СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс внеурочной деятельности «Школа здоровья» для учащихся 1-4 классов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа

курса внеурочной деятельности

«Школа здоровья»

для учащихся 1-4 классов

по спортивно-оздоровительному направлению

Просмотр содержимого документа
«Курс внеурочной деятельности «Школа здоровья» для учащихся 1-4 классов»









Программа

курса внеурочной деятельности

«Школа здоровья»

для учащихся 1-4 классов

по спортивно-оздоровительному направлению



Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Школа здоровья"



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе "Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни "Уроки здоровья" для младших школьников" под научным руководством Л.А. Обуховой, Н.А. Лемяскиной и О.Е. Жиренкос использованием материалов авторской программы М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой "Разговор о правильном питании".



Актуальность. В настоящее время наблюдается снижение количества здоровых детей, увеличение числа эндокринных заболеваний и заболеваний пищеварительной системы.Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной "визитной карточкой" страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье, у нас не будет будущего. Будущее нашей страны — счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми — сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни.

Программа курса внеурочной деятельности"Школа здоровья"является научной, комплексной последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему отношений к образу жизни, так как позволит сформировать новое отношение к здоровью на уровне установок, навыков и умений.

Новизна данной рабочей программыопределена ФГОС НОО. Отличительными особенностями являются следующие принципы:

  • системный подход

Человек представляет собой сложную систему. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, если не работать с нравственностью ребенка. Успешное решение задач воспитания здорового образа жизни возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.

  • деятельностный подход

Культура в области здоровья и здорового образа жизни осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.

  • принцип «Не навреди!»

Предусматривает использование в работе только безопасных приемов оздоровления, научно признанных и апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.

  • принцип гуманизма

В воспитании в области здоровья и здорового образа жизни признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.



Отличительные особенности программы:

  • содержательная основа способствует реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Программа использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения и литературы, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира;

  • максимально учитываются возрастные особенности детей;

  • у каждого ребенка есть своя рабочая тетрадь;

  • предлагает использование разнообразных форм проведения занятий в зависимости от возраста и возможностей детей; основа организации обучения по программе - игра.



Цель  программы: раскрыть детям основы здоро­вого образа жизни, позволяю­щие эффективно решать одну из са­мых акту­альнейших задач современ­ного образования — формиро­вание здоро­вого об­раза жизни младших школьников (обучение детей эле­ментарным приёмам здорового об­раза жизни (ЗОЖ), содействие оздоровлению уча­щихся), формирование у младших школьников основ культуры питания, как части общей культуры здоровья.





Задачи:

  • Образовательные:

  • обучение детей профи­лакти­ческим ме­тодикам — оздоровительная гимна­стика, пальце­вая, корри­гирующая, дыха­тельная, для профи­лактики про­студных заболеваний, для бодрости,  само­массаж; 

  • обучение детей простейшим  навыкам оказания первой медицин­ской по­мощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;

  • приви­тие детям элемен­тар­ных гигиенических навыков (мытьё рук, ис­пользо­вание носового платка при чихании и кашле и т. д.);

  • просвещение родителей в вопросах рационального питания детей.

  • Воспитательные:

  • желание быть здоровым душой и те­лом;

  • стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в со­гласии с законами природы, законами бытия;

  • приобретение навыков самосовершенствования при получении зна­ний о том, от чего зависит наше здоровье.

  • Развивающие:

  • самостоятельное экспериментирование и поисковая активность де­тей побуж­дают их к творческому отношению при выполнении за­даний;

  • обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с со­бой и с миром;

  • развитие представлений о правильном питании;

  • формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответ­ствен­ности за сохранение и укрепление своего здоровья, расшире­ние знаний и навыков по гигиенической культуре;

  • формирование полезных навыков и привычек;

  • формирование ответственного отношения к своему здоровью;

  • формирование представлений о народных традициях, связанных с питанием.


Общая характеристика учебного предмета, курса


В Федеральном государственном стандарте начального общего образования отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обучающихся. Выпускник начальной школы должен соблюдать определенные правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Программа курса внеурочной деятельности "Школа здоровья" (далее программа) представляет собой комплекс знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья младших школьников. Ведь начальное общее образование является одной из ценностных составляющих, которая способствует познавательному и эмоциональному развитию ребенка и достижению планируемых результатов.

Благодаря обучению по этой программе у детей появляется желание заботиться о своем здоровье, относиться к нему как к ценности, придерживаться здорового питания, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать рекомендуемый врачами режим дня, снижать влияние негативных факторов и рисков на свое здоровье. Также формируются умение не попадать в ситуации, наносящие вред здоровью; потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья; готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Данная программа предназначена для работы с детьми 7–11 лет и направлена на организацию образовательного процесса по формированию культуры здорового образа жизни младшего школьника. Обучение по программе рассчитано на четыре учебных года, по одному занятию в неделю.

Также программа является значимой для эмоционально-творческого развития младших школьников. Базовыми в образовательной концепции стали ценности жизни и здоровья.

Организация занятий по программе исключает критику, негативные оценки, прямое указание на ошибки школьников, и предусматривает подчеркивание положительных действий школьника, его возможностей и способностей. Созданию атмосферы доброжелательности способствуют некоторые игры и упражнения, направленные на выявление, передачу и восприятие положительной информации.

Работа по данной программе строится на принципах гуманистической педагогики и психологии, выраженных правилом трех П: понимание, принятие, признание. Учет индивидуальных особенностей, уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности, комплексный подход, систематичность и последовательность, интеграция, наглядность – важные принципы реализации программы.

Результатом освоения программы является наличие компетенций как умений, необходимых для сохранения и укрепления собственного здоровья. К таким компетенциям относятся понимание ценностей собственной жизни и жизни окружающих людей, способность контролировать свою деятельность, умение вовлекать эмоции в процесс деятельности, готовность и способность обучаться самостоятельно, способность к рефлексии, уверенность в себе, самоконтроль, адаптивность, исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов по сохранению и укреплению своего здоровья, умение проявлять настойчивость при соблюдении здорового образа жизни, отношение к правилам и нормам здорового образа жизни как указателям желательных способов поведения, способность принимать решения, способность слушать других людей и принимать во внимание то, что говорят, терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих.

Ценностно-смысловые компетенции по здоровьесберегающему направлению – это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами младшего школьника по отношению к собственному психическому, нравственному, духовному и физическому здоровью, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Данные компетенции предполагают наличие у младших школьников следующих универсальных учебных действий:

    • умения формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к собственному здоровью и сферам деятельности по здоровьесбережению;

    • владения способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;

    • умений принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;

    • умения действовать на основе выбранных целевых и смысловых установок;

    • умение выбирать индивидуальную образовательную программу с учетом общих требований и норм.

Учебно-познавательные компетенции по определению А.В. Хуторского – это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. В их число входят следующие универсальные учебные действия:

    • способности ставить цель и достигать ее, умение пояснять свою цель;

    • умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

    • умения ставить вопросы к наблюдаемым явлениям, отыскивать их причины, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблемы;

    • умения ставить и решать познавательные задачи по сохранению и укреплению собственного здоровья;

    • способность создавать условия для проведения здоровьесберегающих действий (закаливание, проветривание, подвижные и малоподвижные игры и т.д.).

Коммуникативные компетенции - это знание необходимых языков, умения взаимодействовать с людьми, использовать навыки работы в парах и группах, владеть различными социальными ролями в коллективе. Уже к окончанию начальной школы ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заполнить анкету, написать заявление, задать вопрос, вести диалог и участвовать в дискуссии, выступать с докладом, защищать проект и т.д. Поэтому важно сформировать у младшего школьника следующие универсальные учебные действия:

  • умение взаимодействовать с окружающими людьми и анализировать происходящие события;

  • умения задавать вопрос, корректно вести диалог;

  • владение разными видами речевой деятельности: монолог, диалог, чтение, письмо;

  • умение работать в коллективе;

  • умения искать и находить компромиссы;

  • умение развивать положительные навыки общения в многонациональном, многоконфессиональном обществе, основанных на знании истории и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Информационные компетенции – это умения при помощи телевизора, телефона, средств массовой информации, Интернета, видеозаписи самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и использовать ее. Информационные компетенции развивают навыки у младшего школьника, которые относятся к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, в окружающем мире, формируя у обучающегося универсальные учебные действия:

  • владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, словарями, энциклопедиями, каталогами, Интернетом;

  • умения самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения задач информацию, организовывать, преобразовывать и сохранять ее;

  • способность ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять главное и необходимое;

  • умение осознанно воспринимать сообщения из средств массовой информации;

  • умение пользоваться информационными устройствами, такими, как компьютер, телевизор, магнитофон, телефон, факс, принтер и др.;

  • умение использовать для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио- видеозаписи, электронную почту, Интернет

Природоведческие и здоровьесберегающиекомпетенции – это знакомство с культурой своего народа и народов других стран, краеведением. Также сюда входит приобретение знаний по экологии, применение правил личной гигиены, формирование навыков здорового образа жизни, умение заботиться о собственном здоровье и личной безопасности, владение способами оказания первой медицинской помощи пострадавшим или заболевшим, умение ухаживать за ребенком младшего возраста. У школьников формируются следующие универсальные учебные действия:

  • понимание духовно-нравственных основ жизни человека и общечеловеческой культуры;

  • понимание культуры, традиций и обычаев своего народа;

  • формирование представления о родном крае, его природе, занятиях людей и т.д.;

  • владение опытом ориентации и экологической деятельности в природной среде;

  • владение эффективными способами организации своего свободного времени;

  • умение применять правила поведения в экстремальных ситуациях;

  • умение позитивно относиться к своему здоровью;

  • владение способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

  • умения применять правила личной гигиены, заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;

  • владение навыками оказания первой медицинской помощи;

  • владение элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;

  • умение использовать многообразие двигательного опыта в массовых видах соревновательной деятельности и организации активного отдыха и досуга;

  • умение подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств


Программа включает шесть разделов:

Раздел "Основы здорового образа жизни"

Раздел "Физическое здоровье"

Раздел "Психическое (душевное) здоровье"

Раздел "Основы безопасности"

Раздел "Природа и мы"

Раздел "Повторение. Нестандартные уроки и уроки-праздники"


Сроки реализации программы

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 7–11 лет и рассчитана на четыре учебных года (138 часов), по одному занятию в неделю: в 1 классе – 33 часа, в 2-4 классах по 34 часа.



Ценностные ориентиры содержания программы

Одним из результатов преподавания программы является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, ее совершенства, сохранение и приумножение ее богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально- нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса



Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой медицинской помощи;

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.



Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и

  • имеющегося опыта;

  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

  • обеспечивать защиту и сохранность природы вовремя активного отдыха и занятий физической культурой;

  • организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности;

  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.



Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

  • применять знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;

  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований.

  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.


Предполагаемый результат

1.Результатом практической деятельности по программе курса "Школа здоровья" можно считать следующее:

  • высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни;

  • повышение активности учащихся в мероприятиях школы, класса.

2.Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы



Формы организации

Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод: просмотр фильмов, слайдов, презентаций; экскурсии; наблюдения; целевые прогулки.

Словесный метод: объяснение, рассуждение, чтение стихотворений; беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; ответы на вопросы педагога, детей; сообщение дополнительного материала; рассматривание наглядного материала; рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практический метод: проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин; проведение экскурсии различной направленности; организация вечеров с родителями, для родителей, выполнение работ по инструкционным картам, в рабочих тетрадях и др.

Форма обучения:

  • по количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;

  • по месту проведения: школьная (в классе, в библиотеке, в столовой, в медицинском кабинете), внешкольная (домашняя самостоятельная работа, экскурсии).

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника. Предполагается обучение на двух основных уровнях: первый -информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

В занятия включены задания: игровые ситуации; оздоровительные минутки; советы для учащихся.



Формы учета планируемых результатов освоения

программы внеурочной деятельности



Обучение по программе курса внеурочной деятельности "Школа здоровья"безотметочное. Программа предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Для контроля результатов освоения программы используются творческие работы обучающихся, накопление материалов.

Контроль и оценка результатов освоения программы зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин, в том числе оформление выставки фотографий "Мы - за здоровое питание".



Критерии оценки знаний, умений и навыков

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.



Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.



Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.



Эффективность программы оценивается по результатам диагностик (экспресс – диагностика показателей здоровья школьников); анкеты для родителей "Здоровье ребенка", "Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?"; для учащихся "Значимость здоровья в системе ценностей", "Сформированность навыков личной гигиены"


Содержание курса

1 класс (33 часа)

  • Раздел "Основы здорового образа жизни"(8 часов)

Дружи с водой. Советы доктора Вода. Друзья Вода и Мыло.

Как следует питаться. Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи.Если хочешь быть здоров. Самые полезные продукты. Как правильно есть. Удивительные превращения пирожка. Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной. Плох обед, если хлеба нет. Время есть булочки. Пора ужинать.*

Как сделать сон полезным. Сон – лучшее лекарство.

Вредные привычки. Вредные привычки.

Как закаляться. Обтирание и обливание. Если хочешь быть здоров.



  • Раздел "Физическое здоровье" (11 часов)

Забота о глазах. Глаза – главные помощники человека.

Уход за ушами. Чтобы уши слышали.

Уход за зубами. Почему болят зубы. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку красивой.

Уход за руками и ногами. "Рабочие инструменты" человека.

Забота о коже. Зачем человеку кожа. Надежная защита организма. Если кожа повреждена.

Мышцы, кости и суставы. Скелет – наша опора. Осанка – стройная спина!



  • Раздел "Психическое (душевное) здоровье" (4 часа)

Настроение в школе. Как настроение?

Настроение после школы. Я пришел из школы.

Поведение в школе. Я – ученик.



  • Раздел "Основы безопасности"(6 часов)

Как правильно вести себя на воде. Правила безопасности на воде.

Игры и упражнения на воде. Обучение плаванию.**



  • Раздел "Природа и мы" (3 часа)

Народные игры. Русская игра "Городки".

Подвижные игры. Подвижные игры Доктора природы.



  • Раздел "Повторение. Нестандартные уроки и уроки-праздники"(1 час)



К концу 1-го класса учащиеся должны знать:

  • правила личной гигиены;

  • особенности органов зрения и слуха;

  • правила ухода за зубами и ушами;

  • от чего зависит правильная осанка;

  • как ухаживать за кожей;

  • для чего нужны человеку кости, мышцы, суставы;

  • что такое правильное, полноценное питание;

  • что такое режим дня, как его соблюдать;

  • правила поведения в школе;

  • чем угрожают организму вредные привычки;

  • способы закаливания организма.



Учащиеся должны иметь представление:

  • что такое личная гигиена;

  • о необходимости сна для человека;

  • о том, что полезно для глаз, что вредно;

  • что такое осанка и почему её нужно сохранять;

  • какое значение имеют слух, зрение, кожа, мышцы и суставы для человека;

_______________________________

* - Курсивом выделены темы, изучаемые в курсе "Разговор о правильном питании" (авт. М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой)

** - Эти уроки проводятся в том случае, если в школе есть бассейн, если нет, то их можно заменить другими темами, например подвижными играми.



  • о причинах заболевания зубов;

  • о влиянии солнечного света, воздуха и воды на здоровье человека.



Учащийся должен уметь:

  • правильно сидеть при письме, во время чтения;

  • выполнять упражнения для развития мышц и мелкой моторики;

  • правильно умываться, чистить зубы, уши;

  • ухаживать за кожей;

  • соблюдать правила поведения в школе;

  • не поддаваться влиянию вредных привычек;

  • распределять продукты питания на неделю по их калорийности;

  • оказывать первую медицинскую помощь;

  • правильно чередовать различные виды деятельности и отдыха.



Тематическое планирование с описанием основных видов учебной деятельности обучающихся


Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Дружи с водой.

Советы доктора Вода. Друзья Вода и Мыло.

  • понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;

  • вступать в учебный диалог;

  • выполнять задания, предложенные учителем;

  • обсуждать выступления одноклассников;

  • работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;

  • работать с терминологическим словариком;

  • извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии

Как следует питаться.

Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи.

Если хочешь быть здоров. Самые полезные продукты. Как правильно есть. Удивительные превращения пирожка. Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной. Плох обед, если хлеба нет. Время есть булочки. Пора ужинать.

  • понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;

  • вступать в учебный диалог;

  • анализировать учебную ситуацию;

  • обсуждать вопрос о большей ценности для человека;

  • выполнять задания, предложенные учителем;

  • извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

  • обсуждать выступления одноклассников;

  • работать в группе: обсуждать правила здорового образа жизни, рассказывать о личной заботе о своем здоровье;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии

Как сделать сон полезным. Сон – лучшее лекарство.

  • понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;

  • вступать в учебный диалог;

  • анализировать учебную ситуацию;

  • обсуждать вопрос о большей ценности для человека;

  • выполнять задания, предложенные учителем;

  • извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

  • обсуждать выступления одноклассников;

  • работать в группе: обсуждать правила здорового образа жизни, рассказывать о личной заботе о своем здоровье;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии

Вредные привычки.

Вредные привычки.

  • понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;

  • вступать в учебный диалог;

  • анализировать учебную ситуацию;

  • обсуждать вопрос о большей ценности для человека;

  • выполнять задания, предложенные учителем;

  • извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

  • обсуждать выступления одноклассников;

  • работать в группе: обсуждать правила здорового образа жизни, рассказывать о личной заботе о своем здоровье;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии

Как закаляться. Обтирание и обливание.

Если хочешь быть здоров.

  • понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;

  • вступать в учебный диалог;

  • анализировать учебную ситуацию;

  • обсуждать вопрос о большей ценности для человека;

  • выполнять задания, предложенные учителем;

  • извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

  • обсуждать выступления одноклассников;

  • работать в группе: обсуждать правила здорового образа жизни, рассказывать о личной заботе о своем здоровье;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии

Забота о глазах.

Глаза – главные помощники человека.

  • понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;

  • вступать в учебный диалог;

  • анализировать учебную ситуацию;

  • обсуждать вопрос о большей ценности для человека;

  • выполнять задания, предложенные учителем;

  • извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

  • обсуждать выступления одноклассников;

  • работать в группе: обсуждать правила здорового образа жизни, рассказывать о личной заботе о своем здоровье;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии

Уход за ушами.

Чтобы уши слышали.

  • понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;

  • вступать в учебный диалог;

  • анализировать учебную ситуацию;

  • обсуждать вопрос о большей ценности для человека;

  • выполнять задания, предложенные учителем;

  • извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

  • обсуждать выступления одноклассников;

  • работать в группе: обсуждать правила здорового образа жизни, рассказывать о личной заботе о своем здоровье;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии

Уход за зубами.

Почему болят зубы. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку красивой.

  • понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;

  • вступать в учебный диалог;

  • анализировать учебную ситуацию;

  • обсуждать вопрос о большей ценности для человека;

  • выполнять задания, предложенные учителем;

  • извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

  • обсуждать выступления одноклассников;

  • работать в группе: обсуждать правила здорового образа жизни, рассказывать о личной заботе о своем здоровье;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии

Уход за руками и ногами. "Рабочие инструменты" человека.

  • понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;

  • вступать в учебный диалог;

  • анализировать учебную ситуацию;

  • обсуждать вопрос о большей ценности для человека;

  • выполнять задания, предложенные учителем;

  • извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

  • обсуждать выступления одноклассников;

  • работать в группе: обсуждать правила здорового образа жизни, рассказывать о личной заботе о своем здоровье;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии

Забота о коже.

Зачем человеку кожа. Надежная защита организма. Если кожа повреждена.

  • понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;

  • вступать в учебный диалог;

  • анализировать учебную ситуацию;

  • обсуждать вопрос о большей ценности для человека;

  • выполнять задания, предложенные учителем;

  • извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

  • обсуждать выступления одноклассников;

  • работать в группе: обсуждать правила здорового образа жизни, рассказывать о личной заботе о своем здоровье;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии

Мышцы, кости и суставы. Скелет – наша опора. Осанка – стройная спина!

  • понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;

  • вступать в учебный диалог;

  • анализировать учебную ситуацию;

  • обсуждать вопрос о большей ценности для человека;

  • выполнять задания, предложенные учителем;

  • извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

  • обсуждать выступления одноклассников;

  • работать в группе: обсуждать правила здорового образа жизни, рассказывать о личной заботе о своем здоровье;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии

Настроение в школе.

Как настроение?

  • понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;

  • актуализировать полученные ранее знания о причинах плохого настроения;

  • вступать в учебный диалог;

  • анализировать учебную ситуацию и формулировать соответствующий вывод;

  • выполнять задания, предложенные учителем;

  • работать в группе: формулировать правила безопасного и ответственного поведения;

  • извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии

Настроение после школы.

Я пришел из школы.

  • понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;

  • актуализировать полученные ранее знания о причинах плохого настроения;

  • вступать в учебный диалог;

  • анализировать учебную ситуацию и формулировать соответствующий вывод;

  • выполнять задания, предложенные учителем;

  • работать в группе: формулировать правила безопасного и ответственного поведения;

  • извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии

Поведение в школе.

Я – ученик.

  • понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;

  • анализировать учебную ситуацию;

  • вступать в учебный диалог;

  • выполнять задания, предложенные учителем;

  • актуализировать полученные ранее знания о правилах поведения в школе и обсуждать необходимость их выполнения;

  • обсуждать выступления одноклассников;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии

Как правильно вести себя на воде.

Правила безопасности на воде.

  • понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;

  • анализировать учебную ситуацию;

  • вступать в учебный диалог;

  • выполнять задания, предложенные учителем;

  • актуализировать полученные ранее знания о правилах поведения на воде и обсуждать необходимость их выполнения;

  • обсуждать выступления одноклассников;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии

Игры и упражнения на воде. Обучение плаванию.

  • понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;

  • анализировать учебную ситуацию;

  • вступать в учебный диалог;

  • выполнять задания, предложенные учителем;

  • актуализировать полученные ранее знания о правилах поведения на воде и обсуждать необходимость их выполнения;

  • обсуждать выступления одноклассников;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии

Народные игры.

Русская игра "Городки".

  • понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;

  • вступать в учебный диалог;

  • анализировать учебную ситуацию;

  • обсуждать вопрос о большей ценности для человека;

  • выполнять задания, предложенные учителем;

  • извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

  • обсуждать выступления одноклассников;

  • работать в группе: обсуждать правила здорового образа жизни, рассказывать о личной заботе о своем здоровье;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии

Подвижные игры.

Подвижные игры. Доктора природы.

  • понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;

  • вступать в учебный диалог;

  • анализировать учебную ситуацию;

  • обсуждать вопрос о большей ценности для человека;

  • выполнять задания, предложенные учителем;

  • извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

  • обсуждать выступления одноклассников;

  • работать в группе: обсуждать правила здорового образа жизни, рассказывать о личной заботе о своем здоровье;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии





Материально-техническое обеспечение образовательного процесса



Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О. Е. 135 уроков здоровья, или Школа докторов Природы (1-4 классы) - М.: ВАКО, 2013г.

Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015

2. Печатные пособия

Демонстрационные таблицы, карточки-задания.

Безруких М.М и др. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015

Демонстрационные плакаты

Информационные материалы для родителей (буклеты)

3. Технические средства обучения

Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, фотоаппарат

4. Экранно-звуковые пособия

CD и DVD носители

5. Игры и игрушки

Настольные игры и пр.





Календарно – тематическое планирование

1 класс

(1 час в неделю/ 33 часа в год)

уро

ка

Тема урока

Кол-

во часов

Дата

Примечание

План

Факт

Дружи с водой

1

Советыдоктора Воды. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.


1




2

Друзья Вода и Мыло.


1




Забота о глазах

3

Глаза –главные помощники человека.

1




Уход заушами

4

Чтобыуши слышали.

1




Уход за зубами

5

Почему болят зубы?


1




6

Чтоб зубы были здоровыми!

1




7

Как сохранить улыбку красивой.

1




Уход за руками и ногами

8

«Рабочие инструменты» человека.

1




Забота окоже

9

Зачем человеку кожа?

1




10

Надежная защита организма





11

Если кожа повреждена. Правила ухода за кожей.


1




Как следует питаться?

12

Питание– необходимое условие для жизни человека.


1




13

Если хочешь быть здоров

1




14

Здоровая пища для всей семьи.


1




15

Самые полезные продукты

1




Важность сна

16

Сон –лучшее лекарство.


1




Настроение вшколе

17

Как настроение?


1




Настроение послешколы

18

Я пришёл из школы.


1




Поведение в школе

19

Я –ученик.


1




20

Как правильно есть

1




Вредные привычки

21

Вредные привычки.


1




22

Вредные привычки.


1




23

Удивительные превращения пирожка

1




Мышцы, кости и суставы

24

Скелет –наша опора.


1





25

Осанка– стройная спина!


1




Как закаляться? Обтирание и обливание.

26

Если хочешь быть здоров!

1




Правильное питание

27

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

1




28

Плох обед если хлеба нет

1




Подвижные игры.

29

Русская игра «Городки»

1




30

Подвижные игры

1




Правильное питание

31

Время есть булочки.

Путешествие по улице Правильного питания


1





32

Пора ужинать

1




Здоровье

33

Доктора Природы (обобщение)

1







Календарно – тематическое планирование

2 класс

(1 час в неделю/ 34 часа в год)


п/п


Тема урока


Количествочасов


Дата проведения



Примечание


План


Факт

I

Введение «Вот мы и в школе».

4




1

Что мы знаем о ЗОЖ?

1




2

По стране Здоровейка.

1



Спортивные состязания

3

В гостях у Мойдодыра.


1




4

Я хозяин своего здоровья.

1




II

Питание и здоровье

5




5

Правильное питание – залог здоровья. Меню из трех блюд на всю жизнь.

1




6

Культура питания. Этикет.

1




7

Спектакль «Я выбираю кашу».

1




8

«Что даёт нам море?»






9

Светофор здорового питания

1



Викторина

III

Моё здоровье в моих руках

7




10

Сон и его значение для здоровья человека.

1




11

Закаливание в домашних условиях.

1




12

День здоровья

«Будьте здоровы»

1



Весёлые старты

13

Иммунитет.

1




14

Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье?”.

1




15

Спорт в жизни ребёнка.

1




16

Слагаемые здоровья

1



За круглым столом

IV

Я в школе и дома

6




17

Я и мои одноклассники

1




18

Почему устают глаза?

1




19

Гигиена позвоночника. Сколиоз.

1




20

Шалости и травмы.

1




21

«Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление.

1




22

Умники и умницы

1



КВН

V

Чтоб забыть про докторов

4




23

С. Преображенский «Огородники»

1




24

Как защитить себя от болезни?(Выставка рисунков).

1



Круглый стол

25

День здоровья.

«Самый здоровый класс»

1



Спортивные состязания

26

«Разговор о правильном питании». Вкусные и полезные вкусности.

1




VI

Я и моё ближайшее окружение

4




27

Мир эмоций и чувств.

1




28

Вредные привычки.

1




29

«Веснянка»

1




30

В мире интересного.

1



Научно- практическая конференция

VII

«Вот и стали мы на год взрослей»

4




31

Я и опасность.

1




32

Чем и как можно отравиться. Кукольный спектакль А.Колобова «Красивые грибы»

1




33

Первая помощь при отравлении.

1




34

Наши успехи и достижения.


1



Диагностика


Итого:

34








Календарно – тематическое планирование

3 класс

(1 час в неделю/ 34 часа в год)


п/п


Тема урока


Количество часов


Дата проведения



Примечание

План

Факт

I

Введение «Вот мы и в школе».

4




1

«Здоровый образ жизни, что это?»

1




2

Личная гигиена.

1




3

В гостях у Мойдодыра.

1




4

«Остров здоровья».

1



Игра

II

Питание и здоровье

5




5

Игра «Смак»

1




6

Правильное питание –залог физического и психологического здоровья.

1




7

Вредные микробы.

1




8

Что такое здоровая пища и как её приготовить





9

«Чудесный сундучок»

1



КВН

III

Моё здоровье в моих руках

7




10

Труд и здоровье

1




11

Наш мозг и его волшебные действия

1




12

День здоровья

«Хочу остаться здоровым»

1



Спортивные состязания

13

Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья.

1




14

Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”. Игры

1



Игры

15

Экскурсия «Природа – источник здоровья»

1




16

«Моё здоровье в моих руках»

1



Викторина

IV

Я в школе и дома

6




17

Мой внешний вид –залог здоровья

1




18

«Доброречие»

1




19

Спектакль С. Преображенский «Капризка»

1




20

«Бесценный дар- зрение».

1




21

Гигиена правильной осанки

1




22

«Спасатели , вперёд!»

1



Весёлые старты

V

Чтоб забыть про докторов

4




23

Шарль Перро «Красная шапочка»

1




24

Движение- это жизнь!

1



Спортивные состязания

25

День здоровья

«Дальше, быстрее, выше!»

1




26

«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности

1




VI

Я и моё ближайшее окружение

4




27

Мир моих увлечений

1




28

Вредные привычки и их профилактика

1




29

Добро лучше , чем зло, зависть, жадность.

Кукольный спектакль

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

1




30

В мире интересного.

1



Научно –практическая конференция

VII

«Вот и стали мы на год взрослей»

4




31

Я и опасность.

1




32

Лесная аптека на службе человека

1




33

Игра «Не зная броду, не суйся в воду»

1




34

Чему мы научились и чего достигли


1



Диагностика


Итого:

34










Календарно – тематическое планирование

4 класс
(1 час в неделю/ 34 часа в год)


п/п


Наименование разделов и дисциплин


Количество часов


Дата проведения



Примечание

План

Факт


I

Введение «Вот мы и в школе».

4




1

«Здоровье и здоровый образ жизни»

1




2

Правила личной гигиены

1




3

Физическая активность и здоровье

1




4

Как познать себя?

1



За круглым столом

II

Питание и здоровье

5




5

Питание необходимое условие для жизни человека.

1




6

Здоровая пища для всей семьи

1




7

Как питались в стародавние времена и питание нашего времени

1




8

Секреты здорового питания. Рацион питания





9

«Богатырская силушка»

1



КВН, спортивные состязания

III

Моё здоровье в моих руках

7




10

Советы Доктора Воды

1




11

«Мы за здоровый образ жизни»

1




12

Марафон «Сколько стоит твоё здоровье»

1




13

«Береги зрение с молоду».

1




14

Как избежать искривления позвоночника?

1




15

Отдых для здоровья

1



Спортивные состязания

16

Умеем ли мы отвечать за своё здоровье?

1



Викторина

IV

Я в школе и дома

6




17

«Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим»

1




18

«Класс не улица ребята

И запомнить это надо!»

1




19

Кукольный спектакль

«Спеши делать добро»

1




20

Что такое дружба? Как дружить в школе?

1




21

Мода и школьные будни

1




22

Делу время , потехе час.

1



Игра - викторина

V

Чтоб забыть про докторов

4




23

Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься

1



Спортивные состязания

24

День здоровья

«За здоровый образ жизни»


1




25

Кукольный спектакль

С. Преображенский «Огородники»

1




26

«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности

1




VI

Я и моё ближайшее окружение

4




27

Размышление о жизненном опыте

1




28

Вредные привычки и их профилактика

1




29

Школа и моё настроение

1




30

В мире интересного.

1



Научно –практическая конференция

VII

«Вот и стали мы на год взрослей»

4




31

Я и опасность.

1




32

Игра «Мой горизонт»

1




33

Гордо реет флаг здоровья


1



Весёлые старты

34

«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни?»


1



Диагностика.

Книга здоровья


Итого:

34