СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа на тему: домашнее задание как средство формирования положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа на тему: домашнее задание как средство формирования положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников»



Оглавление

Введение 3

1. Теоретические основы формирования положительного отношения к учебной деятельности младших школьников 5

1.1. Понятие «положительное отношение к учебной деятельности» в психолого-педагогической литературе 5

1.2. Особенности формирования положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников 7

1.2. Средства, методы и приёмы формирования положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников 12

2. Теоретические и методические аспекты использования домашних заданий 17

2.1. Понятие и виды домашнего задания 17

2.2. Методика использования домашнего задания 20

2.3. Влияние домашних заданий на формирование положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников 23

Заключение 27

Список использованных источников 28




ВВЕДЕНИЕ

Издавна начальная школа была самым важным звеном в образовании и воспитании молодого поколения. Насколько значима эта школьная ступень, особенно хорошо понимают те, кому повезло с первой учительницей. Как же облегчить жизнь учителю, сделать учение более интересным для ребенка? В начальных классах был, есть и будет только один способ поднять интерес ребенка к учению – использовать его любознательность, его (еще не утраченную) доверчивость и открытость.

Спросите любого ученика, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив не долго сохраняет свою силу.

К сожалению, приходится наблюдать, что к середине учебного года у учащихся гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если учитель не хочет, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, он должен позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Ещё Ян Амос Коменский призывал [8] сделать труд школьника источником умственного удовольствия и душевной радости. С тех пор каждый прогрессивно мыслящий педагог и психолог считает необходимым, чтобы ребенок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности. Это не означает, что в учение нужно вносить внешнюю занимательность, хотя и она иногда полезна. Надо искать мотив радости в самом процессе обучения.

В настоящее время учебная мотивация ребенка является проблемой, современных детей все сложнее заинтересовать, привлечь к работе. Учителя ищут все новые и новые средства и методы, подбирают задания так, чтобы на каждом этапе учебного процесса ребенок проявлял интерес и желание учиться.

Учебная мотивация, а именно положительное отношение к обучению, как психолого-педагогическое явление является объектом изучения многих ученых. Среди них: А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум, В. Г. Асеева, А. Н. Леонтьев, С. Н. Кривцова, А. К. Маркова.

Для того, чтобы школьники хотели учиться, нужно применять разные средства мотивации, одним из них является домашнее задание.

Вопросы, нужны ли домашние задания, какое влияние они оказывают на развитие детей, каковы допустимые объемы и время на домашнее задание на протяжении XIX–XX веков были предметом педагогических дискуссий.

Эти вопросы нашли своё отражение в работах Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, И. П. Подласого, И. П. Харламова.

Учитель должен донести до учащихся, что выполнение домашнего задания является показателем усвоения их знаний. Если ученик понимает, как выполнять домашнее задание, ему хочется выполнять его регулярно, чтобы показать, какой он молодец. Проблема состоит в том, что учителю нужно показать легкость и важность выполнения домашнего задания, тем самым развивая мотивацию учиться у обучающихся.

Любое домашнее задание влияет также и на становление других сторон личности: самодисциплины, чувства долга, силы воли. Оно развивает память, автоматизирует навыки, развивает чувство долга и ответственности.

Проблема отказа от домашней самостоятельной работы влечет за собой снижение качества обучения, падение уровня учебной мотивации.

Но, несмотря на это, при планировании домашней работы, учителю необходимо учесть особенности класса и индивидуальные особенности ребенка, так как выбор не подходящих форм и методов работы может снизить уровень учебной мотивации.

Объект исследования: формирование положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников.

Предмет исследования: домашнее задание как средство формирования положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников.

Цель исследования: изучение домашнего задания как средства формирования положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать источники по проблеме исследования.

  2. Раскрыть теоретические основы формирования положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников.

  3. Рассмотреть методические основы применения домашних заданий в обучении младших школьников.

Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, конкретизация).


  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    1. Понятие «положительное отношение к учебной деятельности» в психолого-педагогической литературе

Учебная деятельность – основная нормативная деятельность младших школьников; особая форма активности личности, направленная на усвоение (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий [23].

В Современном словаре по педагогике дано такое определение понятия «деятельность» означает творческое преобразование людьми окружающей действительности [15]. Важная особенность деятельности состоит в том, что она всегда носит явный или не явный предметный характер, все ее компоненты имеют то или иное предметное содержание, а сама она обязательно направлена на творческое созидание определенного материального или духовного продукта.

В Философском энциклопедическом словаре [23] деятельность – это «динамическая связь субъекта с объектами окружающего мира, специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности, реализация знаний, реализация разума.

Учебная деятельность рассматривается исследователями в узком и широком значении. В широком смысле учебная деятельность – это процесс по овладению новым опытом (привычками, умениями, навыками, знаниями). Узкое понимание термина учебная деятельность раскрывается в теории учебной деятельности П. Я. Гальперина и Д. Б. Эльконина [4, 24]. Они считают, что учение – это усвоение человеком знаний и умений в процессе различных видов деятельности и форм общения.

Сама учебная деятельность осуществляется в условиях целенаправленного обучения и представляет собой деятельность ученика по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач. Данные задачи ставит учитель на основе внешнего контроля и внешней оценки, переходящих в самоконтроль и в самооценку.

Положительное отношение к учебной деятельности (далее - учебная мотивация) – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Уже в начальной школе учебная мотивация является достаточно большой проблемой – дети отвлекаются, шумят, не слушают учителя, не выполняют домашние задания. Взрослые люди прекрасно знают, для чего следует учиться: чтобы получить образование, закончить институт, стать уважаемым человеком и т.п. Но эти причины не очевидны для детей.
Для того, чтобы ребенок учился, у него тоже должна быть мотивация.

Учащиеся начальной школы могут учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение взрослых. Ценность самих знаний младшие школьники осознают слабо. К любимым они чаще относят учебные предметы, которые содержат элементы игры, развлечения: изобразительное искусство, физкультура, технология. В этом возрасте у большинства детей преобладает стремление доставить удовольствие взрослому, значимому человеку, порадовать его своими успехами, а также нежелание огорчать его. Нужно помнить, что смысл слова «учиться» в понимании детей может, помимо приобретения знаний, включать желание общаться и играть с одноклассниками.

Учебная мотивация (интерес к содержанию и процессу обучения) у большинства детей даже к концу этого возраста находится на низком или среднем уровне. Большое место в мотивации младшего школьника занимают узколичные мотивы – мотивация благополучия, престижа. Среди этих мотивов первое место занимает мотив «хочу получать хорошие отметки». В то же время отметка снижает активность детей, их стремление к умственной деятельности. Отрицательная мотивация (избегание неприятностей) не занимает ведущего места в мотивации младшего школьника.

Не все мотивы учения осознаются младшими школьниками в одинаковой степени. А реально действующие мотивы не всегда совпадают с понимаемыми, знаемыми мотивами.

Существенных изменений в мотивации учения школьников от первого к четвёртому классу не происходит.

У школьников, отстающих в учении, наряду с самооценкой и уровнем притязаний своеобразно развивается тесно связанная с ними мотивация учения. Учебная мотивация первоклассников бедна, главным образом из-за отсутствия многих социальных мотивов. К четвёртому классу они в определённой мере появляются. Самый ценный элемент мотивации – учебные интересы; однако качественная сторона интересов не получает достаточного развития за эти годы обучения в школе. В четвёртом классе, как и в первом, интересы проявляются обычно к наиболее лёгким, не основным дисциплинам, но и они недостаточно глубоки. Чаще встречаются интересы, связанные с ориентацией на процесс выполнения отдельных действий, сохраняется и склонность к облегчённой учебной работе.

В это же время упрочивается связь мотивации достижения успеха с мотивацией избегания наказания, стремление к более лёгким видам учебной работы. Желание получить более высокую отметку, сочетавшееся с мотивацией избегания наказания в первом классе, в четвертом уже не проявляется ярко – сказывается опыт длительных неудач. Появляются побочные мотивы, позволяющие утвердиться в других сферах деятельности – в занятиях спортом, музыкой и т.п. На фоне удовлетворённой в какой–либо из этих областей потребности в самоутверждении низкая успеваемость не является источником конфликтных переживаний.

Тем не менее, возникновение побочных компенсаторных мотивов у отстающих четвероклассников в целом не предвещает общего снижения уровня отношения к учёбе. Мотивом, часто доминирующим и придающим отрицательную окраску учебной деятельности, остаётся мотивация избегания наказания, она становится единственным ведущим мотивом у 20% учащихся. Если в первом классе больше половины учащихся относятся к учебной работе положительно, то в четвёртом классе их количество сокращается до 40%, а наряду с неопределённым отношением появляется и чисто отрицательное [12].

Ученые, работающие в области педагогики, имеют свое мнение по этому поводу:

В. В. Богословский [17] - Отношение к учению – это позиция личности к объектам, которые её окружают, и к самому себе. Выделяется три вида отношения обучающихся к учению: положительное, нейтральное и отрицательное.

И. А. Васильев [17] - Среди компонентов, которые способствуют положительному отношению к учению, отмечает признание и успех, чувства, аргументацию. Успех и признание – важный мотивационный фактор в обучении.

А. Г. Ковалёв [17] - позитивное отношение к обучению отражает направленность личности, связанную с удовлетворением эстетических, то есть духовных потребностей личности.

В. А. Филиппова [17] - позитивное отношение к обучению рассматривает как направленность личности на осмысление ценностей, осознание свойств предметов и явлений окружающей действительности.

Г. И. Щукина [17] - позитивное отношение к обучению представляет собой нерасторжимое единство интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов

Л.И. Божович [3] - внутреннее побуждение к учебной деятельности, связанное с потребностями личности, которые направлены на получение знаний, умений и навыков.

Все ученые имеют свои обоснованные мнения по данному вопросу, однако особо близка и понятна одна из точек зрения, которая кажется наиболее убедительной, а именно –«Внутреннее побуждение к учебной деятельности, связанное с потребностями личности, которые направлены на получение знаний, умений и навыков» – Л. И. Божович [3].

1.2. Особенности формирования положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников

Младшими школьниками считаются дети в возрасте от 6-7 до 10-11 лет. Ведущей деятельностью для младшего школьника является учебная деятельность. По определению Л. С. Выготского «учебная деятельность является одним из видов деятельности обучающихся, направленным на усвоение им теоретических знаний, умений и навыков» [4].

Особенностью младшего школьного возраста является тот факт, что сам процесс обучения в школе сопровождается опытом. При умелом подходе взрослых (учитель и родители) это может оставаться нормой, в противоположном случае может приводить к дезадаптации ученика. Дети 6- 10 лет активно участвуют в различных мероприятиях, как в играх, так и в спорте и искусстве. Но ведущая деятельность в младшем школьном возрасте - это обучение. Образовательная деятельность - это не только посещение образовательной организации и приобретение новых знаний, но и деятельность, направленная на приобретение и освоение знаний и навыков, разработанных человечеством.

. Младший школьный возраст можно охарактеризовать как наиболее благоприятный для развития когнитивных процессов у детей. В этот период формируется когнитивное отношение к миру, формирование навыков образовательной деятельности, а также организация и саморегуляция. Трансформации начинаются с интенсивного развития интеллектуальной сферы младшего школьника

Основным направлением развития мышления в рассматриваемом возрасте является переход от наглядно-образного к словесно-логическому и рассудочному мышлению. Выготский Л. С., придерживаясь взглядов на системный характер развития высших психических функций, уделял особое внимание мышлению, которое, по его мнению, выполняет «опорную» функцию в определенном возрасте [4].

В младшем школьном возрасте произвольными становятся восприятие, память, внимание. Восприятие в самом начале обучения недостаточно дифференцировано. При взгляде на объекты ребенок выделяет только самые яркие, «заметные» свойства, характерные для младшего школьного возраста и старшего дошкольного возраста. Для более точного анализа предмета учащимися учитель должен провести специальную работу, направленную на обучение учащихся наблюдению. Восприятие синтезируется только к концу начальной школы [6].

Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях: произвольность и осмысленность. Младшие школьники могут непроизвольно запоминать только тот образовательный материал, который вызывает их интерес, представлен в игровой форме, связан с яркими наглядными пособиями, изображениями, воспоминаниями и т.д.

Но основное различие между младшими школьниками и детьми дошкольного возраста заключается в том, что у них появляется способность целенаправленно запоминать материал, который им не интересен. Память младших школьников развивается в первые три-четыре года обучения достаточно быстро, это в первую очередь касается механической памяти.

Посредственная логическая память отстает в своем развитии, что связано с тем, что ребенку в этом возрасте достаточно и механической памяти.

Семантическая память развивается в этом возрасте через понимание изучаемого материала. Школьник начинает понимать учебный материал, осмысливать его, что дает ребенку возможность одновременно запомнить его. Таким образом, интеллектуальная работа в то же время является мнемонической деятельностью, мышление и семантическая память становятся неразрывно связанными [6].

Для устойчивости внимания младшего школьника характерно небольшое количество времени - они могут быть сосредоточены на одном только 7-15 минут. Распределение внимания и переход от одного задания к другому у обучающихся начальной школы вызывают трудности. У детей 6-7 – 10-11 лет к концу начального школьного возраста такие характеристики внимания, как объем, стабильность, концентрация и переключаемость, становятся почти такими же, как у взрослого [6].

У детей младшего школьного возраста возрастает стремление к высоким достижениям. Поэтому в этом возрасте основным мотивом учебной деятельности является мотив успеха. В начальной школе ребенок начинает стремиться к совершенству, начинает осознавать свою уникальность и осознает себя как личность.

Благоприятными особенностями мотивации младшего школьника являются общее позитивное отношение ребенка к процессу обучения, любопытство. Широкая доля интересов часто проявляется в высокой потребности младших школьников в творческих играх. В проигрывании сюжетов творческих игр реализуются социальные интересы младших школьников, их эмоциональность и коллективная эмпатия. Высокий уровень любопытства указывает на проявление умственной активности младших школьников [6].

Искренность младших школьников, их непосредственность, открытость, вера в неоспоримый авторитет учителя и готовность выполнять его поручения выступают в качестве благоприятных условий для развития в этом возрасте социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.

Отрицательные характеристики мотивации детей младшего школьного возраста - это недостаточно стабильные ситуационные интересы. Эти интересы быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут исчезать и не возобновляться.

Мотивы первоклассников плохо понимаются, что выражается в неспособности младшего школьника назвать, что и почему ему нравится в конкретном академическом предмете. Мотивы слабо обобщены, то есть они обычно охватывают один или несколько академических предметов, которые объединены некоторыми внешними признаками.

Мотивы младшего школьника чаще всего ориентируются на знания в результате обучения, а не на методы учебной деятельности. Воля к преодолению трудностей в учебной деятельности иногда не формируется и к концу начальной школы. Все эти особенности говорят о поверхностном, в некоторых случаях недостаточном проявлении интереса к учебной деятельности.

Если следовать общей динамике мотивов обучения с 1-го по 4-й класс, тогда можно определить следующую ситуацию. В самом начале у детей младшего школьного возраста доминирует интерес к внешнему виду посещаемости школы, после чего интерес проявляется к первым результатам образовательной работы, и только после этого к учебному процессу, содержанию обучения и только позже к методам получения знаний. Познавательные мотивы развиваются в соответствии со следующим планом: дети младшего школьного возраста от интереса к отдельным фактам переходят к интересам законов и принципов [6].

В младшем школьном возрасте могут возникнуть мотивы самообразования, но они проявляются в самой простой форме, как интерес к дополнительным источникам знаний. Социальные мотивы прогрессируют от общего недифференцированного понимания социальной значимости образования, с которым приходит первоклассник, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, пониманию смысла учебной деятельности «для себя», что делает социальные мотивы более эффективными, чаще всего реализуемыми в поведении.

В младшей школе ребенок начинает стремиться к совершенству, учиться своей уникальности, признает себя как личность. Благоприятными характеристиками мотивации младшего школьника для учебной деятельности является общее позитивное отношение ребенка к процессу обучения, любопытство, широта интересов, проявляющаяся в высокой потребности младших школьников в творческих играх, открытости младших школьников, веры в неоспоримый авторитет учителя и готовность выполнять свои задачи.

Отрицательные характеристики образовательной мотивации младших школьников заключаются в недостаточной стабильности и ситуационности интересов младших школьников, которые могут быть быстро удовлетворены, и без поддержки учителя могут исчезать и не возобновляться [6].

Все эти особенности вызывают поверхностный, в некоторых случаях недостаточный интерес к учебной деятельности. Если следовать общей динамике мотивов обучения с 1-го по 4-й класс, то можно определить следующую ситуацию. Сначала ученики проявляют интерес к внешнему виду школы, затем интересуются первыми результатами своей образовательной работы, и только после этого - учебным процессом, содержанием обучения и только позже - способами получения знаний.

Таким образом, целью работы по формированию мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте является развитие стабильного образовательного и познавательного интереса, который уже является единым целым с необходимостью познания.

Для того, чтобы понять, в чём кроются причины неуспеваемости ученика, нужно обратиться к вопросу его учебной мотивации. В первую очередь необходимо определить, насколько сильно его желание учиться, учится ли он из интереса к новым знаниям или из-за желания выглядеть определённым образом перед сверстниками, учителями, родителями. Затем надо постараться культивировать у ребёнка тот или иной аспект его мотивации.

Как же изменяется мотивация учения школьников в течение младшего школьного возраста?

Не все мотивы учения осознаются младшими школьниками в одинаковой степени. А реально действующие мотивы не всегда совпадают с понимаемыми, знаемыми мотивами.

Существенных изменений в мотивации учения школьников от 1 к 4 классу не происходит.

У школьников, отстающих в учении, наряду с самооценкой и уровнем притязаний своеобразно развивается тесно связанная с ними мотивация учения. Учебная мотивация первоклассников бедна, главным образом из-за отсутствия многих социальных мотивов. К 4 классу они в определённой мере появляются. Самый ценный элемент мотивации – учебные интересы; однако качественная сторона интересов не получает достаточного развития за эти годы обучения в школе.

Учёные считают, что воспитать у отстающего в учении ребёнка положительное отношение к учебной деятельности – значит, опираясь на уже имеющуюся у него мотивацию, сформировать мотивы, побуждающие к этой деятельности и придающие ей определённый смысл. Первый путь воспитания положительного отношения к учению – создание устойчивой мотивации достижения успеха на базе достаточно высокой адекватной самооценки. Он осуществим только при определённой эффективности учебной работы ребёнка. Второй путь – формирование учебных интересов на основе первоначальных простейших интересов (к облегчённым механическим видам работы, к наглядности, к игровым моментам и т.д.) [6].

В качестве благоприятных черт мотивации отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов, любознательность. Широта интересов младших школьников проявляется в том, что их интересуют многие явления окружающей жизни, которые не входят в программу даже средней школы.

Любознательность является формой проявления широкой умственной активности младших школьников. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для упрочения в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться, чтобы быть полезным Родине.

Мотивация младших школьников имеет и ряд негативных характеристик, препятствующих учению. Так, интересы младших школьников:

  1. Недостаточно действенны, т.к. сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность;

  2. Неустойчивы, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться (учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику);

  3. Малоосознанны, проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в данном предмете;

  4. Слабо обобщены, т.е. охватывают один или несколько учебных предметов, объединенных по их внешним признакам;

  5. Содержат в себе ориентировку школьника чаще на результат учения, а не на способы учебной деятельности;

  6. До конца начальной школы порой не складывается интерес к преодолению трудностей в учебной работе (что нередко косвенно стимулируется самими учителями, т. к. в отметке оценивается прежде всего результат, а не стремление к преодолению трудностей, которое чревато неуспехом) [16].

Все эти особенности обуславливают поверхностный, в ряде случаев недостаточный интерес к учению, называемый иногда формальным и беспечным отношением к школе
Н. В. Талызина выделила пять уровней учебной мотивации [22]:

Первый уровень – высокий уровень мотивации, учебной активности (у таких учащихся есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Учащиеся четко следуют всем указаниям педагога, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

Второй уровень – хорошая мотивация (учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к учебному заведению, но оно привлекает таких учащихся внеучебной деятельностью (такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учащимися, иметь красивые принадлежности. Познавательные мотивы у таких учащихся сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)

Четвертый уровень – низкая мотивация (эти учащиеся посещают учебное заведение неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к учебному заведению.)

Пятый уровень – негативное отношение к учебному заведению, школьная дезадаптация (такие учащиеся испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с педагогом. Учебное заведение нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях учащиеся могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных учащихся отмечаются нервно психические нарушения.)

Однажды учащийся сказал на уроке: «Мне тогда все понятно, когда интересно». Значит, учащемуся должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что «интерес»– это синоним учебной мотивации [2]. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: «хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому» [16], видно, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у учащегося? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются именно в процессе формирования.

Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив – это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в учебном заведении? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать?

Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них – разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации младших школьников.

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму», – эта китайская пословица должна стать девизом для педагога на каждом проводимом им уроке [9].


1.3. Средства, методы и приёмы формирования положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников

Для того, чтобы сформировать у обучающихся учебную мотивацию нужно использовать различные приёмы [21]:

  1. Организация обучения, при которой учащийся вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний.

  2. Работа в группах и парах.

  3. Применение информационно-коммуникативных технологий (далее – ИКТ) на уроках.

  4. Понимание учащимся нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

  5. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

  6. Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания.

  7. Чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося, тем интереснее ему работать.

  8. Позитивная психологическая атмосфера урока.

  9. В обучении должны создаваться возможности для творчества.

  10. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.

Для формирования полноценной мотивации учения важно обеспечить следующие условия: обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом; удовлетворять познавательные запросы и потребности учащихся; организовать интересное общение учащихся между собой; поощрять выполнение заданий повышенной трудности; утверждать гуманное отношение ко всем учащимся – способным, отстающим, безразличным; поддерживать ровный стиль отношений между всеми учащимися; формировать активную самооценку своих возможностей; утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию; использовать эффективную поддержку детских инициатив, ободрять учащихся при возникновении у них трудностей; воспитывать ответственное отношение к учебному труду, заботиться о разнообразии методов и приемов обучения.

Учёные предлагают следующие приемы и методы развития учебной мотивации [25]:

Метод «Дидактические игры» – учитель специально создаёт ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный процесс.

Метод «Ситуация успеха» – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различается успех и ожидания личности. Можно выделить три вида: предвосхищаемый успех, в основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое–то чудо, но на пустом месте успех родиться не может; констатируемый успех фиксирует достижение, он дает учащимся возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день; обобщающий успех способствует состоянию уверенности, защищенности, опоры на самого себя, но есть вероятность опасности переоценить свои возможности, успокоиться.

Метод «Соревнование» – это метод, при котором естественная потребность учащихся к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, учащиеся быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.

Метод «Проектов» – процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей приемам совместной деятельности в ходе проектов. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности.

Метод «Создания проблемной ситуации» – её сущность в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести учащихся к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. На каждом из этапов урока можно использовать проблемные вопросы: вопросы, адресованные учащимся, в которых сталкиваются противоречия; вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить; вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины – шаг к более глубокому пониманию.

Для того чтобы мотивировать учащихся к учебному процессу, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме. Для этого можно использовать приёмы [13]:

Приём «Привлекательная цель» – перед учащимися ставится простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они волей–неволей выполняют и то учебное действие, которое планирует учитель.

Приём «Прогнозирование» – этот приём используется при сообщении темы урока. Например, урок литературы. «Послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события».

Приём «Создание ситуаций успеха» – один из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у учащихся. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данной, темы.

Прием «Оратор» – за 1 минуту учащимся предлагается убедить своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Прием «Автор» – «Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?».

Прием «Профи» – «Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?».

Прием «Кумир» – на карточках учитель раздает «кумиров по жизни». «Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?».

Прием «Фантазёр» – на доске учитель записывает тему урока. Учащиеся называют 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

Прием «Верные – неверные утверждения» – предлагаются несколько утверждений по еще не изученной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае, они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаются к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Прием «Лови ошибку» – объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибку. Сначала учащиеся предупреждаются об этом заранее. Иногда им можно в случае обнаружения преднамеренной ошибки «сигналить» об этом интонацией или жестом. Надо научить учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, если таковое требуется. Нужно поощрять внимание учащихся.

Учащиеся любого возраста любят играть, разгадывать загадки. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Использовать для этой цели можно занимательные задания, привлекая красочную наглядность. Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся. Для этого существуют приемы повторения, пройденного на уроке:

Прием «Своя опора» – учащийся составляет собственную опорную схему или развернутый план ответа по новому материалу. Составление алгоритмов, памяток. Пример, алгоритм разбора слова по составу.

Прием «Цветные поля» – прием интерактивного обучения. Учащийся, выполняя письменную работу, отчеркивает поля цветными карандашами. Цвета отражают разный смысл обращения к учителю. Красный – проверьте, исправьте ошибки. Зеленый – отметьте ошибки, я сам исправлю. Синий – укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю.

Прием «Повторение с расширением» – учащиеся составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала.

Прием «Свои примеры» – ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала.

Прием «Повторение с одновременным контролем» – учащиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие на них отвечают.

На этапе самоконтроля и самооценки повысить учебно-познавательную мотивацию на уроке помогает такая форма организации учебной деятельности, как работа в паре «учащийся – учащийся».

Например, каждый учащийся получает карточку, которая содержит вопрос и три варианта ответа. Правильным могут быть один, два, а, иногда, и все три варианта. Учащийся делает выбор и готовится объяснять соседу, почему он так считает. Далее принимается групповое решение, что является важным для корректировки личностных качеств. Потом слово предоставляется группе. Озвучивается верный вариант. В заключении каждый учащийся сам оценивает свой результат.

Приём «Открытые задания» – большой интерес учащиеся проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика.

Для включения учащегося в активную познавательную деятельность даются «открытые домашние задания» [21] – связывают изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся.

Домашние задания могут быть дифференцированными, индивидуальными, парными, групповыми, по выбору из обязательных заданий, добровольные (по ликвидации пробелов в знаниях), их можно выполнять самостоятельно и с родителями. Таким образом, урок начинается с формирования мотивации и заканчивается мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности.

Использование дифференцированных заданий. На различных этапах урока часто используют другие формы и методы деятельностного подхода, повышающие учебно-познавательную мотивацию школьников.

Дифференцированные задания в значительной мере способствует активной мыслительной деятельности всех учащихся, независимо от их способностей и возможностей, тем самым повышают учебно-познавательную мотивацию.

Под уровневой дифференциацией обучения понимается разделение учащихся на группы, выполняющие учебные задания разной сложности, осваивающие учебный материал на разных уровнях глубины.

Необходимо включать дифференцированную работу на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач. Задания по всем предметам представляются как разноуровневые, позволяющие не затормозить развитие «сильных» учащихся и помочь «слабым» преодолеть трудности обучения. При этом каждый учащийся имеет возможность попробовать решить любую задачу, пусть с помощью других (учителя или сверстников), т.е. в зоне ближайшего развития. Более того, наличие содержания обучения, расширяющего границы программных требований, позволяет обеспечить и перспективное развитие учащихся.

Для того, чтобы школьники хотели учиться, нужно применять разные средства мотивации, одним из них является домашнее задание.

Только грамотный выбор методов и приемов, их обоснованное сочетание, учет методических особенностей использования смогут способствовать формированию учебной мотивации учащихся.

Вывод

В первой главе познакомились с определением «положительное отношение к учебной деятельности», а также с мнениями учёных и выделили самое понятное определение: Л.И. Божович - внутреннее побуждение к учебной деятельности, связанное с потребностями личности, которые направлены на получение знаний, умений и навыков.

Познакомились с особенностями положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников, а также выяснили, как сформировать положительное отношение у учащихся младших классов к обучению: в первую очередь, необходимо определить, насколько сильно его желание учиться, учится ли он из интереса к новым знаниям или из-за желания выглядеть определённым образом перед сверстниками, учителями, родителями. Затем надо постараться культивировать у ребёнка тот или иной аспект его мотивации.

Н. В. Талызина, проводя исследование в психолого-педагогической области, выделила пять уровней учебной мотивации: первый уровень – высокий уровень мотивации, учебной активности, второй уровень – хорошая мотивация, третий уровень – не совсем положительное отношение к учебному заведению, но оно привлекает таких учащихся внеучебной деятельностью, четвертый уровень – низкая мотивация, пятый уровень – негативное отношение к учебному заведению, школьная дезадаптация.

Для того, чтобы формировать положительное отношение к учебной деятельности у младших школьников, нужно использовать и применять различные средства, такие, как: организация обучения, при которой учащийся вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, работа в группах и парах, применение ИКТ на уроках, понимание учащимся нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов, чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся, обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания; проверка и оценивание работы учащегося, для стимулирования интереса обучающегося к работе; позитивная психологическая атмосфера урока, в обучении должны создаваться возможности для творчества, создание на уроке ситуации успеха для учащихся.

Одним из средств повышения учебной мотивации является домашнее задание, так как это неотъемлемая часть учебного процесса. Именно при работе над домашним заданием учитель может использовать такие формы работы, которые мотивируют учащихся к изучению новых знаний, проявлению творческих способностей и креативного мышления.




  1. Теоретические и методические аспекты использования домашних заданий
2.1. Понятие и виды домашнего задания


Домашнее задание в школе – это важная составляющая любого урока, это еще и индивидуальная, подчас авторская работа ученика. Поэтому формирование самостоятельности – ведущая функция домашней работы. Только в домашних условиях ученик может выбрать и испробовать какой-то вид самоконтроля, может воспользоваться шпаргалками, карточками, схемами, чтобы потом в более выигрышном свете представить свою работу в школе на уроке перед учителем и товарищами. Способствовать развитию творческих способностей – задача учебной домашней работы. У ребенка должна возникать потребность в самообразовании не только в старших классах на пороге взрослой жизни, но и в юном возрасте.

Вопрос о необходимости домашних заданий, о том, как они влияют на развитие детей, каковы допустимые объемы и время на домашнее задание, волновали педагогов на протяжении многих веков. Уже в XVI веке домашние задания становятся обязательным компонентом учебной работы. Но будучи частью учебного процесса, домашние задания в практике работы школы наряду с положительным эффектом вызывали такие негативные явления, как перегрузку учащихся, механическое заучивание и пр. Домашние задания на протяжении XIX-XX веков были предметом педагогических дискуссий. Л. Н. Толстой считая, что домашнее задание – это испорченный вечер ученика, отменил их в своей Яснополянской школе. К. Д. Ушинский доказывал целесообразность применения домашнего задания лишь после специальной подготовки школьников к их выполнению. После 1917 года в условиях единой школы домашние задания не были обязательными, они стали рассматриваться как необходимый компонент работы школы с начала 30–х годов [7].

Проблема домашней работы обсуждалась и обсуждается на протяжении многих веков. За последние десятилетия этот вопрос довольно остро звучит как на страницах педагогической печати, так и среди учителей-практиков. Часто высказываются мнения о том, что пора вообще отказаться от домашних заданий, что все, чему следует научить ребенка, должно быть изучено на уроках. Так, например, ассоциация учителей и лекторов Великобритании призвала правительство отменить домашнюю работу в младших классах, поскольку ее выполнение вызывает у учеников слишком сильный стресс. Целесообразность их предложения подтвердило исследование американских ученых. В Китае вообще не задают домашних работ. Но там и учебный год длится 10,5 месяцев, продолжительность учебной недели 6 дней, более значительная продолжительность учебного дня. Ученые из Университета Дьюка в Северной Каролине пришли к выводу [7], что выполнение домашней работы не улучшает оценки школьников младших классов. Исследователи в течение 16 лет наблюдали за школьниками и оценивали их успеваемость в зависимости от количества домашней работы. Выяснилось, что количество часов, проведенных за выполнением домашних заданий, никак не сказывается на результатах контрольных тестов.

Можно привести примеры и других психологических исследований:

  • если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1-3 часа в неделю, их результаты соответствуют результатам средних учащихся, которые не выполняют домашних заданий;

  • если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3-5 часов в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий;

  • в тоже время, большие домашние задания ведут к снижению успеваемости.

Что же включает в себя понятие «домашняя учебная работа»? В педагогической литературе она чаще всего определяется как своеобразная форма организации учебной работы. И. П. Подласый [14]. считает, что домашняя работа учащихся - это «составная часть процесса обучения. Главная цель ее – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроке, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности и способности». Домашняя учебная работа у Б. Т. Лихачева (советский и российский педагог): - это организованный учителем процесс самостоятельного выполнения учащимися заданий, направленных на углублённое изучение программного материала, развитие познавательной активности и воспитание ответственности за результаты своего труда [11].

Список определений можно продолжать, но из них видно, что сущность домашней работы как формы организации разными педагогами раскрывается почти одинаково. Домашняя работа представляет собой необходимый элемент обучения.

Любой новый материал, который учащийся усвоил на уроке, необходимо закрепить и выработать соответствующие ему умения и навыки. На уроках, как бы хорошо они не проводились, имеют место концентрированное запоминание и перевод знаний в оперативную, кратковременную память. Для перевода знаний в долговременную память учащимся необходимо последующее повторение, что требует выполнение работы определенного объема, т.е. организации их домашней учебной работы. К тому же, домашние задания необходимо выполнять в день их получения. Суть дела в том, что усвоенный на уроке материал интенсивно забывается в первые 10-12 часов после восприятия.

Чтобы положительные стороны домашних заданий могли быстро себя проявлять, надо научиться грамотно их использовать в своей работе. Во-первых, данное в начале или в середине урока домашнее задание поможет направить внимание учеников в нужное русло, подготовить восприятие нового материала; во-вторых, правильно подготовленное организованное задание сможет превратить сам факт домашнего руда из скучной и нудной необходимости в увлекательную, полезную. Незаменимую с точки зрения самообразования ученика работу; в-третьих, сделать последующий урок, на котором оно будет выслушано и проверено, значительно содержательней, эффективней и интересней; в-четвертых, даст возможность гармонично связать несколько уроков в единую систему; в-пятых, сделать приобретение знаний учениками личностным процессом, т.е. превратить знания в инструмент познания; в-шестых, может помочь в сплочении классного коллектива; в-седьмых, оказать неоценимую помощь в формировании характера, личности ученика
Выполнение домашнего задания учеником будет результативным если:

  • ученик будет владеть алгоритмом действия при выполнении домашнего задания;

  • домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика;

  • вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его исполнения;

  • выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.

О педагогическом значении проверки домашних заданий в свое время писала Н. К. Крупская: «Задавание уроков на дом тогда только целесообразно, если организован учет выполнения заданий, качества выполнения этих заданий. Отсутствие систематичности проверки, эпизодичность проверки также дезорганизует» [10].

В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы:

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • творческая;

  • дифференцированная;

  • одна на весь класс;

  • составление домашней работы для соседа по парте.

Индивидуальная учебная домашняя работа задается, чаще всего, отдельным учащимся класса. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.

При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое–то задание, являющееся частью общей классного задания. Такие задания целесообразнее задать заранее.

Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика.

Одна на весь класс – самый распространенный вид домашней работы, берущий начало с дореволюционных времен сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведет к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их перечня педагогических средств не следует, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки и формируются умения.

Составление домашней работы для соседа по парте – новаторский вид домашней работы: «составь соседу по парте два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».

Творческую домашнюю работу следует задавать не на следующий день, а на несколько дней вперед.

Учитывая, что формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом классе, можно сформулировать следующие правила, которые необходимо знать и помнить каждому учителю:

  • старайтесь заботиться о многообразии домашних заданий, стремитесь к тому, чтобы задания на усвоение основных знаний и умений одновременно развивали бы определенные качества личности;

  • задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить время на уроке для проверки и оценки выполнения задания, при планировании урока не забывайте о домашнем задании;

  • не считайте само собой разумеющимся, что все школьники обязательно выполнят поставленное вами задание;

  • на уроке используйте любую возможность для самостоятельной деятельности школьников, удостоверьтесь, все ли учащиеся поняли, в чем заключается их домашнее задание, не давайте задание на дом, по звонку или после звонка, сообщайте задание тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока.

  • на уроке учите школьников технике и методам учения, на дом давайте задания, при выполнении которых учащиеся сознательно применяют эти методы.

  • используйте дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей учащегося.

  • с помощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно выполнение домашнего задания, добивайтесь, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже.

«Нужны ли домашние задания»? Можно ответить следующим образом: если домашние задания сводятся только к заучиванию того, о чем говорилось в классе учителем, к чтению параграфа учебника, решению нескольких задач по типу решаемых в классе учителем, выполнению всевозможных упражнений на одно и то же правил и т. п., если домашние задания приводят к перегрузкам детей, ухудшению состояния здоровья ребенка, вводят их в состояние стресса, то такой домашней работе нет места в системе обучения в современной школе.

Таким образом, домашние задания способствуют переходу знаний, обучающихся из оперативной памяти в долговременную. Это одна из функций домашних заданий.

Второй является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил.

Третья функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать, как можно больше по предмету или по теме. В этом случае положительную роль играют дифференцированные домашние задания.

Четвертая функция домашнего задания – развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

2.2. Методика использования домашнего задания

Продолжением работы в классе является домашняя самостоятельная работа учащихся, которая очень важна в процессе обучения школьников. К сожалению, как показывает школьная практика, задавание уроков на дом имеет множество недостатков, как со стороны учителей, так и при выполнении домашней работы школьниками. Некоторые из учителей задают задания на дом наспех и часто забывают о том, как важна эта форма обучения. Иногда задавание домашних заданий не выделяется учителем как отдельный этап урока. Учителю необходимо помнить о том, что домашнюю работу можно задавать на любом этапе урока, не только в конце, но в начале, в середине и в течение урока.

Нередко учителя задают однотипные, однообразные виды домашних заданий. Во многих школах это является типичной проблемой. Можно столкнуться с тем, что чаще задаются задания: выучи определение, выполни письменные упражнения из учебника – «Реши задачу» и тому подобные. Некоторые учителя организуют деятельность младших школьников так, что у учеников не возникает потребности в выполнении домашней учебной работы. А такая потребность должна возникать обязательно.

Ш. А. Амонашвили утверждает [2], что каждый ребёнок с момента рождения устремлён к познанию мира и не ждёт, пока кто-то заставит его это делать. Принуждать ребёнка учиться нет необходимости, дети сами хотят учиться и познавать окружающий их мир. Негуманно заставлять учащегося делать домашние задания, «в выполнении которых он не видит жизненного смысла». Учитель обязан сделать ребёнка добровольным и заинтересованным соратником, равноправным участником педагогического процесса.

Важно отметить то, что главной и основной целью обучения является развитие личности школьников. Цель домашних заданий – личностное развитие ребёнка, стимулирования интереса к учению, формирование творческого мышления. Именно поэтому методика задавания уроков на дом имеет большое значение. Учителю необходимо тщательно продумывать каждое домашние задания для учеников.

Свои недостатки имеет не только методика задавания домашних заданий, но и выполнение домашней учебной работы школьниками. Школьники не осуществляют самоконтроль за тем, что они читают, и понимают ли они прочитанное. Нередко, выполняя домашние задания по учебнику, школьники не понимают текст, так как ученики сбиваются на полумеханическое чтение. Часто ученики не умеют расчленять материал на отдельные смысловые части. Из этого вытекает проблема – школьники не могут качественно выполнить задание по прочитанному материалу.

Вторым недостатком в выполнении домашней работы является то, что некоторые школьники выполняют письменные задания без предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания. Следствием этого может быть то, что учащиеся не только допускают существенные ошибки в выполняемых заданиях, но и не понимают связей, которые существуют между теоретическим материалом и практическими упражнениями.

Также недочетом во время выполнения домашней работы является неумение школьника организовать свое рабочее время и рабочее пространство. У многих школьников нередко отсутствует распорядок дня или установленный режим, связанный с выполнением домашней учебной работы. Это может привести к быстрому, но некачественному выполнению задания, а также к поверхностному изучению материала. А некоторые школьники могут забыть про домашнее задание и не выполнить его.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что причиной некачественного выполнения домашней работы школьниками является неправильная организация домашней работы как в школе, так и дома.

Существуют примерные временные пределы для выполнения домашних заданий с учетом возрастных особенностей школьников [18]:

  • в первом классе – домашние задания отсутствуют;

  • во втором - третьем классе – до 1,5 часа;

  • в четвёртом - пятом классах – до 2 часов;

Можно сделать вывод, что для улучшения отношения младших школьников к домашним заданиям, в первом классе домашние задания задавать не нужно. Объем заданий для учащихся второго и третьего классов должен быть таким, чтобы учащиеся смогли выполнить всю работу не более чем за 1,5 часа. А для учеников четвертого класса время выполнения домашней работы не должно превышать двух часов. Увеличение нагрузки может приводить к негативным последствиям. Со временем у детей может отмечаться большая распространённость и выраженность нервно-психических нарушений, утомляемость, сопровождаемая различными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням (дети начинают чаще пропускать занятия, следствием этого может стать неуспеваемость), и другие нарушения.

Успешное выполнение домашнего задания зависит от того, на каком этапе урока и в какой форме оно было задано, какого оно вида, был ли проведен подробный инструктаж, посильным ли оказалось задание и так далее. Поэтому учителю необходимо заранее продумывать не только урок, но и то, что он задаст школьникам для самостоятельного выполнения, и в какой форме он это сделает.

Следует выбирать задания, которые направлены на применение того материала, который не в полной мере отработан на уроке. Но не стоит забывать, что закрепление пройденного на уроке материала – не единственная функция домашних заданий.

Во время планирования домашнего задания необходимо учитывать то, что [20]:

  • домашняя работа может зависеть как от уровня общего развития класса, так и от уровня развития отдельного ученика;

  • домашнее задание направлено на усвоение знаний и умений, и отработку навыка всеми школьниками;

  • если использовать домашнее задание с целью развития личностных качеств учащихся, то необходимо его перспективное планирование;

  • задавать домой нужно только те задания, которые ученики способны выполнить;

  • задавать домашнюю работу только в том случае, если на следующем уроке будет выделено время для проверки задания.

Выбор вида домашнего задания зависит от различных факторов, например, от уровня усвоения материала школьниками или уровня подготовки учеников. Именно из-за этого планировать домашнюю учебную работу школьников нелегко.

Кроме этого, учителю необходимо продумать инструктаж по выполнению домашнего задания. Многие учащиеся часто не понимают, что от них требуется и что им необходимо выполнить. Поэтому учителю просто необходимо проинструктировать учащихся на уроке о том, как правильно выполнять домашнюю работу.

Учителю можно заранее предотвратить неправильное выполнение домашней работы с помощью использования карточек с направляющим планом выполнения или алгоритмом выполнения. С помощью инструктажа можно избежать некоторых ошибок при выполнении домашней работы, улучшить качество выполнения и тем самым положительно повлиять на итог работы.

М. М. Магамирзаев определяет инструктаж как последовательность указаний, устанавливающих порядок выполнения работы [20].

В зависимости от содержания и способов выполнения домашней работы учитель изменяет вид инструктажа. Виды инструктажа:

  • учитель сообщает ученикам, что домашнее задание будет аналогично тем заданиям, которые были выполнены ранее в классе. Учащиеся с учителем разбирают несколько примеров в классе.

  • учитель с учениками анализируют домашнее задание, рассматривают его наиболее сложные элементы, выделяют существенное и несущественное в задании.

  • учитель рекомендует план проведения домашней работы.

Чтобы положительные стороны домашних заданий могли быстро себя проявлять, надо научиться грамотно их использовать в своей работе.

Во-первых, данное в начале или в середине урока домашнее задание поможет направить внимание учеников в нужное русло, подготовить восприятие нового материала;

Во-вторых, правильно подготовленное организованное задание сможет превратить сам факт домашнего Труда из скучной и нудной необходимости в увлекательную, полезную. Незаменимую с точки зрения самообразования ученика работу;

В-третьих, сделать последующий урок, на котором оно будет выслушано и проверено, значительно содержательней, эффективней и интересней;

В-четвертых, даст возможность гармонично связать несколько уроков в единую систему;

В-пятых, сделать приобретение знаний учениками личностным процессом, т.е. превратить знания в инструмент познания;

В-шестых, может помочь в сплочении классного коллектива;

В-седьмых, оказать неоценимую помощь в формировании характера, личности ученика.

По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения, то есть уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья переходят в хронические заболевания [19].

Перегрузка домашними заданиями может возникнуть, если учащиеся будут плохо подготовлены к их выполнению. Например, если учащиеся не поняли цель или смысл задания, если оно слишком большое по объёму и недостаточно связано с тем, что было изучено в ходе урока, если задания носят однообразный тренировочный характер, который совсем не затрагивает интересов школьника.

Большое значение имеет степень сложности и объем домашних заданий. Если ученику задать на дом задание, которое является для него слишком сложным, то школьник может прибегнуть к помощи родителей, а в худшем случае вообще не выполнить данное задание. Это не приведет к желаемому результату. Или наоборот, может получиться так, что ребенок получит просто задание, которое ему будет неинтересно выполнять. Это тоже негативно скажется на результате выполнения задания.

2.3. Влияние домашних заданий на формирование положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников

Формирование положительного отношения к учебной деятельности - это длительный процесс, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через использование заданий-путешествий, заданий-игр, заданий-викторин, заданий-исследований, заданий-встреч, сюжетных заданий, творческих заданий, привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации, укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Грамотно подобранные домашние задания играют решающую роль в формировании у детей позитивных убеждений и выстраивании поведения в процессе обучения, включая веру в свои способности, вдумчивый и трудолюбивый подход к приобретению навыков, а также более высокие ожидания и стремления в отношении своего будущего. Они могут подготовить детей к решению сложных задач, научить их преодолевать трудности и принимать вызовы, а не уклоняться от них. В общем, домашние задания являются ключевым средством, с помощью которого мы поможем нашим детям стать ответственными.

Домашнее задание – это тот же процесс обучения, основанный на познании, но протекающий в новых условиях. Ученику предлагается возможность самостоятельно выполнить часть учебной работы при предварительном обучении способам ее выполнения. Работа над заданием строго дозируется с учетом особенностей предмета, возраста, характера конкретного изучаемого материала, контролируется и часто самостоятельно оценивается. Выполняется это задание после уроков, дома, отчего и получило такое название [15].

Учитывая, что формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом классе, можно сформулировать следующие правила, которые необходимо знать и помнить каждому учителю:

  • заботиться о многообразии домашних заданий, стремитесь к тому, чтобы задания на усвоение основных знаний и умений одновременно развивали бы определенные качества личности;

  • задавать на дом только тогда, когда уверены, что выделите время на уроке для проверки и оценки выполнения задания;

  • не считать само собой разумеющимся, что все школьники обязательно выполнят поставленное задание;

  • на уроке использовать любую возможность для самостоятельной деятельности школьников, удостоверьтесь, все ли учащиеся поняли, в чем заключается их домашнее задание, не давать задание на дом по звонку или после звонка, сообщать задание тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока.

  • на уроке учите школьников технике и методам учения, на дом давайте задания, при выполнении которых учащиеся сознательно применяют эти методы.

  • использовать дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей учащегося.

  • с помощью постоянного контроля добиваться, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно выполнение домашнего задания, добиваться, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже [15].

Повысить эффективность обучения можно только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованным домашним заданием, которое будет подталкивать учеников к мотивационным действиям.

Домашние задания исследовательского характера будут формировать положительное отношение к учению у детей младшего школьного возраста если:

Использовать занимательный материал. Использование занимательного и дополнительного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность учащихся, внимание, память, поддерживает интерес к изученному. Занимательный материал развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей.

Ученик будет субъектом деятельности. Успешность учебной деятельности зависит, прежде всего, от собственной активности ребенка. Именно собственная активность ребенка в усвоении знаний включает деятельность всех познавательных процессов, самообеспечивая тем самым их развитие.

С. Л. Рубинштейн подчеркивал [5], что всякая попытка взрослых «внести» в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, формирования его личностных свойств и качеств.

Знания ведут к развитию только в том случае, если их получение, приобретение мотивировано собственной познавательной активностью. В любом другом случае ребенок воспринимает их как насилие над собой, не хочет учиться, ему неинтересно, он не видит смысла в изучении того или иного предмета и прочее.

Проверка домашних заданий будет публично организованна, включать в себя поощрение успеха в работе.

Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие: медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.

Благодаря поощрению ребенок чувствует себя включенным в жизнь, замеченным, небезразличным, нужным. Это с хорошей стороны отражается на психологическом состоянии, эмоциях. Кроме того, поощрение учит хорошим поступкам, показывает, что они действительно нужны людям [15].

Таким образом, при данном подходе учителя к домашнему заданию оно может оказаться действенным инструментом повышения учебной мотивации.

Вопрос – когда лучше выполнять домашнее задание: сразу же в день, когда оно задано и еще свежа в памяти информация, полученная на уроке, или к тому дню, когда по расписанию вновь будет поставлен данный предмет? Вечный спор на эту тему так и не закончен. Школьники давно «проголосовали» за второй вариант, хотя наука более отстаивает первый. Так тому и быть. В этом тоже есть смысл. Если все это имеет место, то единственно верный и неизбежный путь – это учить перед самим уроком. Так что бороться с этим пока бесполезно.

Рассматривая приемы выполнения домашнего задания, показано, как работают данные методики в реальности, а также какова их эффективность. Для педагога, очень важно рассмотрение этого вопроса, т.к. домашняя работа считается одним из центральных и главных компонентов учебной деятельности. Любой учитель должен стремиться к тому, чтобы его воспитанники умели, а главное, хотели и самостоятельно выполняли домашнее задание. Для этого необходимо знать приемы подбора заданий и упражнений, интересных детям, развивающих их ум и смекалку, приучающих к самостоятельной работе [1].

Прием «Задание массивом» Любой из трех уровней домашнего задания учитель может задавать массивом, т.е. предлагает большое количество упражнений, вопросов, задач, из которых ученик может выполнить столько, сколько посчитает нужным, или не менее определенного количества. Например, учитель дает десять задач (или, скажем стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.

Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, ведь известно, как этого не хватает ученикам в условиях нашей школы, особенно в подростковом возрасте. А учебный предмет, в свою очередь, становится им интереснее.

Из массива заданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен «замахнуться». Таким образом, он сам отслеживает уровень своей компетентности.

Преимущества задания массивом: 1) происходит самосогласование ребенка и уровня задач, которые он решает, он учится с первого взгляда оценивать сложность задачи; 2) дети решают разные задачи, у них появляется дополнительная возможность обменяться решениями; 3) выбирая свои задачи, ученик читает остальные, его учебный кругозор становится шире, он знает гораздо больше задач, чем ему предлагают.

Прием «Творческое домашнее задание».

Если учитель регулярно пользуется этим приемом, то за несколько лет работы у него накапливаются бесценные пособия. Сейчас можно купить книжки с готовыми кроссвордами на многие учебные темы. Но ребятам интереснее работать с тем материалом, который сделан их же сверстниками. И самим авторам-ученикам будет приятнее сочинять, составлять эти работы, если они станут использоваться в живом деле.

Восторгу детей не будет конца, когда вместо обычного задания на дом им будет предложено либо сочинить стишок про природу, зверей и т.д., либо нарисовать картину на изучаемую тему, либо с помощью родителей составить кроссворд и т.д. Результат – это и стихи, и рисунки, и кроссворды, причем от каждого ребенка по несколько видов работ.

В настоящее время требование гуманизации и гуманитаризации образования, выдвинутое психологами и педагогами, обращает серьезное внимание на развитие креативных способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Практические наблюдения показали, что самостоятельное творчество может развивать их способности. В связи с этим, важное внимание уделяется деятельно-практической направленности школьников, развивающей их творческий потенциал, проявляющийся в такой форме работы как домашнее задание.

Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности при выполнении домашних заданий.

Больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации при выполнении домашних заданий у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

Вывод

Во второй главе познакомились с определением «домашнего задания», а также с мнениями учёных и выделили следующее определение: домашняя учебная работа: - это организованный учителем процесс самостоятельного выполнения учащимися заданий, направленных на углублённое изучение программного материала, развитие познавательной активности и воспитание ответственности за результаты своего труда. (Б. Т. Лихачев, советский и российский педагог).

Узнали, что в школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы: индивидуальная, групповая, творческая, дифференцированная, одна на весь класс и составление домашней работы для соседа по парте.

Познакомились с методикой организации домашнего задания для младших школьников, узнали нормы и требования подготовки к домашним заданиям.

Разобрали влияние домашних заданий на формирование положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников. Чем интереснее и разнообразнее домашние задания, тем обучающимся интереснее выполнять их. Также, для разнообразия домашних заданий на уроках, учителя используют различные приемы: «Творческое домашнее задание», «Задание массивом» и другие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы было рассмотрено значение домашних заданий в образовательном процессе, их влияние на мотивацию учащихся и формирование у них положительного отношения к учебной деятельности. Были проанализированы различные подходы к организации домашней работы, выявили факторы, способствующие ее эффективности, а также были предложены рекомендации для педагогов по оптимизации домашних заданий. Важно отметить, что правильно организованное домашнее задание может не только углубить знания учащихся, но и сформировать у них активную жизненную позицию, способствующую дальнейшему обучению и развитию.

В ходе изучения литературы по теме исследования, было выявлено, что тема широко представлена в научной и методической литературе. Положительным отношением к учебной деятельности занимались такие методисты, как Суховей Ж. В., Щинкевич Г. В., Сулима Т. В. и другие.

Целью данного исследования было изучение домашнего задания как средства формирования положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников. В ходе работы выяснили, что положительное отношение к учебной деятельности представляет собой процесс, который инициирует, направляет и поддерживает усилия, связанные с учебой. Это сложная и многогранная система, включающая в себя мотивы, цели, реакции на неудачи, настойчивость и установки ученика.

Уже в начальной школе проблема учебной мотивации становится значительной: дети отвлекаются, шумят, не обращают внимания на учителя и не выполняют домашние задания. Взрослые хорошо понимают, зачем нужно учиться: для получения образования, завершения института и становления уважаемым человеком. Однако для детей эти причины не всегда очевидны. Чтобы ребенок учился, ему необходима внутренняя мотивация.

В ходе в данной работе раскрыли теоретические основы формирования положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников. Формирование положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников – это многогранный процесс, который требует комплексного подхода. Психологические, социальные и методические аспекты играют ключевую роль в этом процессе. Создание поддерживающей и мотивирующей образовательной среды, учет индивидуальных особенностей детей, разнообразие методов обучения и вовлеченность родителей способствуют развитию у детей интереса к знаниям и желанию учиться. Важно помнить, что именно положительное отношение к учебе закладывает основы для дальнейшего успешного обучения и личностного роста ребенка.

Рассмотрены теоретические и методические основы применения домашних заданий в обучении младших школьников. Домашние задания являются важным инструментом в обучении младших школьников, способствуя закреплению знаний и развитию навыков. Для эффективного применения домашнего задания необходимо учитывать возрастные особенности детей, давать четкие инструкции и обеспечивать разнообразие форматов заданий. Взаимодействие с родителями также играет ключевую роль в успешном выполнении домашних заданий. Правильно организованные домашние задания могут не только повысить учебную мотивацию учащихся, но и способствовать формированию их самостоятельности и ответственности в учебной деятельности.

Материал данного исследования быть использован как учителями начальных классов, так и студентами педагогических колледжей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
    1. Алексеева, О. Ю. Домашнее задание как средство формирования учебной мотивации младших школьников / О. Ю. Алексеева. – Москва : Прометей, 2020. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2017/01/26/domashnee-zadanie-kak-sredstvo (дата обращения 28.11.2024).

    2. Амонашвили, Ш. А. Как живёте, дети? / Ш. А. Амонашвили. – Москва : Просвещение, 1986.

    3. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Москва : Просвещение, 1968.

    4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – Москва : Педагогика, 1991.

    5. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин. – Москва : Издательство Московского университета, 1966.

    6. Гутова, Е. В. Домашнее задание – новые тенденции в педагогической науке и практике. Роль домашнего задания в учебном процессе / Е. В. Гутова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006.

    7. Зобнина, Е. С URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018022675 (дата обращения: 07.11.2024).

    8. Коменский, Ян Амос. Великая дидактика / Ян Амос Коменский; пер. с латинского А. Н. Веселовского. – Москва : Учпедгиз, 1955.

    9. Конфуций. Лунь Юй (Аналекты Конфуция). Перевод с китайского, предисловие и комментарии А. Е. Лукьянов. – Москва : Восточная литература РАН, 1998.

    10. Крупская, Н. К. О коммунистическом воспитании молодежи / Н. К. Крупская. – Москва : Молодая гвардия, 1956.

    11. Лихачев, Б. Т. Педагогика : курс лекций / Б. Т. Лихачев. – Москва : Юрайт, 2019.

    12. Маслоу A. Мотивация и личность / Пер. А. М. Татлыбаевой; терминологическая правка В. Н. Данченка. – Москва : Прогресс, 2004.

    13. Подласый, И. П. Педагогика : 100 вопросов – 100 ответов : Учебное пособие / И. П. Подласый. – Москва : Владос-Пресс, 2006.

    14. Рацапевич, Е. С. Современный словарь по педагогике / Е. С. Рачапевич. – Москва : Просвещение, 2005.

    15. Репина А. А. Поощрения. Как и зачем поощрять детей. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/poschrenie-detei-kak-i-zachem-poschrjat.html (дата обращения: 20.11.2024).

    16. Самойлова, С. Н. Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков / С. Н. Самойлова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2023. – № 52 (499). – С. 179-181.

    17. СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Утверждено Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29 декабря 2010 год.

    18. Сулима Т. В. Особенности учебной мотивации младших школьников URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2018/08/15/osobennosti-uchebnoy-motivatsii-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 04.11.2024).

    19. Суминова, М. А. Методика проведения домашней работы. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/05/23/metodika-organizatsii-domashney-uchebnoy-raboty-mladshih (дата обращения: 11.11.2024).

    20. Суховей Ж. В. Приемы и методы повышения мотивации к обучению URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2022/06/04/priemy-i-metody-povysheniya-motivatsii-k-obucheniyu (дата обращения 03.11.2024).

    21. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Н. Ф. Талызина. – Москва : Академия, 2002.

    22. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. – Санкт-Петербург : Типография Министерства внутренних дел, 1868.

    23. Философский энциклопедический словарь. – Москва : Советская энциклопедия, 1983.

    24. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – С. 6-20.