СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс внеурочной деятельности "Сочинение на отлично" (программа) для 10-11 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс внеурочной деятельности "Сочинение на отлично" для 10-11 классов вмещает в себя программу и календарное планирование. 

Просмотр содержимого документа
«Курс внеурочной деятельности "Сочинение на отлично" (программа) для 10-11 классов»



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кировская школа Волновахского муниципального округа»

Донецкой Народной Республики




РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол от « » 08.2024г.№ 1

Руководитель ШМО

______ И.А.Кошарина


СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

__________Е.В. Юдак

« » 2024 г.



УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора ГБОУ

«Кировская школа

Волновахского м.о.»

_________ С.Э.Власова

« » 2024 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по_курсу внеурочной деятельности

«Сочинение на отлично»___

(наименование предмета)

____средний общий___________

(уровни общего образования)

для_10, 11 классов


Рабочую программу составил(а)

_Кошарина Ирина Андреевна_

учитель русского языка и литературы_





2024-2025 учебный год


Пояснительная записка


С 2014-2015 учебного года для выпускников проводится итоговое сочинение (изложение) в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» №923 от 05.08.2014 г. (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014 г., регистрационный №33604). Данное решение принято с целью реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013 года. Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение речью. Введение итогового сочинения (изложения) будет содействовать формированию самосознания учащегося, развитию его речевой и читательской культуры. Как итоговое сочинение, так и изложение являются допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой в системе «зачёт—незачёт»). В отличие от изложения, итоговое сочинение — это форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза — до 10 баллов к результатам ЕГЭ).

В связи с этим подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем, самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и обучающегося.

Но в школьном курсе нет возможности уделить достаточно времени формированию у обучающихся коммуникативных компетенций. Поэтому огромную важность приобретают вопросы разработки дополнительных курсов, во время изучения которых у обучающихся формируется творческая способность пользоваться инвентарем языковых средств, который складывается из знаний и готовности к их адекватному использованию. Именно это обуславливает ведение факультативного курса «Учимся писать сочинение».

Основной целью курса «Учимся писать сочинение» является совершенствование навыка написания сочинения-рассуждения.

Задачи:

  • совершенствовать умение работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей;

  • совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями;

  • совершенствовать умение написания сочинения-рассуждения (т.е. логично, доказательно и образно излагать свои мысли, аргументировать, уметь делать выводы);

  • повысить уровень речевого развития (т.е. сформулировать языковое чутье, научиться правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи).

Методы обучения:

  • Исследование;

  • Проблемно-поисковые задания;

  • Наблюдение;

  • Работа с обобщающими схемами;

  • Работа с лингвистическими словарями;

  • Индивидуальные задания.

Основными формами проверки знаний и умений учащихся являются:

- устные формы – опрос, выступления;

- письменные формы –самостоятельные творческие работы.

Рабочая программа курса «Учимся писать сочинение» разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов:

  1. Методических рекомендаций для подготовки к итоговому сочинению (www.krao.ru).

  2. Материалов программы В.Я. Коровиной «Литература. 5 – 11 класс» (М.: Просвещение, 2010)

Данный курс предназначен для учащихся 10 и 11 класса. Программа рассчитана на 68 часов: 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе, что соответствует учебному плану школы.

В рабочей программе предусмотрен текущий контроль. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок (на усмотрение учителя), к ней относятся проверочные и самостоятельные работы.


Общая характеристика учебного курса


Специфика курса состоит в том, что он содержит методику подготовки к написанию сочинения в 11 классе, систематизирует теоретические сведения о сочинении-рассуждении.

Новизна программы заключается в том, что она представляет систему работы учителя-словесника по решению проблемы формирования коммуникативных компетенций учащихся в рамках обучения написанию сочинения – рассуждения, в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике при написании сочинений.

Особый акцент сделан на использование ИКТ, что является признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.


Место учебного курса в учебном плане школы


На изучение курса «Учимся писать сочинение» в школьном учебном плане отведен 1 недельный час в 10 классе и 1 недельный час в 11 классе.


Результаты обучения


В результате изучения курса учащийся должен уметь:

  • Подбирать необходимый материал для работы над сочинением-рассуждением;

  • Работать со справочным материалом;

  • Использовать художественные средства языка;

  • Писать сочинение-рассуждение;

  • Оценивать свои творческие работы с точки зрения их речевой грамотности, композиционной выстроенности, тематического соответствия, жанровой соотнесенности.


Содержание курса


Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.

Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по русскому языку и литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.

Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа.

Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развёрнутый план работы рад сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение.

Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Основная часть сочинения. Заключительная часть сочинения.

Стилистика сочинения. Редактирование и рецензирование, анализ.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Личностные результаты освоения обучающимися программы по курсу внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения; взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

В результате изучения курса на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

  • сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

  • осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

  • принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском языке;

  • готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

  • готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;

  • умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

  • готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.

2) патриотического воспитания:

  • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;

  • идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу.

3) духовно-нравственного воспитания:

  • осознание духовных ценностей российского народа;

  • сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;

  • способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

  • осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

  • ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.

4) эстетического воспитания:

  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

  • способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

  • убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;

  • готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому языку.

5) физического воспитания:

  • сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

  • потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

  • активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.

6) трудового воспитания:

  • готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

  • готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка;

  • интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

  • готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.

7) экологического воспитания:

  • сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

  • планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;

  • расширение опыта деятельности экологической направленности.

8) ценности научного познания:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

  • совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

  • осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку, индивидуально и в группе.

В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей программы по курсу внеурочной деятельности у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

  • самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

  • саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;

  • внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

  • эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;

  • социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта.

В результате изучения курса внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;

  • устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов, жанров;

  • определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

  • выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;

  • разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;

  • вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по русскому языку;

  • развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе в контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

  • формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и разнообразных жизненных ситуациях;

  • выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений;

  • анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

  • давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;

  • уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

  • уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и способы действия — в профессиональную среду;

  • выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

  • создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация, таблица, схема и другие);

  • оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;

  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  • владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.

У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

  • осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;

  • пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

  • владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог;

  • развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

  • самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

  • расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

  • делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;

  • оценивать приобретённый опыт;

  • стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

  • давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

  • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

  • уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению;

  • принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

  • принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

  • признавать своё право и право других на ошибку;

  • развивать способность видеть мир с позиции другого человека.

У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

  • выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

  • принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

  • оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

  • предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.


Предметные результаты


Называть особенности выпускного сочинения; объяснять требования к экзаменационному сочинению, критерии проверки;

Классифицировать ошибки; редактировать тексты;

Работать с текстом художественного произведения при написании сочинения;


Определять тему и основную мысль текста;

Формулировать тему сочинения в соответствии с выбранным тематическим направлением;

Определять проблематику литературных произведений;

Определять тип сочинения;

Классифицировать сочинения по жанрам; выбирать жанр в зависимости от темы и основной мысли;

Называть жанровые признаки текста;

Редактировать и рецензировать сочинение; совершенствовать написанное;

Называть жанровые признаки текста;

Редактировать и рецензировать сочинение; совершенствовать написанное;

Называть жанровые признаки текста;

Редактировать и рецензировать сочинение; совершенствовать написанное;

Называть жанровые признаки текста;

Редактировать и рецензировать сочинение; совершенствовать написанное;

Называть жанровые признаки текста;

Редактировать и рецензировать сочинение; совершенствовать написанное;

Называть этапы работы над сочинением; составлять простой и сложный план сочинения;

1. Формулировать тему сочинения в соответствии с тематическим направлением «Разум и чувство»; подбирать литературные примеры к выбранной теме;

Формулировать тему сочинения в соответствии с тематическим направлением «Честь и бесчестие»; подбирать литературные примеры к выбранной теме;

Формулировать тему сочинения в соответствии с тематическим направлением «Победа и поражение»; подбирать литературные примеры к выбранной теме;

Формулировать тему сочинения в соответствии с тематическим направлением «Опыт и ошибки»; подбирать литературные примеры к выбранной теме;

Формулировать тему сочинения в соответствии с тематическим направлением «Дружба и вражда»; подбирать литературные примеры к выбранной теме;

Подбирать цитаты и правильно их оформлять; собирать материал по литературным источникам;

Определять вид вступления по характерным признакам (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое); самостоятельно создавать вступление одного из предложенных видов;


Определять вид заключения по характерным признакам; самостоятельно создавать заключение одного из предложенных видов;


Знать варианты «мостиков» (переходов от одной части к другой); самостоятельно создавать основную часть, не нарушая абзацного членения;


Самостоятельно подбирать аргументы к предложенной теме рассуждения; правильно вводить аргументы в текст сочинения.



Тематическое планирование 10 класс


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

теория

практика

контроль

1

Сочинение по литературе

7

6

1

-

2

Типы текста – типы сочинений

12

7

5

-

3

Структура сочинения

15

6

9

-


Итого.

34

19

15

-



Тематическое планирование 11 класс


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

теория

практика

контроль

1

Введение

1

1

-

-

2

Теория и практика написания эссе

16

9

7

-

3

Теория и практика написания сочинения-рассуждения

17

13

4

-


Итого.

34

23

11

-


Контроль уровня обученности


Оценка ответов учащихся

При оценке ответа учащегося надо руководствоваться следую­щими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

«Зачет» ставится, если учащийся: 1) полно излагает изучен­ный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходи­мые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно со­ставленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«Незачет» ставится, если учащийся обнаруживает незнание боль­шей части соответствующего раздела изучаемого материала, до­пускает ошибки в формулировке определений и правил, искажа­ющие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


Учебные и методические пособия:

  1. Программа «Литература. 5 – 11 класс» (автор-составитель: В.Я. Коровина, М.: Просвещение, 2010)

  2. Щербакова О. И. Виды сочинений по литературе. 10—11 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций - М.: Просвещение, 2013.

  3. Сочинение? Легко! 10—11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций /[С.И. Красовская, М.И. Шутан, Е.А. Певак и др.]. — М.: Просвещение, 2015.

  4. Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе. Метод. рекомендации для образоват. организаций. — М.: Просвещение, 2015.

Интерактивное рабочее место учителя.



Календарно-тематическое планирование.

10 класс.

Номер урока

Тема урока

Дата проведения

Цель как запрограммированный результат

План

Факт

Выпускное сочинение по литературе.



Называть особенности выпускного сочинения; объяснять требования к экзаменационному сочинению, критерии проверки;

Редактирование и редакторские знаки.



Классифицировать ошибки; редактировать тексты;

Знание произведения как основа сочинения.



Работать с текстом художественного произведения при написании сочинения;

Сочинение в системе анализа художественного произведения.



Основные признаки текста. Тема и основная мысль.



Определять тему и основную мысль текста;

Урок-практикум «Особенности формулировок тем сочинения».



Формулировать тему сочинения в соответствии с выбранным тематическим направлением;

Проблема и идея.



Определять проблематику литературных произведений;

Типы текста – типы сочинений.



Определять тип сочинения;

Разные жанры ученических сочинений.



Классифицировать сочинения по жанрам; выбирать жанр в зависимости от темы и основной мысли;

Эссе как жанр ученического сочинения.



Называть жанровые признаки текста;

Урок-практикум «Написание сочинения в жанре эссе».



Редактировать и рецензировать сочинение; совершенствовать написанное;

Эпистолярный жанр (письмо) как жанр ученического сочинения.



Называть жанровые признаки текста;

Урок-практикум «Написание сочинения в жанре письма».



Редактировать и рецензировать сочинение; совершенствовать написанное;

Эпистолярный жанр (дневник) как жанр ученического сочинения.



Называть жанровые признаки текста;

Урок-практикум «Написание сочинения в жанре дневника».



Редактировать и рецензировать сочинение; совершенствовать написанное;

Путевые заметки как жанр ученического сочинения.



Называть жанровые признаки текста;

Урок-практикум «Написание сочинения в жанре путевых заметок».



Редактировать и рецензировать сочинение; совершенствовать написанное;

Репортаж как жанр ученического сочинения.



Называть жанровые признаки текста;

Урок-практикум «Написание сочинения в жанре репортажа».



Редактировать и рецензировать сочинение; совершенствовать написанное;

Структура сочинения. Выбор темы. Выбор жанра.



Называть этапы работы над сочинением; составлять простой и сложный план сочинения;

Урок-практикум «Особенности формулировок тем итогового сочинения».



  1. Формулировать тему сочинения в соответствии с тематическим направлением «Разум и чувство»; подбирать литературные примеры к выбранной теме;

Урок-практикум «Особенности формулировок тем итогового сочинения».



Формулировать тему сочинения в соответствии с тематическим направлением «Честь и бесчестие»; подбирать литературные примеры к выбранной теме;

Урок-практикум «Особенности формулировок тем итогового сочинения».



Формулировать тему сочинения в соответствии с тематическим направлением «Победа и поражение»; подбирать литературные примеры к выбранной теме;

Урок-практикум «Особенности формулировок тем итогового сочинения».



Формулировать тему сочинения в соответствии с тематическим направлением «Опыт и ошибки»; подбирать литературные примеры к выбранной теме;

Урок-практикум «Особенности формулировок тем итогового сочинения».



Формулировать тему сочинения в соответствии с тематическим направлением «Дружба и вражда»; подбирать литературные примеры к выбранной теме;

Черновой вариант сочинения.



Подбирать цитаты и правильно их оформлять; собирать материал по литературным источникам;

Вступление. Особенности написания.




Определять вид вступления по характерным признакам (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое); самостоятельно создавать вступление одного из предложенных видов;

Урок-практикум «Технология написания вступления».



Заключение. Особенности написания.




Определять вид заключения по характерным признакам; самостоятельно создавать заключение одного из предложенных видов;

Урок-практикум «Технология написания заключения».



Основная часть сочинения. Особенности написания.



Знать варианты «мостиков» (переходов от одной части к другой); самостоятельно создавать основную часть, не нарушая абзацного членения;

Урок-практикум «Технология написания основной части».



Аргументация. Особенности написания.




Самостоятельно подбирать аргументы к предложенной теме рассуждения; правильно вводить аргументы в текст сочинения;

Урок-практикум «Технология подбора аргументов».





11 класс


Тема занятия

Виды

самостоятельной работы

План

Факт

Раздел 1.Ввведение

1

Особенности итогового сочинения

в 2024-2025 году




Раздел 2. Теория и практика написания эссе.

2

Структура, план, признаки эссе.

Написание литературно-критического эссе



3

Классификация эссе

Написание личностного эссе в форме письма



4

Требования к написанию

выпускного эссе. Критерии оценивания.

Подбор художественного материала к тематическим

направлениям




5

Критерии оценивания эссе

Подбор художественного материала к тематическим

направлениям



6

Подбор материала по тематическому направлению

« Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».

Аргументация по тематическому направлению



7

Написание эссе по тематическому направлению

«Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».

Письменная работа



8

Подбор материала по тематическому направлению « Семья, общество, Отечество в жизни человека»

Аргументация по тематическому направлению



9

Написание эссе по второму тематическому направлению.


Письменная работа



10

Подбор материала и написание эссе по тематическому направлению «Природа и культура в жизни человека».

Аргументация по тематическому направлению



11

Написание эссе по тематическому направлению

«Природа и культура в жизни человека».

Письменная работа



12

Подбор материала по тематическим направлениям.


Аргументация по тематическому направлению



13

Написание пробного итогового сочинения

Письменная работа



14

Анализ ошибок пробного итогового сочинения.




15

Написания эссе по тематическому направлению


Письменная работа



16-

17

Итоговая работа




Раздел 2. Теория и практика написания сочинения-рассуждения

18-

19

Особенности написания сочинения-рассуждения.

Тезис. Проблема. Аргументы.

Тестирование. Комментарий и оценивание ученического сочинения. Редактирование текста.



20

Варианты вступительной части.

Написание вступительной части



21

Схема основной части

сочинения-рассуждения.

Написание основной части



22

Варианты заключительной части.

Написание заключительной части



23-

24

Структурные компоненты и типичные конструкции предложений в сочинении-

рассуждении.

Работа с таблицами речевых моделей различных структурных компонентов сочинения. Упражнения по анализу и написанию отдельных частей сочинения.

Анализ композиции ученического сочинения.



25-

26

Аргументация собственного

мнения

Подбор тематических аргументов



27

Фактические ошибки в содержании сочинения- рассуждения и способы их устранения.

Логические ошибки в содержании сочинения- рассуждения и способы их устранения.



28

Понимание и интерпретация содержания исходного текста.

Работа с текстами из вариантов ЕГЭ разных лет в

соответствии с критериями оценивания задания С текущего учебного года.



29-

33

Итоговая работа. Написание

сочинения-рассуждения.

Контрольное сочинение



34

Анализ сочинения

Оценивание своего сочинения-рассуждения.







УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Список литературы

  1. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе от экспертов в области подготовки к ЕГЭ Н.А. Сениной, А.Г. Нарушевича и И.С. Нарушевич. Издательство «Легион» Русский язык. Литература, 2019.

  2. Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе. Метод. рекомендации для образоват. организаций. — М.: Просвещение, 2021.

  1. Сигов В. К., Ломилина Н. И. «Итоговая аттестация. Выпускное сочинение. 10-11 классы». Пособие издательства «Дрофа», 2018.

  2. Сочинение? Легко! 10—11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / [С. И. Красовская, М. И. Шутан, Е. А. Певак и др.]. — М.: Просвещение, 2015.

  3. Ходякова Л. А. и И. К. Геро «Подготовка к итоговому сочинению по литературе» «Русский язык в школе» № 2 за 2015 год.

  4. Щербакова О. И. Виды сочинений по литературе. 10−11 классы. (Методическое пособие для учителей).



Интернет-ресурсы:

 http://sochinenie11.ru/o/140-2-knigi-po-podgotovke-k-itogovomu-sochineniyu.html;

russkiy-na-5.ru ;

http://lanasvet1991.blogspot.ru/p/blog-page_7458.html;

http://sochinenie.wikivote.ru;

https://mogu-pisat.ru/spravochnik/nachalo/?clear_cache=Y?ELEMENT_ID=181332