СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс внеурочной деятельности «Экспериментальная химия» в Точке роста

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Курс внеурочной деятельности «Экспериментальная химия» в Точке роста»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Ушумунская средняя общеобразовательная школа

п. Ушумун Магдагачинского района Амурской области


«Согласовано»

Руководитель МО МОБУ Ушумунской СОШ

___________ / Мельникова О.В. /

Протокол № ____ от

«____»________2021г

«Согласовано»

Зам. директора по УВР МОБУ Ушумунской СОШ

___________ / Толпыго О.В. /

«____»________2021г

«Утверждаю»

Директор МОБУ Ушумунской СОШ

____________ / Судакова А.Д. /

Приказ № ____ от

«____»________2021 Г











ТОЧКА РОСТА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ХИМИЯ


8 – 9 классы












2022 – 2023 учебный год


1. Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

• определение мотивации изучения учебного материала;

• оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей;

• повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к изучению основных исторических событий, связанных с развитием химии и общества;

• знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях;

• оценивание социальной значимости профессий, связанных с химией;

• владение правилами безопасного обращения с химическими веществами и оборудованием, проявление экологической культуры.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:

• целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планирование пути достижения целей;

• устанавление целевых приоритетов, выделение альтернативных способов достижения цели и выбор наиболее эффективного способа;

• умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• умение принимать решения в проблемной ситуации;

• постановка учебных задач, составление плана и последовательности действий;

• организация рабочего места при выполнении химического эксперимента;

• прогнозирование результатов обучения, оценивание усвоенного материала, оценка качества и уровня полученных знаний, коррекция плана и способа действия при необходимости.

Познавательные

Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

• поиск и выделение информации;

• анализ условий и требований задачи, выбор, сопоставление и обоснование способа решения задачи;

• выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

• выдвижение и обоснование гипотезы, выбор способа её проверки;

• самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

• умения характеризовать вещества по составу, строению и свойствам;

• описывание свойств: твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделение их существенных признаков;

• изображение состава простейших веществ с помощью химических формул и сущности химических реакций с помощью химических уравнений;

• проведение наблюдений, описание признаков и условий течения химических реакций, выполнение химического эксперимента, выводы на основе анализа наблюдений за экспериментом, решение задач, получение химической информации из различных источников;

• умение организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• умение делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы;

• умение объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации.

Коммуникативные

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

• полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

• адекватное использование речевых средств для участия в дискуссии и аргументации своей позиции, умение представлять конкретное содержание с сообщением его в письменной и устной форме, определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации;

• определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации, участие в диалоге, планирование общих способов работы, проявление уважительного отношения к другим учащимся;

• описание содержания выполняемых действий с целью ориентировки в предметно-практической деятельности;

• умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;

• развивать коммуникативную компетенцию, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

• применять основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

• раскрывать смысл закона сохранения массы веществ, атомно-молекулярной теории;

• различать химические и физические явления, называть признаки и условия протекания химических реакций;

• соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

• пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

• получать, собирать газообразные вещества и распознавать их;

• характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических соединений, проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

• раскрывать смысл понятия «раствор», вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе, готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;

• характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решётки, определять вид химической связи в неорганических соединениях;

• раскрывать основные положения теории электролитической диссоциации, составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей и реакций ионного обмена;

• раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций, определять окислитель и восстановитель, составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

• называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

• характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов и металлов;

• проводить опыты по получению и изучению химических свойств различных веществ;

• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

• выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

• выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

• использовать приобретённые знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении проектов и решении учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

• осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

• создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.















2. Содержание учебного курса

Первоначальные химические понятия

Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в соединении. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.

Воздух. Кислород. Водород

Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Водород – химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в промышленности. Применение водорода. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при химических реакциях.

Вода. Растворы

Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе.

Основные классы неорганических соединений

Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот.Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Получение и применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода периодической системы. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.

Строение веществ. Химическая связь

Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.

Химические реакции

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях. Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных реакций.

Неметаллы IV – VII групп и их соединения

Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и химические свойства. Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. Сера: физические и химические свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот: физические и химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор: физические и химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения.

Металлы и их соединения

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлы в природе и общие способы их получения. Общие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов. Щелочные металлы и их соединения. Щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо. Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).

Первоначальные сведения об органических веществах

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Типы расчетных задач:

Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.

Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.

Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.












8 класс

Вводное занятие

Раздел 1. Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии (КЭС: 2.2, 3.1, 3.2, 3.3, 4.1, 4.2, 6.6, 6.8; КПУ: 1, 2, 3, 5, 7, 8, 10)

Практическая работа № 1 «Изучение строения пламени»

Лабораторный опыт № 1 «До какой температуры можно нагреть вещество?»

Лабораторный опыт № 2 «Измерение температуры кипения воды с помощью датчика температуры и термометра»

Лабораторный опыт № 3 «Определение температуры плавления и кристаллизации металла»

Раздел 2. Первоначальные химические понятия. (КЭС: 2.2, 3.1, 3.2, 3.3, 4.1, 4.2, 6.6, 6.8; КПУ: 1, 2, 3, 5, 7, 8, 10)

Чистые вещества и смеси

Лабораторный опыт № 4 «Определение водопроводной и дистиллированной воды»

Физические и химические явления

Демонстрационный эксперимент № 1 «Выделение и поглощение тепла – признак химической реакции»

Простые и сложные вещества

Демонстрационный эксперимент № 2.«Разложение воды электрическим током»

Закон сохранения массы веществ (КЭС: 6.5, 6.6, 6.7, 6.8; КПУ: 5, 8,10)

Демонстрационный эксперимент № 3.«Закон сохранения массы веществ»

Раздел 3. Классы неорганических соединений. (КЭС: 5.4, 5.5, 5.6, 5.7, 5.8, 5.9; КПУ: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9,10)

Состав воздуха

Демонстрационный эксперимент № 4.«Определение состава воздуха»

Свойства кислот.

Практическая работа № 2 «Получение медного купороса»

Раздел4. Растворы (КЭС: 6.5, 6.7; КПУ: 1, 2, 3, 5, 7, 8, 9, 10)

Лабораторный опыт № 5 «Изучение зависимости растворимости вещества от температуры»

Лабораторный опыт № 6 «Наблюдение за ростом кристаллов»

Лабораторный опыт № 7 «Пересыщенный раствор»

Практическая работа № 3 «Определение концентрации веществ колориметрическим по калибровочному графику»

Кристаллогидраты

Лабораторный опыт № 8 «Определение температуры разложения кристаллогидрата»

Раздел 5. Классы неорганических соединений. (КЭС: 5.4, 5.5, 5.6, 5.7, 5.8, 5.9; КПУ: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9,10)

Основания

Практическая работа № 4 «Определение рН растворов кислот и щелочей»

Лабораторный опыт № 9 «Определение рН различных сред»

Химические свойства оснований

Лабораторный опыт № 10 «Реакция нейтрализации». Демонстрационный эксперимент № 5 «Основания. Тепловой эффект реакции гидроксида натрия с углекислым газом»

Свойства неорганических соединений

Лабораторный опыт № 11 «Определение кислотности почвы»

Химическая связь (КЭС: 1.1, 2.1, 2.2; КПУ: 1, 2, 4, 5, 7)

Демонстрационный опыт № 6 «Температура плавления веществ с разными типами кристаллических решёток»



9 класс

Вводное занятие

Раздел 1. Теория электро­литической диссо­циации (КЭС: 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6; КПУ: 1,3,4,8,9,10)

Демонстрационный опыт № 1 «Тепловой эффект растворения веществ в воде»

Практическая работа № 1 «Электролиты и неэлек­тролиты»

Лабораторный опыт № 1 «Влияние растворителя на диссоциацию»

Сильные и слабые электро­литы. Лабораторный опыт № 2 «Сильные и слабые элек­тролиты»

Лабораторный опыт № 3 «Зависимость электро­проводности растворов сильных электролитов от концентрации ионов»

Практическая работа № 2 «Определение концен­трации соли по электро­проводности раствора»

Реакции ионного обмена. Лабораторный опыт № 4 «Взаимодействие гидрок­сида бария с серной кис­лотой»

Лабораторный опыт № 5 «Образование солей ам­мония»

Раздел 2. Химические реак­ции. Окислительно- востановительные реакции (ОВР) (КЭС: 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6; КПУ: 1,3,4,8,9,10)

Лабораторный опыт № 6 «Изучение реакции взаи­модействия сульфита на­трия с пероксидом водо­рода»

Лабораторный опыт № 7 «Изменение рН в ходе окислительно-восстано­вительных реакций»

Лабораторный опыт № 8 «Сравнительная характе­ристика восстановитель­ной способности метал­лов»

Скорость хи­мической реакции. Демонстрационные опы­ты № 2 «Изучение влия­ния различных факторов на скорость реакции»

Раздел 3. Неметаллы. Гало­гены (КЭС: 5.1,5.3; КПУ: 1,2,3,5,7,8,9,10)

Демонстрационный опыт № 3 «Изучение физиче­ских и химических свойств хлора»

Практическая работа № 3 «Определение содержа­ния хлорид-ионов в питьевой воде»

Сероводород, сульфиды. Демонстрационный опыт: «Получение сероводоро­да и изучение его свойств».

Лабораторный опыт: «Синтез сероводорода. Качественные реакции на сероводород и сульфи­ды»

Окси­ды серы. Серни­стая кислота. Демонстрационный опыт № 4«Изучение свойств сернистого газа и серни­стой кислоты»

Ам­миак. Лабораторный опыт № 9 «Основные свойства ам­миака»

Оксид азота (IV). Демонстрационные опы­ты: «Получение оксида азота (IV) и изучение его свойств»; «Окисление ок­сида азота (II) до оксида азота (IV)»; «Взаимодей­ствие оксида азота (IV) с водой и кислородом, по­лучение азотной кисло­ты»

Азотная кислота и её соли. Практическая работа № 4 «Определение нитрат- ионов в питательном растворе»

Минеральные удобрения. Лабораторный опыт № 10 «Определение аммиач­ной селитры и мочевины»

Раздел 4. Металлы. (КЭС: 5.1.5.2; КПУ: 1, 2, 3, 5, 7, 8, 9, 10)

Каль­ций. Соединения кальция. Лабораторный опыт № 11 «Взаимодействие извест­ковой воды с углекислым газом»

Железо. Лабораторный опыт № 12 «Окисление железа во влажном воздухе»




3. Тематическое планирование


Разделы

Общее количество часов

теория

практика

8 класс (1 ч в неделю)

Вводное занятие

1

1


Раздел 1. Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии

4


4

Раздел 2. Первоначальные химические понятия.

4


4

Раздел 3. Классы неорганических соединений. Воздух. Кислоты

2


2

Раздел4. Растворы.

5


5

Раздел 5. Классы неорганических соединений. Основания

4


4

Раздел 6. Химическая связь

2

1

1

Типы расчетных задач

2


2

Учебно-исследовательские и проектные работы

6


6

итого

30

2

28

9 класс (1 ч в неделю)

Вводное занятие

1

1


Раздел 1. Теория электро­литической диссо­циации

8


8

Раздел 2. Химические реак­ции. Окислительно- востановительные реакции

4


4

Раздел 3. Неметаллы. Гало­гены

8


8

Раздел 4. Металлы

2


2

Первоначальные сведения об органических веществах

3

1

2

Учебно-исследовательские и проектные работы

4


4

итого

30

2

28













КТП 8 класс


п/п

дата

Тема

Содержание

Целевая установка урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Использование оборудования

п

ф

1



Вводное занятие

Цели, задачи. План работы. Темы экспериментов. Темы исследовательских и проектных работ

Организация деятельности;

вовлечение обучающихся в проектную деятельность

1

Создание условий для расширения содержания общего образования для развития у обучающихся естественно-научной, информационной грамотности, формирования критического и креативного

мышления


2



Методы познания в химии. Экспери­ментальные осно­вы химии

Практическая работа № 1 «Изучение строения пла­мени»

Знакомство с основными методами науки

1

Умение пользоваться нагре­вательными приборами

Датчик темпера­туры (термопар­ный), спиртовка

3



Методы познания в химии. Экспери­ментальные осно­вы химии

Лабораторный опыт № 1 «До какой температуры можно нагреть веще­ство?»

Знакомство с основными методами науки

1

Определять возможность проведения реакций и про­цессов, требующих нагре­вания

Датчик темпера­туры (термопар­ный), спиртовка

4



Методы познания в химии. Экспери­ментальные осно­вы химии

Лабораторный опыт № 2 «Измерение температуры кипения воды с помощью датчика температуры и термометра»

Дать представление о точности измерений циф­ровых датчиков и анало­говых приборов

1

Умение выбирать приборы для проведения измерений, требующих точности пока­заний.

Датчик темпера­туры платино­вый, термометр, электрическая плитка

5



Методы познания в химии. Экспери­ментальные осно­вы химии

Лабораторный опыт № 3 «Определение температу­ры плавления и кристал­лизации металла»

Сформировать представ­ление о температуре плавления, обратимости плавления и кристаллиза­ции

1

Знать процессы, протекаю­щие при плавлении веществ и их кристаллизации

Датчик темпера­туры (термопар­ный)

6



Первоначальные химические поня­тия. Чистые веще­ства и смеси

Лабораторный опыт № 4 «Определение водопро­водной и дистиллирован­ной воды»

Экспериментальное определение дистилли­рованной и водопрово­дной воды

1

Уметь отличать водопро- водную воду от дистиллиро­ванной, знать, почему для проведения экспериментов используют дистиллирован­ную воду

Датчик электро­проводности, цифровой ми­кроскоп

7



Первоначальные химические поня­тия. Физические и химические явле­ния

Демонстрационный экс­перимент № 1 «Выделе­ние и поглощение теп­ла – признак химиче­ской реакции»

Изучение химических яв­лений

1

Уметь отличать физические процессы от химических ре­акций

Датчик темпера­туры платиновый

8



Первоначальные химические поня­тия. Простые и сложные веще­ства

Демонстрационный экс­перимент № 2.«Разложе­ние воды электрическим током»

Изучение явлений при разложении сложных ве­ществ

1

Знать, что при протекании реакций молекулы веществ разрушаются, а атомы со­храняются (для веществ с молекулярным строением)

Прибор для опытов с элек­трическим током

9



Первоначальные химические поня­тия. Закон сохра­нения массы ве­ществ

Демонстрационный экс­перимент № 3.«Закон со­хранения массы ве­ществ»

Экспериментальное дока­зательство действия зако­на

1

Знать формулировку закона и уметь применять его на практике, при решении рас­чётных задач

Весы электрон­ные

10



Классы неоргани­ческих соедине­ний. Состав воз­духа

Демонстрационный экс­перимент № 4.«Опреде­ление состава воздуха»

Экспериментально опре­делить содержание кис­лорода в воздухе

1

Знать объёмную долю со­ставных частей воздуха

Прибор для определения со­става воздуха

11



Классы неоргани­ческих соедине­ний. Свойства кислот.

Практическая работа № 2 «Получение медного ку­пороса»

Синтез соли из кислоты и оксида металла

1

Уметь проводить простей­шие синтезы неорганиче­ских веществ с использова­нием инструкции

Цифровой ми­кроскоп

12



Растворы

Лабораторный опыт № 5 «Изучение зависимости растворимости вещества от температуры»

Исследовать зависимость растворимости от темпе­ратуры

1

Иметь представление о раз­ной зависимости раствори­мости веществ от темпера­туры

Датчик темпера­туры платиновый

13



Растворы

Лабораторный опыт № 6 «Наблюдение за ростом кристаллов»

Показать зависимость растворимости от темпе­ратуры

1

Уметь использовать цифро­вой микроскоп для изуче­ния формы кристаллов

Цифровой ми­кроскоп

14



Растворы.

Лабораторный опыт № 7 «Пересыщенный рас­твор»

Сформировать понятия «разбавленный раствор», «насыщенный раствор», «пересыщенный раствор»

1

Иметь представление о раз­личной насыщенности рас­твора растворяемым веще­ством

Датчик темпера­туры платиновый

15



Растворы

Практическая работа № 3 «Определение концен­трации веществ колори­метрическим по калибро­вочному графику»

Сформировать представ­ление о концентрации ве­щества и количественном анализе

1

Уметь определять концен­трацию раствора, используя инструкцию

Датчик оптиче­ской плотности

16



Кристаллогидра­ты

Лабораторный опыт № 8 «Определение температу­ры разложения кристал­логидрата»

Сформировать понятие «Кристаллогидрат»

1

Знать способность кристал­логидратов разрушаться при нагревании

Датчик темпера­туры платиновый

17



Классы неоргани­ческих соедине­ний. Основания

Практическая работа № 4 «Определение рН раство­ров кислот и щелочей»

Сформировать представ­ление о рН среды как ха­рактеристики кислотно­сти раствора

1

Уметь определять рН рас­творов

Датчик рН

18



Классы неоргани­ческих соедине­ний. Основания

Лабораторный опыт № 9 «Определение рН раз­личных сред»

Сформировать представ­ление о шкале рН

1

Применять умения по опре­делению рН в практической деятельности

Датчик рН

19



Классы неоргани­ческих соедине­ний. Химические свойства основа­ний

Лабораторный опыт № 10 «Реакция нейтрализа­ции».Демонстрационный эксперимент № 5 «Осно­вания.Тепловой эффект реакции гидроксида на­трия с углекислым газом»

Экспериментально дока­зать химические свойства оснований

1

Понимать сущность процес­са нейтрализации и приме­нять процесс нейтрализа­ции на практике

Датчик рН, доза­тор объёма жид­кости, бюретка, датчик темпера­туры платино­вый, датчик дав­ления, магнит­ная мешалка

20



Свойства неорга­нических соеди­нений

Лабораторный опыт № 11 «Определение кислотно­сти почвы»

Использовать получен­ные знания для опреде­ления кислотности рас­творов

1

Уметь определять кислот­ность почв

Датчик рН

21-22



Химическая связь

Демонстрационный опыт № 6 «Температура плав­ления веществ с разными типами кристаллических решёток»

Показать зависимость физических свойств ве­ществ от типа химической связи

1

Уметь определять тип кри­сталлических решёток по температуре плавления

Датчик темпера­туры платино­вый, датчик тем­пературы термо­парный

23-24



Типы расчетных задач

Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.

Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.

Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.

Отработать навыки решения задач

2

Закрепить практические навыки и умения при решении задач;


25-30



Учебно-исследовательские и проектные работы

Поэтапные действия:

• определение проблемы;

• постановка исследовательской задачи;

• планирование решения задачи;

• построение моделей;

• выдвижение гипотез;

• экспериментальная проверка гипотез;

• анализ данных экспериментов или наблюдений;

• формулирование выводов.

• Конференция (защита проектов)

Формировать исследовательских умений учащихся

6

Создание учениками личной продукции и индивидуальных интеллектуальных открытий в конкретной области























КТП в 9 классе

п/п



Тема

Содержание

Целевая установка урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Использование оборудования

1



Вводное занятие


Цели, задачи. План работы. Темы экспериментов. Темы исследовательских и проектных работ

Организация деятельности;

вовлечение обучающихся в проектную деятельность

1

Создание условий для расширения содержания общего образования для развития у обучающихся естественно-научной, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления


2



Теория электро­литической диссо­циации

Демонстрационный опыт № 1 «Тепловой эффект растворения веществ в воде»

Показать, что растворе­ние веществ имеет ряд признаков химической реакции

1

Знать, что растворе­ние – физико-химический процесс

Датчик темпера­туры платиновый

3



Теория электро­литической диссо­циации

Практическая работа № 1 «Электролиты и неэлек­тролиты»

Введение понятий «элек­тролит» и «неэлектро­лит»

1

Уметь экспериментально определять электролиты и неэлектролиты

Датчик электро­проводности

4



Теория электро­литической диссо­циации

Лабораторный опыт № 1 «Влияние растворителя на диссоциацию»

Сформировать представ­ление о влиянии раство­рителя на диссоциацию электролита

1

Знать, какое влияние ока­зывает вода на диссоциа­цию вещества

Датчик электро­проводности

5



Теория электро­литической диссо­циации. Сильные и слабые электро­литы

Лабораторный опыт № 2 «Сильные и слабые элек­тролиты»

Экспериментально ввести понятие «слабый элек­тролит»

1

Уметь определять сильные и слабые электролиты с по­мощью датчика электропро­водности

Датчик электро­проводности

6



Теория электро­литической диссо­циации

Лабораторный опыт № 3 «Зависимость электро­проводности растворов сильных электролитов от концентрации ионов»

Сформировать представ­ление о зависимости электропроводности рас­творов от концентрации ионов

1

Знать зависимость электро­проводности растворов от концентрации ионов

Датчик электро­проводности

7



Теория электро­литической диссо­циации

Практическая работа № 2 «Определение концен­трации соли по электро­проводности раствора»

Закрепить представление о зависимости электро­проводности растворов от концентрации ионов

1

Уметь экспериментально определять концентрацию соли в растворе с помощью датчика электропроводно­сти

Датчик электро­проводности

8



Теория электро­литической диссо­циации.

Реакции ионного обмена

Лабораторный опыт № 4 «Взаимодействие гидрок­сида бария с серной кис­лотой»

Исследовать особенности протекания реакции ней­трализации

1

Применять знания о реак­ции нейтрализации в иных условиях

Датчик электро­проводности, дозатор объёма жидкости, бю­ретка

9



Теория электро­литической диссо­циации

Лабораторный опыт № 5 «Образование солей ам­мония»

Экспериментально пока­зать образование ионов при реакции аммиака с кислотами

1

Знать, что все растворимые в воде соли являются силь­ными электролитами

Датчик электро­проводности

10



Химические реак­ции. Окислительно- востановительные реакции (ОВР)

Лабораторный опыт № 6 «Изучение реакции взаи­модействия сульфита на­трия с пероксидом водо­рода»

Изучение окислительно- восстановительных про­цессов, протекающих с выделением энергии

1

Иметь представление о те­пловом эффекте окисли­тельно-восстановительных реакций

Датчик темпера­туры платиновый

11



Химические реакции. ОВР

Лабораторный опыт № 7 «Изменение рН в ходе окислительно-восстано­вительных реакций»

Доказать, что в процессе протекания ОВР возмож­но образование кислоты или щелочи

1

Иметь представления о раз­личных продуктах окисли­тельно-восстановительных реакций

Датчик рН

12



Химические реакции. ОВР

Лабораторный опыт № 8 «Сравнительная характе­ристика восстановитель­ной способности метал­лов»

Количественно охаракте­ризовать восстановитель­ную способность метал­лов

1

Знать, что металлы являют­ся восстановителями с раз­ной восстановительной спо­собностью

Датчик напряже­ния

13



Химические реак­ции. Скорость хи­мической реакции

Демонстрационные опы­ты № 2 «Изучение влия­ния различных факторов на скорость реакции»

Изучить зависимость ско­рости реакции от различ­ных факторов

2

Знать зависимость скорости реакции от различных фак­торов – температуры, кон­центрации реагирующих ве­ществ, катализатора, приро­ды веществ, площади соприкосновения веществ

Прибор для ил­люстрации зави­симости скоро­сти химической реакции от усло­вий

14



Неметаллы. Гало­гены

Демонстрационный опыт № 3 «Изучение физиче­ских и химических свойств хлора»

Экспериментальное изу­чение физических и хи­мических свойств хлора

1

Знать физические и химиче­ские свойства галогенов. Уметь записывать уравне­ния реакций галогенов с ме­таллами, неметаллами, их различную окислительную способность

Аппарат для проведения хи­мических про­цессов (АПХР)

15



Галогены

Практическая работа № 3 «Определение содержа­ния хлорид-ионов в питьевой воде»

Определить содержание хлорид-ионов в исследу­емых растворах

2

Уметь применять ионосе­лективные датчики

Датчик хлорид- ионов

16



Сероводород, сульфиды

Демонстрационный опыт: «Получение сероводоро­да и изучение его свойств».

Лабораторный опыт: «Синтез сероводорода. Качественные реакции на сероводород и сульфи­ды»

Изучить лабораторные способы получения серо­водорода, его свойства и свойства сульфидов

1

Знать лабораторные спосо­бы получения сероводоро­да, его физические и хими­ческие свойства. Уметь про­водить качественные реакции на сероводород и соли сероводородной кис­лоты, составлять соответ­ствующие уравнения хими­ческих реакций

Аппарат для проведения хи­мических реак­ций (АПХР), при­бор для получе­ния газов или аппарат Киппа

17



Неметаллы. Окси­ды серы. Серни­стая кислота

Демонстрационный опыт № 4«Изучение свойств сернистого газа и серни­стой кислоты»

Изучить свойства серни­стого газа

1

Знать физические и химиче­ские свойства сернистого газа.Уметь записывать уравнения реакций газа с водой, со щелочами

Аппарат для проведения хи­мических реак­ций (АПХР)

18



Неметаллы. Ам­миак

Лабораторный опыт № 9 «Основные свойства ам­миака»

Экспериментально дока­зать принадлежность рас­твора аммиака к слабым электролитам

1

Знать, что раствор аммиака в воде – слабый электро­лит. Уметь определять это свойство с помощью датчи­ка электропроводности

Датчик электро­проводности

19



Оксид азота (IV)

Демонстрационные опы­ты: «Получение оксида азота (IV) и изучение его свойств»; «Окисление ок­сида азота (II) до оксида азота (IV)»; «Взаимодей­ствие оксида азота (IV) с водой и кислородом, по­лучение азотной кисло­ты»

Изучить промышленные и лабораторные способы получения оксида азо­та (IV), его свойства, при­менение в производстве азотной кислоты

1

Знать промышленные и ла­бораторные способы полу­чения оксида азота (IV), его физические и химические свойства.Уметь составлять соответствующие уравнения химических реакций.

Уметь объяснять примене­ние оксида азота (IV) в про­изводстве азотной кислоты

Терморезистор­ный датчик тем­пературы, датчик рН, датчик элек­тропроводности, аппарат для про­ведения химиче­ских реакций (АПХР), магнит­ная мешалка

20



Азотная кислота и её соли

Практическая работа № 4 «Определение нитрат- ионов в питательном растворе»

Экспериментально опре­делить содержание ни­трат-ионов в растворах

2

Уметь использовать ионосе­лективные датчики для определения ионов

Датчик нитрат- ионов

21



Минеральные удобрения

Лабораторный опыт № 10 «Определение аммиач­ной селитры и мочевины»

Экспериментально разли­чать мочевину и мине­ральные удобрения

1

Уметь экспериментально определять мочевину

Датчик электро­проводности

22



Металлы. Каль­ций. Соединения кальция

Лабораторный опыт № 11 «Взаимодействие извест­ковой воды с углекислым газом»

Экспериментально уста­новить образование средней и кислой соли

1

Знать свойства соединений кальция и его значение в природе и жизни человека

Датчик электро­проводности, магнитная ме­шалка, прибор для получения газов или аппа­рат Киппа

23



Металлы. Железо

Лабораторный опыт № 12 «Окисление железа во влажном воздухе»

Исследовать процесс элетрохимической корро­зии железа в воздухе

1

Знать, что процесс корро­зии металлов протекает в присутствии воды и кисло­рода.Знать факторы, уско­ряющие процесс коррозии

Датчик давления

24-26



Первоначальные сведения об органических веществах

Углеводороды: метан, этан, этилен. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки.

Познакомить с предметом органическая химия, с особенностями строения органических веществ; раскрыть основные положения теории органических соединений А.М. Бутлерова

3

Знать, что является предметом изучения органической химии, особенности строения и свойства органических веществ.


27-30



Учебно-исследовательские и проектные работы

Поэтапные действия:

• определение проблемы;

• постановка исследовательской задачи;

• планирование решения задачи;

• построение моделей;

• выдвижение гипотез;

• экспериментальная проверка гипотез;

• анализ данных экспериментов или наблюдений;

• формулирование выводов.

• Конференция (защита проектов)

Формировать исследовательских умений учащихся

6

Создание учениками личной продукции и индивидуальных интеллектуальных открытий в конкретной области