СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЛФК как один из видов здоровьесберегающих технологий.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ЛФК как один из видов здоровьесберегающих технологий.»

Выступление на педсовете 2023.


На тему: ЛФК как один из видов здоровьесберегающих технологий.


Великая ценность каждого человека – здоровье.


Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед школьным учреждением. Семья и школа – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

      Отсутствие достаточной физической нагрузки – главная причина многих заболеваний детей со слабым зрением. Установлено, что те из них, кто занимается физическими упражнениями, заболевают в 3 раза реже по сравнению с остальными.

     Дети со слабым зрением, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также другие нарушения опорнодвигательного аппарата. Физическая культура и спорт в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма. Именно поэтому развитие в России адаптивной физической культуры и спорта – настоятельное требование времени. Одним из видов адаптивной физкультуры является лфк.


Лечебная физкультура – метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью, для более полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания.
Основным терапевтическим методом ЛФК явлется лечебная гимнастика, т.е. специально подобранные для лечения физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности. Составной частью ЛФК являются механотерапия (тренажеры) и лечебный массаж. Средством ЛФК может являться любая двигательная активность: плавание, ходьба и даже игры.


Цели ЛФК:


1. Обеспечить всестороннее и полноценное развитие ребенка.

2. Повышение мобильности как средства интеграции детей со слабым зрением в общество зрячих.

3. Восстановление и совершенствование, с помощью средств ЛФК, физических и психофизических способностей слепого и слабовидящего школьника.

Задачи:


1.Укрепление здоровья детей с тяжелой патологией зрения. Содействие гармоничному физическому развитию и закаливанию организма.

2.Повышение физиологической активности органов и систем организма школьников с вторичными отклонениями в развитии.

3.Освоение основных двигательных навыков и умений.

4.Активизация функций сердечно - сосудистой и дыхательной систем.

5.Укрепление мышечно-связочного аппарата.

6.Исправление дефектов осанки и предупреждение развития сколиоза, плоскостопия.

7.Укрепление склеры и мышечной системы глаза, улучшение кровоснабжения тканей глаза.

8.Формирование необходимых умений и навыков самостоятельной пространственной ориентировки.

Наша основная  задача - предупреждение и коррекция развития вторичных отклонений в опорно - двигательном аппарате (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопие), сердечно - сосудистой и дыхательной системах, рационально используя средства ЛФК.


  Основные средства ЛФК:


- бег, ходьба с различными положениями рук и ног;

- упражнения с гимнастическими палками для развития и укрепления мышц плечевого пояса, спины, живота, нижних и верхних конечностей;

- висы на гимнастической стенке;

- упражнения для укрепления сводов стопы;

- ходьба по гимнастической скамейке  с грузом на голове для развития равновесия;

- упражнения на формирование навыка правильной осанки;

- специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития сохранных анализаторов (слух, осязание, обоняние, остаточное зрение);

- дыхательные упражнения;

- упражнения на расслабление мышц (релаксация мышц);

- работа на тренажерах для совершенствования координации движений и развития мышц.

При подборе и использовании физических упражнений на занятиях ЛФК ориентируюсь  на ведущий дефект (снижение функции зрения).

Наиболее важной задачей в методике ЛФК слепых и слабовидящих детей является нормализация осанки.

С помощью специальной методики ЛФК формируется всестороннее и полноценное развитие слепого и слабовидящего школьника путем восстановления и совершенствования его физических и психофизических способностей.



       Противопоказания.

Для детей, имеющих отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения, дистония, пороки, гипертония и гипотония) нарушением зрения противопоказаны упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания и натуживанием, с резким ускорением темпа, со статическим напряжением. Им рекомендуется общеразвивающие упражнения, охватывающие все группы мышц. В исходных положениях: преимущественно лёжа, стоя и сидя. Дозированная ходьба. 

Дети, поступающие к нам в школу скованны, и из-за страха пространства у них ограничена двигательная активность, нарушена координация движений. В связи с трудностями подражания и овладения пространственными представлениями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в свободном  движении, в подвижных играх.


Дети с недостаточностью зрения нуждаются:

• в коррекции самих движений, так как движения ребенка скованы и не  координированы;

• в коррекции зрительного восприятия;

• в коррекции телосложения, осанки и плоскостопия;

• в коррекции развития физических качеств;

• в коррекции пространственной ориентировки, точности движении.


В нашей школе помимо офтальмологических заболеваний 80% детей страдают различными нарушениями опорно - двигательного аппарата. Наша школа тесно сотрудничает с физкультурным диспансером, в начале года ими проводится ортопедический осмотр вновь поступивших детей и на осмотре выявляюся различные нарушения опорнодвигательного аппарата. Педиатором школы составляются списки учащихся нуждающихся в лечебной физкультуре .

В кабинете лфк на каждого ребенка заводится карта больного с нарушением опорнодвигательного аппарата № 042 куда записываю данные тестов ребенка, на основе этих тестов подбираются различные упражнения.

Результативность тестов оцениваю по выполнению того или иного упражнения. Бывает и так, что ребенок может и не справится с каким либо тестовым упражнением обусловленного тяжестью дефекта развития ребенка. Прослеживаю динамику развития физических качеств, которые корректируются и совершенствуются в процессе обучения.

На данный момент посещают лфк 24 ребенка.

дцп

Нарушение осанки.

Плоскостопие.

Сколиоз.

6

14

13

7




       Для получения лучших лечебных результатов необходимо соблюдать следующие методические правила:
    - Системность воздействия лечебной физкультуры.

             - Регулярность применения физических упражнений.

            - Длительность применения физических упражнений.

             - Нарастание в процессе тренировки физической нагрузки.

             - Индивидуализация в методике и дозировке применения физических упражнений.

Подбор упражнений производится с помощью пульсовой диагностики. Занятия начинаются с вводной части, как бы подготавливают организм к дальнейшим нагрузкам. На основную часть приходится больше нагрузки по времени 10-15 минут, заключительной части, акцентирую внимание на дыхательные упражнения, они нормализуют дыхание и пульс, укрепляют мышечный аппарат грудной клетки, увеличивают ее подвижность, обеспечивают вентиляцию легких, усиливают основной обмен и объем легких. Таким образом, оказывают влияние на общую осанку ребенка.

В конце урока обязательно провожу адаптированную подвижную игру, которая носит корригирующий характер. Во время игровой деятельности слепой ребенок раскрывается, получает удовольствие, проявляет свои резервные возможности.

Метод наглядности занимает особое место в обучении слепых и слабовидящих детей. Наглядность является одной из специфических особенностей использования общедидактических методов в процессе ознакомления слепых с предметами и действиями. Используется наглядность зрительная, а при отсутствии зрения – осязательная.

Метод дистанционного управления - это когда учитель управляет действиями ученика с расстояния, посредством следующих команд: «поверни налево», «иди вперед». Для улучшения координации движений акцентируется внимание на упражнения в равновесии, так как они улучшают функцию вестибулярного аппарата. Чем лучше опора, тем лучше равновесие, а следовательно лучше осанка


Наиболее часто встречаются следующие нарушения:


- Искривления позвоночника в виде боковых отклонений (сколиоз), чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы) и в поясничном отделе (лордозы); ассиметричное положение плеч.

    - Нарушения осанки у детей, как правило, начинают формироваться с началом школьной жизни. Для детей младших классов искривление позвоночника, сутулая спина являются очень частой проблемой. 

  - Нарушения осанки приводят к серьезным заболеваниям позвоночника и внутренних органов, ухудшению кровоснабжения головного мозга и, как следствие, к утомляемости, снижению успеваемости в школе и даже к нарушениям физического и психического развития.

   Реальность такова, что факторов риска нарушений осанки становится все больше. Малоподвижный  образ жизни, неблагоприятная экологическая ситуация, увеличение частоты хронических заболеваний у детей приводят к нарушениям развития опорно-двигательного аппарата.          

     Возросшие требования к образованию привели к тому, что ребенок стал больше времени проводить  за партой или столом. Компьютер, компьютерные игры, игровые приставки,  телевидение приводят к еще большему снижению активности, заставляют ребенка длительное время находиться в статической позе. Если ребенок длительно находится в неудобной позе, неправильно лежит, сидит или ходит, то  может сформироваться  неправильный тип осанки со всеми вытекающими отсюда последствиями. Чтобы этого не произошло, необходимо воспитывать у ребенка умение принимать позу правильной осанки и сохранять её длительное время при сидении, стоянии и ходьбе.        

     Часто у родителей просто нет времени для контроля, да и сам контроль зачастую сводится к замечаниям: не горбись, не сутулься, сиди ровно! Нарушение осанки происходит постепенно, и родители начинают бить тревогу только тогда, когда нарушение уже в выраженной степени и требует вмешательства врача, применения серьезных средств лечения или даже операции. 

      Формирование правильной осанки – сложный и длительный процесс. Чтобы достичь положительных результатов, необходимо заботиться о правильной осанке детей с детского возраста.

Если родители хотят видеть своих детей здоровыми, крепкими и не отягощенными массой комплексов, то следует выполнять простые рекомендации, и чем раньше начать уделять внимание этому вопросу, тем лучше будет результат. 





Развитию дефектов осанки и плоскостопию способствуют:

 не соответствие росту ребенка мебели, неудобная одежда и обувь (мала, узка, или наоборот велика), неправильные позы и привычки детей (например: опора при стоянии на одну ногу, чтение или рисование, лежа на боку, или  животе и т.д.); однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр, ношение какого – либо груза в одной и той же руке). Нарушения осанки и стоп может  развиваться также из-за частых инфекционных и острых респираторных заболеваний, ослабляющих организм и ухудшающих физическое здоровье детей.

Работу по формированию правильной осанки и коррекции нарушений стопы должны вести не только врачи. Эта работа должна проводиться совместно с педагогами и родителями.


В связи с этим в плане здоровьесбережения детей первоочередным в деятельности школы является профилактика заболевании опорно-двигательного аппарата и нарушений осанки.
О вредном воздействии на позвоночник тяжелых портфелей и ранцев (особенно в начальной школе) давно "бьют тревогу". Тем не менее проведенные контрольные взвешивания показали, что масса пустого портфеля доходит до 1,5 кг, а заполненного - до 8 кг.
При покупке ранца родители часто руководствуются критериями - модно, престижнее, а не критерием здоровьесбережения.
Поэтому приведу нормы массы портфеля.

Максимально допустимая масса портфеля:

  1. для учащихся 1-2-го класса - 2 кг 200 г,

  2. для учащихся 3-4-го класса - 3 кг 200 г


Часто встречаемое заболевание или как еще называют школьная болезнь сколиоз  – стойкая деформация позвоночного столба, характеризующаяся его боковым отклонением и торсией. Сколиоз у детей сопровождается асимметричным положением надплечий, лопаток и других костных ориентиров, перекосом таза, деформацией грудной клетки, нарушениями со стороны внутренних органов. Для диагностики сколиоза у детей выполняются полипозиционные рентгенограммы позвоночника с расчетом величины искривления.

Причины;

1 Врожденный сколиоз.

2 Травматический.

3 Либо после перенесенного заболевания например рахит, сколиоз 60% детей получают это заболевание в школах.


Симптомы сколиоза у детей.


Идиопатический сколиоз не ясной этиологии у детей обычно обнаруживается в 6-7 лет, т. е. в период первого скачка роста, при проведении профилактического осмотра ребенка педиатором или детским ортопедом. Клинические проявления сколиоза у детей различаются в зависимости от степени деформации позвоночника.

Сколиоз I степени у детей может быть заподозрен по следующим характерным признакам: опущенному положению головы, сведенным плечам, скошенному тазу, сутулости, асимметрии надплечий и талии, намечающемуся повороту позвонков вокруг продольной оси. Дуга искривления просматривается при наклоне вперед и пропадает при выпрямлении туловища ребенка.

При сколиозе II степени, кроме выше перечисленных признаков, у детей появляется патологическая ротация позвонков, мышечный валик в поясничном отделе и выпячивание - в грудном отделе на стороне искривления. Кривизна позвоночника не пропадает в любом положении тела.

Клинические признаки сколиоза III степени у детей характеризуются выраженным поворотом позвонков, хорошо очерченным реберным горбом, мышечными контрактурами, ослаблением брюшных мышц, выпиранием реберных дуг и др.

При сколиозе IV степени позвоночник ребенка значительно деформирован, паравертебральные мышцы растянуты, выражен реберный горб, ребра и мышцы в зоне вогнутости западают.

Прогрессирование патологических изменений при сколиозе у детей приводит к развитию функционально значимой деформации грудной клетки, сопровождающейся сдавлением и смещением сердца, легких и сосудистого пучка. Данное состояние расценивается как сколиотическая болезнь у детей.

Сколиозы I и II степени у детей обычно протекает без субъективных жалоб; при сколиозах III и IV степени могут беспокоить боли в спине, повышенная утомляемость, одышка, боли в сердце, тахикардия, скованность движений. Осложнениями и последствиями сколиоза у детей и подростков могут выступать вегето-сосудистая дистония, нейроциркуляторная дистония, дискинезия желчевыводящих путей, холецистит и др.

Сколиоз у детей нередко сочетается с другой патологией опорно-двигательного аппарата: дисплазией тазобедренных суставов,плоскостопием, искривлением позвоночника в сагиттальной плоскости (кифозом)







Лечение сколиоза у детей.

Лечение проводится по рекомендации ортопеда на основе рентгеновских снимков.

Детям с непрогрессирующим сколиозом I-II степени требуется устранение причин, способствующих искривлению позвоночника, уменьшение статической нагрузки на позвоночный столб, организация оптимальной двигательной активности. С целью недопущения прогрессирования сколиоза детям рекомендуется  корригирующая лечебная гимнастика, массаж спины, плавание. Важной составляющей терапии сколиоза у детей является соблюдение ортопедического режима – сон на щите, контроль за правильной осанкой, периодическая разгрузка позвоночника в горизонтальном положении, ортопедический массаж.

При прогрессирующем сколиозе I-II степени, кроме названных мероприятий, детям назначается индивидуальный комплекс,физиотерапия (электромиостимуляция, магнитотерапия, СМТ-терапия, водолечение, грязелечение, теплолечение), ортопедический массаж, мягкие техники мануальной терапии. Лечение дополняется ношением корсета.


Задачи ЛФК  при сколиозах позвоночника:

1)   устранение (при низких степенях) или стабилизация (при высоких степенях) деформации;

2) формирование мышечного корсета туловища с достижением функциональной симметрии мышц передней и задней, правой и левой частей корсета;

3) воспитание навыка правильной осанки и закрепление навыков правильного повседневного поведения при длительном поддержании вынужденных поз;

4) общее укрепление организма;


При сколиозах позвоночника в ЛФК противопоказаны:


–  исходные положения с жесткой нагрузкой на позвоночник, особенно сидя;

– упражнения с сотрясениями, оказывающие чрезмерное давление на позвоночник, – прыжки, соскоки, длительный бег на жесткой поверхности и т.д.;

– физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие к его перерастяжению, в частности, пассивные висы.

Обязательным условием выполнения физических упражнений при деформациях позвоночника, особенно на начальных этапах ЛФК, являются исходные положения с разгрузкой позвоночника. Это могут быть разнообразные виды положений лежа, стоя (но без статических нагрузок), чистые и смешанные висы.

Коррекция деформации позвоночника с помощью физических упражнений достигается пассивным и активным изменением положения плечевого, тазового пояса и туловища больного.


Пассивными средствами коррекции являются:


–  вытяжение позвоночника;

– лечение положением, когда больному на некоторое время придается определенное положение, способствующее возвращению позвоночника в нормальное состояние под влиянием силы тяжести тела или отдельных его частей; часто его сочетают со специальными отягощениями, накладываемыми на сторону выпуклости позвоночника;


Прогноз и профилактика сколиоза у детей.

Неблагоприятное прогрессирующее течение имеют рано возникающие деформации позвоночника (до 6 лет); более благоприятно протекает сколиоз у детей старше 10-12 лет. Все дети со сколиозом должны регулярно, не менее 2-х раз в год проходить специализированное лечение, назначенное ортопедом. При выраженном сколиозе у детей операция может лишь уменьшить степень искривления позвоночника и приостановить его прогрессирование. Поэтому главные усилия взрослых должны быть направлены на предупреждение сколиоза у детей.

Необходима рациональная организация двигательного режима детей дома и в детских учреждениях, контроль за удержанием правильной осанки, исключение тяжелых нагрузок на позвоночник и несимметричной нагрузки мышц, занятия оздоровительной гимнастикой.

Плоскостопие – это нарушения сводов стопы

ПРИЧИНЫ ПЛОСКОСТОПИЯ, ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО РАЗВИТИЕ.

Факторами, влияющими на развитие плоскостопия, выступают:

1. наследственность (когда у кого-то в семье было или есть данное заболевание, необходимо быть особенно осторожными: малыша следует регулярно приводить на осмотр к врачу-ортопеду и принимать меры профилактики),

2. ношение «неправильной» обуви (совсем без каблука на плоской подошве, слишком широкой или узкой обуви),

3. чрезмерные нагрузки на стопы (к примеру, при повышенном весе тела или частом поднятии тяжестей),

4. чрезмерная гипермобильность (гибкость) суставов,

5. паралич мышц голени и стопы (полиомиелит или ДЦП),

6. рахит,

7. травмы стоп.


Диагностика стопы- понадобится жирный крем можно акварельные краски и альбомный лист. Смазать стопу жирным кремом встать ровно на лист бумаги теперь нужно внимательно рассмотреть свой след. В норме по внутреннему краю сторы идет выемка которая занимает больше середины стопы а если выемки вовсе нет то это уже третья степень плоскостопия.

ЧЕМ ОПАСНО ПЛОСКОСТОПИЕ?

ПОСЛЕДСТВИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ ДЕТЕЙ.

Порой, родители совершенно не осознают серьезности данного заболевания, поскольку поначалу со стороны оно совсем не заметно и не оказывает на первый взгляд, значительного негативного влияния на ребенка. Казалось бы, это просто такая особенность. Однако подобное заблуждение способно вылиться в серьезные последствия плоскостопия детей и привести к печальному развитию событий. Наличие плоскостопия нарушает «рессорные» функции стопы, практически совсем пропадает амортизация, и вся «отдача» (встряска) при ходьбе приходится на голень и тазобедренные суставы, что способно привести к артрозам. Именно поэтому плоскостопие у ребенка обязательно нужно предотвратить, если это возможно, и лечить непременно.

Лечение .


1 Ношение стелек ежедневно.

2 Корригирующая гимнастика. Хождение по ортопедическому коврику

3 Массаж стоп с интервалом 3 месяца.

Основные требования, предъявляемые гигиенистами к детской обуви:

  • натуральные материалы снаружи и внутри;

  • гибкая подошва, которая не должна быть высокой;

  • фиксированный задник с мягким верхом и закрытый носок;

  • наличие каблука с максимальной высотой:

для дошкольников - 10 мм;
для школьников - 20 мм;
для подростков - 30 мм;

конструкция обуви должна обеспечивать оптимальный температурно-влажностный режим внутри обувного пространства носить обувь фирмы Парижская коммуна, Котофей, Лель



ДЦП – это серьезное заболевание; но облегчить его последствия и синдромы можно, если применять различные методики: физиотерапию, лекарственные препараты и лечебную физкультуру. Последняя играет огромную роль в адаптации больного к внешним условиям.

Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного при родах, а также в новорожденный период т, е. когда основные струк­туры мозга еще не созрели. Основное значение в происхождении детского церебрального паралича придавалось внутриутробной гипоксии, асфиксии в родах, меха­нической родовой травме, кровоиз­лиянию в мозг. В дальнейшем стали учитываться интоксикации плода, нарушения питания матери, пере­несенные ею заболевания. С 60-70-х г. становится все более ясной роль внутриутробных нейроинфекций стафилококкового, стрептококкового, гриппозного и других энцефалитов и менингоэнцефалитов.

Основной комплекс реабилитационных мероприятий в лечении больных дцп.

Занятия физическими упражнениями с лечебной целью при заболеваниях и параличах нервов имеют следующие задачи: 
1. Оказывать оздоровительный и общеукрепляющее влияние на организм для восстановления работоспособности. 
2 . Улучшить кровообращение и обменные процессы в зоне поражения, чтобы устранить или снизить нервно-сосудистые и обменные расстройства. 
3. Предупредить образование спаек между оболочками нерва и окружающими тканями, а если эти спайки существуют – развить заместительную приспособленность здоровых тканей к слипчивым образованиям. 
4. Укрепить ослабленные мышцы, восстановить координацию движений, бороться с сопутствующими нарушениями: искривлением и ограничением подвижности позвоночника и т.п. 
С одной стороны, нет способа лечения, дающего возможность восстановить поврежденный мозг. Однако, если работать по научно обоснованной программе, то нервная система, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять все свои функции.
Двигательные функции при каждой форме церебрального паралича спастической диплегии, атонической и астатической формах - отличаются своеобразием.

Формирование движений должно производиться в строго определенной последовательности, а именно: начиная с головы, затем идут руки – туловище, руки – туловище – ноги и совместные двигательные действия. При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах (плечевом и тазобедренном), затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой и коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному. При наличии сопутствующих деформаций ОДА (контрактуры, укорочения конечностей, остеохондропатия, сколиозы, остеохондрозы), соматических заболеваний спектр задач расширяется с учетом имеющейся патологии. Если при спастической диплегии как сравнительно легче осваиваются упражнения, требующие непрерывного движения, то при астатической форме более подходящими являются кратковременные упражнения, дающие возможность чаще отдыхать между упражнениями. Если отдых и затрудняет развитие техники упражнений, он одновременно дает возможность предотвратить непроизвольные мышечные спазмы. Атоническая форма выдвигает несколько другую проблему. 
Больные с этой формой паралича особенно страдают при упражнениях на поддержание равновесия. Основная трудность выполнения упражнений для больных с церебральным параличом заключается в том, что каждый из них имеет свою двигательную силу, что важно учитывать при выборе вида упражнений. 
Больным с церебральным параличом следует чаще давать возможность отдыхать, продолжительность и частоту отдыха - варьировать, следя за степенью сопротивления при выполнении упражнения.

Больные ДЦП физически и психически отстают в развитии от своих сверстников. Вследствие пареза, паралича мышц, конечностей, их укорочения, неправильной походки, позы при сидении, как правило, нарушается осанка и наблюдаются сколиозы, кифосколиозы, патологические изменения в стопе. Нередко констатируются изменения внутренних органов вегетативной нервной системы и обменных процессов. Применение различных средств и методов физической реабилитации совместно с другими видами лечения в значительной степени снижают патологические проявления болезни.
Программа коррекционной работы направлена на снижение примитивных рефлексов, повышение двигательной силы, развитие способности удерживать равновесие тела, выполнение ритмических движений.

Общими и обязательными принципами для всех методик ЛФК являются: 
1. регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики; 
2. строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием; 
3. постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки;

Способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими церебральным параличом: 
1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, профилактика тератогенеза, расширение диапазона движения. 
2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы. 
3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов. 
4. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц. 
5. Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.
6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.

7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).

8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.

9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы. 
10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.





Массаж при ДЦП.

Детям, страдающим ДЦП, назначают массаж с целью понизить рефлекторную возбудимость мышц, предупредить развитие контрактур, уменьшить синкинезии, стимулировать функцию паретических мышц, улучшить лимфо - и кровообращение, уменьшить трофические расстройства.

Механотерапия при заболевании ДЦП.

Механотерапия занимает важную роль в лечении детей с заболеванием ДЦП.

Конкретные тренажеры, аппараты назначаются врачом исходя из типа паралича и степени нарушения координации.

Тренажеры и аппараты дают ребенку возможность передвигаться и обеспечивают стабильное удержание сегментов конечности в заданном положении коррекции контрактур. В связи с перерождением мышечной ткани все мероприятия необходимо проводить и закреплять с младшего детского возраста.

Посещение тренажерного зала ежедневно. Занятия на тренажере «Эллипс» - для укрепления мышц верхних и нижних конечностей. Упражнение для укрепления нижних конечностей на тренажере «Беговая дорожка». Для улучшения координации движения упражнения на тренажере «Степ». Снижения спазма напряженных мышц работа на тренажере «Физиорол». Упражнения на тренажерах в течение 30 минут.

Лечебная гимнастика на ортопедических мячах. 
Гимнастика на специальных мячах - это метод двигательной реабилитации, применяющийся при дегенеративно-дистрофических процессах в позвоночнике и суставах; глубоких изменениях мышечной и суставной ткани; гипокинезии, нефизиологических позах (длительном сидении). 
- улучшение кровообращения, нормализация обменных процессов, подвижности суставов, эластичности тканей, активизация регенеративных процессов при заболеваниях опорно - двигательного аппарата; 
- развитие и укрепление различных групп мышц; 
- приведение в оптимальное положение позвоночника; 
- совершенствование центрального динамического контроля; оказание тренирующего эффекта на дыхательную, сердечно - сосудистую и другие системы организма; 
- улучшение мышечного тонуса, укрепление и расслабление 
различных групп мышц.

Задачи: создание наиболее оптимальных условий для правильного положения тела и гармоничной тренировки основных групп 
мышц;  способствование мышечному расслаблению, развитие мышечно-суставного чувства и сенсомоторных координаций; 
- формирование правильной осанки, оптимального двигательного стереотипа; улучшение функции равновесия и двигательной координации; стимуляция деятельности органов и систем (сердечно - сосудистой, дыхательной, вестибулярной и др.); 
- развитие силовой и общей выносливости, улучшение тонуса мышечной системы, усиление «мышечного корсета»; 
- оптимизация эмоционального состояния ребенка, воспитание социально уверенного поведения; оптимизация моторного поведения; развитие пространственной ориентировки;

Механизм действия сухого бассейна

Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм ребенка – нормализует деятельность центральной нервной системы, улучшает деятельность сердечно - сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, активизирует течение обменных процессов, способствует нормализации массы тела, оказывает закаливающий эффект, оказывает благотворное сенсорное воздействие, создает положительный психо-эмоциональный фон.

Эффект создаваемый сухим бассейном:
  1. Массажный

  2. Ускользающей, податливой опоры.

  3. Погружения.

  4. Сенсорный.

  5. Закаливающий.

  6. Расслабляющий.

  7. Тренирующий.

Лечебная гимнастика в сухом бассейне позволяет тренировать:
  • мышцы туловища и конечностей

  • отрабатывать методику безопасного падения

  • тренировать функцию равновесия, выполнять упражнения на сопротивление в вязкой среде бассейна

  • выполнять упражнения на расслабление.

Занятия в сухом бассейне показаны всем без ограничения возраста.

Показания.

Занятия в сухом бассейне показаны для детей с ДЦП, нарушениями осанки, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, при сколиозах позвоночника, при остеохондрозах, при заболеваниях нервной системы, в восстановительном периоде после травм, вегетососудистой дистонии, гипотонии, при неврозах у детей.

Игра в бассейне способствует своеобразному общему массажу тела ребенка, координации движения. «Плавание» в бассейне создает положительный эмоциональный настрой ребенка, радость и удовольствие.






Противопоказания: заболевания кожи, гнойничковые и грибковые инфекции; повышенная температура тела  (больше 37,5°C) острый период заболевания;  повышенное артериальное давление до140-160 .

Для уменьшения спастичности и расслабления мускулатуры перед одеванием туторов, аппаратов обязательно провести следующую подготовку:

1. Массаж на нижние конечности.

2. Редрессирующие упражнения на сустав.

В случае с детьми с заболеванием ДЦП к тренажерам можно отнести и ходунки и вертикализаторы - любое приспособление, позволяющее проявлять активность.

Главная задача при занятиях на тренажерах:

1. Уменьшения контрактуактур.

2. Укрепление мышечной системы.

3. Сохранения равновесия.

4. Улучшения координации движения.

5. Снижения спазма напряженных мышц.

К концу года у детей должна наблюдаться положительная динамика:

  1. Содействовать улучшению функций вестибулярного аппарата.

  2. Улучшение опороспособности и координации движений.

  3. Сохранение равновесия.

  4. Уменьшения гипертонуса мышц и контрактур верхних и нижних

Конечностей.

Проведение в группах ЛФК занятий с детьми, страдающими различными хроническими заболеваниями, позволяет учителям физкультуры избежать многих педагогических ошибок. Такие занятия щадят психику ребенка, дают возможность педагогу использовать индивидуальный подход в работе, позволяя при этом легко контролировать состояние школьника и его адаптацию к нагрузке. Кроме того, они создают положительный эмоциональный заряд для дальнейшей учебы и занятий физкультурой.

В своей работе с 2011 года стала использовать методику Норбекова. Она очень эффективна при заболеваниях опорнодвигательного аппарата и офтальмологических заболеваниях.

Основные задачи гимнастики Норбекова.

Оздоровление организма в целом. Гимнастика для суставов Норбекова, как и любой другой вид физкультуры, положительно влияет на человеческое тело, давая возможность человеку ощутить радость движения и получить новые силы.

Восстановление полного контроля над собственным телом. Как известно, заболевания суставов значительно ограничивают возможности человека, лишая его способности выполнять ранее привычные действия. А это не лучшим образом сказывается и на психологии человека, поэтому подобные упражнения просто необходимы в такой ситуации.

Гимнастика поможет оздоровить организм и восстановить контроль над собственным телом

Одним из основных признаков молодости человеческого организма является гибкость и подвижность позвоночника. Внутрипозвоночного столба расположен спинной мозг, поэтому любые проблемы с позвоночником практически напрямую связаны со здоровьем всего организма, ведь тот же остеохондроз в запущенном состоянии может привести к полному обездвиживанию человека. Именно поэтому гимнастика по Норбекову призвана восстановить нормальную работу суставов и позвоночника.

Также важная задача гимнастики — улучшить работу связок и мышц человеческого тела. Нельзя забывать, что мышцы составляют порядка 40% общего веса тела, но при нынешнем малоподвижном образе жизни они постепенно атрофируются без нужных им нагрузок. В итоге возрастает нагрузка на позвоночник и суставы, что через некоторое время становится провоцирующим фактором для развития различных заболеваний. Потому крайне важно сформировать «рабочий» упругий и достаточно жесткий мышечный каркас, который будет поддерживать позвоночник и помогать ему переносить нагрузки.  













Отличительные черты и правила выполнения гимнастики по норбекову.

Главное в гимнастике Норбекова — не столько сами упражнения, сколько правильный психологический настрой.

  1. Следует помнить, что при выполнении комплексов упражнений их эффективность гораздо больше зависит от работы внутреннего состояния (психологического настроя), чем от техники выполнения.

  2. Ключевым моментом является то, что нужно в обязательном порядке создавать себе хорошее настроение перед выполнением упражнений. Не суть важно как именно, пусть это будет искусственно созданное хорошее настроение, но все упражнения должны выполняться с удовольствием и улыбкой — это основное требование.

  3. Упражнения должны выполняться ежедневно.

  4. Механическое выполнение упражнений и автоматизм являются главными противниками эффективности комплекса.

 Иначе говоря, весь смысл теории Норбекова заключается в том, что лечит, в первую очередь, человеческий настрой, хорошее настроение. Хотя, конечно, добиться хорошего настроения при боли в спине достаточно сложно но, наверное, не зря говорят, что улыбка лечит и продлевает жизнь



Рекомендации родителям для детей с нарушением осанки.

Правильная осанка. Рекомендации для родителей.  

      Нарушения осанки у детей, как правило, начинают формироваться с началом школьной жизни. Для детей младших классов искривление позвоночника, сутулая спина являются очень частой проблемой. 

  Нарушения осанки приводят к серьезным заболеваниям позвоночника и внутренних органов, ухудшению кровоснабжения головного мозга и, как следствие, к утомляемости, снижению успеваемости в школе и даже к нарушениям физического и психического развития.

  Реальность такова, что факторов риска нарушений осанки становится все больше. Малоподвижный  образ жизни, неблагоприятная экологическая ситуация, увеличение частоты хронических заболеваний у детей приводят к нарушениям развития опорно-двигательного аппарата.          

     Возросшие требования к образованию привели к тому, что ребенок стал больше времени проводить  за партой или столом. Компьютер, компьютерные игры, игровые приставки,  телевидение приводят к еще большему снижению активности, заставляют ребенка длительное время находиться в статической позе. Если ребенок длительно находится в неудобной позе, неправильно лежит, сидит или ходит, то  может сформироваться  неправильный тип осанки со всеми вытекающими отсюда последствиями. Чтобы этого не произошло, необходимо воспитывать у ребенка умение принимать позу правильной осанки и сохранять её длительное время при сидении, стоянии и ходьбе.        

     Часто у родителей просто нет времени для контроля, да и сам контроль зачастую сводится к замечаниям: не горбись, не сутулься, сиди ровно! Нарушение осанки происходит постепенно, и родители начинают бить тревогу только тогда, когда нарушение уже в выраженной степени и требует вмешательства врача, применения серьезных средств лечения или даже операции. 

      Формирование правильной осанки – сложный и длительный процесс. Чтобы достичь положительных результатов, необходимо заботиться о правильной осанке детей с детского возраста.

      Если родители хотят видеть своих детей здоровыми, крепкими и не отягощенными массой комплексов, то следует выполнять простые рекомендации, и чем раньше начать уделять внимание этому вопросу, тем  лучше будет результат.


Общие рекомендации:


  • Прививайте любовь к правильным позам, убедите ребенка, что они удобнее и менее утомительны, тогда навык будет устойчивым и останется на всю жизнь.

  • Профилактические осмотры надо делать дома один раз в две недели. Чем раньше обнаружится проблема, тем легче её решить.  

  • Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору. Высота стола должна быть на 2–3 см. выше локтя опущенной руки вашего ребенка, когда он сидит.

  • Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. 

  • Книги желательно ставить на пюпитр на расстоянии вытянутой руки от глаз. Это позволяет ребенку держать голову прямо (снимает нагрузку на шейный отдел) и предотвращает развитие близорукости.

  • Обеспечьте хорошее освещение рабочего места.

  • Через каждые 30—45 минут занятий следует  делать перерывы, встать и подвигаться 5—10 минут. 

  • Спать рекомендуется на твердой и ровной постели с невысокой подушкой. Кровать должна быть на 20–25 см. больше, чем рост ребенка.

  • Приучите ребенка спать на спине или на боку, а не на животе или свернувшись калачиком.

  • Не  разрешайте читать, лёжа на боку. 

  • Запрещайте носить тяжести в одной и той же руке или на одном и том же плече.

  • Лучшим портфелем для школьника является ранец. 

  • Рациональный режим (полноценное питание, сон, чередование разных видов деятельности, прогулки). 

Регулярно выполняйте упражнения для  правильной осанки.

Проведение в группах ЛФК занятий с детьми, страдающими различными хроническими заболеваниями, позволяет учителям физкультуры избежать многих педагогических ошибок. Такие занятия щадят психику ребенка, дают возможность педагогу использовать индивидуальный подход в работе, позволяя при этом легко контролировать состояние школьника и его адаптацию к нагрузке. Кроме того, они создают положительный эмоциональный заряд для дальнейшей учебы и занятий физкультурой.