Актуальность использования квестов сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённых детей.
Просмотр содержимого документа
«"Квест-игра или инновационная необходимость"»
Квест-игра или инновационная необходимость
МЫ ЛЮБИМ КВЕСТЫ
Что сейчас модно и актуально ?
Что такое квест?
Понятие quest (квест) имеет несколько значений:
- Приключенческая игра (quest — поиски), требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет игры может быть предопределённым или давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.
- Квест — задание , которое требуется выполнить персонажу (или персонажам) для достижений игровой цели. Чаще квесты представляют собой задание -пойти в определенное место (не всегда указанное) и выполнить очередное задание.
- Квест — интеллектуально-экстремальный вид игр на улицах города и за его пределами.
Цели
- Образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по какой-либо теме.
- Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией; расширение кругозора, эрудиции, мотивации.
- Воспитательная — воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, краеведению.
Виды квестов
К квестам могут быть отнесены игры разных жанров:
- квесты в замкнутом помещении (например, в классе, в музеях, внутри зданий);
- квесты на местности (в парках, городское ориентирование);
- квесты на местности с поиском тайников (геокэшинг), с элементами ориентирования (в т.ч. GPS) и краеведения;
- смешанные варианты , в которых сочетается и перемещение участников, и поиск, и использование информационных технологий, и сюжет, и опережающее задание – легенда.
При использовании в образовательной деятельности
квест - технологии ребенок :
- добывает знания, выстраивает работу по алгоритму;
- приобретает навыки, используя различные виды деятельности, такие как поиск и систематизация информации по теме, проведение исследования в образовательной среде, формулирование выявленной закономерности в виде гипотезы, её доказательство и представление результатов работы;
- учится работать в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
- приобретает умение находить несколько способов решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
- осваивает информационные технологии для решения задач (для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, буклетов, газет и многого другого);
- приобретает навык публичных выступлений (обязательно проведение презентаций по итогам прохождения квеста).
Преимущества квест - игр
- Квест-игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
- Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.
- Обогащае т детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.
- Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.
- Позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты , которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач группе и учитывать при этом интересы детей в полном объёме.
- В квестах развивается свободное общение со взрослыми и детьми , развиваются все компоненты устной речи детей.
- Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества . Важно наладить успешное взаимодействие в команде, прочувствовать и сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей, научиться мобилизоваться и очень быстро решать возникающие по ходу игры неожиданные задачи.
Преимущества квест – игр
- Проведение квест-игры способствует сплочению коллектива детей, воспитанию доброжелательных, дружеских взаимоотношений.
- По ходу квеста используется система методов, которая направлена главным образом не на изложение воспитателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение детьми знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
- В ходе реализации квест-игры осуществляется интеграция образовательных областей , комбинируются разные виды детской деятельности и формы работы с детьми.
- Квест-игра обладает огромным развивающим потенциалом; не только создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
- Создаются комфортные условия обучения , при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Преимущества квест – игр
- Возможность введения в игру разнообразных заданий позволяет не только решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач, но и превращает каждый квест в уникальный продукт.
- Квесты требуют определённой ловкости, выносливости, силы . Если игра проводится на открытом воздухе, в неё обязательно включаются задания, связанные с бегом, лазанием, метанием, прыжками, равновесием, таким образом укрепляется здоровье детей.
- Приобретённый в ходе игры поисково-познавательный опыт дети-дошкольники смогут эффективно использовать в процессе обучения в школе.
- Возможность интерактивной работы с родителями, активное вовлечение семей воспитанников в образовательную деятельность ДОУ
- Проведение квест-игр создаёт условия для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами, а также для обмена опытом воспитания и организации квестов с семьей.
Структура квеста
1.Введение:
2. Задания:
- этапы,
- вопросы,
- ролевые задания.
3. Порядок выполнения (алгоритм).
4. Оценка и самооценка.
Алгоритм содания квест - игры
- 1. Определите, для какой целевой аудитории будет предназначена игра.
- 2. Сформулируйте цель игры - ради чего вы планируете ее провести и чего достичь в результате.
- 3. Продумайте инструкцию к игре, сначала приблизительно, в общих чертах, отвечая себе на вопрос: «Что необходимо делать участникам, чтобы цель игры оказалась достигнута?», а потом пропишите инструкцию дословно.
- 4. Придумайте игровую метафору, интригу игры.
- 5. Исходя из получившейся метафоры, придумайте вашей игре красивое название.
- 6. Мысленно проиграйте полностью всю игру и пропишите методические особенности ее проведения (продолжительность, особенности организации игрового пространства, время и место проведения, необходимые материалы).
- 7. Еще раз представьте себе игру и оцените, каковы ее ресурсы как для самих участников, так и для ведущего, помимо очевидных (исходя из самой цели игры).
- 8. Понимая возможности игры, ее потенциал, продумайте формы отчета по итогам квест-игры.
Алгоритм содания квест-игры
9 . Написание сценария и паспорта квест-игры , содержащие информацию познавательного характера.
10. Подготовка карточек с заданиями и «продукта» для поиска (карта сокровищ, клад, берестяная грамота, подсказки и т.д.).
11. Разработка маршрута передвижений , который он должен быть непривычным, но безопасным для детей, а также их должно быть достаточное количество.
12. Художественное оформление «останово к» по маршруту поиска должно соответствовать тематике и содержать в себе подсказку- направление для продолжения пути. Благодаря проведению квестов развивающая предметно-пространственная среда (РППС) учреждения всегда мобильна, что соответствует требованиям ФГОС ДО. Изменения в РППС, согласно заданной тематике, могут быть заранее созданы с помощью детей и их родителей, что в свою очередь способствует поддержанию постоянного интереса к продуктивной деятельности и развитию наблюдательности у детей.
13 . Подготовка реквизита для проведения каждого задания. Огромным преимуществом в проведении такого мероприятия является совместная работа всех ведущих специалистов дошкольного учреждения как единой команды (воспитатель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования)
Спасибо за внимание!