Искусство и костюм эпохи Возрождения
Англия
ВРЕМЕННОЙ ОТРЕЗОК
Генрих VIII (1509–1547 гг.). Эдуард VI (1553 гг.).
ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ
Разложение и упадок феодализма, зарождение капиталистических отношений. Один из важнейших этапов в истории Англии – период первоначального накопления капитала, основу которого составляло обезземеление крестьянство. К концу XV – началу XVI вв. изменился облик английского дворянства: новая знать жила уже не столько феодальной рентой, сколько эксплуатацией наемного труда (разбогатевшее крестьянство, купцы, ростовщики). Это новое дворянство тесно было связано с рынком и по своим интересам близко стояло к нарождавшейся буржуазии.
В производстве быстрыми темпами росло общественное разделение труда, складывался национальный рынок. Быстрое развитие сукноделия, ставшего основной отраслью английской промышленности, повлекло увеличение спроса на шерсть и вызвало стремление расширить пастбища для овец. В Англии начался аграрный переворот. В Англии быстрее, чем в других странах Европы, стали складываться капиталистические отношения.
Англия к началу XVI в. становится одной из сильнейших держав Европы. Зарождение нового способа производства – капиталистического – способствовало превращению страны в «мастерскую мира», могущественную, передовую морскую державу, обладательницу огромных колоний.
СОСЛОВИЯ
Король, аристократия, дворянство, буржуа, горожане, крестьяне.
ЗАНЯТИЯ
Еще в XI–XII вв. из Англии вывозилась шерсть в города Фландрии, Прирейнской Германии, Италии. С XIV в. в связи с развитием сукноделия/в самой Англии, вывоз шерсти все более уступал место вывозу сукна. В XVI в. организация шерстяной промышленности стала принимать форму капиталистической мануфактуры. Она развивалась и в хлопчатобумажной, шелковой, металлообрабатывающей, горной промышленности.
Елизавета Тюдор из всех ремесел, главное место отводила вязальному мастерству. В 1564 г. во всей Англии был только один вязальщик Уильям Райдер. Постепенно это мастерство перешло женщинам, и уже десять лет спустя им занимались даже дети в деревнях. В 1589 г. магистр Уильям Ли в Кембридже изобрел вязальный станок, который состоял из 2500 отдельных частей. На нем можно было связать в течение одного дня не более 344 рядов петель. Но так как правительство и ручные вязальщики не дали хода этому изобретению, то Ли вскоре уехал во Францию по приглашению Генриха IV и поселился в Руане.
РЕЛИГИЯ
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА
Влияние культуры итальянского Ренессанса распространяется в Англии.
Архитектура. В XVI в. элементы Ренессанса сказались так же в усадебном строительстве (рациональные по планировке кирпичные дома с холлом и галереей) и в более эклектичном дворцовом зодчестве. Реформация (началась в 1534 г.) придала английской культуре чисто советский характер. В Ренессансе, сложился тип дома-усадьбы, сохранившейся поныне благодаря удобству центричного плана с двусветным планом и галереей, живописной свободе композиции, органической связи с природой, искусному применению дерева, камня, фахверк (тип ограждающей конструкции преимущественно малоэтажных зданий). Это каркас, образованный системой горизонтальных и вертикальных элементов и раскосов из деревянного бруса с заполнением промежутков из камня, кирпича, самана. Каркас, расчленяя стену, придавал зданию декоративно-выразительный облик. Эти черты восприняли и строители замков-дворцов, многое заимствовавшие также от итальянского и нидерландского зодчества.
Живопись. В XVI в. главное занял портрет, миниатюра. В Англии яркие и самобытные реалистичные искания, проявившиеся в конце XIV–XV вв. в религиозной и портретной живописи, были прерваны внутренними войнами и реформами Генриха VIII. В XVI в. элементы Ренессанса нашли выражение в миниатюрном портрете.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ
М. Щеголь, но не развратник, как француз.
Ж. Незамужняя Елизавета избрала для себя роль «королевы-девственницы».
ПРИНЦИПЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ КОСТЮМА
Англию отличает добротная и удобная одежда, довольно резкая граница костюмов буржуа и аристократии. Английский быт и традиции, строгий и церемониальный этикет двора способствовали тому, что английский костюм менялся медленнее, чем в Европе. Об английском, как и о французском дворянстве, говорили, что оно носит на себе все свое имущество. При Эдуарде VI (до 1553 г.), когда все были заняты осуществлением реформации, отвлечены различными бедствиями, дороговизной, недостатком работы и восстаниями среди сельского населения, и так же во время царствования Марии Тюдор (до 1558 г.) роскошь была сравнительно умеренной. Но как только на престол взошла Елизавета Тюдор, и положение дел изменилось к лучшему, роскошь стала быстро возрастать. После ее смерти осталось не менее трех тысяч платьев. Склонность англичан к традиционности сохраняет некоторые своеобразные черты костюма, определяет национальный колорит британцев.
М. В XV в. еще сохраняется типично средневековый костюм. В 1615–1620 гг. появились многие характерные немецкие детали: широкие пышные рукава, громадные отложные воротники, большое количество разрезов в костюме. В 30–40-х гг. XVI в. усиливается подражание итальянским и французским костюмам, формы укрупняются. С 1553 г. после замужества Марии Тюдор на испанце Филиппе II ощущается сильное испанское влияние в костюме. И, несмотря на вражду между приближенными Филиппа II и придворными королевы, страх «отстать от моды» заставили их подражать ненавистным католикам – испанцам. К концу XVI в. уменьшаются объемы и изменяются пропорции главных частей костюма и их покрой. Несмотря на испанское влияние в мужском костюме отсутствовали искусственные прокладки и каркас, что делало английский костюм более элегантным. Видоизмененный на английский манер, испанский костюм просуществовал до начала XVII в.
Ж. В последних десятилетиях XV в. складывается самобытный женский костюм, в котором преобладают простые четкие линии, подчеркивающие особенности покроя одежды: узкой лентой другого цвета обшивают застежку, край выреза лифа или его воротника, швы спинки, низ рукавов и подол. Сильно расширенные книзу, но мягкие рукава – энджел сливз делали на подкладке цвета отделки. Платье в боках иногда драпировали, чтобы была видна в боках юбка котт. Костюм в конце XV в. был сходен с фламано-французским. Его отличали ясность и простота, отсутствие нагроможденности форм и мелких деталей.
В 20–40-е гг. XVI в. женский костюм отличала композиционная завершенность, четкость и красота пропорций, сдержанное применение декора, великолепие красочных и фактурных сочетаний – явление большого искусства. Настоящее увлечение испанской модой начинается в 60-е гг. XVI в. в начале правления Елизаветы I Тюдор. В 60–70-е гг. XVI в. сдержанность и чувство меры, характерные для классического костюма, сменяется таким преувеличением всех форм и деталей, что в результате возникает пародия на испанские образцы. Исходный костюм превращается в нечто неожиданное и грандиозное. В 80–90-е гг. XVI в. заметны значительные изменения в костюме, нагромождение всевозможных деталей – несколько воротников, двойные рукава, разнообразная отделка с обилием вышивок и кружев – лишает костюм композиционной целостности, ясности. Впечатление строгости и простоты форм костюма начала века утрачивается. Женский костюм первой половины XVI в. был красив своими пропорциями, красочными сочетаниями, чувством меры в украшении. В конце XVI в. во внешнем облике аристократов, прежде всего, сказывалось стремление демонстрировать свое богатство: дорогие ткани, кружева, украшения. Поэтому в костюме второй половины XVI в. не всегда проявлялось чувство меры, интерес к красивым пропорциям и изящным линиям. С 80-х гг. XVI в. возникает интерес ко всему французскому, в частности к вертюгалю.
ПРОПОРЦИИ. СИЛУЭТ
Ж. Пышные, экстравагантные пропорции, где ширина юбки фарзингейл была подчас больше ее длины.
М. В первой половине XVI в. массивный силуэт с грузным верхом и широкими бедрами, и квадратными пропорциями.
КРОЙ
МАТЕРИАЛЫ
Тончайший лен; полушерсть (шерсть со льном), бархат, парча. Преобладает тонкое сукно.
Англия в XVI в. становится «мастерской мира» по производству шерстяных тканей и сукон высокого качества, так как была первой в развитии капиталистических отношений - нового способа производства. Англия лидировала в производстве шерстяных тканей и сукна. Ткани добротные: преобладает сукно высочайшего качества. Эти материи не только вывозились на континент в различные страны, вплоть до Руси, но из них делали одежду и сами англичане. Однако дороже сукна в Англии ценились привозные шелковые ткани из Венеции, Генуи, Франции.
В конце XVI в. в Англию из Индии завозят первые ситцы – первое ситцевое платье было сшито для королевы Англии Елизаветы I Тюдор. Из Италии и Франции в Англию привозили дорогие шелковые ткани.
ЦВЕТОВАЯ ГАММА
Цветовая гамма повторяла итальянский колорит, локальные цвета: зеленый, голубой, синий, коричневый, черный красно-коричневый и очень много красного. Красный считался самым нарядным.
ОРНАМЕНТ
Растительный.
ДЕКОР
Вышивка каймы золотом, серебром, шелком, жемчугом; кружева, рюши, шнуровка, буфы, фестоны, бантики, позумент, галун, разрезы, сетки, отделка мехом.
Узорные, иногда гладкоокрашенные, а порой протканные золотом и серебром ткани. Часто одежду делали из тканей разных цветов и рисунков. В 70-е гг. XVI в. дублеты и бричзы украшали мелкими разрезами различных рисунков (например, в виде лепестков ромашки), между разрезами иногда нашивали узкий галун.
ОБУВЬ
М. Туфли – тупоносые «утиный нос», мягкие, вошли в моду около 1500 г. При Марии Тюдор были запрещены.
Ж. Туфли – шелковые вышитые на низком каблуке или совсем без каблуков, могли быть и без задников.
ПРИЧЕСКИ
М. Брили или носили бороду, полную или подстриженную. С 20-х гг. голову стали стричь гладко «под скобку». Аристократы носили завитые длинные локоны, подстриженные с одной стороны. На испанский манер волосы надо лбом отращивали длиннее и завивали, а с затылка срезали сильнее. «Под ежа», когда коротко подстриженные волосы торчали надо лбом наподобие игл ежика.
Ж. Высокие испанские прически с каркасами разной формы, сделанными из проволоки или бархатных валиков.
ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
М. Берет – в 40-х гг. небольшие поля, чаще отогнуты кверху, иногда слегка спущенные с правой стороны, а с левой пышное страусовое перо, прикрепленное ювелирной пряжкой. Испанские шляпы в конце XVI в., в Англии стали еще более высокие.
Ж. Чепцы – пример национального изобретения. При Елизавете были запрещены некоторые головные уборы, в этот период они являлись отличительным признаком сословий.
Гейбл – состоял из нескольких слоев материи, основой был каркас. Нижняя часть – каркас, образующий спереди в центре острый угол, и такие же углы по бокам лба. Передняя часть этого каркаса обшивалась парчовой лентой. Сверху надевали чепец койф из белого полотна с вышитым краем, боковые части койфа спускались почти до плеч. Затем жесткую шапочку, соответствующую форме нижнего каркаса. Ее передняя часть была богато украшена вышивкой, и это была самая нарядная деталь головного убора. На затылке шапочка имела жесткий выпуклый квадрат, обтянутый черной тканью. К нему прикрепляли черное сплошное или разделенное на две части покрывало.
Френч-хууд – в 20-40-х гг. маленькая серповидная наколка с традиционно черной вуалью, заимствован у француженок, вошел в историю как головной убор Марии Стюарт.
Шляпы – 80-х гг. высокие с перьями почти мужского покроя.
МОДНЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ
Рафф – характерная черта как мужского, так и женского костюма: разнообразные по размеру и форме, но всегда соответствующие таким же манжетам. Самая нарядная часть дамского туалета. Иногда выше головы, открытые спереди, из кружев, прошитые тонкими золотыми и серебряными нитями. В 1564 г. Елизавета вызвала из Голландии (Фландрии) одну предприимчивую женщину, некую Дингам Ван-дер-плассе, вынужденная покинуть родину, поселилась в Лондоне и, зная способ делать раффы жесткими, за хорошую плату стала обучать английских леди крахмалить воротники. Успех этого предприятия превзошел все ожидания. Она изобретает цветные крахмалы, и в Англии начинают носить голубые, желтые, шафрановые раффы. С начала использования цветного крахмала, величина раффов неуклонно растет и достигает к концу XVI в. 0,30 м. Вместе с тем уменьшаются объемы и изменяются пропорции главных частей костюма и их покрой. Носили как мужчины, так и женщины, имели различные рисунки плойки то мелкие, то крупные, то в один ряд, то в два и три.
Воротник Марии Стюарт – высокий выше головы воротник, который поднимается из-за спины в виде раскрытого двукрылого веера из тончайшего батиста или кружева. Могли одновременно надевать и рафф и воротник Марии Стюарт.
М. Кинжал
Ж. Веер – из слоновой кости, золота серебра, перьев. Веера носили у пояса на длинной цепочке или шнурке.
Маски – для защиты лица от холода.
Носовые платки – из дорогих тканей, украшали богатыми вышивками и обшивками и обычно душили.
Пояс – из металлических чеканных резных пластинок с цветными камнями, спереди спускался один конец, законченный крупной подвеской ювелирной работы. Этот конец имитировал четки, которые женщины в эпоху средневековья носили на поясе.
При Елизавете были запрещены высокие воротники и длинные шпаги.
Перчатки – необходимый элемент костюма. Декорировали вышивкой и драгоценными камнями.
Маленькие зеркала в ювелирной оправе, только появившиеся часы.
УКРАШЕНИЯ
Ожерелья, колье, кольца, перстни, розетки. Все с драгоценными камнями и жемчугом.
КОСМЕТИКА
Во времена английской королевы Елизаветы I (1533–1603) макияж был строго запрещён, кто-то сказал, что он опасен для женского здоровья. Но когда по Европе пронеслась страшная эпидемия (властвование Чарльза II), женщинам нужно было скрыть бледность нездорового лица. Так, постепенно, макияж снова входил в жизнь людей.
Английская королева Елизавета I (1533—1603) подчёркивала бледность кожи с помощью масок из яичного белка, гипса, глины и белого свинца, после чего пришла мода на нездоровую бледность. Известно, что, состарившись, Елизавета прятала голову под парик и рисовала жилки на белом лбу, чтобы создать эффект молодой «прозрачной» кожи. Чтобы имитировать тонкие просвечивающие кровеносные сосуды, отличающие молодую кожу, она заставляла служанок рисовать их ей на лбу и висках поверх толстого слоя пудры.
В XV в. в Англии брадобреи, промышлявшие одновременно хирургией, применяли для удаления зубного камня различные металлические инструменты и растворы на основе азотной кислоты (стоит заметить, что применение азотной кислоты в этих целях прекратили лишь в XVIII веке). В английских источниках XVI в. описаны различные средства для ухода за полостью рта, широко рекомендовалось протирание зубов пальцами и тканью, применение зубочисток.
Активно использовали духи (платья, волосы).
МУЖСКОЙ КОСТЮМ
Рубашка – из полотна белого, кремового или шафранового цвета; с воротником стойка, покрытым вышивкой (под дублет и джеркин с удлиненным вырезом) или без воротника, с широкой горловиной, отделанной узким рюшем (под дублет с горловиной каре, и под джеркин, широко открывавшим перед дублета).
Брэ – нательные короткие полотняные штаны.
Бут-хоуз – чулки, короткие, впоследствии стали украшать вышивкой. Надевали поверх незер-стокс. Чулки, впервые появились в 1540 г. из Испании на Генрихе VIII, вязанные из шелка, плотно облегающие ноги. Позже распространились во всех странах.
Незер-стокс – нижние штаны-чулки узкие, обтягивающие ноги, имели гульфик. В первой половине XVI в. шили из сукна, выкроенного «по косой нитке»; во второй половине XVI в. вязанные подобно трико.
Аппа-стокс – верхние набедренные штаны. В начале XVI в. узкие аппа-стокс не достигали колен примерно на 0,15–0,18 м. В начале 40-х гг. XVI в. на них стали нашивать по всей длине широкие жесткие полосы другого цвета. К середине XVI в. аппа-стокс стали широкими длиной до икр. Их собирали по низу на шнур, вздергивали до середины бедра, так что напуск доходил до колена, образуя вокруг ноги широкие вздутые складки. В середине XVI в. аппа-стокс набитые волосом, приобрели такую пышную форму, что в парламенте пришлось расширять места. Однако на протяжении 70–90-х гг. XVI в. существовали аппа-стокс из двух частей.
Бричз – узкие верхние набедренные штаны вместо аппа-стокс в конце XVI в., с появлением вязаных чулок, стали длиной до колен или чуть ниже, в 70-х гг. декорировали разрезами.
Транк-хоус – как французские трузы, короткие верхние набедренные штаны, туго набитые конским волосом, надевали поверх бричз.
Куд-пийс – гульфик, пристегивающийся к аппа-стокс крупный клапан.
Дублет – узкая короткая до пояса куртка с узкими длинными рукавами или без рукавов. Надевали поверх рубашки. Застежка центральная доверху. Горловина естественная с воротником стойка. Украшали вышивкой, разрезами, скрепленными маленькими ювелирными розетками с цветными камнями. К проймам пришнуровывали рукава обычно из той же ткани, что и джеркин. В середине XVI в. дублет превратился в верхнюю одежду и заменил джеркин. Его делали на плотной или стеганой подкладке, с узкими рукавами, козырьками по окату и небольшой баской. Сначала дублет короткий до пояса, подобно французскому жипону. Молодые люди часто ограничивались дублетом или носили сверху широкую накидку, отделанную мехом или цветной тканью. В 70-х гг. декорировали мелкими разрезами различных рисунков, между разрезами иногда нашивали узкий галун. К 90-м гг. эта мода почти исчезла. В 60 - 70-х гг. XVI в. пескоут-белли – дублет со свисающим сильно выпуклым передом. Полочки на каркасе с тонкой сильно подчеркнутой талией. Узкая изящная баска с фестонами заканчивает низ пескоут-белли.
Джеркин – верхняя парадная одежда. Джеркин имел довольно узкий лиф и длинный до талии узкий вырез. Перед джеркина мог быть сильно вырезан, и лишь, обрамлять полочки дублета. В начале с глубокой горловиной каре, закрытой плоеным нагрудником; было модным особенно в Англии. В конце 30-х гг. XVI в. по испанскому образцу. Безис – съемная баска, заложенная в крупные складки, напоминала юбку длиной до колена. Верхний край безиса обрабатывали бейкой. Иногда баска была распашной, более короткой, расширенной к низу. В середине XVI в. под влиянием испанских мод в джеркине появилась жесткая прокладка и рюш по краю воротника стойка, который превратился в 60-х гг. – рафф. Надевали поверх дублета, застегивали только по линии талии. Если учесть простеганный дублет, то фигура в таком джеркине казалась достаточно солидной. К концу XV в. мог быть: полудлинный с откидными рукавами и короткий с рукавами в виде окорока. Рукава джеркина пришнурованы к проймам дублета, покрыты небольшими продольными разрезами. К концу XVI в. под испанским влиянием высокий воротник стойка с небольшим рюшем по краю, лиф с глухой застежкой до верху, талия ниже естественной, безис длиной до середины бедра плоский жесткий не съемный, а пришит к лифу; рукава узкие, внизу плотно облегают кисти рук и закончены рюшем.
Длинная верхняя одежда. Носили пожилые люди, ученые, судьи, адвокаты, государственные служащие. Широкая мантия, длиной до колен, с широчайшими рукавами, откинутыми на плечи.
Гаун – парадная верхняя одежда, длинный до колен плащ, без застежки. Имел разные варианты: совсем без рукавов, но с большими проймами, с короткими рукавами или длинными, но откидными рукавами. Из дорогой ткани, часто на меховой подкладке, с большим прямоугольным меховым или из другой контрастной по цвету и фактуре ткани воротником. Во второй половине XVI в. используют как официальные платья должностных или выборных лиц, как орденские костюмы, парламентское платье лордов, траурная одежда и одежда духовенства. Гаун обладал утрированно широкими плечами за счет отворотов полочек и буфированных вверху рукавов.
Мендилайен – небольшой короткий плащ в форме полукруга, с маленьким отложным воротником, носили поверх дублета во второй половине XVI в., заимствован у испанцев.
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ
Рубашка – из белого полотна у богатых или из полушерстяной ткани у бедных. Для торжественного наряда шьют с открытым воротом, потому что скромный воротник платья чаще всего заменяют вырезом каре.
Кальсоны – с 60-х гг. XVI в.
Чулки – первая надела Елизавета Тюдор.
Корсет – с 20-х гг. XVI в. стали носить жесткие кожаные корсеты поверх рубашки. К середине XVI в. жесткий испанский корсет, который сплющивал грудь, сильно затягивал талию, а спереди спускался довольно длинным, но не слишком узким углом.
Каркас – с 20-х гг. XVI в. юбка из плотного проклеенного полотна. Со второй половины XVI в. форма юбки стала держаться на металлическом каркасе, подобно испанскому вердугосу, но более легким и менее широким.
Котт – нижнее платье. Носили поверх корсета и каркаса. Горловина каре. Если лиф котт не был виден через шнуровку или разрез гауна, то его делали из грубого полотна. Рукава в той части, где они были видны из-под отогнутых энджел-сливз гауна – из дорогой ткани. К ним пришивали вверху соответственно выкроенные части из недорогой ткани и соединяли шнуровкой по окату с узкими рукавами гауна. При замкнутой юбке гауна юбку котт только внизу обшивали полосой подобной материи, а при распашной юбке гауна юбку котт уже полностью делали из той же ткани, что и рукава котт. Такие комбинации возникли по двум причинам: из соображений экономии (каждый кусочек привозной ткани стоил дорого) и из желания сделать фигуру более стройной и более красивой.
Гаун – верхнее платье умеренно широкое, с подчеркнутой линией талии и шлейфом. В покрое юбки гауна 20 -40-х гг. сохраняется если не треугольная вставка конца XV в., то группа складок, создавшая характерную линию, присущую в это время только женскому английскому костюму. Плотно облегающий фигуру лиф, более высокая линия талии на спинке, группа складок юбки, переходящей в шлейф, узкие вверху и широкие внизу рукава. Горловина каре, обнажает грудь и плечи тремя красивыми почти прямыми линиями. На спинке этот вырез заканчивается острым углом. В развитии форм костюма отвороты рукавов становятся самостоятельной частью. Они мягко, свободно ложатся на локтевом изгибе руки и также непринужденно ниспадают книзу. Юбка без каркаса. В гунне первой половины XVI в. сохранилось еще дыхание готики.
Лиф удлиненный, во второй половине XVI в. остается почти без изменений. Горловину каре глубиной до подмышечной впадины, лишенную плечевых срезов, декорировали по краю позументом и часто закрывали богато декоративной вставкой коллеретт. Горловину естественной формы оформляли небольшим стояче-отложенным воротником или высоким воротником, который поднимался из-за спины в виде раскрытого веера. Могли носить сразу несколько одновременно надетых воротников из драгоценных кружев, расшитых самыми крупными жемчужинами и драгоценными камнями. Рукава состояли из двух частей: верхняя прямая до локтя, и нижняя энджел-сливз – громадная воронкообразная манжета, соединяющаяся с верхней частью при помощи шнуровки, для того чтобы менять. Воронкообразные манжеты подбивались парчой, золотой сеткой, мехом. Нижнюю часть таких манжет, подложенную под вышивкой проклеенным полотном, отгибали наверх, и она была самой нарядной деталью женского костюма. Грандиозность рукавов, как в мужском, так и в женском наряде, составляли приоритет английской моды. Рукава определили общую массивность и квадратность силуэта первой половины XVI в. Во второй половине XVI в. ширина рукавов увеличилась, их стали подбивать ватой: вверху у проймы появился буф. Буфы на рукавах делали в виде туго набитых шарообразных или круглых сплющенных подушек. Разнообразие фасонов одежды создавалась формой рукавов: с продольными разрезами, с маленьким верхним буфом, с козырьками, буфом и поперечными браслетами, вместе с этим были приняты узкие рукава. Юбка на каркасе конусообразной формы. Верхнее платье существовало в двух вариантах: с замкнутой юбкой и распашной. Полы распашной юбки были скошены и образовывали спереди вырез в форме вытянутого треугольника, что позволяло видеть юбку котт. Распашная юбка гауна могла формироваться из прямоугольных полотен, заложенных в крупные складки по линии соединения с лифом. Шили из гладких тканей на подкладке. Гаун и котт всегда делали из разных тканей, если гаун из одноцветной материи, то котт – из ткани с рисунком. При этом чаще всего стремились создать тональное единство гауна и котт.
Фарзингейл – платье распространилось во времена Елизаветы Тюдор (с 1558 г.). С 60-х гг. XVI в. сочетание удлиненного лифа, огромных рукавов и расширенной в объеме и притом укороченной юбки на каркасе создавали впечатление коротконогой фигуры. Платье давали возможность видеть обувь. При Елизавете I Тюдор внешний блеск и роскошь достигли апогея. Платья Елизаветы отличаются своей пышностью и экстравагантными пропорциями, радикально отличаются от нарядов испанских королев.
Глубокое декольте прикрывали вставкой. Плоеный воротник, раскрытый спереди обрамлял спинку и боковые стороны очень низкого трапециевидного декольте, обнажавшего грудь. Воротник отложной спереди по сторонам декольте и поднятый сзади. Лиф стал закрытым, жестким очень узким воронкообразным с длинным шнипом. Линию талии снизили на 0,08–0,10 м ниже естественного уровня. Удлинение шнипа возникло потому, что сильно расширенного плоского фарзингейла спереди не было. Его края от боков соединялись тканью чехла, а так как всю юбку кроили одинаковой длины, то лишнюю ткань спереди закладывали поперечными нисходящими от талии складками и сверху укрепляли шнипом. Для того чтобы складки не сбивались на перед, их поддерживали специальными легкими прокладками, пришитыми к чехлу. Такой длинный шнип изменил пропорции костюма и сделал фигуру уродливой, патологически коротконогой. Каркас доходил только до линии бедра, и сверх него, отступя к талии, располагали наклонно валик, который увеличивал объем бедер - фижмы. Эти плоские каркасы для юбки в Англии называли фарзингейл, и на их основе строили платье, весьма далекое от французского образца по силуэту и пропорциям. Объем юбки был несколько умереннее, чем у французов, а плоеная оборка заменялась небольшим плоским буфом. С 80-х гг. XVI в. возник интерес к французскому вертюгалю. Сверх юбки, по форме фарзингейла, делали или буф или баску, заложенную крупными складками. Сборчатая баска придавала юбке правильную и мягкую форму купола. Юбка сильно расширилась в боках, стала круглой как барабан. Оставляя прежнюю длину, ее поднимали фижмами так, что она растягивалась вокруг талии колесом, окружность которого иногда доходила до 12 футов. Это колесо покрывали плоской плоеной оборкой в форме колеса из той же ткани, что и платье. Ширина юбки могла быть больше ее длины. У платьев появились двойные рукава, несколько воротников. Окорокообразные рукава превратились в некое подобие рыбы, украшенное с двух сторон плавниками - ажурными золотыми чеканными треугольниками с золотым шариком или крупной жемчужиной наверху. Рукава делали на подкладке, но не жесткой. Фарзингейл активно декорировали жемчугом, драгоценными камнями, мелкими буфами, бантиками, аппликацией, вышивкой, расположенными по всей поверхности платья.
Роба – распашная широкая, почти колоколообразная цельнокроеная одежда; в качестве церемониальной, придворной одежды. Застегивали у шеи или до талии. Рукава имели вверху небольшие буфы. Робы носили широко распахнутыми спереди, чтобы лучше просматривалось нижнее платье котт. Роба стала самостоятельной верхней одеждой, строгой и простой, в которой проглядывали те черты деловитости, скромности, хорошо сочетаемые с изяществом формы, которые затем в последующие времена станут основой английского стиля.
Наличие разнообразных форм распространения моды помогает усилению влияния и заимствованию костюмов различных народов; мода постепенно приобретает интернациональные черты.
125