Департамент образования города Москвы
Государственное автономное
образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт математики, информатики и естественных наук
Кафедра высшей математики и методики преподавания математики
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:
«Тестирование как форма контроля в обучении математики»
Выполнила: студентка 3 курса
направление подготовки: «Педагогическое образование»,
профиль подготовки: «Математика»,
Гринченко Е.В
Научный руководитель: старший преподаватель
Ковпак И.О.
Москва 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕСТ И ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ …… 7
Понятие теста и его особенности: классификация, содержание и формы …………………………………………………………….. 7
Функции тестового контроля………………………………….. 12
Требования к содержанию и форме теста……………………. 13
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ… 18
2.1. Особенности использования тестового контроля на уроках математики ……………………………………………………………….……. 18
Практическое приложение
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 25
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………… 27
ВВЕДЕНИЕ
Активизация учебной деятельности
достигается различными формами контроля
и их правильным сочетанием.
Ю. К. Бабанский
В современном образовании одним из направлений совершенствования контроля знаний и умений учащихся стала тестовая технология. Как отмечается в методике преподавания, использование тестов – это одно из рациональных и эффективных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков учащихся на разных ступенях обучения. Кроме этого тестирование стало одним из средств индивидуализации в учебном процессе, потому что предоставляет возможность учитывать существующие психологические особенности учащихся, которые мешают их успешной учебной деятельности. Одновременно тестовый контроль имеет ряд существенных преимуществ перед другими видами существующего контроля. Во-первых, он дает возможность проверить значительный объем изученного материала малыми порциями и, во-вторых, при помощи тестирования удается быстро диагностировать овладение учебным материалом большего числа учащихся. При этом жесткая процедура проверки знаний учащихся практически исключает субъективизм. Систематичность в применении тестового контроля, как правило, формирует у школьников дисциплинированность и стремление к состязательности в усвоении программного материала. Всё это дает полное основание для утверждения актуальности данной работы.
Начиная с 90-х годов, в учебно-методической литературе появился целый ряд публикаций, посвященных использованию тестов в практике школьного образования. В настоящее время в нашей стране появилось несколько центров, в которых достаточно профессионально занимаются работой с тестовыми методиками. По мнению одного из ведущих специалистов в области методики организации работы с тестами П. П. Блонского, огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ ученика «Так мне кажется» заменить словами «Я это знаю» или «Я это не знаю». Именно эта особенность тестов дает возможность каждому учителю включить данный вид контроля в любой этап урок, на раззном этапе усвоения новых знаний и при изучении любого учебного предмета, в том числе и математики.
Цель данного исследования – знакомство с тестированием как одной из форм контроля в обучении математики.
Объект исследования – тестирование как форма контроля.
Предмет исследования – тестирование на уроках математики как форма контроля полученных знаний.
На основании определенной цели исследования, а также выявленного объекта и предмета исследования можно определить следующие цели данной работы:
изучить учебно-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
дать понятие теста, его содержания, формы и классификации;
выявить функции тестового контроля;
определить требование к содержанию и форме теста;
рассмотреть объекты содержания и объекты контроля тестового задания;
представить применение тестов в обучении;
продемонстрировать проверку соответствия требований, предъявляемых к содержанию тестовых заданий, (на примере нескольких тематических тестов по одной и той же теме)
В сложившейся системе образования имеется богатый методический опыт системы контроля знаний учащихся по разным учебным предметам. Поэтому теоретической основой данного исследования стали работы многих специалистов в области образования и тестовой методике контроля знаний:
в области психологии этой теме посвящены работы психологов З.И. Калмыковой, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана и педагогов Ю.К. Бабанского, М.Н. Скаткина, Е.С. Перовского;
в области методики преподавания учебных предметов, в том числе и математики – В.Г. Дорофеева, Ю.М. Колягина, А.Г Мордковича, А.С. Шепетова и др.;
теоретические основы разработки тестовых заданий в общедидактическом плане представлены в работах B.C. Аванесова, В.П.Беспалько, СИ. Воскерчьяна, Н. Гронлунда, В.А. Дюка, Т.А. Ильиной, К. Ингенкампа, А.Н. Майорова, Е.А. Михайлычева, А.И. Раппопорта, Р. Сельга, И. Соттера, Н.Ф. Талызиной и мн. др.
Данная работа посвящена определению возможностей использования тестовых заданий как эффективного средства при проведении текущего, тематического и итогового контроля при обучении математики в школе.
Теоретические положения, рассмотренные в данной работе, могут быть использованы преподавателями других дисциплин.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что выявленные особенности и положительные стороны тестирования как одно из формы контроля являются актуальными для решения вопросов современного образования. Теоретические положения, рассмотренные в данной работе, могут быть использованы преподавателями других дисциплин.
При написании работы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез научной и методической литературы учебно - педагогического характера.
Данная работа имеет следующую структуру: введение, в котором определяются объект и предмет исследования, цель и задачи, поставленные в работе.
Основная часть состоит из двух глав. В заключении подводится итог всей проделанной работы, делаются обобщающие выводы.
Список использованной литературы состоит из 17 источников.
Новизна предлагаемой работы состоит не столько в выборе самого объекта исследования и его систематизированном описании, сколько в возможности самостоятельно изучить этот вопрос, опираясь на исследования, сделанные учеными, практиками в решении данного вопроса.
ГЛАВА 1. ТЕСТ И ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Понятие теста и его особенности: классификация, содержание и формы
На современном этапе образования в общеобразовательном учреждении контроль и оценка знаний учащихся все чаще и чаще обеспечивается при помощи разнообразных тестов. Тесты, как одна из форм контроля, в российском образовании появились сравнительно недавно, в отличие от зарубежных стран, где по этому вопросу имеет богатый опыт.
Интерес к тестированию в отечественном образовании объясняется тем, что помимо своей основной функции - контроля знаний учащихся, оно может выполнять и другие функции:
служит средством диагностики трудностей учебного материала,
является мерой определения качества обученности;
дает возможность для прогнозирования успешности или неуспешности обучения.
Тест (от английского test - проба, испытание, опыт) – это небольшие стандартизированные задания, состоящие из вопросов и задач, с помощью которых проводится определенное психологическое исследование. Существенные признаки тестов, а также их функции нашли отражение в современных словарных определениях тестов прежде всего в психолого-педагогической области. В одном из психологических словарей отмечается, что тест – это «краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени психологическое испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах межиндивидуальных различий».1 В одной из своих работ исследователь истории создания тестов А.А. Алексеева определяет тест как «подготовленный в соответствии с определенными требованиями комплекс заданий, прошедших предварительное апробирование с целью определения его показателей качества, который позволяет выявить у тестируемого степень его лингвистической и коммуникативной компетенций».2
Со своей точки зрения доктор педагогических наук С.Р. Балуян, занимающаяся исследованиями в области лингводидактического тестирования, в частности тестирования устной коммуникации, отмечает, что «комплекс заданий теста существует в форме совокупности вопросов, обеспечивающих однозначность ответов испытуемых. Его отличает тщательность разработки в соответствии с определенными правилами и процедурами, предварительная экспериментальная проверка, наличие таких характеристик эффективности, как валидность и надежность. Имеющийся эталон ответа гарантирует объективность результатов тестирования, которые поддаются количественному учету».3
Как отмечает в своих работах, посвященных тестированию, доктор педагогических наук В.С. Аванесов, понятие «педагогический тест» следует рассматривать в двух существенных смыслах:
тест как метод (точнее, форму) педагогического измерения (в этом значении употребляются словосочетания «зачет в форме теста», «тест в середине семестра»);
тест как результат применения соответствующего измерения (например, «пройти тест» или «провалить тест»).4
При кажущемся разнообразии всех этих определений можно говорить об их общности, суть которой заключается в том, что в психолого-педагогическом понимании этого слова тест обозначает проверку, испытание.
В современной методике преподавания известно несколько классификаций существующих тестов. В основу этих классификаций положены разные признаки. Одной из наиболее популярных и общепринятых классификаций является классификация, предложенная доктором педагогических наук А. Н. Майоровым в статье «Тесты и их виды. Тесты достижений. Школьные технологии».5 С его точки зрения все тесты, которые используются с разными целями, могут быть классифицированы по следующим признакам:
По процедуре исполнения тесты могут быть стандартизированные и нестандартизированные.
По своему назначению тесты могут быть:
общедиагностические,
тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тест для пилотов, радиооператоров и т.д.);
тесты профессиональной пригодности,
тесты достижений, например, произношения, качества письменных сочинений и т.п., т.е.
тесты, которые предназначены для оценивания предметных результатов, достигнутых учащимися в процессе своего обучения.
По средствам, которые применяются в процессе тестирования:
бланковые,
аппаратные,
предметные,
практические,
компьютерные
По количеству участников тестирования:
По форме ответа тесты могут быть как устные, так и письменные.
По ведущей ориентации тесты могут быть: тесты скорости, тесты мощности или результативности, а также смешанные тесты.
По характеру действий:
вербальные (связаны с необходимостью производить умственные действия);
невербальные (связаны с практическим манипулированием какими-нибудь предметами, это могут быть карточки, блоки или детали).
По направленности:
тесты интеллекта, выявляющего особенности;
личностные тесты (иногда называемые тестами темперамента) и др.
По характеру ответов на вопросы:
открытого типа (когда тестируемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.);
закрытого типа (когда тестируемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответов тот или иной вариант).6
Еще один специалист в области тестирования А.Н. Майоров все тесты делит на две группы: нормативно-ориентированные и критериально-ориентированные.7
Согласно таким критериям к этой группе можно отнести, прежде всего, прогностические тесты, которые дают возможность для определения способностей того или иного учащегося к изучению определенного учебного предмета. Кроме этого данные тесты могут быть использованы при организации работы по профессиональной ориентации учащихся.8
Основную группу данных тестов составляют диагностические тесты. Диагностический тест – это тест, состоящий из набора стандартизированных заданий по определенному материалу и устанавливающий степень владения этим материалом учащихся.9
Ведущий специалист в области образовательных технологий, доктор педагогических наук В.П. Беспалько предлагает классификацию тестов, которая основана на различных уровнях усвоения знаний. В связи с этим он выделяет четыре уровня:
тесты первого уровня, главная задача которых – выполнение деятельности по узнаванию.
тесты второго уровня, тестируемые работают на уровне репродукции.
тесты третьего уровня - продуктивная деятельность.
тесты четвертого уровня - работа на уровне творческой деятельности.10
Чаще всего в образовательном процессе используются тесты, которые делятся на две группы:
тестовые задания закрытого типа – их особенность заключается в том, что тестируемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответа тот или иной вариант (иногда их может быть несколько);
тестовые задания открытого типа – они характеризуются наличием свободного ответа, когда тестируемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, формулу или математический знак и т.д.)
Кроме этого данные тесты характеризуются определенными вариантами ответов и формами тестового задания.
Виды тестовых заданий | Форма тестового задания |
Закрытого типа | Альтернативный выбор |
| Установление соответствия |
| Множественный выбор |
| Установление последовательности |
Открытого типа | Дополнение |
| Свободное изложение |
Таким образом, анализ существующих классификаций дает возможность утверждать, что существуют разные формы тестов, а также множество вариантов заданий к ним. Но при всей множественности существующих видов тестов и их классификации основная функция тестов - контроль и оценка знаний учащихся все же остается.
Функции тестового контроля
В ходе учебного процесса тест может выполнять несколько функций:
Контролирующая функция
Суть этой функции заключается в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.
Обучающая функция контроля
Основное назначение этой функции заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.
Диагностическая функция
Особенность этой функции связана с тем, что ее основное назначение заключается в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок.
Развивающая функция контроля
Данная функция направлена на стимулирование познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей.
Ориентирующая функция
Основное назначение этой функции заключается в получении некоторой информации: насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал отдельным учеником и классом в целом. Одновременно контроль помогает учащимся лучше узнать себя, оценить свои возможности и знания.
Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.
В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация указанных функций в практике педагогической деятельности делает этот контроль более эффективным, а также намного эффективней становится и сам учебный процесс.
Какие бы функции не определялись у тестов, но основная их функция – это контроль и оценка знаний учащихся.
Требования к содержанию и форме теста
Тест как форма контроля знаний представляет собой задание, которое состоит из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного (иногда несколько) верного. С их помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях. Несмотря на эффективность и популярность в современной методике использования такой формы контроля на уроках, у теста как и у любой другой методики есть свои положительные и отрицательные стороны.
Главное достоинство тестового контроля заключается в скорости, а традиционной проверки посредством дидактических материалов - в ее основательности. В то же время, если результаты своей работы учащийся представляет только номера ответа, тут учитель не может видеть характера самого хода решения - мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным. Полной гарантии наличия у учащегося хороший знаний у учителя нет. К недостаткам тестов также относят возможность угадывания. Если, например, тестовое задание содержит только два ответа, один из которых правильный, то половину ответов на такие тестовые задания чаще всего можно угадать.
Поэтому при составлении тестов необходимо соблюдать определенные требования как к содержанию, так и к форме теста.
Предлагаемые в тесте задания обязательно должны отражать содержание только данного учебного предмета. Кроме этого всегда важно учитывать значимость выбираемого учебного материала, его научную достоверность, соответствие содержания теста уровню современного понимания науки.
Форма составляемого тестового задания обязательно должна соответствовать одной из выбранных квалификаций. Кроме этого шрифт должен также соответствовать общепринятым нормам.
Данное требование обеспечивается совокупностью тестов данного уровня с определенным количеством существенных операций в них. Кроме этого надежность предполагает учитывать и то, что в тесты не рекомендуется включать:
- вопросы и ответы дискуссионного характера;
- задания, которые имеют громоздкие или нечеткие формулировки;
- задачи, которые требуют сложных вычислений и расчетов с помощью калькулятора.
Многословные задания не являются тестовыми. Идеально сформулированное задание – не более семи слов. Кроме этого и время тестирования также должно быть минимальным. На выполнение одного задания должно быть затрачено не более двух минут, для более трудных заданий – до пяти. При подготовке к тестированию точное время для ответов определяется экспериментально.
Кроме этого при составлении тестов необходимо учитывать, что тест может включать в себя задания разной формы в любом порядке и в любом количестве. Тестовые задания, составляющие тест, могут быть представлены в одной из следующих стандартизированных форм:
- в закрытой форме (с выбором одного или нескольких вариантов из списка предложенных);
- в открытой форме (в текст задания вписывается слово, вставляется формула и т.д.);
- задание на установление правильной логической последовательности (для описания событий, технологий);
- на установление определенного соответствия.
Выбор формы задания для проведения тестового контроля зависит прежде всего от учебного материала, знание которого нужно учителю проверить. Последовательность выбранных заданий определяется только по одному принципу: от более простого задания к более сложному. В то же время сама форма тестового задания должна быть для ученика узнаваемой и соответственно не требовать от учителя дополнительных пояснений для тестируемого по способу ответа на задание.
В идеальном варианте в тесте никогда не должно быть очень легких, абсолютно всеми решаемых заданий. Хотя в начале самого теста в соответствии с его структурой можно ввести несколько более легких заданий, чтобы таким образом ободрить тестируемого, повысить его уверенность в себе, в своих знаниях и таким образом помочь реализовать свой учебный потенциал. Кроме этого в тест можно включать 1-2 задания более высокого уровня сложности, чтобы у учащегося не сформировалось чувство непогрешимости и завышенной самооценки, чтобы им было к чему стремиться.
В работах Э.А. Штольмана, посвященных особенностям составления тестов, определяются требования к составлению тестов. В первую очередь, он отмечает, что тест всегда состоит из двух частей - информационной и операционной. Информационная часть содержит ясно и просто сформулированную инструкцию и примеры правильного выполнения заданий. Операционная часть состоит из некоторого количества заданий или вопросов. Кроме этого он отмечает, что каждое тестовое задание может сопровождаться набором ответов, которые называются выборочными или альтернативами. Среди ответов содержится один правильный ответ и несколько неправильных. Все варианты выбора должны быть приблизительно одной величины и относиться к одному уровню предметной трудности. Тесты со многими заданиями, как считает Э.А. Штольман, называются комплексными тестами.11
И в то же время при составлении тестов необходимо помнить, что тестовые задания должны быть корректными и рассчитанными на оценку уровня учебных достижений учащихся по конкретной области знаний.
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ
2.1. Особенности использования тестового контроля на уроках математики
В процессе преподавания математики учитель своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и т.д.), но и внедрять в практику своей педагогической деятельности тестирование как одну из эффективных форм контроля.
Тестовый контроль как одна из часто используемых в современном образовании форм контроля в процесс обучения должна учителем вводится поэтапно с учетом того, что контроль может осуществляться на разных этапах урока и с разной целью. С помощью тестов, грамотно подобранных учителем, эффективно обеспечиваются разные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый, кроме этого можно осуществлять контроль знаний, умений, а также учет успеваемости.
На первом этапе в тестовой форме может проводиться только входной контроль, целью которого является получение сведений об исходном уровне знаний учащихся.
Успех изучения любого курса зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений, которые изучались на предшествующих этапах обучения. Поэтому входной или диагностический тест, включает задания, проверяющие уровень усвоения основных учебных элементов данного курса. При проверке определяются прежде всего пробелы в знаниях, что необходимо будет потом учесть при последующей работе на уроке.
Еще одним этапом использования на уроках тестов как формы контроля являются тематические тесты, которые могут использоваться в конце изучения темы с целью определения объёма и уровня её усвоения.
Чаще всего на разных этапах урока могут использоваться базовые тесты. Базовый тестовый контроль осуществляется в ходе повседневной работы и преследует цель проверки формального усвоения изучаемого на уроке материала. Такие тесты включают в себя задания в виде теоретических вопросов или небольшие и простые задачи. (обычно затраченное на этот метод контроля время составляет 10-15 минут).
На уроках математики также возможно использовать и промежуточный тест. Тесты такого вида обычно могут проводиться после изучения нового материала, но только перед решением основных, типовых задач на применение полученных знаний. Основная цель такого вида тестирования – это проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений, алгоритмов, правил, потому что творческого и продуктивного обучения не может быть на пустом месте, без репродуктивных тренировок. Правильность своих ответов ученик может проверить, открыв нужную страницу школьного учебника. При этом также осуществляется наиболее эффективная и целенаправленная корректировка знаний учащихся.
Наиболее сложным тестом является итоговый тест, задача которого систематизировать, обобщить учебный материал, проверить сформированные знания и умения. Данный вид тестов может проводиться в конце полугодия, года, за курс основной (средней) школы, где обобщаются все ранее изученные понятия.
Тестовые задания во время урока очень удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, эта форма контроля эффективна и при повторении учебного материала. Тесты с успехом можно применять наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений учащихся.
В последнее время появились новые более оригинальные методы разработки и применения тестов в образовательном процессе. Современные тесты, разработанные с учетом новых требований ФГОС, позволяют выявить не только скрытые от поверхностного взгляда знания, но и возможные способности учащихся. Большие перспективы перед тестами открываются и в связи с появлением достаточно развитых средств диалогового общения человека с компьютером. Однако тесты в образовательном процессе не могут служить единственной формой контроля качества знаний учащихся.
Практическое приложение.
Онлайн-тестирования.
В настоящее время достаточно ресурсов для того, чтобы разнообразить тестирования. Так, например, в школах с хорошей оснащенностью компьютерами можно проводить компьютерные тестирования в режиме онлайн, которые предлагают множества сайтов, например:
http://onlinetestpad.com/ru-ru/Section/Math-3/Default.aspx

2. http://math-test.ru/
3. http://testedu.ru/test/matematika/

И множество других аналогичных сайтов. Если компьютер всего один, то такие онлайн тестирования можно проводить для 1-2 учеников, которые работают за компьютером учителя.
В своей работе я активно использую портал для тестирования https://www.plickers.com/. Тестирования получаются интересными, увлекательными и дети каждый урок с нетерпением ждут нового теста для них, это очень повышает их мотивацию к обучению, изучению нового материала и закреплению старого. По моим наблюдениям ,после начала использования портала , 90% слабых учеников заметно «подтянулись» в знаниях, стали лучше выполнять домашние работы.
Расскажу поподробнее о принципе работы этого портала.

Портал «пликерс» предусматривает синхронизацию компьютера с мобильным приложением, которое доступно для операционных систем Iphone OS и Android.
Краткое описание работы портала:
Создается список класса, в котором каждому ученику присваивается число (номер ученика), по этим номерам система будет определять фамилию ученика, ответившего на вопрос.
После чего печатается набор карточек (индивидуальных QR-кодов).
На примере карта ученика, которому присвоен номер 24. (Для удобства мы приклеивали эту карточку на тетрадь, чтобы никто из учеников ее не потерял)

Создается тест. Каждый вопрос может иметь от 2 до 4 вариантов ответа, которые соответствуют буквам A,B,C и D.

На сайте выбираем вкладку : Live View (с англ «текущий вид») ,эта функция запускает синхронизацию с мобильным телефоном, включаем проектор, чтобы ученики могли видеть вопросы и варианты ответов на доске. Выбираем вопрос в приложении, он сразу появляется на экране с вариантами ответов. Задача учеников поднять вверх свои карточки буквой, которую считают верным ответом. В приложении нажимаем Scan (от англ «сканировать») и наводим камеру на карты учеников.
(фото с сайта https://yandex.ru/images)
В режиме онлайн на доске отмечаются синим цветом ученики, которые ответили на вопрос. После окончания «сбора» ответов нажимаем «Проверить». Ученики, верно ответившие на вопрос теста выделяются зеленым цветом, другие –красным. Можно попросить каждого учащегося записывать на сколько вопросов он ответил верно, записывать учителю самостоятельно сразу же после проверки вопроса или посмотреть мониторинг ответов в приложении после урока. Этот портал помогает за короткий промежуток времени (10-15 минут) опросить весь класс, выставить отметки. Этот способ подойдет для резюмирования урока-изучения новой темы, в качестве проверки домашней работы или в качестве промежуточной проверки знаний по теме.
Традиционные тесты.
Или «бумажные» тесты, используются в школе больше нескольких десятков лет. Приведем пример такого теста.
6 класс
Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное.
Вариант I
1. Укажите среди данных произведений разложение числа 54 на простые множители.
1) 9•6; 2) 2•3•3•3; 3) 2•3•6; 4) 2•3•9.
А) 1); Б) 2); В) 3); Г) 4).
2. Укажите наибольший простой делитель числа 5460.
А) 21; Б) 17; В) 13; Г) 15.
3. Найдите наибольший общий делитель чисел 555 и 275.
А) 3; Б) 7; В) 5; Г) 15.
4. Найдите наименьшее общее кратное чисел 70, 60 и 90.
А) 5400; Б) 1260; В) 4200; Г) 3780.
5. Найдите наибольший общий делитель чисел 180, 270 и 450.
А) 10; Б) 45; В) 18; Г) 90.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной педагогике и в методике преподавания математики в том числе все чаще и чаще возникает вопрос об использовании тестовой методики как средства контроля. Такое обращение к тестам как форме контроля совершенно понятно: при обучении математике контроль является одним из инструментов управления учением. А вопросы, связанные с проверкой и учетом знаний, умений и навыков, методики их организации и проведения в педагогики были актуальны всегда. Поэтому тесты как форма контроля также нашли свое применения на уроках математики.
Данный тип контроля, который включает в себя достаточно большое количество заданий, дает учителю возможность:
рационально и эффективно использовать урочное время;
охватить больший объем содержания учебного материала по предмету;
установить не только обратную связь с учащимися, но и быстро определить результаты усвоения необходимого материала;
обеспечить одновременную проверку знаний учащихся;
формировать мотивацию учащихся к подготовке к каждому уроку;
индивидуализировать работу с учениками;
повышать интерес к изучаемой дисциплине.
Тестовая методика контроля, используя различные варианты заданий, обладает большими преимуществами. Одно из самых значимых – это скорость работы на уроке.
Одновременно у тестов есть и свои недостатки. Главный из них –категоричность оценки выполнения задания, т.к. тесты дают возможность учитывать только два способа выполнения задания – задание выполнено правильно и полностью или задание не выполнено, в культуре математической речи (письменной или устной) – ее с помощью тестов не проверишь. Традиционная проверка позволяет гораздо глубже проверить знания ученика.
Поэтому тестовая методика не должна использоваться как единственное средство контроля на уроках математики и вытеснять остальные, хорошо зарекомендовавшие себя традиционные средства контроля. Но как один из эффективных вариантов она имеет право присутствовать в образовательном процессе, в том числе и на уроках математики.
ЛИТЕРАТУРА.
Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний – М. 1994. – 203 с.
Адамова Г.М. Использование разноуровневых тестов. // Профессиональное образование. Столица. -2007.№11.
Алексеева А.А. К истории развития тестирования: от психологии к лингводидактике / А.А. Алексеева. - М: Изд-во МГУ.198 с.
Балуян СР. Обеспечение эффективности устных тестов // Известия ТРТУ. 1999. №2.- С. 228.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989.
Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение: учебное пособие. -М.: Форум,2005.
Гуцанович, С.А., Радьков, А.М. Тестирование в обучении математике: диагностико-дидактические основы. – Могилёв, 1995.
Дакацьян, У. В. Проверка знаний учащихся по математике / У. В. Дакацьян. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1963. – 286 с.
Калмыкова Е. А. Использование тестов при проверке знаний учащихся. – М.,2006.
Корешкова Т.А. и др. Математика: ЕГЭ // Методическое пособие. М., 2006.
Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: Унтелект-центр,2002.
Майоров. А.Н. Тесты и их виды. Тесты достижений. Школьные технологии №4.1998, с. 176-189
Психологический словарь. /Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1983. – 712 с.
Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике / сост. Ю.Д. Кабалевский - М.: Просвещение,1988
Севрук А.И. Тест в педагогических технологиях. //Школьные технологии. -2005.№2.
Скобелев Г. Н. Контроль на уроках математики - Минск: Народная асвета, 1986.
Штульман Э.А. Тесты, требования к ним и их классификация // Тестирование при обучении иностранным языкам / Под ред. П. А. Баскутиса. Воронеж, 1972. - С.7-63.
Сайты : https://www.plickers.com, https://yandex.ru/images
1 Психологический словарь. /Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1983. – С. 370.
2 Алексеева А.А. К истории развития тестирования: от психологии к лингводидактике / А.А. Алексеева. - М: Изд-во МГУ, 1992. – С. 93.
3 Балуян СР. Обеспечение эффективности устных тестов // Известия ТРТУ. 1999. №2.- С. 44.
4 Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний – М. 1994. – С. 93.
5 Майоров. А.Н. Тесты и их виды. Тесты достижений. Школьные технологии №4.1998.
6 Майоров. А.Н. Тесты и их виды. Тесты достижений. Школьные технологии №4.1998. – С. 176-189.
7 Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: Народное образование, 2000. – С. 44.
8 Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: Народное образование, 2000. – С. 44.
9Там же – С. 45.
10 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989
11 Штульман Э.А. Тесты, требования к ним и их классификация // Тестирование при обучении иностранным языкам / Под ред. П. А. Баскутиса. Воронеж, 1972. - С.12. 7-63.
17