Задание: составить конспект и ответить на вопросы (в конце).
Тема: Культура Руси X – начала XIII в. Культура и быт России в XIV – XVI в.
Цель: рассмотреть культуру Руси 10-16 вв.
План:
Культура Руси X – начала XIII в.
Культура и быт России в XIV – XVI в.
Культура Руси X – начала XIII в.
Принятие Христианства Русью в конце X способствовало развитию и появлению различных технологий, развитию письменности, каменного строительства, появлению народного просвещения.
В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлении, стилей, традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.
Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных культурных традиций было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт, то сельское население было часто хранителем старых устоев. В селах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным культурным новшествам.
Долгие годы русская культура — устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло — развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.
Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек — на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью Церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия (христианство), которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло долгое время свои позиции в сельской местности.
Условия развития культуры.
Долгое время определяющим в духовной жизни славян являлось язычество. После принятия христианства на смену ему пришло другое, во многом противоположное мировоззрение. Язычество было основано на культе природы и ее явлений, любви к земной жизни. В христианстве все земное считалось бренным и преходящим, а настоящей жизнью являлась
жизнь после смерти.
В результате взаимодействия язычества и христианства на Руси сложилась своеобразная культура. Она развивалась в рамках христианства, но вобрала и себя многие языческие мотивы, обряды, сохранившиеся и поныне, например такие, как масленица.
Через христианство на Руси были восприняты многие достижения античной, особенно древнегреческой культуры. Велико было влияние культуры южных славян, прежде всего болгар. Большую роль сыграли некоторые черты культуры ассимилированных славянами финно-угорских и балтийских племен. Значение имело влияние кочевых народов. Наконец, Русь имела широкие связи с Западной Европой и воспринимала ее культуру.
Письменность и литература. Для Руси домонгольского периода было характерно широкое распространение грамотности. Это было необычно для Европы того времени. Неслучайно дочь князя Ярослава Мудрого королева Франции Анна в письме отцу высказывала свое удивление низким уровнем образованности жителей ее королевства по сравнению с Русью.
Древнейшая письменность существовала на Руси еще до принятия христианства. Но именно после принятия христианства грамотность на Руси становится массовым явлением. Вместе с христианством на Русь попала общеславянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием.
Об уровне образованности на Руси говорят берестяные грамоты — письма друг к другу людей самого различного социального статуса, найденные археологами. О грамотности горожан свидетельствуют также надписи на стенах церквей, на гончарных и других изделиях.
Наряду с книгами, привезенными из других стран, появились и книги русских авторов. В настоящее время мы знаем лишь о разрозненных остатках этих книг: большинство их погибло в последующие годы. Первым из русских писателей считается митрополит Иларион. В своем философски публицистическом труде «Слово о Законе и Благодати» он обосновывает полноправное место Руси среди других христианских стран, показывает смысл Крещения Руси.
Важнейшим произведением древнерусской литературы является «Повесть временных лет». По традиции, ее автором считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Но вопрос о его авторстве «Повести временных лет» является спорным. Нестор был автором « Чтения о Борисе и Глебе» и «Жития Феодосия Печерского». Описание событий жизни и гибели первых русских святых в «Чтении о Борисе и Глебе» Нестора кардинальным образом расходится с описанием этих сюжетов в «Повести временных лет». «Повесть» — сложное произведение, вобравшее в себя фрагмент, разных летописей и литературные труды многих авторов. Они были собраны вместе в Киеве в начале XII в,
Крупным писателем был князь Владимир Мономах, автор многих посланий и «Поучения детям», которое читали и через несколько столетий после его создания. «Поучение» наполнено глубокими философскими размышлениями о смысле жизни, об обязанностях правителя, о соотношении нравственности и политики. Философско-религиозные искания отразились в таких известных произведениях, как «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Все эти произведения написаны в русле христианской традиции. Но были и произведения, где языческие черты преобладали над христианскими. Это самый выдающийся памятник древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». В нем рассказывается о неудачном походе Новгород- северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. В поэтической форме дается широкая панорама жизни Руси того времени. Неизвестный автор «Слова» призывал князей объединиться для борьбы с общим врагом. Кроме письменной литературы существовала и устная. Это народные сказания — былины. Они записаны в основном в XIX в., а до того передавались из поколения в поколение сказителями и баснопевцами.
Архитектура и изобразительное искусство.
Первые каменные христианские храмы строили мастера из Византии. Но уже в них проявились самобытные черты русской архитектуры. Древнейшая из сохранившихся построек — Софийский собор XI в. в Киеве. Однако его много раз перестраивали. Совсем немного уступает ему по древности Софийский собор в Новгороде (тоже XI век). Он сохранился почти в первозданном виде. Это величественное и суровое сооружение, характерное для Северной Руси.
В XII в. вырабатывается особый русский тип однокупольных храмов. Больше всего их во Владимиро-Суздальской земле. Самый известный храм — церковь Покрова на Нерли, возведенная при Андрее Боголюбском. Правда, ныне она также несколько изменила свой вид по сравнению с первоначальным. Храм поражает красотой и гармонией. Не менее прекрасны Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, многие церкви Суздаля, Переяславля Залесского и т.д. Самостоятельные школы сложились в новгородской архитектуре, архитектуре других земель.
Многие соборы украшены каменной резьбой и рельефами. В них проявилось не всегда совпадающее с аскетическими идеалами церкви стремление древнерусских мастеров к прекрасному. Изображения животных, растений, людей говорят о сохранении языческих мотивов в изобразительном искусстве.
Художественное творчество Древней Руси представлено фресками, иконами, мозаиками. В живописи велико было влияние византийского искусства.
Культура и быт России в XIV- XVI вв.
После победы на Куликовом поле в литературе появились новые настроения. Первым откликом на битву стала поэма «3адонщина», написанная под явным влиянием «Слова о полку Игореве». Это говорит о преемственности в развитии литературы и сохранении традиции древнерусской культуры. Скорбя о погибших, автор «Задонщины» Софроний Рязанец воспевает их подвиг во
имя Руси.
В начале XV к. было создано «Сказание о Мамаевом побоище». Оно стало наиболее популярным произведением о Куликовской битве. Восхищаясь подвигом воинов, «Сказание» преподносит победу в битве как торжество православия над его врагами.
В XV в. были созданы многие известные жития русских святых — Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др.
Одним из наиболее ярких произведений XV в. стало «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Тверской купец совершил путешествие в Индию в 1466— 1472 гг. В записках он подробно рассказал о своих злоключениях, об увиденном и пережитом. Глубокой симпатией наполнены его описания жизни простых индийцев. Различие веры не мешало А.Никитину объективно воспринимать чужие нравы и обычаи. Однако мысли купца постоянно возвращались к положению на родине. «А Русскую землю Бог да сохранит. На этом свете нет страны, подобной ей, почему князья земли русской не живут друг с другом как братья! Пусть устроится Русская земля, а то мало в ней справедливости», — такие слова записаны в конце «Хождения за три моря».
Создание единого государства способствовало появлению обширной публицистической литературы, главной темой которой стали пути развития страны. Но многие публицисты конца XV — начала XVI в. были сторонниками ересей (ложных учений), распространившихся в этот период в России.
Архитектура и искусство.
В XIV в. во всех столицах княжеств и других городах развернулось каменное строительство. Большим своеобразием отличалась архитектура Новгорода Великого. В XV в. новгородцы, предчувствуя скорое падение независимости своей республики, обращали взоры к старине, возводя храмы по образцу древнерусских построек. Этим как бы подчеркивалась особая роль Новгорода, его право на самостоятельность, которое обосновывалось древними традициями.
Одним из крупнейших центров архитектуры к середине XIV в. стала Москва. Именно здесь при Иване Калите появились большие каменные храмы, а при Дмитрии Донском были возведены первые в Северо-Восточной Руси каменные стены укреплений. В конке XV-начале XVI в. Москва стала столицей всей Русской земли, и Иван III решил построить необычный Кремль. Под руководством итальянских мастеров были созданы современные кремлевские стены с башнями. Для своего времени это было выдающееся фортификационное сооружение, рассчитанное на длительную осаду.
Итальянских мастеров привлек Иван III и для строительства новых соборов внутри Кремля. Главный храм Руси — Успенский собор строил итальянец Аристотель Фиораванти создавал по образцу Успенского собора во Владимире.
«Золотым веком» русской иконописи стал конец XIV — начало XV в., когда творили Феофан Грек и Андрей Рублев. Феофан Грек приехал на Русь из Византии. Он был мастером фресковой живописи. Его сюжеты характеризуются проникновением но внутренний мир образов.
Выдающийся художник монах Андрей Рублев также известен как мастер фресковой живописи.
В конце XV в. прославленным мастером иконописи был Дионисий. Для его творений характерны тонкий рисунок, мягкий цвет и праздничное настроение.
16 век в российской архитектуре богат на события. В это столетие продолжается активное градостроительство, что явилось следствием активной внешней и внутренней политики государства в период правления как Василия Третьего, так и Ивана Грозного. Этот период ознаменовался не только строительством новых городов, возведением и укреплением фортификационных сооружений, но и активным разрастанием Москвы, продолжением строительных работ в Московском Кремле, появлением новых монастырей, соборов и храмов.
В 16 веке растет могущество Русского государства, растет и значение Москвы, как центра. В столицу со всей Руси свозят лучших мастеров, которые работают вместе с итальянскими архитекторами и зодчими. С их помощью в России начинается строительство сложных архитектурных объектов из камня, пришедшим на смену традиционному русскому деревянному зодчеству.
Вопросы:
Какие литературные произведения из указанного периода вы можете назвать?
Каков был уровень грамотности домонгольской Руси по средневековым меркам (высокий или низкий)?
Что написал Владимир Мономах?
Кого вы можете назвать из знаменитых русских иконописцев того времени?
Кто был знаменитый русский путешественник того времени и где он побывал?