СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
НАТЮРМОРТ ВИНСЕНТ ВАН ГОГ
Курсовая работа по дисциплине
ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
Выполнила
Жигулина Н.А.
Специальность / направление подготовки: Педагогическое образование
Специализация / профиль Изобразительное искусство
Форма обучения заочная
Научный руководитель
Канд. культурологии, доц. кафедры изобразительного искусства
______________
_____________
___ ________ 2022г.
Новосибирск 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 БИОГРАФИЯ ВИНСЕНТА ВАН ГОГА
Семья и детство………………………………………………..…………....…6
Расцвет и последние годы художника…………………………..…………....7
ГЛАВА 2 ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ВИНСЕНТА ВАН ГОГА
2.1 Техника и стиль……………………………………………………….…..…24
2.2 Письма………………………………………………………………..………26
2.3 Натюрморт………………………………………………………………..….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……...….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………......…..38
ПРИЛОЖЕНИЕ А Расцвет и последние годы художника…………….…..….39
ПРИЛОЖЕНИЕ БТехника и стиль ……………………………………………42
ПРИЛОЖЕНИЕ ВПисьма ………...…………………………………..........….43
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Натюрморт…………………………………..…………..44-50
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена интересом к творчеству Винсента Ван Гога, а именно к жанру натюрморта. В истории искусства натюрморт не раз переживал взлёты и падения. У этого жанра увлекательное прошлое, яркое настоящее и достойное будущее в мировом изобразительном искусстве. Сейчас, пожалуй, трудно найти человека, которому было бы незнакомо имя Винсента Ван Гога - голландского художника, творившего в конце XIX века. Не признанный современниками, Ван Гог у потомков снискал невиданную популярность. Судьба картин этого мастера становится объектом пристального внимания почитателей живописи во всем мире. Ван Гог, чье творчество сейчас искусствоведы называют характерным примером живописи постимпрессионизма, в свое время не получил систематического академического образования и заниматься искусством начал довольно поздно. Однако, благодаря таланту, постоянным усилиям, труду и собственному неповторимому взгляду на мир он сумел создать подлинные шедевры.
Натюрморты, которые писал Ван Гог, удивительны по тому чувству, которое художник умел передать в самых простых предметах. В символических звучаниях некоторых предметов нет ничего нового: цветы в натюрморте на протяжении столетий должны были олицетворять кратковременность человеческой жизни, поскольку даже самые красивые эти творения природы неизбежно обречены на умирание. Однако натюрморты Ван Гога отличаются тем, что с помощью цвета и мазка художник оказался способен передать не только внешние формы предметов, но и наполнить содержание картины эмоциональным смыслом.
Цель работы:Написать курсовую работу на тему «Натюрморт Винсента Ван Гога» и оформить ее согласно требованиям.
Задачи курсовой работы:
Проанализировать литературные источники по теме исследования.
Отследить биографию Винсента Ван Гога.
Исследовать творческий путь художника.
Изучить особенности натюрморта в искусствеВинсента Ван Гога.
Изучить влияние Винсента Ван Гогана современный натюрморт.
Сделать выводы по результатам курсовой работы.
Оформить курсовую работу согласно требованиям.
Методологическую основу курсовой работы составили:
- учебные пособия и научные труды по истории изобразительного искусства (Дмитриева Н. А., Гордеева М. и другие);
- Энциклопедические словари (Большая советская энциклопедия, Толковый словарь Ефремовой и другие);
- Произведения от первоисточников.
- Научные статьи (Котляр Е. Эмирусеинова Ф.научной статьи по специальности «Искусствоведение».)
Для решения поставленных в курсовой работе задач использовались следующие методы работы:
Метод теоретический: анализ литературы по теме курсовой работы в различных научных областях: история изобразительного искусства, культурология, история.
Теоретическая значимость курсовой работы:
Заключается в анализе жанра натюрморта в творчествеВинсента Ван Гога.
Практическая значимость курсовой работы:
1. Содержание курсовой работы будет использовано при подготовке выпускной квалификационной работы.
2. Содержание курсовой работы, ее результаты могут быть использованы в дальнейшем в процессе педагогической и творческой деятельности.
Структура курсовой работы:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
ГЛАВА 1 БИОГРАФИЯ ВИНСЕНТ ВАН ГОГ
Семья и детство
В деревне Грот-Зюндерт в провинции Северный Брабант южной части Нидерландов, неподалеку от бельгийской границы30.03.1853 года явился на свет художник-постимпрессионист Винсент Ван Гог. Имя Винсентпредназначалось для первого ребёнка, который родился ровно на год раньше, но умер в этот же день. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим издетей.[6стр.9]Анна Корнелия,(мамь Ван Гога)была дочерью заслуженного переплётчика и продавца книг, а его отец Теодор Ван Гог, служил пастором.В семье было семеро детей из которых Ван Гог был вторым.Ван Гога назвали в честь дедушки по отцу.Через четыре года после рождения Винсента, 1 мая родился его брат Теодорус Ван Гог (Тео). Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая 1867) и три сестры — Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая 1859) а так же Вилл (Виллемина Якоба, 16 марта 1862).[6,стр12]Дома Ван Гога знают как сложного, вредного ребенка, его часто ругали и наказывали, из-за тяжелого характера. По изречениям гувернантки, он был «странным», что отличало его от другихдетей:она недолюбливала Винсента и не верила в его будущее. За пределами семьи Ван Гог показывал обратную сторону своего характера — был застенчивым, серьёзным, задумчивым и почти не играл с другими детьми.[6,стр.14]Односельчане воспринимали его как добродушного, дружелюбного, сострадательного, милого и сдержанного ребёнка. В 7 лет мальчик как и все идет в сельскую школу, но уже через год его забирают и вместе со своей сестрой Анной они обучаются дома, у гувернантки.[6,стр.16]. 1 октября 1864 года Винсента отправляют в школу-интернат в Зевенберген, находившийся в 20 км от дома. Отъезд из дома,очень негативно отразился на мальчике и он не мог забыть этого, даже будучи взрослым. 15 сентября 1866 года он начинает обучение в другом интернате — колледже Виллема II в Тилбурге. Винсенту хорошо давались языки — французский, английский, немецкий. Там же Ван Гог получал уроки рисования. В марте 1868 года, посреди учебного года, мальчик неожиданно бросил школу и возвратился домой. На этом заканчивается его формальное образование. Издавна так повелось, что мужчины в семье Ван Гогов занимались только двумя видами деятельности: торговля художественными полотнами и церковно-приходская деятельность. Юный Винсент не мог не попробовать себя и в том и другом. Он добился определенных успехов и в качестве пастора, и в роли торговца картинами, но страсть к рисованию взяла своё.О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым…»[7,стр.24].
1.2 Расцвет и последние годы художника
В 1877г. Винсент утверждается в своем религиозном предназначении и начинает поиски себя и переезжает в Амстердамк дяде Иоганнесу там он готовится к поступлению на факультет теологии. В учебе он разочаровывается, бросает занятия. Желание служить людям приводит его в миссионерскую школу. В 1879-м он получает должность проповедника в Ваме на юге Бельгии. Для того чтобы получить это место, будущий художник отправился в миссионерскую школу пастора Бокмы в Лакене, недалеко от Брюсселя. Но неряшливый вид, вспыльчивый темперамент и частые приступы ярости привели к тому, что ему отказали в желанном месте. Одержимый своей идеей, Ван Гог отправился с проповедями в Патюраж. Он был потрясён местной нищетой и без устали трудился во благо всех страждущих, посещал больных, читал неграмотным Писание, учил детей, а по ночам для заработка рисовал карты Палестины. Самоотверженность будущего художника победила возникшее не только у шахтёров, но и у членов Евангелического общества предубеждение против него. Винсент получает хорошие деньги и чувствует себя счастливым. Однако страстное отношение к делу настроило против проповедника его духовное начальство, в глазах которого стремление Винсента «всех любить» имело характер ереси. Выступая за права шахтёров, Винсент обратился с ходатайством к дирекции шахт и от имени рабочих потребовал улучшение условий их труда. Это послужило причиной отстранения Ван Гога от должности проповедника синодальным Комитетом протестантской церкви Бельгии. Таким образом, в июле 1879 года в возрасте двадцати шести лет Винсент остался без цели в жизни, работы и каких — либо надежд на будущее. Это событие сильно ударило по его эмоционально — психическому состоянию.Чтобы уйти от депрессии, связанной с событиями в Патюраже, Ван Гог обращается к живописи. Брат Тео оказывает ему поддержку, и он посещает Академию изящных искусств. Но уже через год бросает учебу и едет к родителям, продолжая заниматься самостоятельно.В доме родителей он влюбляется в свою кузину Кэтрин Фос (Кее). Кэтрин недавно овдовела и буквально поставила крест на своей жизни. Отпечаток пережитого горя делал ее для Ван Гога еще более привлекательной, он влюбился в нее. Но ни девушка, ни ее семья не одобряли молодого художника,а его навязчивые, порывистые ухаживания только усугубляли положение. Родители Ван Гога тоже осудили навязчивость сына и после ссоры с ними,не найдя поддержки родственников отказывается от личной жизни он уезжает в Гаагу, чтобы заняться живописью. На новом месте Винсент берет уроки у Антона Мауве, много работает, наблюдает за городской жизнью, преимущественно в бедных кварталах. Изучает «Курс обучения рисунку» Шарля Барга, копирует литографии. Осваивает смешивание различных техник на холсте, добиваясь в работах интересных цветовых оттенков и оттачивает мастерство в жанренатюрморт.Здесь в Гааге он знакомится с женщиной и в очередной раз пытается создать семью.Христина, так звали возлюбленную Винсента переезжает с детьми к нему и становится для художника моделью.Винсент чувствует себя счастливым, но недолго. Инстинкт оберегания домашнего очага у дамы отсутствовал, она была капризная, ленивая и неряшливая.Христина любила выпить.[3,стр.52] Чтобы содержать семью и детей при этом выделяя себе деньги на живопись Ван Гог экономил себе на еду.Из-за этого его здоровье начало давать сбой. Появились признаки голодного истощения, слабость.Ван Гог очень переживал,что не сможет работать «на полную». Ему бы мог помочь брат Тео,как было ранее,но он тоже испытывал трудности,ведь у него тоже появилась женщина и доходы делились на шестерых. Возможно, Винсент так и не решился бы расстаться со своей Христиной — он слишком ее жалел и слишком был привязан к ее детям , — если бы продолжение «семейной жизни» не ставило под угрозу возможность работать. «Ах! если бы я был один. Да, но я должен заботиться о женщине и ее детях, этих беднягах, которым я хотел бы дать все необходимое и за которых я чувствую ответственность».[3,стр.53] Христина сама сделала выбор,она и сама устала от суровой и нищей жизни с художником.Под влиянием матери девушка стала подумывать — не устроиться ли ей в публичный дом, где положение более обеспечено. Тем более что Винсент так и не женился на ней, и мать уверяла Христину, что он взял ее только ради бесплатного позирования и со временем непременно бросит. В это критическое время Тео обмолвился в одном из писем фразой: «Я не могу подать тебе больших надежд на будущее». Эта фраза ужасно взволновала Винсента и лишила его последнего покоя. Он допытывался: надо ли понимать ее так, что у Тео серьезные денежные затруднения, или брат не верит в возможности Винсента, не видит прогресса в его работе? Последнее особенно страшило Винсента. Он признавался, что сам находит сухими свои большие рисунки, но что это происходит у него от упадка духа, что это временное, не хроническое. И настаивал, чтобы Тео как можно скорее приехал к нему и они обо всем переговорили, — они не виделись больше года. В августе 1883 года Тео приехал. После встречи Винсент написал ему: «Я очень жалею, что делаю твое существование тяжким — может быть, со временем это изменится , — но, если ты колеблешься, помогать ли мне дальше, ты должен сказать мне это прямо; в таком случае я пойду на все, лишь бы не висеть у тебя камнем на плечах. Я тогда сейчас же отправлюсь в Лондон и буду делать что угодно, хотя бы разносить пакеты; я откажусь от искусства, пока не наступят лучшие времена, во всяком случае откажусь от мастерской и от живописи.Я хочу еще сказать тебе: сохрани мне твою дружбу, даже если ты больше не можешь оказывать мне денежную поддержку. Я еще не раз, наверно, буду сетовать на тебя — я ведь нахожусь в затруднении то от того, то от другого , — но я буду делать это без задних мыслей, больше чтобы облегчить душу, чем требовать чего-то или рассчитывать на невозможное. [3, стр.54 ]И еще: если мне придется испытать в будущем несчастья, я не буду тебя ни в коем случае винить , — говорю тебе, ни в коем случае, пойми это; не буду возлагать на тебя ответственность — даже если ты полностью лишишь меня твоей помощи» Это был клятвенный обет — и в конечном счете Винсент его не нарушил. Но и Тео не лишил его помощи ни на один месяц. Он только еще более настоятельно указал ему на необходимость расстаться с Христиной. И на этот раз Винсент согласился с ним. Однако он еще долго колебался. У него больше не было иллюзий относительно Христины, но она оставалась для него вечной болью совести. «Оставить ее — значит снова толкнуть на путь проституции, а этого та рука, которая пыталась спасти ее, сделать не может, верно. Он был до конца великодушен и проявлял чудеса терпения: собираясь уехать из Гааги куда-нибудь в глухое место, в деревню, где жизнь дешевле, предложил Христине поехать с ним — это была последняя попытка. Христина, уклоняясь от прямого ответа, что-то замышляла, о чем-то сговаривалась с матерью за его спиной, и он догадывался, в чем дело. Наконец после откровенного разговора было решено, что они расстанутся — «на время или навсегда, как уж выйдет». Винсент обещал, что, пока у него есть крыша над головой и кусок хлеба, она всегда может на них рассчитывать. Просил же одного: чтобы она не возвращалась к своей прежней профессии, а, отдав детей родным, попыталась работать и «выйти на правильный путь»[3,стр.54]. Художник не мог больше оставаться в Гааге и направился на север Нидерландов, в провинцию Дренте, где поселился в отдельной хижине, оборудованной под мастерскую, и целые дни проводил на природе, изображая пейзажи. Однако он не очень увлекался ими, не считая себя пейзажистом – много картин этого периода посвящено крестьянам, их повседневному труду и быту. Отсутствие академического образования сказалось на его рисунке, в неточности изображении фигур людей. Неожиданно для всех он покинул Дренте и отправился в брабантское село Нюэнен — к своим. Винсент не рассчитывал пробыть в Нюэнене долго, но прожил два года — большой срок для него. Эти два года — 1884 и 1885 — были вершиной голландского периода творчества Ван Гога. Здесь он написал 190 картин, в том числе знаменитых «Едоков картофеля», сделал около 240 рисунков, продумал и теоретически сформулировал живописные принципы, которые впоследствии применил на практике в Арле. В эти годы не было чрезмерной материальной нужды, было необходимое — пища, мастерская, модели. Но сложности и конфликты иного порядка следовали один за другим.
Винсент приехал в родной дом после двухгодичного отсутствия в состоянии напряженном и нервном. Он не знал, как его встретят. «Худой мир» с отцом кое-как поддерживался, пока они жили врозь, теперь нужно было найти какую-то приемлемую форму каждодневного общения. Чего Винсент не хотел и страшился — это ситуации блудного сына, явившегося с повинной; поэтому занял подчеркнуто независимую и наступательную позицию. Его встретили радушно, не напоминали о прошлом, но ему этого было мало: ему хотелось, чтобы отец признал свою неправоту перед ним — тогда он был готов с открытой душой вернуться в семью. Однако пастор Ван Гог был не меньше его упрям. Он уклонялся от откровенных разговоров, а на прямые вопросы отвечал, что всегда поступал в соответствии со своими принципами и совестью, всегда желал сыну только добра , — и: «Не думаешь ли ты, что я встану перед тобой на колени?».[3,стр59].Винсент, тяготившийся полупримирением, с волнением и горечью, без конца повторяясь, писал обо всем этом брату. Сравнивал себя с приблудным псом, которого из жалости впустили в дом, но едва терпят, так как пес не умеет себя вести, неуклюж, взъерошен и слишком громко лает. «Пес, конечно , — сын своего папаши, и его, пожалуй, зря слишком долго держали на улице, где он по необходимости стал несколько грубоват; но поскольку его папаша давно забыл об этом обстоятельстве, да, пожалуй, никогда и не задумывался над тем, что такое отношения между отцом и сыном, обо всем этом лучше помолчать... Пес сожалеет только о том, что явился сюда, потому что там, в степи, ему было не так одиноко, как в этом доме, несмотря на все радушие его хозяев». Тео не находил это сравнение убедительным и не спешил принять сторону брата, напротив, укорял его за несправедливое отношение к отцу (что было всегда предметом их разногласий). Тогда Винсент перенес свое раздражение на Тео. В январе, в разгар работы Ван Гога над этюдами ткачей, произошел несчастный случай с его матерью — она упала, сходя с поезда, и сломала бедро. Это происшествие неожиданно сблизило Винсента с семьей, на время растопило лед. Он как будто сразу забыл о всех разногласиях, претензиях, обидах, прервал даже работу и вместе с младшей сестрой Виллеминой ухаживал за матерью, как самый преданный и заботливый сын. В каждом письме к Тео он сообщал о состоянии ее здоровья, радовался улучшению, восхищался легким характером матери, которая переносит свое положение бодро и без жалоб. [3,стр.62]Когда угроза здоровью матери миновала, Винсент снова стал писать брату в довольно агрессивном тоне. Теперь он взбунтовался против опеки Тео. Спрашивал: почему тот не только не продал ни одной его работы, но и не пытается продавать, почему никому их не показывает? Считает их плохими? Тогда почему не сказать об этом прямо? Пишет, что ему надоели вечные вопросы знакомых: получает ли он деньги за свои картины? И намеки на то, что Тео содержит его из милости. Пишет, что не может больше выносить это фальшивое положение, не хочет быть в вечной зависимости от доброхотных даяний, связанным и несвободным даже в своей частной жизни.[3,стр.64]. Проблема щекотливых денежных отношений между братьями была в конце концов решена. Они пришли к соглашению: Тео покупает 66 работы Винсента, они становятся его собственностью. Каждый месяц Винсент обязуется высылать ему картины и рисунки, примерно в соответствии с той суммой, которую Тео будет высылать взамен , — от 100 до 200 франков (если сравнить ее с суммой, которую платили за произведения Ван Гога через два десятка лет, то она совершенно ничтожна, но в сравнении с фактической нулевой стоимостью их в то время — достаточно щедра). В качестве собственника Тео волен делать с произведениями Винсента, что ему заблагорассудится: продавать или не продавать, показывать или не показывать, может даже уничтожить их, и Винсент не вправе будет протестовать. С забавной торжественностью Винсент подтверждал: да, ты можешь их уничтожить, сжечь — я возражать не буду , — хотя, правда, тут же просил повременить с уничтожением посылаемых этюдов, так как они ему могут понадобиться для дальнейшей работы. Конечно, они оба знали, что Тео отнюдь не собирается уничтожать этюды, сознавали и номинальность заключенной «кредитной сделки» (ибо денежных успехов не предвиделось) — но все-таки Винсент был отчасти удовлетворен: теперь по крайней мере он мог отвечать на докучные вопросы, что не получает от Тео подачку, а продает ему свои вещи. Он был доволен и тем, что, таким образом, ему не придется осуществлять свою неосторожную угрозу «порвать» с Тео — он вовсе этого не хотел, не хотел и Тео. [3,стр.66].
Весной Винсент снял вместо отцовской прачечной новую просторную мастерскую из двух комнат, больше похожую на настоящую студию художника. Нюэнен его все больше и больше захватывал; нравились его обитатели — крестьяне, которых он не только нанимал для позирования, но и подружился с некоторыми[3,стр.68] У него даже появилось двое учеников — немолодых художников-любителей: кожевник Керссемакерс (впоследствии написавший воспоминания о знакомстве с Ван Гогом) и богатый, уже шестидесятилетний, эйдховенский житель Германс.[3.стр.69].
На крыльце собственного дома (26 .03.1885г.) умер отец Ван Гога. Его похоронили на кладбище возле старинной церкви. Винсент часто писал о ней. На похороны приезжал Тео.Братья долго беседовали,кончина отца сблизила их. С этого момента упреки в сторону Тео закончились. В первом написанном после смерти отца письме,чувствуется мужественная интонация: «Мы пережили дни, о которых всегда будем помнить, и однако общее впечатление от них не ужасно, а только значительно. Жизнь не долга ни для кого: одно важно — что-то сделать» [3,стр.70] А в следующем письме: «Я говорю: будем много писать, творить, останемся самими собой с нашими недостатками и достоинствами; я говорю ,,мы", потому что твои деньги, которые, я знаю, так трудно достаются, дают тебе право считать мои произведения, когда они станут наконец хорошими, наполовину твоим собственным созданием» . С тех пор это ,,мы» неизменно повторяется, когда Винсент говорит о своей работе: таким образом, был заключен еще один негласный «договор» с братом. Винсент отказался от своей доли наследства, заявив, что не имеет на него права, так как был не в ладах с отцом. Переселился на жительство в мастерскую, окончательно обособившись от семьи, и все время проводил среди крестьян, работая, деля с ними даже досуг. Еще зимой он поставил перед собой задачу — написать не меньше пятидесяти голов крестьян, В марте, после смерти отца, начал работать над композицией «Едоки картофеля», делая для нее множество этюдов и предварительных эскизов.В ходе работы над картиной,художник сорится с католическим священником,после чего ему отказывают позировать и после долгих раздумий Винсент принимает решение уехать в Антверпен. Там жилось ему трудно — гораздо труднее, чем в Нюэнене. Он почти голодал. Брат по-прежнему помогал Ван Гогу, но из-за большой любви к пастозной живописи и расходы на огромное количество масляной краски, поглощали всю сумму перечисленную братом.[3,стр.79] От голода и переживаний здоровье художника оказалось расшатанным — отказывал желудок, донимали лихорадки, стали выпадать зубы [3,стр.80]. Его надежды продать что-нибудь из своих работ не оправдались. Торговцы картинами просто не брали их, ссылаясь на застой в делах. Винсент убедился, что Тео не повинен в отсутствии покупателей[Там же] Подходил к концу третий месяц пребывания Винсента в Антверпене, и становилось ясно, что нужно как-то менять образ жизни. Возвращаться в Нюэнен ему уже не хотелось: он был еще не пресыщен большим городом, сознавал, что это только начало нового, предчувствуемого этапа его художественного пути, идущего «все время в гору».[3,стр80] В феврале 1886г художник решается переехать в Париж к брату. Творческая жилка вновь заиграла новыми красками. Именно в Париже Ванн Гог пишет одни из лучших натюрмортов[3,стр.96]. Парижский период (1886-1888 гг) оказался наиболее плодотворным, коллекция его работ пополнилась 230 полотнами. Это было время поиска техники, изучения новаторских тенденций современной живописи. У него формируется новый взгляд на живопись. Реалистический подход сменяется новой манерой, тяготеющей к импрессионизму и постимпрессионизму, что отражается в его натюрмортах с цветами.«Ваза с красными маками»(Приложение А ,рисунок 1) одна из них.На данной картине мастер пишет хрупкую вазу и пышный букет огненных маков, которые занимают большую часть композиции. Для того чтобы выделить цветы в композиции мастер пишет их ярко алым маслом и цветы на синем фоне, будто выходят за рамки холста. Художник использует насыщенные «чистые» цвета и пишет все крупными мазками. Синий фон написан круговыми мазками выделяя и концентрируя внимание на букете. Ваза светится белизной на фоне пестрого сочетания цветов с фоном, освещенная ярким светом.Светло-зеленый цвет бутонов повторяется в написании самой вазы. Нежно зеленые листья лежат на столе яркого красно-коричневого цвета. Насыщеннаяпалитра самой картины отличается гармоничным сочетанием и придает картине радужное настроение.
В Париже Ван Гог совершенствует стиль написания картин,использует более радужную,насыщеннуюпалитру,а само произведение дополняет «скромными» обьектами,такими как фрукты,орехит.д (см.приложение А ,рис.2)В этот период на улице Лафит,проходитвыстовка импрессионистов. Впервые там выставляются Синьяк и Сера, возглавившие движение постимпрессионизма, ознаменовавшее завершающий этап импрессионизма. Импрессионизм – революция в искусстве, изменившая подход к живописи, вытеснившая академические сюжеты и технику.Все лавры отдаются живописи в пленере,ощущение первого впечатления,чистыецвета.Винсент живет у брата,который знакомит его с Тулуз-Лотреком, Эмилем Бернаром и Луи Анкетеном и другими знаменитыми мастерами. Ван Гог всерьез увлекается живописью импрессионизма и постимпрессионизма,иззапостоянных переживаний он пристрастился к абсенту и даже пишет на эту тему натюрморт. (см.приложениеА,рис 3 ).Тео поддерживает брата изнакомит его с самыми яркими представителями направления импрессионизма и постимпрессионизма Писсаро, Моне и т.д.
Винцест всерьез увлечен живописью,он много общается,посещает выставки и пишет пленеры с новыми друзьями. Его палитра приобретает светлые тона,становится богаче и со временем становитсяяркой,»вкусной» и насыщенной, характеризуяего творчество последних лет. В Парижеон заводит роман с АгостинойСегатори, которая когда-то позировала Дега. С нее он пишет портрет за столиком в кафе ,а так же парочка работ в стиле «ню» . Так же местом встречи стала лавочка папаши Танги, где продавались краски и другие материалы для художников. Здесь, как и во многих других подобных заведениях, художники выставляли свои работы.Формируется группа Малых бульваров, в которую входит Ван Гог и его товарищи, не достигшие таких высот, как мастера Больших бульваров – более знаменитые и признанные. Дух соперничества и напряжение, царившие в парижском обществе того времени, для импульсивного и бескомпромиссного художника становятся невыносимыми.Несмотря на творческий рост художника его не восприниваютв серьез ,а так же не покупают его картины. Он вступает в споры, злится и весьма болезненно восприниет данный факт. К середине февраля 1888 года Винцест, принимает решение уехать из столицы, где благодаря поддержке брата, мастер перебираетсяна юг Франции — в Арль и намерен создать «Мастерскую Юга» —так называемое братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. [3,стр.87]Самую важную роль в будущей мастерской Ван Гог отдавал Полю Гогену. Здесь в Арле у художника окончательно определились своеобразие его творческой манеры и художественная программа:«Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя». [1,стр112]Следствием этой программы стала попытка выработать «простую технику, которая, видимо, будет не импрессионистской». Кроме того, Винсент начал синтезировать рисунок и цвет, чтобы полнее передатьвсю суть природы.
Хотя Ван Гог и заявил об отходе от импрессионистских методов изображения, влияние этого стиля всё ещё очень сильно ощущалось в его картинах, особенно в передаче световоздушности («Персиковое дерево в цвету», 1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) или в использовании больших колористических пятен («Мост Англуа в Арле», 1888, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). В это время, подобно импрессионистам, Ван Гог создавал серии работ с изображением одного и того же вида, правда, добиваясь не точной передачи изменчивых световых эффектов и состояний, а максимальной интенсивности выражения жизни природы.Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах(«Жёлтый дом» (1888), «Кресло Гогена» (1888), «Жатва. Долина Ла-Кро» (1888, Музей Винсента Ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночная терраса кафе» (1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло); динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» 1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, но и неодушевлённые предметы «Спальня Ван Гога в Арле» 1888, Музей Винсента Ван Гога, Амстердам. Картины художника становятся более динамичными и напряжёнными по своему колориту «Сеятель», 1888, Фонд Э. Бюрле, Цюрих, трагичными по звучанию «Ночное кафе», 1888, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен; «Спальня Ван Гога в Арле» 1888, Музей ВинсентаАмстердам.[6,стр.31].
25 октября 1888 года в Арль приехал Поль Гоген, чтобы обсудить идею создания южной мастерской живописи. Однако мирное обсуждение очень быстро переросло в конфликты и ссоры: Гоген был недоволен безалаберностью Ван Гога, сам Ван Гог же недоумевал, как Гоген не хочет понять саму идею единого коллективного направления живописи во имя будущего. В конце концов Гоген, искавший в Арле покоя для своей работы и не нашедший его, решил уехать. Вечером 23 декабря после очередной ссоры Ван Гог набросился на друга с бритвой в руках. Гогену случайно удалось остановить Винсента. До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения (в частности, есть версия, что Ван Гог напал на спящего Гогена, и последнего спасло от смерти лишь то, что он вовремя проснулся), однако в ту же ночь Ван Гог отрезал себе мочку уха. По общепринятой версии, это было сделано в порыве раскаяния; в то же время некоторые исследователи считают, что это было не раскаянием, а проявлением безумия, вызванного частым употреблением спиртного. [6,стр.38]. На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей». Гоген спешно покинул Арль, не навестив Ван Гога в больнице,но сообщил об этом случае брату Ван Гога (Тео).[6,стр40]
Среди родственников Ван Гога ,со стороны матери были эпилептики. Падучей болезнью страдала одна из его теток. Наследственная предрасположенность могла и не проявиться, если бы не постоянное питание, алкоголь и тяжелые потрясения. Причиной развития психоза у Ван Гога мог стать абсент, который по утверждению специалистов, содержал экстракт полыни альфа-туйон. Это вещество, попадая в организм человека, проникает в нервную ткань и головной мозг, что приводит к нарушению процесса нормального торможения нервных импульсов. В результате у человека случаются судороги, галлюцинации и прочие признаки психопатического поведения.[3,стр.369]. В периоды ремиссии Винсент просил отпустить его в мастерскую, чтобы продолжать работу, однако жители Арля написали заявление мэру города с просьбой изолировать Ван Гога от остальных жителей. Ван Гогу было предложено отправиться в больницу для душевнобольных Сен-Поль в Сен-Реми-де-Прованс, недалеко от Арля, куда Винсент и прибыл 3 мая 1889 года. Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами. За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей. Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи, главными отличиями которых становятся неимоверное нервное напряжение и динамизм («Звёздная ночь», 1889)На данной картине изображен пейзаж в ночное время, который прошел через «фильтр» творческого видения самого художника. Главными элементами «Звездной ночи» являются звезды и луна. Именно они изображены наиболее выраженно и в первую очередь притягивают к себе внимание. Кроме того, Ван Гог применил специальную технику для создания луны и звезд, благодаря чему они выглядят более динамично, как будто постоянно движутся, неся чарующий свет сквозь безграничное звездное небо.На переднем плане «Звездной ночи» (слева) изображены высокие деревья (кипарисы), которые тянутся от земли к небу и звездам. Они как бы хотят покинуть земную твердь и присоединиться к танцу звезд и луны. Справа на картине изображен непримечательный поселок, который раскинулся у подножья холмов в ночной тиши, он равнодушен к сиянию и бурному движению звезд. (см.приложение А, рис. 4)
В конце 1889 года его пригласили участвовать в брюссельской выставке «Группы двадцати», где работы художника сразу вызвали интерес у коллег и любителей живописи. Однако это уже не радовало Ван Гога, как не обрадовала и первая восторженная статья о картине «Красные виноградники в Арле» за подписью Альбера Орье, появившаяся в январском номере журнала «Меркюр де Франс» в 1890 году.[1,стр.462]. Весной 1890 года художник перебрался в Овер-сюр-Уаз, местечко под Парижем, где впервые за два года увиделся с братом и его семьёй. Он по-прежнему продолжал писать, но стиль его последних работ изменился окончательно, став ещё более нервным и гнетущим. Главное место в творчестве занял прихотливо искривлённый контур, словно зажимающий собой тот или иной предмет «Сельская дорога с кипарисами», 1890г.(см.приложение А,рис.5).Картина выполнена в стиле, который окончательно сформировался у Ван Гога в конце жизненного пути. Завивающиеся мазки положены густым пастозным слоем. Их динамичные вихри формируют объекты пейзажа, формы которых балансируют на грани между фантастикой и реальностью.Густое темно-синее небо украшает звезда, размеры которой едва не превышают размеры тонкого месяца с красной каймой. Танец длинных мазков образует вокруг нее сказочный ореол. В центре композиции – огромный прямой кипарис. Он настолько высок, что автору как будто не хватает полотна, чтобы разместить его на картине полностью. Его острые темные листья беспорядочно топорщатся, как будто пытаясь вырваться к ночному небу. Мимо него проходит широкая извилистая дорога, написанная динамичными мазками разных цветов. Уходя вдаль, к маленькой гостинице с освещенными окнами, она выглядит наклонной, зыбкой и неустойчивой, и две непропорционально маленьких фигурки, кажется, соскальзывают с нее, стремясь за грани холста. Все это придает ночному мотиву оттенок нервозности и беспокойства.Последним светлым событием в личной жизни Винсента стало знакомство с художником-любителем доктором Полем Гаше.В 20-х числах июля 1890 года Ван Гог написал своё знаменитое полотно «Пшеничное поле с воронами» Депрессивность и мрачность картины в полной мере иллюстрирует ту душевную пропасть, которая привела Ван Гога к гибели. Картина разделена на две части, резкий контраст которых звучит тяжелым дисгармоничным аккордом. Густые, почти черные мазки неба создают в верхней части нервозную динамику. Желтая пшеница сгибается под порывами ветра. Три извилистые неровные дороги как будто уходят в никуда, теряясь среди колосьев. Чем-то испуганные вороны стаей рвутся к небу, выписывая на холсте буквы «М». Их глухая чернота придает картине некоторую глубину, но при этом делает ее еще более мрачной.(см.приложение А,рис.6)
27 июля 1890, выйдя на прогулку с материалами для рисования, художник выстрелил себе в область сердца из револьвера, купленного для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре, однако пуля прошла ниже. Благодаря этому он самостоятельно добрался до номера гостиницы, где жил. Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и сообщил Тео, который приехал на следующий же день и провёл с Винсентом всё время, до самой его смерти 29 июля 1890 года.Это по официальной версии. Но согласно последним исследованиям двух обладателей Пулитцеровской премии – Стивена Найфи и Грегори Уайта-Смита, Ван Гог был смертельно ранен человеком (или людьми), имена (имя) он не хотел почему-то назвать. Давайте сопоставим слухи с фактом: Ван Гог, покинув в мае 1890 года Париж и переехав в Овер-сюр-Уаз, создал за три месяца до смерти 80 картин и 60 набросков. Эта творческая плодовитость и навела Найфи и Смита на мысль, что вряд ли живописец на пике своей творческой карьеры вдруг решил покончить с собой, к тому же незадолго до гибели Винсент сделал крупный заказ на краски. Криминалист Майо, к которому Найфи и Смит обратились с просьбой изучить данное дело, пришел к следующему заключению: дуло рокового пистолета находилось на расстоянии 30–70 сантиметров от тела художника, и чтобы попасть себе в живот под таким углом, ему пришлось бы стрелять левой рукой. И вот еще что: в связи с тем, что в 1890 году использовался черный порох, он должен был оставить черный след на руке стрелявшего. Такого следа эксперты, обследовавшие тело покойного, не зафиксировали. Итак, есть несколько версий о том, кто именно мог бы застрелить живописца. Найфи и Смит считают, что это были местные деревенские подростки. Немецкий историк ХаннесВаллман утверждает, что убийцей Ван Гога был некий местный житель – дебошир и пьяница Рене Сакретан, изо дня в день донимавший художника. Причиной такого отношения могла быть ревность Сакретана к Аделине Раву – дочери хозяина гостиницы, где жил Ван Гог. Последняя их стычка произошла как раз в тот роковой день 27 июля 1890 года, когда Ван Гог шел работать на пленэре мимо дома Сакретана.
Как бы то ни было, какие бы версии не выдвигали современные ученые, есть неоспоримые свидетельства жизни и творчества мастера – его интереснейшие письма.Если верить словам брата Тео,то последние слова Ван Гога были: Latristessedureratoujours («Печаль будет длиться вечно»). Художник был похоронен 30 июля в Овер-сюр-Уаз 30. На похоронах присутствовал брат Тео и немного друзей. После похорон Тео взялся за организацию посмертной выставки работ Винсента, но заболел нервным расстройством и через полгода, 25 января 1891 года, скончался в Голландии. Через 25 лет в 1914 году его останки были перезахоронены вдовой рядом с могилой ВинсентаВан Гога «...был честный человек и великий художник; он преследовал только две цели - человечность и искусство. Искусство, которое он ставил превыше всего, принесет ему бессмертие»[4, стр.116].
ГЛАВА 2 ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ВИНСЕНТА ВАН ГОГА
2.1 Техника и стиль
Импрессионизм (фр. impressionnisme) – это стиль живописи, который появился в конце 19 века во Франции. Смысл кроется в самом его названии: импрессионизм – это впечатление. Художники, которые устали от традиционных техник живописи, которые по их мнению, не передавали всю красоту и живость мира, стали использовать совершенно новые техники и методы изображения, не «фотографический» вид, а именно впечатление от увиденного, а постимпрессионизм (от лат. Post – после и импрессионизм), условное собирательное обозначение основных направлений французской живописи конца 19 и начало 20 веков. Представители постимпрессионизма не хотели писать простые поверхностные картины, на которых изображённый сюжет содержал только видимую часть мира, как обычно изображали вещи реалисты. Не хотели они также и изображать какие-то мимолётные впечатления, что было свойственно импрессионизму.
Постимпрессионизм – это не мимолётные впечатления. Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи очень близки. Художники переходили от одной манеры к другой вполне свободно.Словом, постимпрессионисты были верны принципу «этюда с натуры» и в этом следовали за импрессионистами, но подход к натуре у них был иной. Они обострили, интенсифицировали восприятие реальных вещей, сняли с него налет привычности. Они «допрашивали» натуру, вглядываясь в нее с особой напряженностью, как бы желая вырвать у нее ее тайны. И деформации, и фантастичность, и гротеск, которые можно усмотреть в постимпрессионистской живописи, исходят от этого пристального, «до крови в глазах», испытующего взгляда на натуру, под которым она как будто сама начинает преображаться, меняться, разверзает уста и «говорит». Увиденное перестает быть одномоментным, становится синтезом состояний.[3,стр.380]
Техника импасто, которой пользовался Ван Гог, отличалась от подобной техники, которой пользовались импрессионисты. Его мазок был более выразительным и энергичным, чем у импрессионистов, и это, скорее всего, было связано с любовью Ван Гога к творчеству Адольфа Монтичелли (1824-1886 гг.), чьи работы он открыл для себя в 1886 году. Некоторые картиныМонтичелли, так густо покрыты краской и выдержаны в такой манерескладывается впечатление,что их написал человек с расшатанной психикой.
После переезда в Париж в марте 1886 года стиль Ван Гога начинает стремительно меняться. В это время брат художника, Тео, был увлечен живописью импрессионистов, и после знакомства с их работами Винсент сам начал иначе использовать цвета и свет в своих картинах. Некоторое время он увлекался также пуантилизмом, стилем, выработанным Жоржем Сёра и его последователями. Суть их творческого метода состояла в нанесении на холст отдельных мелких точек чистого цвета. Если рассматривать такую картину на расстоянии, эти точки смешиваются, при этом цветовое ощущение оказывается совершенно иным, чем если бы краски были смешаны на самом холсте. Ван Гог быстро овладел импрессионистской техникой письма, но он всё же тяготел к выдавленным на холст непосредственно из тюбика чистым краскам. Но, вместо того чтобы использовать точки, Ван Гог вырабатывает свою собственную манеру накладывать краску на холст густыми ритмичными мазками.Ван Гог, накладывал краску на полотно очень густым слоем, в следствии чего,на картине оставались видны все следы кисти. Данная техника позволяла ему добиваться богатой фактуры, как, например в его картине «Коровы» 1890 года. (см.приложение Б,рис.1). В живописи такой технический приём называется импасто. Им пользовались многие импрессионисты, чему способствовали краски в металлических тюбиках, появившиеся впервые в 1840 году. Краска в тюбиках была гуще, чем прежде, что позволяло выдавливать её прямо на холст из тютика, не опасаясь, что она расплывётся. Кроме того, такая краска, смешанная не вручную, а машинным способом (ещё одно нововведение), отличалась большей однородностью, что также помогало работать в технике импасто. Так же источником вдохновения для целого ряда художников-авангардистов, работавших в конце XIX века стали японские эстампы. Впервые Ван Гог упоминает о них в своих письмах, написанных зимой 1885-1886 годов, но сильное влияние японской гравюры на манеру художника начинает просматриваться только с 1887 года, то есть после переезда Ван Гога в Париж. Такие эстампы были очень доступны и дешевы, поэтому художнику удалось собрать коллекцию, состоящую приблизительно из 200 работ. Он использовал их для украшения стен своей комнаты, а в марте 1887 года даже устроил выставку японских эстампов в кафе «Тамбурин». Эти прозрачные по цвету и радостные по настроению картинки привлекли Ван Гога тем, что помогали ему расслабиться и хотя бы на время забыть о тяготах повседневной жизни. Именно японские гравюры вдохновили художника на использование в своих картинах более ярких цветов и сглаженных форм, однако ему, в отличие от других, удалось удержаться от соблазна использовать характерные для японской живописи высокие ракурсы и спонтанность рисунка, казавшиеся столь привлекательными большинству его современников[3,стр.207].
2.2Письма
Переписка Ван Гога состоит из более чем восьми сотен писем. Часто в письмах Винсент делал зарисовки для нагдядности о своих работах, которые после отправлял брату Теодорусу и друзьям.Что значили для Винсента отношения с младшим братом, становится ясно из писем, подавляющее большинство которых адресовано Тео, работавшему в Париже. Несмотря на то что Тео так и не удалось продать ни одной картины своего брата, он ввел нелюдимого, замкнутого Винсента в круг парижской художественной богемы. Кроме того, благодаря Тео Винсент мог покупать холсты и краски. Разумеется, почти в каждом послании Винсента к брату содержится либо просьба прислать еще денег, либо благодарность за очередную полученную переводом сумму. Неизменная моральная поддержка, которую Тео оказывал Винсенту, была для старшего из братьев поистине спасательным кругом в бурном водовороте жизни. Но Винсент не был пассивной или зависимой личностью. Напротив, его письма свидетельствуют о том, что он был для брата ярким, эмоциональным и участливым собеседником на темы как личного, так и интеллектуального характера.
26 марта 1885 года скоропостижно умер отец — упал на крыльце своего дома и больше не поднялся. В первом написанном после смерти отца письме слышится мужественная стоическая интонация: «Мы пережили дни, о которых всегда будем помнить, и однако общее впечатление от них не ужасно, а только значительно. Жизнь не долга ни для кого: одно важно — что-то сделать» . А в следующем письме: «Я говорю: будем много писать, творить, останемся самими собой с нашими недостатками и достоинствами; я говорю ,,мы", потому что твои деньги, которые, я знаю, так трудно достаются, дают тебе право считать мои произведения, когда они станут наконец хорошими, наполовину твоим собственным созданием». С тех пор это «мы» неизменно повторяется, когда Винсент говорит о своей работе: таким образом, был заключен еще один негласный «договор» с братом.[3,стр.77]Художнику было 27 и он осознал, что желает стать художником он писал об этом брату : «Не могу выразить, как я счастлив, что снова стал рисовать. Я часто думал об этом, но считал, что рисование выше моих возможностей». «В моих мазках нет никакой системы, — Я кладу их на холст неравномерными ударами кисти и оставляю как есть. Кое-где получается пастозность, кое-где полотно не закрашено, есть незаконченные места, следы поправок, грубость, но в результате, по-моему, получается впечатление достаточно волнующее, чтобы вызвать досаду у людей с предвзятыми представлениями о технике. Тени на картине отсутствуют, а цвет наложен плоскостно, как на японских гравюрах», — так комментирует свою манеру сам мастер.Большинство искусствоведов считают письма Ван Гога произведениями искусства, так как часто они содержат наброски картин, над которыми художник работал.ПьеруБоннару. В своих письмах он рассказывает о работе над натюрмортом"Кофейник, керамика и фрукты" (Приложение В,рисунок1).Он ведет активную переписку со своим младшим братом и близким другом Тео, а также с Полем Гогеном.Исходя из тех самых писем адресованных Полю Гогену — причиной споров были творческие разногласия и крайнее несходство вкусов. «Он романтик, а меня скорее влечет к примитиву... Он любит случайности густо наложенных красок так, как их использует Монтичелли, я же не перевариваю месива в фактуре». «В целом мы с Винсентом никогда не находим общего языка, особенно когда дело касается живописи.[3,стр.109]Ван Гог много писал о цвете и объясняет «вымышленные» цветовые решения своих картин: «Вместо того, чтобы в точности передавать увиденное, я более произвольно использую цвета, чтобы мощнее передать мои собственные ощущения».Палитра и цветовые решения меняются в течении всей жизни.Только встав на путь художника,мастер использовал более темные оттенки (оливковые,земляные).Природа Голландии не изобилует яркими красками, а сам художник предпочитает писать портреты крестьян и работников шахт и рудников. Поэтому мрачная палитра необходима, чтобы подчеркнуть бедность и безысходность. Ван гог так-же писал об этом брату :«Невозможно даже сказать, сколько существует серо-зеленых. Понимая простые правила, можно получить более 70 разных цветов. Художник — это человек, который по крайней мере знает как анализировать цвет, когда видит его в природе, и может сказать, к примеру, что тот серо-зеленый это желтый с черным и синим и т. д. Другими словами, это тот, кто знает, как найти серые цвета природы на своей палитре»[ стр.97].
Что же касается Парижского периода, мы знаем, что братья жили вместе переписки между ними не было. Три коротких письма к Тео, написанных, когда Тео уезжал летом в Голландию, одно письмо к сестре Виллемине, одно — к Эмилю Бернару и одно — к английскому художнику Ливенсу, с которым Винсент познакомился в Антверпене , — вот вся сохранившаяся корреспонденция за два года. Помимо таких красноречивых свидетельств этих лет, как созданные в Париже картины, остаются отрывочные воспоминания современников да еще позднейшие упоминания самого Винсента о своей жизни в Париже.[3,стр.81]В письме к Ливенсу (летом 1886 года) говорится: «В Антверпене я даже не представлял себе, что такое импрессионисты; теперь я познакомился с ними и, хотя не принадлежу к их клану, приведен в восторг вещами некоторых из них — обнаженными фигурами Дега, пейзажами Клода Моне». В этом же письме имеется и общая оценка Парижа — очага художественной жизни: «Не забывайте, милый друг: Париж — это Париж. На свете только один Париж, и пусть жизнь в нем нелегка, пусть даже она станет еще тяжелее и трудней, все равно воздух Франции прочищает мозги и приносит пользу, огромную пользу» [3,стр.85].
Незадолго до смерти в 1890 году, Ван Гог пишет картину «Портрет доктора Гаше» (Приложение В,рисунок2 ). На ней изображен доктор, который не только наблюдал за здоровьем художника, но и являлся ему другом. Господин Гаше, на мой взгляд, так же болен и нервозен, как я или ты, к тому же он много старше нас и несколько лет назад потерял жену; но он врач до мозга костей, поэтому его профессия и вера в неё помогают ему сохранять равновесие. Мы с ним уже подружились. Работаю сейчас над его портретом... – писалВанГог.[5,стр.288]. Картину «Доктор Гаше» продали в 1990 году за рекордные 82,5 миллиона долларов. 15 лет работа была на вершине списка самых дорогих картин.(Письмо, которое было при нем 29 июля)«В сущности, говорить за нас должны наши полотна.Да, дорогой мой брат, я всегда твердил тебе и теперь повторяю еще раз, со всей серьезностью, на какую способна упорная сосредоточенная работа мысли, – повторяю еще раз, что никогда не буду считать тебя обычным торговцем картинами Коро. Через меня ты принимал участие в создании кое‑каких полотен, которые даже в бурю сохраняют спокойствие.Мы создали их, и они существуют, а это самое главное, что я хотел тебе сказать в момент относительного кризиса, в момент, когда предельно натянуты отношения между торговцами картинами умерших художников и торговцами картинами живых художников.«Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка, это так. Но ты‑то, насколько мне известно, не принадлежишь к числу торговцев людьми и умеешь стать на сторону правого, так как поступаешь действительно по‑человечески. Но что поделаешь?»[1,стр.299]
2.3 Натюрморт
Натюрмортом называется жанр живописи, изображающий неодушевленные предметы, обычно относящиеся к повседневному быту. Стоит отметить, что термин натюрморт, означающий "мертвую природу", прижился во французском и русском лексиконе, а вот в английском, немецком, голландском используется другое - "застывшая жизнь" (stilllife).В целом в большинстве случаев натюрморт отличается от других жанров камерностью (что-то небольшое, в одном месте) и отсутствием сюжета (как в жанровой и исторической живописи).[8]
Важным в работе над произведением является выбор формата. Определение его зависит от замысла художника. Из изученного опыта можно сделать некоторые выводы. Принято считать, что квадратный формат создает впечатление устойчивости, статичности композиции. Вытянутый горизонтально формат используют при изображении широкого панорамного пространства. Вертикальный формат способствует созданию впечатления величавой торжественности, монументальности. Но если вертикаль узкая - придает некоторую фрагментарность.
Натюрморты Винсента ван Гога наполнены настроением художника. В непревзойденном постимпрессионистическом творчестве Ван Гога чувствуется невероятная энергия, жизненная сила и страсть его противоречивой натуры[2,стр.178].
В жизни художника было много трагизма, но несмотря на этов его палитре преобладают насыщенные и радужные оттенки. В своих натюрмортах Винсент достиг сингулярности: это была подходящая среда для его борьбы с выразительной силой цвета. Работы, которые писал Ван Гог уникальны. Мастер умело передавал свои чувства изображая самые простые предметы. Например «Натюрморт с пивной кружкой и фруктами» 1881 г.(смотреть приложение Г.рисунок 1 )или «пивные кружки»(смотреть приложение Г.рисунок 2 ),а через пару лет в1888году он написал натюрморт «Стул Винсента с трубкой»(смотреть приложение Г,рисунок 3 )Стул на данной картине изображен таким образом,чтозастовляет задуматься, кто является хозяином этого предмета итерьера.Потрепанное временем сидение с изображением трубки создает впечатление,что на стуле кто-то недавно сидел. Небрежно сколоченные ножки и общее ощущениенеустойчивостидополняет паркет и может показаться, что мастер забыл о перспективе,тем самым создавая впечатление,чтоеще мгновение и стул соскользнет вниз. Приглушенные цвета на холсте подчеркивают старость предмета интерьера и обстановки в целом.Глядя на эту картину создается ощущение одиночества и тоски. Ван Гог любил эксперименты с жанрами которые отражают его художественное развитие. Здесь он упразднил модернизм, но не оставил важной роли, которую натюрморт играл в голландской живописи с 17-го века. Результатом является символическое, экзистенциальное искусство, которое продолжает излучать энергию и сегодня. [2,стр.181]В течение одного десятилетия (1881-1890) Ван Гог выполнил более 170 натюрмортов. Картины отражают его ответ на импрессионизм, который Ван Гог лично видел в Париже между 1886 и 1888 годами, а также влияние цветных гравюр из Японии. Натюрморты описывают путь художника к более свободному и интенсивному использованию краски.[2,стр.184].
В 1887-1888 годах в Париж художник увлеченный новаторскими тенденциями импрессионистов, пишет множество натюрмортов. В работах Ван Гогпытается передать световоздушностьсреды.На композиции натюрморта «Натюрморт с грушами» (Приложение Г,рисунок 4) сказался полный отход от канонов классической живописи. В композиции отсутствует какая-либо подготовленность и продуманность, как будто случайно увиденный сюжет был тот час же быстро запечатлен на холсте. Мастер сосредоточился на предметах, пытаясь передать их природные оттенки. Колорит картин основан на ярком сочетании контрастных цветов. На переднем плане синий цвет скатерти достигает максимальной интенсивности.Желтые,белые и красные рефлексы света и окружающих предметов создают на нем переливающееся мерцание.[2,стр.192] Именно с помощью цвета и мазка художник оказался способен передать не только внешние формы предметов, но и наполнить содержание картины эмоциональным смыслом. Некоторые его образы выражают одиночество, однако цветы Ван Гога всегда остаются ярким воплощением жизненной силы и энергии - «Натюрморт с чертополохом»(ПриложениеГ.Рисунок 5 ), а так же «ваза с красными гладиолусами» (Приложение Г.Рисунок6 ) написанная в 1886году.Данная работа написана в свободной творческой манере, цветы изображены яркими красками затмевая зелень.Мастер пытается передать внутреннею суть предметов,их красоту. Для контраста в вазе написаны астры,которые значительно меньше гладиолусов, но при этом не менее прекрасные. Несколько цветов не вошедшие в вазу, небрежно лежать на столе.Стол на картине изображен в оттенке оливы и скорее всего деревянный написан просто, для ого,чтобы не акцентировать внимания, а вот ваза и цветы прописаны точно и четко.После просмотра данной картины,остается приятное «послевкусие».Цветы на натюрморте на протяжении столетий должны были олицетворять кратковременность человеческой жизни, поскольку даже самые красивые творения природы неизбежно обречены на гибель.Ван Гог писал:«Подсолнухи - это моё, в известном смысле».[1,стр.307]. Именно подсолнух имел для него особое значение: жёлтый цвет традиционно олицетворяет дружбу и надежду, в то время как цветок сам по себе представляется «идеей, символизирующей признательность и благодарность».Это, наверное, наиболее известная работа из всей серии картин, изображающих подсолнухи, написанных Винсентом в августе-сентябре 1888 года. Изначально художник задумывал украсить этими картинами мастерскую в Жёлтом доме в Арле. Позже он решил повесить их в гостевой комнате, которую готовил к приезду Поля Гогена, прибытия которого в Арль ожидал с огромным нетерпением.Несмотря на то, что Винсент писал быстро, подсолнухи успевали увянуть, теряя свои лепестки и обнажая наполненные семенами головки. Их глубокий оранжевый колер, округлые очертания и ярко выраженная фактура поверхности стали контрапунктом к более сложной, изменчивой, похожей на языки пламени форме самих цветов.Часть вазы, расположенная под синей линией, выглядит плоской, в то время как верхняя её половина кажется выпуклой за счёт перехода от более тёмных золотистых тонов слева к ярким белым бликам, нанесённым техникой импасто. Цвета вазы в обратном порядке повторяют цвета фона. на первый взгляд жёлтый фон выглядит плоским, его одноцветная (выдержанная в японском стиле) поверхность имеет отчётливую и необычную фактуру. Пересекающиеся благодаря широким мазкамкисти,таким образом создавая впечатление плетёной корзинки.[8]Картина будто наполненнасветом,какбы святясь изнутри. Ван Гог обожал подсолнухи — для него эти цветы символичны и были исполнены глубокого смысла. В общей сложности он рисовал их около десятка раз — шедевры вошли в два цикла работ. Первая серия выполнена в Париже в 1887 году. Она посвящена лежащим цветам.(Приложение Г,рисунок 7) Вторая серия выполнена через год, в Арле. Она изображает букет подсолнухов в вазе. Самый знаменитый букет подсолнухов написан в Арле, в 1888-1889 году.(Приложение Г,рисунки 8,9,10,11).Что касается Картины Ван Гога «Ирисы в вазе» (смотреть приложение Г. рисунок 12 ) то она написанна за несколько месяцев до его смерти в апреле 1890 года во время пребывания художника в лечебнице для душевнобольных. В периоды ремиссии ,как только художник чувствовал себя лучше,он сутками работал и был сконцентрирован на написании натюрмортов. Ван Гог изобразил «Ирисы в вазе», подчеркивая гармонию зеленого, фиолетового и розового.Взгляд приковывает пышный букет ирисов в бледно-голубой вазе. Пастельные холодные тона изображения легки и воздушны, на картине нет игры светотени. Именно к этому Винсент Ван Гог и стремился – к гармонии и покою, располагая умиротворяющие прохладные фиолетовые пятна ирисов по всему холсту. Он тщательно выписал лепестки, передавая их нежность, подчеркивая их прекрасную недолговечность, изобразив увядание отдельных цветов в букете.Следует отметить, что спустя годы краски на холсте поблекли и выцвели. Розовый фон сменился почти белым, а фиолетовые оттенки ирисов утратили свою глубину, сместившись ближе к голубому. Художник печально отмечал, что картины выцветают подобно цветам и спустя годы,время подтвердило его утверждение.В последние месяцы жизни Ван Гог предпочитал писать в мягких и спокойных пастельных тонах. На картине отражено внутреннее состояние художника, проступают характерные черты неустойчивого депрессивного состояния между душевным подъемом и отчаяньем.Несмотря на то, что на рисунке, помимо свежих и сочных ирисов, присутствуют увядавшие цветы,невзирая на всю символичность грустного посыла о быстротечности красоты, это полотно воспринимается легко испокойно,а гармоничные цвета в сочетании с четкими линиями натюрморта, наполняют приятным расслаблением.
Непризнанный при жизни и «чужой» для своих современников Ван Гог на сегодняшний день считается величайшим художником-постимпрессионистом, поражающим ценителей своим талантом. Всего за десять лет деятельности живописца им создано около тысячи картин и столько же рисунков. «Действительность — вот истинная основа подлинной поэзии», — слова, которые определили его творческое кредо.После трагического ухода живописца картину Ван Гога «Ирисы в вазе» передали его матери, и она принадлежала ей до самой ее смерти в 1908 году. Сейчас выдающееся творение находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная курсовая работа была посвящена изучениюжанра натюрморт в творчестве Винсента Ван Гога. Гениальный художникначал рисовать в 27лет и стремился запечатлеть все, что видел вокруг себя. Результатом его жизни стали восемьсот полотен, причем более четырехсот из них он написал в последние три года перед смертью. Изучив биографию Винсента Ван Гога, мы узнали,что именно повлияло на его творчество, поскольку его искусство отразило сложный, переломный момент в истории европейской культуры.Винсент Ван Гог оказал очень сильное влияние на последующее развитие искусства. Его произведения, созданные в десятилетний период, поражают своим цветом, энергией и выразительностью мазка, а также образами измученного страданиями человека. В картинах Ван Гога много пессимизма, что связано с условиями, в которых жил художник, с его одиночеством. Удивительно то, что картины художника признали шедеврами и стали ценить лишь после его смерти.
Курсовая работа требовала последовательного решения определенных задач:
Был собран, проанализирован и структурирован материал по теме курсовой работы.
Была изучена биография Винсента Ван Гога.
Проанализирован творческий путь Винсента Ван Гога.
По результатам курсовой работы были изучены стиль и особенности натюрморта данного художника.
Было изучено влияние Винсента Ван Гога на современный натюрморт.
По результатам курсовой работы был сделан вывод.
Курсовая работа оформлена согласно методическим рекомендациям по выполнению курсовых работ по кафедре изобразительного искусства,библиографический список курсовой работы оформлен согласно ГОСТу 2008 года;
Курсовая работа показала, что в настоящее время натюрморт как один из жанров изобразительного искусства не теряет свою актуальность.Натюрморты Ван Гога украшают собрания самых знаменитых галерей и музеев мира.Многие художники до сих пор продолжают использовать его любимые живописные приемы, такие как «импасто» и рисование по памяти.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Ван Гог. Письма / Пер. с голл. - Л.-М., Наука,1966-653с.
Мурина Е. Ван Гог. - М.: Искусство,1978. - 440 с.
Дмитриева Н. А. Винсент Ван Гог. Человек и художник. - М.:1980-404с.
Ван Гог, Винсент. Письма к друзьям / Пер. с англ. П. В Мелковой-Москва.АСТ ,2018-256с. –(эксклюзивная классика)
Ван Гог, Винсент. Письма к брату Тео / Пер. с англ. П. Мелковой-Москва.АСТ ,2018-480с. –(эксклюзивная классика)
Гордеева М., Перова Д. Винсент Ван Гог / В кн.: Великие художники - Т.18 - Киев, ЗАО «Комсомольская правда - Украина», 2010. - 48 с.
Тортеролло А. – Ван Гог. – М., 2002-143с.
Перрюшо А. - Жизнь Ван Гога.- М.: 2013- 464с.
Мерколли З.Р. «Ван Гог – Великий Художник . – [Электронный ресурс]. URL: https://www.mark5.ru/11/3709/index1.5.html
(дата обращения 22.05.2020)
Грабарь И. Винсент Ван Гог . Натюрморт . - [Электронный ресурс].
URL: https:///studopedia.su/10_120148_i-grabar-natyurmort.html
(дата обращения 22.05.2020)
Хорулько Б. 100 знаменитостей искусства.– [Электронный ресурс].
URL: https:///newreferat.com/ref-3285-2.html
(дата обращения 23.05.2020)
Котляр Е. Эмирусеинова Ф. научной статьи по специальности Искусствоведение.[Электронныйресурс].URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-unikalnoy-tehnologii-zhivopisi-vinsenta-van-goga
(дата обращения 23.05.2020)
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Расцвет и последние годы художника
Рис.1 Натюрморт Винсента Ван Гога «Ваза с красными маками» 1886 г.
Холст, масло. 56.0 x 46.5 см.
Рис.2 «Натюрморт каштанами и фруктами» 1886 г.27×35.6 см
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ А
Расцвет и последние годы художника
Рис.4. Холст,масло 920х730 мм. «Звездная ночь» 1889 г.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ А
Расцвет и последние годы художника
Рис.5«Дорога с кипарисом» 1890 г.Холст, масло. 92.0 x 73.0 см.
Рис.6 «Вороны на пшеничном поле (Пшеничное поле с воронами)» 1890 г.
Холст, масло. 50.5 x 103.0 см.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Техника и стиль
Рис.1 «Коровы» 1890 г.Холст, масло. 55.0 x 65.0 см.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Письма
Рисунок 1. Набросок из письма Пьеру Боннару"Кофейник, керамика и фрукты"1888г.
Рисунок 2 «Портрет доктора Гаше»1890г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Натюрморт
Рисунок 1. «Натюрморт с пивной кружкой и фруктами» 1881 г.
Рисунок 2. «Пивные кружки»
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Г
Натюрморт
Рисунок 3. «Стул Винсента с трубкой»
Рисунок 4 . «Натюрморт с грушами»1887-88 гг. Холст, масло. 46.0 x 59.5 см.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Г
Натюрморт
Рисунок 5. «Натюрморт с чертополохом»
Рисунок 6. «Ваза с красными гладиолусами»
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Г
Натюрморт
Рисунок 7. «Четыре срезанных подсолнуха» Париж, сентябрь 1887. Холст, масло, 60х100 см.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Г
Натюрморт
Рисунок 8. «Три подсолнуха в вазе.» Арль, август 1888. Холст, масло, 73х58. Частное собрание, США
Рисунок9. Ваза с двенадцатью подсолнухами. Арль, январь, 1889. Холст, масло, 92х73. Филадельфия. Филадельфийский Музей изобразительных искусств,США
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Г
Натюрморт
Рисунок 10. Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Арль, август 1888. Холст, масло, 93х73. Национальная Лондонская Галерея, Англия.
Рисунок 11. Ваза с двенадцатью подсолнухами. Арль, август 1888. Холст, масло, 91х72. Мюнхен, Новая Пинакотека, Германия.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Г
Натюрморт
Рисунок 12. «Ирисы в вазе» 1890 г.