лучше. Тогда и хороших людей станет больше.

При этом главное – не осудить другого, а помочь ему стать лучше. Тогда и хороших людей станет больше.

В чём особенности морали? Моральные нормы (правила) нигде не записаны. Моральные нормы не имеют документального оформления. Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание.

В чём особенности морали?

  • Моральные нормы (правила) нигде не записаны.
  • Моральные нормы не имеют документального оформления.
  • Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание.
Есть ли единый список моральных норм? Нет единого свода (списка) моральных норм. Человек должен сам, читая книги, соблюдая законы государства, в котором он живёт, слушая родителей и учителей, научиться отличать добро от зла, хорошее от плохого.

Есть ли единый список моральных норм?

  • Нет единого свода (списка) моральных норм.
  • Человек должен сам, читая книги, соблюдая законы государства, в котором он живёт, слушая родителей и учителей, научиться отличать добро от зла, хорошее от плохого.
Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе? О хорошем, добром поведении детей заботятся родители и родственники в семье, учителя в школе, друзья. У взрослых – сотрудники – люди, с которыми они работают. И конечно, сам человек.

Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе?

  • О хорошем, добром поведении детей заботятся родители и родственники в семье, учителя в школе, друзья.
  • У взрослых – сотрудники – люди, с которыми они работают.
  • И конечно, сам человек.
1 2 3 5 6 4

1

2

3

5

6

4

1 2 А Г 3 4 В А

1

2

А

Г

3

4

В

А

Домашнее задание Прочитать статью с. 8 -9;  Составь перечень моральных норм(правил), принятых в вашей семье;  Найди в баснях И. Крылова слова, осуждающие аморальные поступки;  Найди пословицы и поговорки по данной теме

Домашнее задание

  • Прочитать статью с. 8 -9;
  • Составь перечень моральных норм(правил), принятых в вашей семье;
  • Найди в баснях И. Крылова слова, осуждающие аморальные поступки;
  • Найди пословицы и поговорки по данной теме