Благоустройства приусадебных территорий и ландшафтный дизайн
ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА
МБОУ СОШ СЕЛА БАКАЕВО КУШНАРЕНКОВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Каримова Ильнара Ильнуровна, учащаяся 9 класса МБОУ СОШ село Бакаево, Кушнаренковский район, Республика Башкортостан
2022 г.
Содержание:
I. Введение
Школа – это мир, в которой проходит наше детство. Начиная с детского сада, начальной школы и до выпускного вечера мы половину своего времени проводим в школе. Она является для нас вторым домом.
Школьный двор – это место, где проходит учебная и внеклассная жизнь учащихся и педагогов. Первый и последний звонок, выпускной вечер, школьный летний лагерь, спортивные соревнования и отдых на переменах – вот неполный список мероприятий, которые проходят на нашем школьном дворе. Приходя в школу, мы хотим чувствовать себя уютно, ощущать красоту, гордость за любимую школу. Наш пришкольный участок один из самых красивых в районе, но хотелось, чтобы он был более современным и практичным. В этом году я участвовала в VII Региональном чемпионате "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia), по компетенции «Ландшафтный дизайн». Я получила опыт работы по ландшафтному дизайну. В этом году нашей школе предстоит капитальный ремонт, свой приобретённый навык хочу применить в благоустройстве пришкольной территории, так как косметический ремонт был проведен в 2004 году, к столетию нашей школы.
Данная проблема моей темы актуальна в наше время. В связи с этим была выдвинута гипотеза – пришкольная территория МБОУ СОШ с.Бакаево нуждается в благоустройстве.
Актуальность выбранной темы: благоустройство территории играет важную роль в жизни человека — красиво устроенные клумбы, малые формы, элементы ландшафта оказывают влияние на настроение человека, его здоровье, создают благоприятный микроклимат ученическом коллективе.
Цель исследования: создать дизайн-проект по преобразованию пришкольного участка в комфортную и красивую мини-экосистему.
Задачи работы:
изучить общественное мнение обучающихся в школе МБОУ СОШ с.Бакаево;
обосновать актуальность проблемы преобразования ландшафта школы;
сформировать представления об уровнях и закономерностях взаимодействия природных факторов и сельской среды, узнать принципы проектирования и установить типологию структурных компонентов искусственных ландшафтов;
составить структурные композиции пришкольной территории;
сделать оценку проекта пришкольного участка, и условий практической его реализации.
Предмет исследования – пришкольный участок МБОУ СОШ с.Бакаево
Объект рассмотрения – обустройство и практичность участка.
Сроки исследования: с января 2022 года по август 2022 года.
Методы исследования:
социологический опрос;
анализ научно - популярной литературы по ландшафтному дизайну, учебных пособий;
практическая деятельность.
работа с Интернет-ресурсами;
II. Основная часть 1. Описание объекта исследования
1904 – год основания школы.
1969 – год введения в эксплуатацию ныне действующего здания, в этом же году территория была разбита для учебно - опытного, спортивного участка, тира, для построек хозяйственного использования, по периметру посажены тополя, берёзы. При входе на территорию школы расположен цветник, который ежегодного обновляются новыми сортами цветов.
Наша школа почти со всех сторон окружена деревьями, которые защищают ее от пыли и ветра. В саду много различных деревьев: черёмуха, рябина, вишня, смородина, разные сорта яблонь, сирень, ель. Весной они радуют обильным цветением, а осенью плодами и ягодами. На переменах учащиеся любят отдыхать в тени деревьев. На территории географической площадки были сооружены скамейки. Саду уже больше пятидесяти лет. Систематическая обрезка, удобрение и обработка от вредителей, скворечники весной и кормушки зимой все это помогает поддерживать сад в хорошем состоянии. Участвуя в акции «Посади дерево», территория, ежегодно обновляется новыми саженцами деревьев. Благоустроенная пришкольная территория, может являться площадкой для реализации программы экологического воспитания и образования детей и взрослых, которые будут включены в практическую деятельность по благоустройству и примут участие в массовых природоохранных мероприятиях.
2. Изучение дополнительной литературы 2.1. История и основы ландшафтного дизайна
История ландшафтного дизайна берет свои истоки с периода расцвета государств Ассирии и Вавилонии (Государства Двуречья). Для этого периода характерно строительство на террасах. Это искусственные насыпные платформы, которые возвышаются над поверхностью улиц. Особой известностью пользовались "Висячие Сады" Семирамиды. Сады представляли собой ряд возвышающихся террас. На нижних террасах сажали деревья, а на верхних - кустарники и цветы. Идея создания террасированных садов, или "висячих садов", оказалась достаточно плодотворной.
Термин «ландшафтная архитектура» впервые появилась более 100 лет назад в США, в связи с организацией там первых национальных парков. В Европу он пришёл гораздо позднее. Культурный ландшафт - результат сотворчества человека и природы. Ландшафтное искусство - это часть культуры, и своеобразная система ценностей, имеет свою историю.
Ландшафтная архитектура в России имеет давнюю историю. Издавна центром садоводства была Москва. Из московских садов известны кремлевские «висячие» сады, созданные на крышах хозяйственных построек. Уже в первых садах, москвичи использовали привезенные из-за рубежа декоративные растения, (тюльпаны и розы), из древесных предпочитали «свои родные» - сосны, липы, дубы, березы. К жемчужинам русского паркостроения следует отнести: Летний сад, сады г. Пушкина (Царское Село), г. Павловска, Петергофа, Кусково, Архангельское и многие другие.
2.2. Ландшафтный дизайн
Ландшафтное проектирование – это научное направление, образованное в результате взаимодействия и творческого синтеза элементов географии, истории, искусствоведения, философии, градостроительства, архитектуры и др.
Ландшафтный дизайн — искусство и практические действия по озеленению, благоустройству, организации садово-парковых насаждений, газонов, горок, применению малых архитектурных форм в зелёном строительстве. В отличие от садоводства или огородничества, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность, ландшафтный дизайн — более общая и универсальная дисциплина. Главная задача ландшафтного дизайна — создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урабанизационными формами и природой, зачастую от них страдающей.
Ландшафтный дизайн может быть частным случаем более общего понятия - ландшафтного проектирования.
Первый этап по подготовке местности к проведению ландшафтных работ начинается с художественного проектирования, то есть создания набросанного плана, основные правила которого:
Посадка и размещение растений должна иметь групповой характер, то есть растения одного вида или близкородственных видов должны быть посажены в непосредственной близости друг от друга, в противном случае местность приобретает куцый, пустынный вид.
При посадке растений и проведении других художественно-оформительских мероприятий следует избегать прямых линий. Растения в особенности не рекомендуется сажать по прямой линии, так как это не способствует развитию у них кустистости. Крайне строгая симметрия также нежелательна из-за своего неестественного вида, хотя определённая уравновешенность и сбалансированная композиция элементов дизайна должна непременно присутствовать.
Элементы ландшафтного дизайна многообразны. Основные их группы:
Сами здания, формирующие центр ландшафтного проекта, основная цель которого — сгладить неестественность геометрически правильных конструкций, смягчить их давление на окружающую природу, убрать строительный мусор, замаскировать дефекты и изъяны. Здания могут быть одно- или многоэтажными, одиночными или комплексными, частными или коммерческими, типовыми или стилизованными, предназначенными для самых разнообразных целей.
Газонное покрытие, формируемое разного рода травами.
Зелёные насаждения в форме отдельных деревьев, кустарников, цветов, а также их комбинаций и целых ансамблей (сад, клумба, рабатка и т.д.)
Различные крупные декоративные элементы (озеро, пруд, ручей, фонтан, камни, скульптура).
Более мелкие художественные детали (музыкальная подвеска, светильник, свечи и т.д.)
2.3. Основы ландшафтного проектирования
В ландшафтном дизайне существуют те же правила, что и в других видах искусства – в архитектуре, живописи, поэзии, музыке. Эти правила диктует нам сама природа. Сад – это сложное произведение искусств, в создании которого участвуют разнохарактерные по своим качествам элементы: живые растения и различные формы земной поверхности, вода и камень, а также малые архитектурные формы. В своей первоначальной форме природа сохранилась лишь в нескольких уголках мира. Современные загородные усадьбы являются образцом искусственного ландшафтного дизайна садового участка, созданного руками человека.
2.4. Принципы ландшафтного дизайна
Столетиями формировались основные принципы ландшафтного дизайна. Их не стоит воспринимать как инструкцию, которой надо строго следовать. Понимание правил, которыми пользуются профессиональные дизайнеры, поможет сделать парк, дворик или сад оригинальным, уютным, комфортным и гармоничным. Следуя полету фантазии, важно не переборщить. Чрезмерное использование различных видов растений и неправильное их сочетание может сделать проект громоздким и непривлекательным.
Приступая к оформлению сада, следует помнить про основные приемы ландшафтного дизайна:
целостность и соразмерность;
пропорциональность и повторяемость;
линия и плавный переход;
простота и цвет.
Понимание этих принципов позволит избежать серьезных ошибок, с которыми нередко сталкиваются новички. Опытный и талантливый дизайнер для достижения определенного эффекта может сознательно нарушать правила. Главное — не забыть о гармонии и красоте.
2.5. Стили ландшафтного проектирования
Выбор стиля сада зависит от ландшафтных особенностей участка (его конфигурации, окружения, размеров) и определяется архитектурным стилем, в котором построены основные сооружения. Дадим характеристику некоторых наиболее распространенных стилевых направлений – как классических, так и современных.
Регулярный стиль. Предполагает строгую симметрию в планировке сада. Ему присущи прямые линии, строгая осевая композиция. Стиль используют там, где хотят подчеркнуть воздействие человека на природу, внести композицию ощущение порядка, строгость, торжественность. Эмоциональная особенность стиля – приподнятость, торжественность, обилие скульптур, театральность. Важный элемент регулярного сада – вода.
Итальянский стиль. Вариация на тему регулярного стиля. Это небольшой садик возле виллы или парк, окруженный стеной или подстриженной живой изгородью. Поверхность итальянского сада разбита на простые геометрические формы диагональными или прямыми дорожками. Часто в центре композиции располагается водоем или фонтан, вокруг него цветники или замощенная площадка.
Пейзажный стиль. Пейзажные парки, или как их еще называют, английские, появились в 18 веке в Англии. В противоположность регулярному стилю пейзажный стиль не обособляет сад – напротив, он вводит окружающий ландшафт в органическую связь с ним. Асимметричная компоновка приводит человека к более тесной гармонии с природой. В таком саду предметы, не равные по величине и форме, размещаются так, что создают впечатление уравновешенности. Именно такое размещение растений и есть в природе.
Пейзажный стиль пришел с Востока – из Китая, где регулярного стиля вообще никогда не существовало.
Японский сад. Излюбленный стиль для малого сада. Это не случайно: японский садик невелик по площади. Каждая деталь сада в Японии имеет сложный внутренний смысл, а растения специфичны лишь для этой страны. Основной принцип японского сада – ощущение спокойствия и отдыха, созерцания природы и миниатюризация. В применении к современному малому саду мы можем говорить не о японском стиле, а о создании сада по мотивам японского садового искусства.
Стиль “модерн”. Стиль “модерн” – это простота линий. Сад примыкает к дому, имеет строгую, лишенную каких-либо украшений архитектуру. Плавательный бассейн и теннисный корт располагаются на виду. Ограждения простые, линии строгие. Аксессуары ограничены – “лучше меньше, да лучше”. Мощение из плит, выложенных геометрическим рисунком. В нем чередуются светлые и темные тона, допускаются вставки из гальки. Мебель – классический модерн строгих линий из пластика и алюминия. Планировка сада геометрическая, но симметрии не придерживается.
Голландский стиль. Эти сады как будто сошли со старых картин. Голландский сад имеет небольшие размеры, его центр – хорошо ухоженный газон, по периметру газона – миксбордер из цветов и красиво цветущих деревьев и кустарников. Вдоль забора обязательно аккуратно подстриженная живая изгородь. Отличительная черта голландского стиля – это атрибуты сельской жизни: маленькая мельница, колодец, тачка с поставленными на нее цветами, садовая скульптура.
Колониальный стиль. Исходно чисто американский стиль, но следуют ему и в других странах. Основные материалы для строительства – кирпич и доски. Они же используются при оформлении сада. Растения высаживаются в деревянные кадки. Мощение из плитняка или досок. Дорожки часто покрывают щепой. Популярны анималистические скульптуры из дерева и камня. Основное настроение стиля – мягкий, ленивый темп жизни, поэтому преобладают солнечные веранды, персоли, увитые цветущими лианами. Садовая мебель – гамак, складные кресла с плетеными спинками.
Сельский стиль. Этот стиль в ландшафтном дизайне определяется близостью к природе, поэтому в нем используются простые, естественные материалы и формы. Текстура и цвет материалов повторяет материалы, из которых построен дом – дерево, кирпич, естественный камень. Можно использовать все вместе, как материалы окружающего ландшафта. Цветы сажаются в большом количестве и различных расцветок. Это особый шарм деревенского сада. Садовые строения, сараи, хозпостройки обвиты вьющимися розами или душистым горошком. Мебель используется из природных материалов: чурбаны вместо стульев, стол из остова спиленного дерева, и т.п. Емкости для растений из простой глины, мощение дорожек из плитняка или кирпича. Ограждения - только из досок или плетень, ворота выполнены “под старину”, изобилие лиан (хмель, дикий виноград) и цветущих кустарников.
3. Практическая часть 3.1. Этапы реализации проекта
3.1.1. Диагностика общественного мнения. Опрос обучающихся школы
Было опрошено 49 обучающихся МБОУ СОШ с.Бакаево. Ученики 1-4 классов – 20 чел., 5-9 классов -29 чел..
Они ответили на следующие вопросы:
Нужен ли школе участок с цветами, деревьями и различными сооружениями?
Все ли устраивает вас на пришкольном участке?
Что хотелось бы изменить?
Чего не хватает на нашем участке?
Какими путями можно воплотить ваши предложения в жизнь?
Кто должен заниматься работой по озеленению участка?
3.1.2. Результаты опроса обучающихся.
4. Чего не хватает на нашем участке?
5. Какими путями можно воплотить ваши предложения в жизнь?
6. Кто должен заниматься работой по озеленению участка?
3.1.3. Состояние пришкольного участка МБОУ СОШ с.Бакаево
на 2021-2022 учебный год.
| Всего контингент учащихся | 49 |
| Площадь пришкольной территории | 27 715 кв.м |
| Площадь, приходящаяся на одного уч-ся | 565,6 кв.м |
| Количество растущих деревьев В т.ч. посажено в период 2017- 2021 г. | более 100 шт. более 300 шт. |
| Количество растущих кустарников В.т.ч. посажено в 2021 г. | 30 шт. 8 шт. |
| Наличие пейзажных групп деревьев и кустарников (шт.) | более 100 шт. |
| Площадь УОУ | 1100 кв. м |
| Количество высаженных саженцев деревьев Кустарников Рассады цветов | 7 шт. 8 шт. 50 шт. |
| Площадь дендрария | 1500 кв.м |
| Состав древесно-кустарниковых пород коллекционного отдела дендрария: | тополь, береза, рябина, черёмуха, ель, клен, вишня, сирень и др. |
| Площадь цветников | 360 кв.м |
| Площадь цветников, приходящаяся на одного уч-ся | 7,3 кв.м |
| Количество видов цветочных растений | 35 |
| Наличие декоративных элементов, цветников (рабатка, газон, клумба) | 5 элем |
3.1.4. План-схема пришкольного участка.
Пришкольный участок делится на участки (приложение 1)
3.1.5. Оценка экологического состояния пришкольного участка.
Пришкольный участок расположен вдали от промышленных объектов, но вблизи от домов и дороги. Уровень шума на пришкольном участке низкий. Со стороны улицы имеется защитная полоса в виде деревьев и кустарников. Всего на пришкольном участке растет более 100 деревьев (тополь, береза, рябина, черёмуха, ель, клен, вишня, яблоня, сирень и др.) и 30 кустарников (пузыреплодник клинолистный, смородина, вишня).
3.2. Прогнозируемый результат
Школьный участок, выполняющий следующие функции должен быть:
- зеленым “буфером” для школы от ближайших антропогенных объектов;
- привлекательным, природно-гармоничным, оригинальным местом отдыха учащихся во внеурочное время;
- решать образовательные и воспитательные цели и задачи;
- местом организации трудовой практики детей.
3.2.1. Ландшафтное проектирование пришкольного участка МБОУ СОШ с.Бакаево”.
3.2.2. Описание структурных компонентов дизайн проекта пришкольного участка.
Исходя из мнения опрошенных, обучающихся в МБОУ СОШ с.Бакаево и основываясь на полученные знания и своё мнение, я внесла следующие изменения в дизайн пришкольного участка.
Участок 1
В нашей школе имеется специальная игровая площадка для детей детского сада и начальной школы. Я предлагаю благоустроить данный участок, добавив скамейки, беседку.
Участок 2
Этот участок красив в момент цветения, но, на мой взгляд, его нужно усовершенствовать. В дизайне рабаток больше использовать цветы ярких, контрастных цветов, организовать клумбы (в них лучше сохраняется влага, они имеют четкие очертания). (приложение 2)
Участок на данный момент.
Участок после преобразования.
Участок 3
Альпийская горка-сад, в котором главным элементом выступают камни разных размеров и неправильной формы. Я предлагаю создать альпийскую горку в соответствии с основами их требований. (приложение 3)
Участок 4
Данный участок можно оставить без изменений, но кустарник, расположенный по периметру школы облагородить путем придания им различных форм. (приложение 4)
Участок 5
Учитывая мнения учеников школы, хотелось бы организовать место для подкормки птиц (приложение 5)
Участок 6
Нашей школе уже более 100 лет, но до сих пор у нас нет места, где были, бы отмечены выпускники. Аллею славы можно организовать в виде цементных табличек с отпечатками рук и данными золотых и серебряных медалистов, например на колоннах у входа в школу.
Также аллею, где выпускники школы могли бы оставить память о себе, высаживая саженцы деревьев с именными табличками. (приложение 6)
3.2.3. Выводы
Проведя опрос общественного мнения обучающихся, и проанализировав результаты можно сделать следующие выводы:
МБОУ СОШ с.Бакаево пришкольный участок – нужен.
Участок нуждается в благоустройстве.
Внешний вид клумб и деревьев должен быть более современным и ухоженным.
Детскую игровую площадку благоустроить.
Необходимо разместить птичью столовую и аллею славы выпускников.
За помощью в обновления детской площадки обратиться к администрации сельского поселения, индивидуальным предпринимателям.
Остальные изменения воплотить в жизнь, своими силами основываясь на рекомендации, данные в этой работе.
Внести изменения в дизайне участков 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Участок 1 - благоустроить участок детской игровой площадки.
Участок 2 - использовать цветы ярких, контрастных цветов, организовать клумбы, (в них лучше сохраняется влага, они имеют четкие очертания)
Участок 3 - создать альпийскую горку в соответствии с основами их требований.
Участок 4 - кустарники облагородить путем придания им различных форм.
Участок 5 - организовать птичью столовую.
Участок 6 - организовать аллею славы выпускников.
III. Заключение
Учитывая мнение и желания учеников школы, опираясь на знания, полученные в ходе работы и на собственный опыт, и ощущения были внесены изменения в дизайне пришкольного участка.
В проекте дизайна пришкольного участка МБОУ СОШ с.Бакаево предложены изменения после внедрения, которых:
Внешний вид рабаток, клумб, альпийской горки и деревьев будет более современным и ухоженным.
На территории школы будет благоустроена детская площадка, птичья столовая и аллея славы выпускников.
Тем самым выдвинутая гипотеза полностью подтверждена.
Цели, поставленные в работе, были, достигнуты. Задачи - выполнены. Данную работу можно использовать для благоустройства пришкольной территории школ, детских садов и других учреждений.
В дальнейшем хотелось бы, познакомиться со стилями дизайна офисных интерьеров и предложить изменения в организации внутришкольного пространства.
Литература
Алексеев С.В. Экология. / С.-П.: СМИО-ПРЕСС, 2001.
Гарнизиненко Т.С. Справочник современного ландшафтного дизайнера Р. н/Д: Феникс, 2005.
Горощенко В.П. Природа и люди /М.: Просвещение, 1986.
Дж. Брукс. Дизайн сада М.: БММ-DК, 2003.
Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей (учебник).
Зверев И.Д. Человек в социоприродной среде / М.: Вента - Граф, 2000.
Материалы и ресурсы Internet по темам “Ландшафтный дизайн” и “Дизайн пришкольного участка”.
Приложение 1
Приложение 2
Участок на данный момент:
Участок после преобразования:
Приложение 3
Создание альпийской горки
Приложение 4
До преобразования кустарников:
Ожидаемый результат:
Приложение 5
Столовая для птиц:
Приложение 6
На данный момент:
Ожидаемый результат:
19