Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Лепка и аппликация» направлена на детей дошкольного возраста и ориентирована на развитие творческих способностей в сфере свободного времени.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в лепке и аппликации, осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.
Лепка.
В работе с детьми разного возраста можно использовать такие способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный.
Конструктивный – простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.
Пластический способ более сложный. Эта лепка из целого куска глины, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки мышки из общего кусочка глины ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста.
Комбинированный способ объединяет в себе и лепку из целого куска глины и из отдельных деталей или частей. Например, из куска глины лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их.
Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются. После чего изделию придают нужной формы.
Аппликация
В дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.
Дошкольники осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата). Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъемная аппликация получается и при частичном наклеивании деталей, например, только середины снежинки, цветка, бабочки и т.п.
Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры как из геометрических, так и из растительных форм. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей. В старшем возрасте дети делают аппликацию из соломки, намазывая клеем контур предмета и наклеивая на него нарезанную соломку.
Дошкольники могут выполнять многослойные сюжетные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Этот вид аппликации наиболее трудный. В отличие от рисунка в многослойной сюжетной аппликации всегда остается строго определенной последовательность расположения и наклеивания (пришивания) форм: сначала общий фон (земля, море, небо). Затем выкладываются и приклеиваются предметы заднего плана, а потом среднего и переднего.
Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.
Воспитателю необходимо закреплять умения, создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат – в два-четыре треугольника, прямоугольник – в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения – из бумаги, сложенной вдвое (стакан, ваза, цветок и др.).
Вызывать желание создавать сюжетные композиции, дополнять предметные и сюжетные композиции деталями, обогащающими изображения.
Продолжать формировать навыки аккуратного бережного отношения к материалу.
Срок реализации данной дополнительной образовательной программы рассчитан на 1 год. Этапами его служат темы или разделы, которые расположены в порядке увеличения сложности материала, то есть переходят от простого к сложному (применение всё более разнообразных приёмов, техник, средств и материалов для работы).
Цель программы: сформировать эстетическую культуру, духовность, развитие художественного творчества, через занятие лепкой и аппликацией.
Задачи:
Образовательные:
- формирование комплекса художественных знаний, умений, навыков;
- освоение приемов и методов практической работы с различными материалами;
- изготовление художественных изделий самостоятельно и с помощью воспитателя.
- усвоение правил безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами.
2. Воспитательные:
- воспитание интереса дошкольников к художественному творчеству;
- воспитание у дошкольников таких качеств как сопереживание и уважение к другим людям через коллективную деятельность на занятиях;
- воспитание эстетических чувств при восприятии действительности.
3. Развивающие:
- развитие у детей навыков работы с различными материалами и средствами;
- развитие творческой деятельности, эстетических чувств, воображения, самостоятельности, трудолюбия, умения работать в коллективе;
- развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей.
Основополагающие принципы обучения.
- принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных творческих навыков, способности их применять в практической деятельности в повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации; умений работать в сотрудничестве; способности работать самостоятельно;
- принцип учета индивидуальных возможностей и способностей, обучающихся с использованием разноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания.
- принцип реальности предполагает координацию целей и направлений воспитания и обучения с объективными тенденциями развития жизни общества, развития у обучающихся качеств, которые позволяют им успешно адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни.
Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы.
-технология развивающего обучения;
-технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения;
-технологии сотрудничества;
-информационно-коммуникационные технологии;
-игровые технологии;
-коммуникативно-диалоговые технологии;
-технология индивидуально-группового обучения;
-технология коллективных творческих дел.
Уровни обучения.
"Стартовый уровень". Его задачами являются:
-знакомство с материалом и инструментами и умение сними работать;
- научить умению делить пластилин (глину) на части и образовывать несложные предметы;
- научить умению вырезать фигуру по прямой линии и по кругу и приклеивать детали на основу.
"Базовый уровень". Его задачами являются:
- создавать предметы, в основе которых лежат геометрические фигуры;
- научить раскатывать пластилин (глину) прямыми движениями рук и создавать овальную форму и на основе этой формы лепить такие предметы: слива, лимон, груша;
- научить заострять и закруглять предметы;
- научить вырезать более сложные декоративные узоры как из геометрических, так и из растительных форм;
"Продвинутый уровень". Его задачами являются:
- научить лепить предметы комбинированным и пластическим способами, приёмам крепкого соединения деталей, сглаживание поверхности пальцами, стекой и увлажнённой тряпкой;
- научить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животного в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты;
- научить выполнять многослойные сюжетные аппликации из бумаги и артона;
- научить создавать сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения;
-продолжать формировать навыки аккуратного бережного отношения к материалу.
Методы обучения.
Метод дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).
Метод индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого обучающегося (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.
Метод проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает обучающимся готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с Его задачами являются: повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего они сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.
Формы организации учебной деятельности.
Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.
Экскурсия - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные
Презентация предмета, явления, события, факта - описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.
Учебный план
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводная беседа по технике безопасности. Знакомство с материалами и инструментами для творчества. | 2 | 1 | 1 | Опрос |
2 | «Созрели яблоки в саду» (пластилинография). | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
3 | «Грибы». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
4 | «Цветочная клумба». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
5 | Вылепи, какие хочешь, овощи. | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
6 | «Гриб мухомор». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
7 | «Наши любимые игрушки». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
8 | «Фрукты». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
9 | «Наш пруд» (коллективная композиция». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
10 | «Осенний натюрморт». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
11 | «Блюдо». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
12 | «Листья танцуют и превращаются в деревья» (лепка декоративная, рельефная). | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
13 | «Снегири на ветках». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
14 | «Девочка в зимней шубе». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
15 | «Снеговики в шапочках и шарфиках». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
16 | «Ёлочка». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
17 | «Снегурочка». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
18 | «Весёлые человечки». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
19 | «Зимние забавы» (лепка сюжетная). | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
20 | «Зайчик». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
21 | «Щенок». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
22 | «Валентинка». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
23 | «Летят самолёты» (Папин день). | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
24 | «Чайник». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
25 | «Чашка и блюдце». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
26 | «Цветок для мамы». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
27 | «Пластилиновая картина». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
28 | «Мышка». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
29 | «Волк». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
30 | «Лисичка». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
31 | «Плывут по морю киты и кашалоты» (лепка коллективная). | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
32 | «Мы на луг ходили, мы лужок лепили» (лепка сюжетная, коллективная). | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
33 | «Радуга-дуга» (плоскостная лепка). | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
34 | «Белочка грызет орешки». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
35 | «Индюк». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
36 | «Веселые портреты». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
37 | «Грибы». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
38 | «Мухомор на поляне». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
39 | «Огурцы и помидоры лежат на тарелке». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
40 | «Яблоки и груши лежат на блюде». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
41 | «Наш огород» (коллективная композиция). | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
42 | «Осенний ковер». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
43 | «Машина». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
44 | «Наша ферма» (аппликация из геометрических фигур разной величины). | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
45 | «Листочки на окошке» (аппликация симметричная). | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
46 | «Цветные зонтики». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
47 | «Осенние картины». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
48 | «Украшение дымковской игрушки». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
49 | «Дома на нашей улице». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
50 | «Снеговик». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
51 | «Елочка-красавица» (поздравительная открытка). | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
52 | «Волшебные снежинки». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
53 | «Снегири на ветках». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
54 | «Где-то на белом свете…». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
55 | «Бокальчик». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
56 | «Дружные ребята» (аппликация ленточная). | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
57 | «Валентинка». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
58 | «Галстук для папы» (аппликация предметно-декоративная). | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
59 | «Пароход». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
60 | «Солнышко улыбнись». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
61 | «Подарок маме». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
62 | «Башмак в луже». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
63 | «Нежные подснежники». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
64 | «А водица далеко, а ведерко велико…» (иллюстрация к потешке). | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
65 | «По морям, по волнам…». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
66 | «Стайка дельфинов». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
67 | «Ваза с цветами». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
68 | «Городской транспорт». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
69 | «Во поле берёзка стояла». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
70 | «Декоративный поднос». | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
71 | Итоговое занятие Оформление выставки. | 2 | 1 | 1 | Выставка |
72 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Выставка |
| Итого | 144 | 72 | 72 | |
Содержание учебного плана.
Тема № 1. Вводное занятие. Техника безопасности. Профориентационное направление. Мастер –классы обучающихся.
Тема № 2. Лепка. Освоение приемов лепки , приобретение навыков работы со скульптурными инструментами. Выполнение различных предметов из пластилина, полимерной глины, соленого теста.
Тема № 3. Аппликация. Организация рабочего места. Работа с шаблонами. Изготовление аппликаций из различных видов бумаги и картона. Изготовление коллективной композиции. Совмещение различных техник в одну аппликацию.
Тема № 4. Итоговое занятие. Подготовка работ к выставке (создание композиции, оформление этикетки). Монтаж выставки.
Методическое и техническое обеспечение.
Дидактическое обеспечение дополнительной образовательной программы располагает широким набором материалов и включает:
• видео- и фотоматериалы по разделам занятий;
• литературу для обучающихся по декоративно-прикладному творчеству (журналы, учебные пособия, книги и др.);
• литературу для родителей по декоративно-прикладному творчеству и по воспитанию творческой одаренности у детей;
• методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение детского коллектива);
• иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки, таблицы, тематические альбомы и др.).
Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы связано с наличием следующих средств, предметов, инструментов:
• кабинет со столами, стульями и школьной (маркерно-магнитной) доской;
• компьютер, проектор.
В результате освоения программы дети должны:
ЗУВ | Стартовый уровень (1 ступень обучения, начальная) | Базовый уровень (2 ступеньобучения, развивающая) | Продвинутый уровень (3 ступень обучения, творческая) |
Знать | Технику безопасности в работе с инструментом Материал для работы | Разные приемы работы с пластилином, глиной т тестом. Виды бумаги , картона , клея . Техники декоративно-прикладного творчества. | Разные техники работы с пластилином,глиной и бумагой |
Уметь | Лепить предметы разной формы Работать с инструментами Делить пластилин (глину) на части и образовывать несложные предметы; Вырезать фигуру по прямой линии и по кругу и приклеивать детали на основу. | Создавать предметы, в основе которых лежит цилиндр (огурец). Раскатывать пластилин (глину) прямыми движениями рук и создавать овальную форму и на основе этой формы лепить такие предметы: слива, лимон, груша; -заострять и закруглять предметы; - вырезать более сложные декоративные узоры как из геометрических, так и из растительных форм; | - лепить предметы комбинированным и пластическим способами, приёмам крепкого соединения деталей, сглаживание поверхности пальцами, стекой и увлажнённой тряпкой; - передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животного в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты; выполнять многослойные сюжетные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев. создавать сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения. |
Владеть | Навыками работы с ножницами, стеком, линейкой, бумагой и пластилином. | Навыками работы с дополнительными материалами работы с пластилином и бумагой | Навыками участия в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества Навыки бережного отношения к материалу. |
Список литературы:
Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 3-4 лет» Москва, «Мозаика-синтез», 2009.
А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006.
М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, «Мозаика-синтез», 2006.
Г.Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография.» Москва, «Скрипторий 2003», 2006.
«От простого к сложному. Учимся лепить и рисовать.» Санкт-Петербург, «Кристалл», «Валери СПб», 1997.
Е. Румянцева «Аппликация. Простые поделки.» Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.
Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, «Просвещение», 1991.
Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова «Воспитание ребёнка-дошкольника» Москва, «Владос», 2004.
Г.Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» Москва, «Скрипторий 2003», 2006.
О.А. Соломенникова «Основные и дополнительные программы ДОУ» Москва, «АЙРИС-пресс», 2006.
Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон «Обучение детей 3-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» Москва, «Просвещение», 1992.
Список литературы, рекомендуемой для детей и родителей:
Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика» Москва, «Родничок», 2006.
Е.Г. Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина» Москва, «АЙРИС-пресс», 2005.
Е.Р. Румянцева «Простые поделки без помощи мамы» Москва, «АЙРИС-пресс», 2006.