СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура и религия

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Культура и религия»

ГБПОУ “Дзержинский педагогический колледж”



Выполнили:

Студенты 4 курса

специальность 44.02.02

группы ПНК-4Б

ИНОЗЕМЦЕВА

Виктория Ивановна

КАЛЕЕВА

Надежда Владимировна




Технологическая карта урока ОРКСЭ



Место проведения: АНОО «Клевер 1», 4 «Б» класс

Дата проведения: 20.09.2024г



Учитель: Зотова Екатерина Павловна

_________ (подпись)


Методист: Беляева Ольга Львовна

_________ (подпись)





Дзержинск – 2024 год


УМК: «Школа России»

Тема: «Культура и религия»

Класс: 4

Тип урока: «Открытие новых знаний»

Цель: формирование у учащихся общих представлений о культуре и религии.

Задачи:

Образовательные:

- Сформулировать понятия: культура, религия.

- Формировать умение сравнивать материальную и духовную культуру.

- Учить строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Развивающие:

- Формировать познавательное УУД - развивать умение сравнивать, анализировать, классифицировать и обобщать.

- Формировать регулятивное УУД – развивать умение оценивать результат своих действий, посредством выполнения заданий.

- Формировать коммуникативное УУД – развивать умение грамотно строить свои речевые высказывания, посредством ответов на вопросы учителя.

Воспитательные:

- Воспитывать умение слушать других, уважать мнение высказывающегося ученика.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Объясняют понятия культура, религия.

- Различают материальную и духовную культуру.

- Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- Умеют провести рефлексию своих действий.

Познавательные УУД:

- Используют логические приёмы мышления (в сопоставлении, делении слов на группы, сравнение, классификацию, обобщение).

Коммуникативные УУД:

- Вступают в диалог (отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное).

Личностные УДД:

- Проявляют уважительное отношение к другим ученикам при диалоге.

Оборудование: учебник, презентация, проектор, рабочие листы, интерактивная доска.

План урока (40 минут)

1. Организаций этап. (1 минута)

2. Мотивации учебной деятельности. Постановка задач урока. (5 минут)

3. Открытие новых знаний. (20 минут)

4. Первичное закрепление. (10 минут)

5. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. (4 минуты)

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы, формы организации, формы контроля

1) Организационный этап.

Слайд 1

Ребята, меня зовут Виктория Ивановна и Надежда Владимировна. Сегодня урок ОРКСЭ проведем у вас мы.

Слушают.


Средства: речь

Методы: беседа

Форма: фронтальная

2) Мотивация учебной деятельности. Постановка задач урока.

– Давайте проверим все ли у вас готово к нашему уроку. На ваших партах должны лежать рабочий лист и пенал. Молодцы!

– Чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю взять рабочий лист, и выполнить задание №1. (на слайде ребус и ответ).

– (Имя) прочитай №1 задание.

– Давайте проверим что у вас получилось, какая же тема нашего урока?







-выполняют


-тема «Культура и религия»

Средства: речь

Методы: беседа

Форма: фронтальная, парная

3) Открытие новых знаний

–Важнейшей частью большинства духовных традиций является религия.

– Как вы понимаете слово «религия»?

– В переводе с латинского языка-«религия» - «связывать», «соединять».


– Как вы думаете кого и чего связывает и соединяет религия?


– Совершенно верно религия объединяет людей, которые верят в одного Бога. Существуют различные религии, но Бог один, который создал нашу Землю и людей, но только в каждой религии Бога по-разному называют. Давайте с вами вспомним, как зовут Бога христиане, как мусульмане, как буддисты? (ответы детей).


– Ребята, а как вы думаете какие бывают религии?


– Да, вы правы, но религия существовала с глубокой древности. Верования самых древних людей называются первобытные верования. Одним из таких верования является магия. Люди обращались к различным тайным силам для того, чтобы повлиять на события. Например, вызывали дождь, если была засуха, проводили различные обряды с жертвоприношением, чтобы урожай был хороший, или чтобы охота прошла удачно.


Также были древние религии. В Египте, например, обожествляли фараона. В Древней Греции каждый бог имел свою специальность: бог грома и молнии, бог виноделия, богиня мудрости, богиня любви и верности и т.д.

В Древнем Египте Боги нередко изображались с головами животных, потому что каждый бог олицетворял какое-либо животное, с головой шакала -хитрый, с головой волка -сильный и т.д.

Также существовали традиционные верования. До сегодняшнего дня эти традиции в нашей стране сохранились у народов Севера – чукчей, ненцев.

Давайте теперь рассмотрим национальные религии. Эту религию проповедуют люди, живущие в одной стране, т.е. нация, отсюда и название национальные. Самые многочисленные из таких религий индуизм (религия индусов) и иудаизм (религия евреев).

Наряду с этими религиями, существуют мировые религии- это христианство, буддизм и ислам. Как вы думаете, почему они называются мировыми?

Правильно, потому что их исповедуют большое количество людей.

– Теперь возьмите рабочий лист и посмотрите на задание №2. (Имя) прочитай нам его, пожалуйста (вписывают религии).

– Видеоролик про религии России. Возвращаемся к рабочему листу задание тоже, в видео вы увидели религиозные символы, теперь вам нужно вклеить символы каждой религии.

– Поменяйтесь друг с другом и проверьте с доски.

– Каждая из религий внесла свой бесценный вклад в культуру.

– Ребята, что вы понимаете под словом «культура»?

– В повседневной речи слово «культура» часто связано с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках. Порой мы употребляем такие выражения, как «культурный человек», «культурно себя вести». Эти выражения тоже связаны со словом «культура».

– Ребята, а кто такой, по вашему мнению, культурный человек?

– В науке есть такое определение: «Культура» – это материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории.

Культура бывает материальная и духовная. К материальной культуре мы можем отнести орудия труда и предметы повседневной жизни, все, что создано руками человека: здания, оружия, украшения, разные предметы. Когда мы говорим о духовной культуре, мы имеем в виду все, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, ученые.

– Давайте проверим, как вы поняли, что такое материальная и духовная культура. Определите, какие изображения демонстрируют материальную культуру, а какие – духовную (на слайде).


– Видеоролик влияние религии на культуру.

– Задание в рабочем листе №3. Вопрос: «Связана ли культура и религия между собой?»



-Вера в сверхъестественное. То, что объединяет людей



-Предположение детей (объединяет людей, которые верят в одного Бога)






-у христиан - Бог, у мусульман - Аллах, у буддистов - Будда


-у христиан - Бог, у мусульман - Аллах, у буддистов - Будда































- Их исповедуют большое кол-во людей





- Выполняют задание













- Культура – это нормы и правила, существующие в обществе.






- Культурный человек — это образованный, воспитанный, ответственный человек

















- Выполняют задание

Средства: речь, презентация

Методы: беседа, рассказ, объяснение

Форма: фронтальная

4) Первичное закрепление

– Задание в рабочем листе №4.

К каждой букве вам надо подобрать слово, которое каким-то образом подходит к слову «культура».

– А теперь посмотрим на слайде, какие слова подобрала я.



– Следующее наше задание в листе №5. (Имя) прочитай нам задание. Приступайте.

– Давайте проверим, что вы выделили красным, а что зеленым.

– Интерактивное задание «Раздели по группам»

По-очереди выходим к доске. Вам необходимо правильно разделить слова по группам. К 1 группе будут относиться слова материальной культуры, а ко 2 – духовной.

К – красота

У – уникальность

Л – личность

Ь

Т – традиции

У – уважение

Р – развитие

А – архитектура


-Выполняют задание.



Учащиеся по очереди выходят к доске (по поднятой руке) и выполняют задание. Делят по группам на «духовное» и «материальное».

Средства: речь, практические упражнения

Методы: беседа

Форма: фронтальная,


5) Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

– А сейчас я каждому раздам ладошку. Вам необходимо на каждом пальчике написать слова, которые вы узнали сегодня на уроке. Давайте прочитаем, что вы написали.

Я хочу вам сказать спасибо за урок, за вашу активность, вы большие молодцы!

Выполняют задание

Средства: речь

Методы: беседа

Форма: фронтальная