СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа образ «физического я» в структуре самосознания младших школьников

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

КУРСОВАЯ РАБОТА

ОБРАЗ «ФИЗИЧЕСКОГО Я» В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа образ «физического я» в структуре самосознания младших школьников»

35



Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»

Институт педагогического образования

Направление «Педагогическое образование»

Профиль «Начальное образование»





КУРСОВАЯ РАБОТА

ОБРАЗ «ФИЗИЧЕСКОГО Я» В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



Выполнила студентка

11-А группы I курса

педагогического ф-та ЗФО

Королева Наталья Владимировна


Научный руководитель:
доцент каф. педагогики и психологии начального образования Тверского государственного университета

Крылова Марина Андреевна





Тверь 2015

Содержание:


Введение………………………………………………………………………..…….3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития Я - концепции у младших школьников

    1. Понятие о самосознании. Взаимосвязь между сознанием, самосознанием и Я - концепцией ………………………………………………………..……6

    2. Содержание Я-концепции……………………………………..……………12

    3. Особенности становления «Я-концепции» у младших школьников…….19

    4. Образ «физического Я» как компонент «Я-концепции» младших школьников…………………………………………………………………..24

Заключение……………………………………………………………………….…29

Список использованной литературы ……………………………………………..32














Введение


На современном этапе развития психологической науки в нашей стране одной из наиболее актуальных является проблема развития самосознания, как важнейшего составного компонента личности. Исследования самосознания ребенка в отечественной психологии достаточно редки, а изучение подструктуры «физического Я», оказывается особенно важным, т.к. одним из условий формирования адекватного «образа Я» является гармоничное развитие «физического Я» человека.

В психологических исследованиях разных авторов структура самосознания представлена неоднородно. Одни исследователи пытаются уделить больше внимания изучению «Я – образа» (И.С. Кон, Е. Т. Соколова, А.А. Бодалев и др.) Другие останавливаются на изучении проблемы самоотношения и его строения (В. В. Столин, С.Р. Пантелеев и др.), с позиции личностной идентификации исследуют структуру Я – концепции. Большинство исследований, представленных в науке, посвящены общепсихологическим вопросам соотношения душевного и физического начала в человеке, тела как отражения культуры, а также более частным аспектам восприятия собственного тела. С практической точки зрения высокая степень актуальности исследования образа «физического Я» обусловлена тем, что в современном стандарте успешной личности телесная красота занимает одно из лидирующих мест.

Младший школьный возраст составляет особый этап развития в личности ребенка. В младшем школьном возрасте на базе качественного изменения всей психической жизни ломается и перестраивается все прежние отношения ребенка к миру и самому себе, прежде всего к самому себе. В младшем школьном возрасте на базе качественного нового характера структуры и состава деятельности у ребенка развивается сознательное поведение, делается решающий шаг из детства к новому этапу психологического и социального развития. Вследствие этого кажется наиболее продуктивным рассмотрение феномена тела в качестве образа «физического Я», являющегося элементом Я-концепции, которая отчасти обуславливается психическим функционированием человека, но при этом находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.

Многие отечественные и зарубежные авторы подчеркивают значение младшего школьного возраста для развития самосознания. Появление сознательного «Я», возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральные конфликты и нравственные самооценки - вот некоторые феноменальные проявления самосознания в этом возрасте [9].

Несмотря на экспериментальные исследования в рамках каждого вышеназванного направления, проблема формирования «физического Я» все еще принадлежит к кругу тех вопросов, которые являются наименее разработанными. Понятие не вошло однозначно в устоявшуюся парадигму психологического знания, сохраняется неясность терминологического аппарата в области разделения понятий схема тела, образ тела и «физическое Я». Структурные компоненты «физического Я», их содержание и роль в формировании самосознания личности нуждаются в дополнительном изучении.

Поэтому изучение особенностей самосознания на возрастном рубеже является важным направлением психолого-педагогических исследований. Структура самосознания зависит от той социальной среды, к которой принадлежит ребенок. Самосознание, согласно И. И. Чесноковой [30], представляет собой процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самого себя в различных ситуациях и в соединении этих образов в единое целостное образование – представление, а затем и понятие своего «физического Я». В результате этого формируется обобщенный «образ Я» школьника. Центром личности ребенка и ее самосознания является «Я», которое и осуществляет свои функции на сознательном и подсознательном уровнях. Структурой самосознания, принадлежащей «Я», является Я - концепция, Я - концепция состоит из взаимосвязанных подструктур или относительно устойчивых «Я – образов».

Опираясь на разнообразие теоретических подходов, появляется необходимость проведение анализа данной проблематики [28]. В своем исследовании мы раскрываем функционально-уровневую структуру «физического Я» и полагаем, что вслед за уровнем ощущений, результатом которого является образ тела ребенка, формируется следующий базовый уровень «физического Я» – границы, представления о которых у ребенка и стали предметом нашего исследования.

Объект нашего исследования – младшие школьники.

Предмет исследования – структурные компоненты образа «физического Я» младших школьников (когнитивный, аффективный, поведенческий)).

Цель исследования – сравнить образ «физического Я» в структуре самосознания девочек и мальчиков младшего школьного возраста.

Гипотезой нашего исследования – образ «физического Я» в структуре самосознания девочек и мальчиков младшего школьного возраста различается.

Задачи исследования:

  • охарактеризовать структуру Я-концепции и ее особенности младших школьников;

  • провести анализ теоретических подходов к изучению образа «физического Я» младших школьников;

  • выявить особенности формирования «образа Я» в самосознании девочек и мальчиков младшего школьного возраста.

Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения, библиографического списка.






Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития Я - концепции у младших школьников

    1. Понятие о самосознании. Взаимосвязь между сознанием, самосознанием и Я - концепцией


Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям [26]. Выделяют следующие свойства сознания:

    • построение отношений;

    • познание;

    • переживание.

Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции — формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием [9].

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как «Я». Результатом процессов самосознания можно считать Я-концепцию.

В современной психологии Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие « Я-концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам [9, с. 197].

Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:

  1. Образ «Я» – представление индивида о самом себе.

  2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

  3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Р. Бернс [4] описывает Я-концепцию как совокупность всех пред­ставлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой.

Остановимся подробнее на трех основных составляющих Я-концепции [4]:

Когнитивная составляющая Я – концепции – это представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа «Я», могут быть самыми разнообразными.

Абстрактные характеристики, которые мы употребляем, описывая какого-то человека, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее.

Оценочная составляющая Я – концепции – это эмоциональная составляющая установки, которая существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.

Таким образом, Я-концепция используется Р. Бернсом [4] как собира­тельный термин для обозначения всей совокупности представлений человека о себе. Итоговая структура Я-концепции по Р. Бернсу может быть пред­ставлена в схеме (см. схему 1).




Глобальная Я-концепция



Аспекты,

выделенные Я-сознающее Я-как-объект

Джемсом (процесс) (содержание)


непрерывное

взаимодействие


Компоненты самооценка

установки или приятие образ Я

себя

тенденции

поведения

Я-концепция как

совокупность

установок «на себя»



реальное Я идеальное Я зеркальное Я

Модальности или или или

представление представление представление

о том, каков я о том, каким я о том, как меня

хотел бы быть видят другие





Аспекты физическое физическое физическое

социальное социальное социальное

умственное умственное умственное

эмоциональное эмоциональное эмоциональное


Рис. 1. Структура Я-концепции (по Р. Бернсу)

Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, она, скрыто или явно, присутствует в любом самоописании.

Есть три момента, существенных для понимания самооценки.

Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, должны иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.

Поведенческая составляющая Я – концепции – это тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями.

Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом «Я», являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к самому себе.

В школьном возрасте происходит существенное изменение «Я-образа» в зависимости от успехов/неудач в учебе, от отношения учителей, родителей и сверстников к ребенку.

Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Учебная деятельность становится для него ведущей. В начале младшего школьного возраста ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. И пусть желание занять это новое место в жизни появилось у ребенка не в самом начале обучения, а на год позже, все равно формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознания. Условно этот период можно обозначить периодом рождения социального «Я».

Способность видеть себя отличным от других людей, обладающим определенными свойствами, составляет образ «Я». Самоуважение означает видение себя человеком, обладающим положительными качествами, т. е. человеком, способным достигать успеха в том, что является для него важным. В младшем школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано с уверенностью в своих академических способностях, которая соотносится со школьной успеваемостью.

Мы рассмотрели понятие Я-концепции и её структурные компоненты. Формирование Я-концепции складывается на основе индивидуальных особенностей личности, а также под действием механизма взаимного общения.


    1. Содержание Я-концепции


Уильям Джеймс [10] первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я – концепции. «Я»-как-объект У. Джеймс в свою очередь разделил на духовное «Я», материальное «Я», социальное «Я» и физическое «Я». Глобальное, личное «Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (чистый опыт) и Я – как объект (содержание этого опыта). Эти две стороны всегда существуют одновременно. Именно Джеймсу принадлежит первая и весьма глубокая концепция личностного «Я», рассматриваемого в контексте самопознания; он выдвинул гипотезу о двойственной природе интегрального «Я»; многие его формулировки касающиеся дескриптивной, оценочной категории «Я», что послужило впоследствии развития представления Я-концепции.

В первые десятилетия двадцатого века изучением Я-концепции занимались не только многие психологи, но и социологи. Главными теоретиками стали Ч. Кули и Д. Мид.

Ч. Кули [16] первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном «Я». Так же он предложил теорию «зеркального-Я», утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие существенно влияют на его Я-концепцию. «Зеркальное-Я», возникает на основе символического воздействия индивида с разнообразными первичными группами, членом которых он является. Такая группа характеризующаяся непосредственным общением ее членов между собой, относительным постоянством и высокой степенью тесных контактов между набольшим количеством членов группы, приводит к взаимной интеграции индивида и группы. Непосредственные отношения между членами группы предоставляют индивиду обратную связь для самооценки. Таким образом, Я-концепция формируется в осуществляющемся методом проб и ошибок процессе, в ходе которого усваиваются ценности, установки и роли.

Дж. Мид [19, стр.172] считал, что становление человеческого «Я», как целостного психологического явления, в сущности, есть не что иное, как происходящий внутри «индивида» социальный процесс. Что через условия культуры (как сложной совокупности символов, обладающих общими значениями для всех членов общества) человек способен предсказывать как поведение другого человека, так и то, как этот другой человек предсказывает наше собственное поведение. Что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека. Человек для Д. Мида не одинокое существо, что именно общество обусловливает форму и содержание процесса формирования Я-концепции [19].

Подход Эрика Эриксона [31], обобщен к социально-культурному контексту становления сознательного Я индивида – эго. Источником эго-идентичности являются, по Э. Эриксону, « культурно значимое достижение» Идентичность эго индивида возникает в процессе интеграции его отдельных идентификаций. Э. Эриксон уделял особое внимание юношескому кризису развития и размытости эго-идентичности в этот период. Так же Э. Эриксон предложил генетическую теорию формирования эго-идентичности.

Многие психологи и социологи изучали Я-концепцию. Но современное состояние теоретических разработок в изучении Я-концепции индивида в значимой мере достигнуто было благодаря работам К. Роджерса [25] и его клинической практике.

Самость или Я-концепция (Роджерс использовал эти термины взаимозаменяемо) определяется как: организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а так же ценности, связанные с этим восприятием. Этот гештальт, который доступен осознанию, хотя не обязательно осознаваемый.

По Роджерсу, Я-концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но так же и то , какими бы хотели быть, какими полагает должны быть. Этот компонент «Я» называется Я – идеальное – это «Я» которое человек больше всего ценит и к которому больше всего стремиться. Я-концепция является продуктом социализации. И отсюда вытекают условия (выдвинутые Роджером), важные для развития Я-концепции:

Потребность в позитивном внимании – для любого человека важно чтоб его любили и понимали другие. Эта потребность универсальна, развивается как осознание «Я», она всепроникающая и устойчива. Впервые она проявляется у младенца, как потребность в любви и заботе, а в последствии она выражает себя в удовлетворении человека, когда его одобряют другие, когда им недовольны. Позитивное внимание является либо приобретаемым, либо врожденным .

Условия ценности – это то, как человек оценивает свою ценность. Фактически с годами приобретая опыт, дети запоминают, что если их действия одобряются родителями, то их будут хвалить и любить. И наоборот, если они будут действовать не правильно или неприемлемо с точки зрения родителей, то их е будут любить и ценить. Такое обусловленное позитивное внимание со стороны других людей приводит к тому, что человек в одних отношениях чувствует свою ценность, а в других – нет.

Безусловное позитивное внимание – это означает, что человека принимают таким какой он есть, а человек поступает так как он хочет. То есть дать или получить позитивное внимание независимо от ценности конкретного поведения человека.

Роджерс утверждал, что по большей части поведение человека согласуется с его Я-концепцией. Другими словами, человек стремиться сохранить состояние согласованности самовосприятия и переживания. Отсюда следует логический вывод, что переживания, находящиеся с Я-концепцией человека и его условиями ценности, могут осознаваться и точно восприниматься. И наоборот, переживания, находящиеся в конфликте с «Я» и его условиями ценности, образуют угрозу Я-концепции; они не допускаются к осознанию и точному восприятию. Следует отметить, что человеческая концепция себя является критерием, по которому переживания сравниваются и либо символизируются в осознании, либо символизация отрицается.

Рассмотрев Я-концепцию в исследованиях ученых можно прийти к общему определению, что Я-концепция – это относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействия с другими людьми и относиться к себе. Я-концепция – это предпосылка и следствие социального воздействия, определяется социальным опытом.

Я-концепцию можно рассмотреть как совокупность установок, направленных на самого себя. В основном установки подчеркивают три главных элемента:

1. Убеждение, которое может быть обусловленным и не обусловленным. Когнитивная составляющая установки (образ «Я») – представление индивида о самом себе, как правило кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа «Я», могут быть самыми разными.

2. Эмоциональное отношение к этому убеждению. Эмоционально – оценочная составляющая (самооценка) – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанным с их принятием или осуждением. Эта оценка может быть обусловлена соответствующими стереотипами, бытующие в той или иной социальной среде. Источником оценочных знаний различных представлений о себе является его социальное окружение, в котором они нормативно фиксируются в языковых значениях. И источником оценочных представлений индивида могут быть так же социальные реакции, на какие то его проявления и самонаблюдения.

3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении. Поведенческая составляющая – или потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой. Человек не всегда ведет себя в соответствии со своими убеждениями. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается, в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями ) [18].

Я-концепция контролирует и интегрирует поведение индивида, но она оказывает влияние скорее на выбор направления активности, чем непосредственно направляет эту активность. Обладая относительной стабильностью, Я-концепция обусловливает довольно устойчивые схемы поведения, характерные для данного человека.

Функции Я-концепции:

–достижение внутренней согласованности личности:

–интерпретация жизненного опыта;

–определение ожиданий человека в отношении своего будущего.

Столкновение противоречащих друг другу представлений, чувств, идей, относящихся к представлениям человека о себе, вызывает у него ощущение психологического дискомфорта. И человек всячески пытается этого избежать, предпринимая действия, способствующие достижению утраченного равновесия, стараясь избежать внутренней дисгармонии.

Поэтому, когда человек сталкивается с новым опытом, знанием о себе, он либо:

1. Принимает, ассимилирует этот опыт, когда он не противоречит представлениям индивида о себе, либо,

2. Отказывается видеть вещи такими как они есть, верить людям, сообщающим ему что–либо о себе и т.д.

3. Стремится изменить каким–либо образом себя или окружающих.

Если изменения образа себя, привносимые новой информацией, не сильно отличаются от прежних представлений о себе, то индивид иногда может их принять, если эти изменения не превышают его адаптационные возможности. Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может также усваиваться с помощью защитно-психологических механизмов, таких как рационализация, когда новый опыт объясняется на основании уже имеющегося, искажение или отрицание.

Таким образом, Я-концепция может выступать как некий защитный экран, охраняющий самосогласованный образ себя от влияний, которые могут его нарушить.

Сложившаяся Я-концепция обладает свойством самоподдержания. Благодаря этому у человека создается ощущение своей постоянной определенности, само – тождественности.

Самосогласованность Я-концепции не является абсолютной. Поведение индивида бывает разным в зависимости от ситуации, в которой он находится, от принятой им психологической или социальной роли. Такая рассогласованность, как правило, соответствует неперекрывающимся контекстам, ситуациям в жизни человека. В каждой из таких ситуаций человек формирует несколько отличные образы «Я» и шаблоны поведения, соответствующие требованиям данной ситуации. Даже при относительной жесткости Я-концепции человек сохраняет возможности для адаптации к меняющимся внешним условиям, для самоизменения, развития, необходимого для решения стоящих перед ним задач. Неожиданное осознание неадекватности существующего Я-образа, вызванное этим замешательство и последующее исследование, направленное на поиск новой идентичности, более соответствующей реальности, – это процесс самопознания и самостроительства, который идет всю жизнь.

Стабильность Я-концепции обеспечивает человеку чувство уверенности в направлении своего жизненного пути, в восприятии своих различных жизненных ситуаций как единого непрерывного в своей преемственности опыта. Еще одна функция Я-концепции – интерпретация жизненного опыта. Сталкиваясь с одним и тем же событием, разные люди по разному его понимают. Проходя через фильтр Я-концепции, информация осмысливается, и ей присваивается значение, соответствующее уже сформировавшимся представлениям человека о себе и о мире.

Очень важно с раннего детства формировать у человека позитивное отношение к себе, уважение к себе, уверенность в себе и своих силах, способствующие более полной жизненной реализации.

Сформировавшиеся представления о себе также определяют ожидания человека в отношении своего будущего. Если человек уверен в собственной значимости, он ждет соответствующего отношения от окружающих и наоборот.

Осознание этого механизма позволяет увидеть, что работа с Я-концепцией как с объектом осознанного творчества может позволить человеку перестать быть зависящим от прошлого, сформировавшихся в нем убеждений и стать творцом собственного настоящего и будущего. Использование этих закономерностей лежит в основе метода управляемой визуализации, широко используемого разными направлениями гуманистической психологии для избавления от ограничивающего опыта прошлого, формирования желательного будущего.



    1. Особенности становления «Я-концепции» у младших школьников


У детей в начале младшего школьного возраста (от 6 до 11 лет) имеется ожидание и устремленность на самоактуализацию своей  личности. Перспективы дальнейшей жизни ребенка расширяют сферу его осознания себя. Одним словом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений.

Говоря о Я – концепции ребенка, А.А. Реан [23] отмечает, что она включает в себя как Я – реальное (представление личности о себе в том, «какой я есть»); Я – реальное ожжет быть в большей или меньшей мере реалистичным), так и Я – перспективное (модель, в которую может быть преобразовано Я – реальное в процессе реализации определенных потребностей) [23].

Так, у детей на начальном этапе среднего детства можно констатировать наличие не только ожидания и устремленности на предстоящие личностные преобразования (например, стать школьником), но и осознание себя (каким школьником я буду). Это позволяет включить в образ собственного Я ребенка различные качества личности, необходимые для успешного выполнения школьных учебных и организационных обязанностей.

Значительное место в Я – концепции растущего ребенка занимает образ тела и его внешность. Образ тела – это представление личности о внешности, о степени эстетичности телосложения.

При поступлении в школу к осознанию себя как ребенка своих родителей прибавляется еще один из значимых образов: «Я – ученик такого-то учителя». Причем такой Я – образ быстрее возникает и занимает в иерархии Я – образов достаточно престижное место, если ученик одобряем учителем.

Ребенок с готовностью принимает свой новый статус ученика, так как в нем содержится общественная значимость. Важность его учебной деятельности постоянно подчеркивают взрослые, что дает основание ребенку считать, что его учеба и он – обучающийся значимы для окружающих взрослых.  

Общение с одноклассниками и другими сверстниками также обогащает Я – концепцию ребенка. Предоставляя другим детям информацию о себе и получая от них сведения об их восприятии его «персоны», ребенок существенно расширяет свой Я – образ. Возможно, именно взаимодействуя со сверстниками и делает Я – образ ребенка более динамичным в его развитии.

Таким образом, различные межличностные взаимодействия актуализируют у ребенка перспективные составляющие его Я – образа и создают условия для стабилизации реального Я – образа. То, что развитие Я – образа у ребенка младшего школьного возраста происходит при более активном общении со сверстниками (по сравнению с предыдущем возрастным этапом), помогает ему осознать свои индивидуальные особенности и обозначить их как позитивно значимые или негативно явственные. Стремление ребенка обеспечить внутреннюю согласованность различных Я – образов приводит к тому, что некоторые аспекты своего Я обостренно обозначаются, другие же – вытесняются из его сознания [22].

Кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Меняется восприятие своего места в системе отношений. По мнению Л. С. Выготского, кризис 7 лет характеризуется обобщением переживаний, способствует формированию устойчивых аффективных комплексов. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи. Такая перестройка эмоционально-мотивационной сферы ведет к возникновению внутренней жизни ребенка. Часто внутренняя жизнь не соответствует внешней. Ребенок думает, прежде чем что-то сделать, начинает скрывать свои переживания. Соответственно, теряется детская непосредственность. Возникает новый уровень самосознания детей – внутренняя позиция, которая проявляется в отношении к себе, окружающим людям, событиям. Это характеризуется тем, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которых она пытается придерживаться. В период от 5 до 12 лет меняется представление школьников о морали – от морального реализма (непоколебимое, однозначное понимание добра и зла, бездумное выполнение требований взрослого) к моральному релятивизму (в каждом поступке можно увидеть моральное оправдание и то, что можно осудить; иногда можно поступить не так, как считает взрослый).

Согласно концепции Э. Эриксона [31], в этот период формируется такое личностное образование, как чувство социальной и психологической компетентности (или неполноценности), а также чувство дифференцированности своих возможностей. С каждым годом младшие школьники становятся самостоятельнее, а их суждения критичными. Самостоятельность младших школьников сочетается с зависимостью от взрослых. Начиная с 3-го класса, у младших школьников появляется настойчивость как волевая черта характера.

Трудолюбие возникает как следствие успехов при приложении определенных усилий и получении поощрения за это. Эта черта развивается в учебе и труде.

У ребенка закрепляется устойчивая личностная черта – мотив достижения успеха. На мотивацию достижения успеха влияют такие личностные образования, как самооценка и уровень притязаний.

У младших школьников бывает самооценка различных типов. В онтогенетическом плане отношение к себе возникает очень рано и является линейным отражением отношение близких взрослых к ребенку.

Целый ряд исследований (Ш. А. Амонашвили, Е. Ю. Худобин, А. В. Хухлаевои, А. В. Захарова, А. И. Липкина, Р. Бернс и других) показывают, что младший школьный возраст является важным периодом для формирования отношения к себе. По мнению И. И. Чесноковой [20] в это время у ребенка накапливаются психические резервы для дальнейшего развития самосознания. Социальной оценке в настоящее время подлежат умения, возможности и способности, а также личностные качества ученика, которые проявляются в учебной деятельности. Младший школьник уже оценивается взрослыми как субъект этой деятельности.

Отношение ученика к себе как к субъекту учебной деятельности включает в себя, во-первых, рациональное отношение к себе как субъекту учебной деятельности, во-вторых, эмоциональное отношение к себе (переживания и оценка собственной значимости как субъекта учения). В младшем школьном возрасте преобладает эмоциональный характер отношения школьников к себе как к субъекту учебной деятельности и осуществляется постепенное его когнитивное структурирование протяжении этого возрастного периода.

Б.Г.Ананьев отмечает, что влияние оценки учителя на развитие учащихся осуществляется в 2-х направлениях [3]:

- ориентирующем, то есть в таком направлении, которое влияет на умственную работу школьника, способствует осознанию им достигнутого уровня усвоенного материала;

- стимулирующем – влияющим через переживание успеха и неуспеха на аффективно-волевую сферу ученика, на формирование его уровня притязаний, намерений.

Рассмотрим сначала особенности развития Я - концепции данной категории детей. На современном этапе развития образования утверждаются ценности гуманистической педагогики. Существенно изменяется методология и теория образования: традиционный функциональный подход, на котором основывалась педагогическая наука, уступает место личностно ориентированным технологиям обучения и воспитания. Это, в свою очередь, предопределяет превращение учебного заведения на личностно ориентированное учебное заведение, которое нуждается в организации учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребенка, способного к реализации своих способностей, к сознательному и ответственному выбору в различных жизненных ситуациях, способной успешно адаптироваться к жизнедеятельности в современном обществе. Приоритетной составляющей педагогического процесса в учебном заведении становится личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, при котором каждый ребенок имеет право на свое «Я», на полноценное проживание каждого возрастного этапа развития.

Чтобы личность была неповторимой, надо научить ребенка понимать свое «Я», других людей, окружающий мир. Проблема самопознания всегда беспокоила человека, и сегодня она является важнейшей и актуальной.

Процесс познания ребенком образа «Я» достаточно сложный и длительный. Познавая окружающий мир, ребенок делает первые шаги в познании самого себя, а значит, и в развитии самосознания.

По мнению психологов, «Я» формируется в деятельности и общении. Взаимодействуя с другими людьми, малыш выделяет свое «Я» от «не-Я», постепенно переживая свою неидентичность (неодинаковость) по сравнению с другими.

Психологи говорят, что Я-концепция – это теория самого себя. Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Как и сама личность, Я-концепция – не статическое, а динамическое психологическое новообразование. Становление, развитие и изменение Я-концепции зависит от многих внутренних и внешних факторов. Прежде всего, к ним относятся семья как институт социализации личности.

В психологии принято выделять две формы Я-концепции – реальную и идеальную, однако существуют и другие ее виды. Понятие «реальная» вовсе не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь – представление личности о себе, о том, какой она есть. Идеальная Я-концепция (идеальное «Я») – это представление личности о себе в соответствии с желаниями (какой бы она хотела быть).

Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать, но и нередко отличаются. Расхождение между реальной и идеальной Я-концепциями может приводить как к негативным, так и к позитивным последствиям с одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, расхождение между реальной и идеальной Я-концепциями является источником самосовершенствования личности и стремления к развитию.

Итак, проблема познания ребенком собственного «Я» была и остается одной из важнейших и актуальных, особенно в период обновления школьного образования. Т.о. многие условия способствуют продолжения развития «Я- концепции» младшего школьника, под воздействием расширяющегося социального окружения и усложняющейся деятельности, развиваются адекватные самооценки, а значит и сама личность в целом.


    1. Образ «физического Я» как компонент «Я-концепции» младших школьников



Образ «физического Я» понимается как единство восприятия, установок, оценок, представлений, связанных и со внешностью, и с функциями тела.  У детей младшего школьного возраста недостаточно четко сформирован образ «Я». Образ «Я» является составляющей «Я-концепции», вследствие чего считаем необходимым рассмотреть данное понятие.

Изучение самооценки и образа «Я» детей важно начинать с младшего школьного возраста. К этому возрасту начинает формироваться самоощущение ребенка как личности и выявляются актуальные для ребенка в данный период интересы, способности, уровень притязаний и особенности отношений с окружающими людьми, что способствует развитию его личности в целом, развитию различных форм жизнедеятельности, а также оказывает влияние на поведение ребенка.

В данный период происходит постепенная смена «предметных» компонентов образа «Я», в частности, соотношение телесных и морально-психологических компонентов. 

Чтобы оценить взаимодействие компонентов структуры образа «физического Я» в младшем школьном возрасте целый ряд исследований (Ш. А. Амонашвили, Е. Ю. Худобин, А. В. Хухлаевои, А. В. Захарова, А. И. Липкина, Р. Бернс и других) использован для выявления корреляционного анализа. Для этого используется «Опросник самоотношения» В.В.Столина [25], С.Р.Пантилеева, направленный на исследование комплекса факторов отношения к себе.

Социальный и идеальный компонент у младших школьников связаны между собой с большой степенью вероятности, причем эта закономерность проявляется как у мальчиков, так и у девочек. Эти данные свидетельствуют о том, что младшим школьникам еще трудно выделить в представлении о себе различия между тем, какими им хотелось бы быть и тем, какими они выглядят в глазах других. Очевидно, что социальный компонент образа «физического Я» еще недостаточно развит у младших школьников. Значения оценок социального компонента близки к максимальным значениям, как у мальчиков, так и у девочек и имеют маленький межиндивидуальный разброс. Вследствие чего, можно сделать заключение, что у младших школьников в структуре «физического Я» ведущим является идеальный компонент.

В формировании самооценки младшего школьника огромную роль выполняют оценочные воздействия учителя. Роль данных воздействий на формирование самооценки школьников раскрывается в ряде исследований (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.И. Липкина). Авторы указывают на необходимость учитывать потребность школьников в педагогической оценке их поступков, раскрывают сложность отношений школьников к педагогической оценке и переживаний, ею вызванных, подчеркивают преобразующий характер действия педагогической оценки, которая влияет на степень осознания школьником собственного уровня развития.

Различна и возрастная динамика структуры образа «физического Я» у мальчиков и у девочек младшего школьного возраста.  Опросник «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» В. А. Лабунской, Е.В. Белугиной [33], результаты которого позволяют выявить не только оценочно-содержательную интерпретацию компонентов внешнего облика (оценка ряда характеристик своего лица и тела, невербального поведения и оформления своей внешности), но и отражение самооценок различных параметров внешности на уровне поведенческого компонента образа «физического Я». Отсюда, у младших школьников обоего пола структура представления о своей координации совпадает со структурой представления о своем росте и обе не связаны со структурой представления о своей толщине. Мальчики точнее девочек оценивают свои координационные возможности и эталон развития ловкости для них выше, чем для девочек. Рост для мальчиков имеет большее значение, чем для девочек. Мальчики точнее в функциональных оценках роста и идеальный компонент представления о росте у них выше.

Образ «физического Я» зависит еще и от некоторых объективных и субъективных причин. К объективным причинам можно отнести условия деятельности и общения школьников. К субъективным причинам, от которых зависит формирование образа «физического Я» можно отнести, прежде всего, когнитивные и личностные особенности индивида. Когнитивные особенности выражаются в том, что мальчики характеризуются более низкими показателями успеваемости и интеллекта, являются более тревожными, эмоционально нестабильными, склонными к заниженной самооценке результатов своей учебной деятельности, чем девочки. Личностные особенности младших школьников выражены тем, что у мальчиков отмечается постепенное снижение активности и нарастание неустойчивости в их отношениях к девочкам; у девочек, напротив, к концу обучения в начальной школе наблюдается существенное повышение активности, заинтересованности и устойчивости в отношениях к сверстникам противоположного пола

Для исследования коммуникативных процессов младших школьников используется модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кэттела, благодаря которому выясняется влияние особенностей общения на структуру «физического Я», где также проявляются заметные половые различия. У мальчиков особенности общения наиболее тесным образом связаны с социальным компонентом, то есть с представлением о том, как я выгляжу в глазах окружающих. У девочек наибольшее влияние испытывает на себе идеальный компонент структуры образа «физического Я», то есть во внутригрупповых отношениях девочки в большей степени, чем мальчики ориентируются на групповые эталоны.

Половые различия проявляются и при анализе влияния особенностей общения на представления об отдельных рефлексивных аспектах образа телесного Я. Так у мальчиков наибольшее влияние испытывает на себе представление о росте. У девочек от коммуникативных процессов сильнее всего зависит представление о толщине.

У детей в начале младшего школьного возраста (от 6 до 11 лет) имеется ожидание и устремленность на самоактуализацию своей личности. Перспективы дальнейшей жизни ребенка расширяют сферу его осознания себя. Одним словом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений.

И.С.Кон [12] отмечает, что дети младше семи-восьми лет  описывают людей внешним образом, включая в свой рассказ наряду с индивидуальными свойствами описываемого лица его семью, вещи и разные внешние обстоятельства; их описания просты, недифференцированны, а оценки однозначны (человек либо хороший, либо плохой). Между семью и двенадцатью годами происходит обогащение психологического словаря, описания дифференцируются. Однако, сознавая, что люди иногда обнаруживают трудно совместимые друг с другом качества, ребенок еще не умеет объяснить эти противоречия.

По И.С. Кону [12] в процессе взросления «образы Я» становятся:

  1. более дифференцированными, многокомпонентными;

  2. более обобщенными,  переходя от фиксации случайных,  внешних признаков к более  широким поведенческим характеристикам  и, наконец, к глубоким внутренним  диспозициям; 

  3. более индивидуальными  и психологическими, подчеркивая  скрытые детерминанты и мотивы поведения, а также свои отличия от других людей;

  4. собственное «Я»  кажется более устойчивым;

  5. возникает и постепенно  усиливается разграничение и  противопоставление наличного и  идеального (желаемого, должного) «Я»;

  6. меняется удельный вес и значимость осознаваемых компонентов и свойств «самости».

Таким образом, образ «физического Я» является социокультурным феноменом Я-концепции, структура которого включает когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты, которые связаны между собой. Поведенческий компонент образа «физического Я» представляет собой регуляторные телесные практики, направленные на преобразование внешнего облика ребенка, осуществление которых может приводить к восстановлению равновесия между реальным образом «физического Я» и идеальным.















Заключение


Анализируя психолого-педагогическую литературу, следует отметить, что центральной характеристикой любой личности является Я-концепция, которая состоит из следующих компонентов:

  • Когнитивный;

  • Оценочный;

  • Поведенческий.

Я-концепция — одно из базовых понятий гуманистической психологии, относительно устойчивая совокупность представлений индивида о себе, интегральная характеристика, на базе которой индивидом строится отношение к себе и взаимодействие с другими людьми.

Понятие « Я- концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам: Я-концепция – это совокупность установок на самого себя.

Согласно И. Чесноковой, образ «физического Я» понимается как единство восприятия, установок, оценок, представлений, связанных и с телесной внешностью и функциями тела. Причем, опыт переживания собственного тела считается первым шагом на пути обретения свой идентичности и формирования Я-концепции. Образ «физического Я»  как социальный феномен обладает рядом особенностей [30].

Обобщая данные психолого-педагогической литературы по проблеме изучения «образа Я» у младших школьников, можно сделать следующие выводы:

  1. В нашей работе мы опираемся на исследования А.А. Реана, И.С. Кона, И.И. Чесноковой и др., которые четко разграничивает такие понятия как:

Самосознание – это осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов идеалов, мотивов поведения, целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля.

Я – концепция – целостный образ собственного «Я» человека, представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений человека о самом себе.

Я – образ – совокупность чувственных образов (ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и др.

  1. В исследованиях И.С. Кона говорится, что «образ Я» всегда включает в себя определенный набор компонентов (представления о своем теле, своих психических свойствах, моральных качествах и т.д.), их конкретное содержание и значимость варьируется в зависимости от социальных и психологических условий и состояний. Кроме того, человек на просто «узнает», «открывает» но и активно формирует себя. Осознание каких-то своих способностей меняет его самооценку и уровень притязаний, да и сами эти способности не только проявляются, но и формируются в деятельности.

  2. При формировании «образа Я» младших школьников наиболее важными источниками являются самооценка и образ тела, его объективные характеристики и субъективное его восприятие (А.А. Реан).

  3. Различные межличностные взаимодействия актуализируют у ребенка перспективные составляющие его Я – образа и создают условия для стабилизации реального Я – образа.

  4. Структура разных рефлексивных аспектов образа физического Я различна у мальчиков и девочек:

  • для мальчиков реальная оценка (функциональный компонент) и ценность (идеальный компонент) своей координации и роста выше, чем у девочек;

  • для девочек большое значение имеет социальный компонент представления о толщине.

  1. Влияние индивидуально-психологических и коммуникативных особенностей на структуру физического Я младших школьников зависит от половых различий:

  • у мальчиков как особенности личности, так и особенности общения больше всего связаны с социальным компонентом структуры физического Я.

  • у девочек особенности личности больше всего связаны с социальным компонентом, а особенности внутригруппового общения - с идеальным компонентом структуры физического Я.

  1. Особенности личности и общения у девочек больше связаны с представлениями о своей толщине, а у мальчиков - с представлениями о своем росте.

Проблема тела не должна рассматриваться исключительно в терминах физиологических параметров, не существует тела как объекта, организма, тело является образом «физического Я», частью субъекта, самостоятельным компонентом Я-концепции, влияющим на остальные ее составляющие. Тело существует в системе социокультурных отношений, подвергается постоянной оценке не только со стороны социума, но и самого субъекта и познается субъектом через призму этих оценок.

Методики, рассмотренные в данной курсовой, подтверждают, что не существует тела как объекта, организма, тело является образом «физического Я», частью субъекта, самостоятельным компонентом Я-концепции, влияющим на остальные ее составляющие. В результате исследования научно- практической литературы было выявлено, что образ «физического Я» в структуре самосознания девочек и мальчиков младшего школьного возраста различается.








Список использованной литературы:


  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург, 2000.

  2. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. - М.: Изд-во Моск. ун- та, 1990. - 144 с.

  3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.: В 2 т. М., 1980.Т. 1. – 230с.

  4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 2004.

  5. Бодалёв, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалёв – М., 1982. – 200 с.

  6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2008.

  7. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр Академия, 2001. — 352 с.

  8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах/ Гл. ред. А.В. Запорожец. Детская психология/ Под ред. Д.Б. Эльконина. Т. 4. - М.: Педагогика, 2006. - 433 с.

  9. Гримак Л. Общение с собой: Начала психологии активности. - М.: Либроком, 2009. - 233 с.

  10. Джемс,У. Личность // Психология самосознания: Хрестоматия / У. Джемс – Самара, 2000.- С. 7- 45.

  11. Зинченко В. П. Мифы сознания и структура сознания // Вопросы психологии. — 1991. — № 2. — С. 15-36.

  12. Кон И.С. Ребёнок и общество. – М., 1998.

  13. Косякова О.О. Возрастные крисизы: Учеб. Пособие. – Тверь: Твер. Гос. Ун-т, 2006. – 144 с.

  14. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001.

  15. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2002.

  16. Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. –М.: Издательство: "Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги (ДИК), 2000.

  17. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.: Воронеж, 1997.

  18. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 1999.

  19. Мид Дж.Г., Разум, Я и общество (Главы из книг), - Чикаго, 1934.

  20. Налчаджян А.А. Я-концепция // Психология самосознания. Хрестоматия / А.А. Налчаджян. – Самара, 2000. – С. 333 – 393.

  21. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1999, - 374 с.

  22. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.

  23. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти:, изд-во Прайм- Еврознак, 2002. — 288 с.

  24. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М., 2004.

  25. Роджерс К.. Взгляд на психотерапию. Становление человека, - М.: "Прогресс", 1994.

  26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1989.

  27. Соколова, Е.Т. Исследования «образа тела» в зарубежной психологии / Е.Т. Соколова, А.Н. Дорожевец // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. - 1985. - № 4. – С. 39-49.

  28. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983. – 284 с.

  29. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, - 2000.

  30. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М., 1977.

  31. Э. Элкинд, Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни . [Пер. с. англ.] — М.: Когито-центр, 1996.

  32. Фрейд З. "Психология масс и анализ человеческого "Я", издательство "Современные проблемы", Н. А. Столляр, - М., 1926 г.

  33. Цуркин В.А., Разуваева Т.Н. «Особенности «физического Я» у лиц с разной привязанностью к матери», серия Гуманитарные науки, - 2013. № 27 (170). Выпуск 20.