Интегрированный урок по окружающему миру и технологии.
( УМК «Школа России», автор: Плешаков А.А, 3 класс)
Тема: « Лес и его обитатели». Коллективное панно «Удивительный мир природы».
Тип урока: урок-путешествие
Цели: учить познавать, расширять свои знания об экосистеме леса и его обитателях,
развивать активность и самостоятельность, воображение и творческие способности детей;
расширять кругозор; воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к
природе.
Оборудование: карточки-тесты, сигнальные карточки, жетоны-листочки, дерево
«Успеха» (у каждого ученика), плакат «Дерево», запрещающие знаки, магнитная
доска, ноутбук, проекционный экран, цветная бумага, клей, ножницы, заготовки-
шаблоны (у каждого ученика).
Ход урока.
Орг. момент.
Звонко прозвенел звонок.
Начинается урок!
А сейчас проверь, дружок
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку-«5»
Сообщение темы и целей урока.
-Я проведу у вас необычный урок, соединю два урока в один: урок « Мир вокруг нас» и урок технологии.
-У вас на столах дерево «Успеха», жетоны-листочки для оценивания собственной работы на уроке, сигнальная карточка ( вы её поднимаете, если захотите ответить на вопрос) и папка- конверт с необходимым материалом к уроку.
В конце урока мы подведём итоги и узнаем имена лучших знатоков природы.
Человеку на Земле дорого всё: её синева, воздух, леса, реки, звуки, запахи.
На Земле все нужны, и всё надо беречь. А чтобы беречь эту жизнь, её надо хорошо знать: наблюдать природу, делать маленькие открытия, разгадывать тайны. Мы постараемся на сегодняшнем уроке отгадать тайны и сделать маленькие открытия. А тайны чего, вам подскажет загадка:
Весной веселеет,
Летом холодеет,
Осенью питает.
Зимой согревает. ( Лес)
-Объясните, что такое лес?
Лес- это дом. Огромный дом.
Места всем хватает в нём.
И бельчонку, и зайчонку
И зубастому волчонку.
-Я предлагаю совершить увлекательное путешествие в удивительный мир леса и посмотреть на жизнь
его обитателей.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
-А вы знаете дорогу в этот лес?
- Нет?
-Тогда поспешим на экологическую разминку.
-Сейчас вам предстоит ответить на вопросы теста.
-Достаньте из конверта карточку №1.
Внимание на экран! Внимательно прочитайте вопрос . Выберите из 3 вариантов
ответов только 1 правильный и обведите нужную букву в кружок.
1. Самый чистый воздух в лесу:
а) дубовом б) липовом в) сосновом
2.Какое дерево называют «музыкальным»?
а) ель б) сосну в) липу
3. Лесной доктор и любитель берёзового сока:
а) иволга б) дятел в) сойка
4 задание теста под *. Это задание повышенной трудности. Его можно выполнять по желанию.
4*. Самое «витаминное» дерево:
а) липа б) рябина в) кедр
-А теперь проверьте себя и оцените свою работу: если вы ответили на вопрос теста правильно, то приклейте листочек на своё дерево.
-Воздух в сосновом бору действительно чистый, потому что запах сосны выделяет фитонциды и убивает всех микробов. Он исцеляет больных и ослабленных людей, поэтому в сосновых борах строят санатории и дома отдыха.
-Ель зовут «музыкальным» деревом. Её белая, слегка блестящая древесина незаменима при изготовлении музыкальных инструментов: ( скрипка, пианино).
А кто же не знает «лесного доктора и любителя березового сока» - дятла.
Плоды рябины очень полезны: витамина С в них в таком же количестве, как в лимоне и в чёрной смородине.
-А теперь можно отправляться дальше в путешествие по царству леса, где на привалах вы можете показать свои знания и узнать что-то новое и полезное об окружающей вас природе.
Находясь в лесу, важно знать «Правила друзей природы».
Расшифруйте правила, которые соответствуют данным знакам:
« Не будем ломать ветки деревьев и кустарников»
« Не будем срывать цветы»
« Не будем разорять птичьи гнёзда»
« Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых»
« Не будем брать из леса диких животных и их детёнышей»
-А сейчас представьте себя в роли ученых – экологов. Вам надо разработать экологическую программу «Будь природе другом».
Какие правила по охране природы вы могли бы предложить для этой программы?
- Ваши предложения? ( Только формулировку)
«Не сбивай грибы ногами»
«Не оставляй мусор в лесу»
« Не разжигай в лесу костры»
Часто человек, наблюдая гибель растений, не предпринимает никаких усилий для его спасения. Такое равнодушие может привести к печальным последствиям.
Учитель: Ведь дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни!
- А вы не знаете продолжение этой клятвы?
-Давайте произнесём её все вместе :
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.
-Продолжим наше путешествие. И вот - лес!
Здравствуй, лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес,
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же знаешь, мы – свои.
-Все вы знаете растения, видели их в лесу, поэтому давайте сейчас постараемся узнать название дерева по описанию.
-Прочитайте текст-описание:
-Это удивительное дерево. Любит свет и простор, растёт на сухих местах. Всё в нём полезно. Хвою клюют лесные птицы. Лоси едят молодые побеги. Семенами кормятся белки и мыши, дятлы и клесты. ( Сосна)
-Это дерево считают «русским деревом». Ствол белый. Цветет оно в конце апреля. Цветки у него - сережки. Листочки клейкие и ароматные. А сколько грибов растет под этими деревьями. (Береза)
-Объясните, чем хвойные деревья отличаются от цветковых?
-А вы знаете, в старину считали, что если ночью в лесу найдёшь цветок папоротника, то станешь счастливым.
- Удалось ли, кому-нибудь найти цветок папоротника?
- Почему?
Мы отправляемся дальше « В лес по загадки».
-Лес таит в себе тайны и загадки, не зря народ называл его таинственным и загадочным. Загадки в лесу под каждым кустиком, за каждым поворотом. Нужно быть наблюдательным, чтобы их разгадать.
-Вы знаете, что животные связаны с растениями.
-Приведите примеры взаимосвязей « Животные-Растения» (животные питаются растениями; животные строят гнёзда на деревьях, в траве; животные дышат кислородом, который выделяют растения; животные выделяют углекислый газ, который используют растения при питании; насекомые опыляют растения; животные распространяют семена растений)
Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверушка? (Белка)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса,
А зовут её …( Лиса )
- Как она приспособилась к жизни в лесу?
( Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы)
У неё глаза большие,
Хитрый клюв- всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём.( Сова)
- Как приспособились хищники к добыванию пищи?
( Мягкое оперение делает полёт бесшумным, огромные глаза, которые прекрасно видят ночью, острые когти, изогнутый клюв) (Острые клыки, сильные челюсти, мощные клювы- вот ярко выраженные приспособления для умерщвления своей жертвы)
-Что произошло бы, если бы на Земле не осталось сов, змей , лягушек, стрекоз?
( Не стало бы растений на Земле, их съели бы растительноядные животные)
- Давайте проведём аукцион « Животные леса».
Приведите примеры лесных животных нашего края, которые обитают и на деревьях и на земле.
Победит тот, кто назовёт последним.
Составление цепей питания.
-Используя картинки, попробуйте составить несколько цепей питания, которые складываются в
лесу в нашем крае.
дуб- мышь-лиса
дуб -мышь-сова
Вы наблюдательные дети!
Викторина « Лесные загадки»
С животными леса вы знакомы довольно хорошо. Поэтому предлагаю вам ответить на вопросы викторины.
1. Кто из зверей рождается зрячим? (Зайчата)
2. Какие звери сажают кедры? (Белка и лесная мышь)
3.Чем питаются медведи? ( ягодами, грибами, мёдом, рыбой, яйцами птиц)
4. Что ест зимой барсук? (Ничего, он зимой спит)
5. А есть ли хищники среди насекомых? ( муравьи)
6. Яркая птичка, которую трудно увидеть в листве деревьев? ( иволга)
Физкультминутка.
Вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем-
Крылья сложили назад.
Наклонились и присели
Заниматься тихо сели.
-Чтобы узнать еще больше информации о жизни леса , я рекомендую вам прочитать познавательную литературу из серии «Зелёный дом» .
- Вы помните рассказ Ю. Дмитриева « Один художник решил нарисовать лес»?
- Давайте вспомним, какой рисунок был завершающий на его картине? ( грибы)
-Как грибы связаны с деревьями?
Не все грибы – наши друзья.
Есть и злейшие враги – ядовитые грибы.
- Какое правило грибника важно помнить, собирая грибы в лесу? ( Собирай только те грибы,
которые хорошо знаешь!)
Урок технологии.
-Подготовьте своё рабочее место.
- С каким материалом мы сегодня будем работать? (С бумагой и картоном)
- Какие инструменты у вас будут в работе? (Ножницы )
- Вспомним правила по безопасной работе с ножницами?
-Чтобы оживить картину, вам надо на неё поместить животных.
-Ваша задача - приготовить этих животных.
Для этого посмотрим на план работы.
1. Переведите с шаблона на картон контур деталей.
2. Вырежьте все детали.
3. Наклейте на основание.
Практическая работа.
Вы знаете, что животные в лесу расселяются « поэтажно», поэтому учитывайте это при
расположении фрагмента на картину.
Мастерская открывается, работа начинается.
( Звучит музыка)
-Найдите место для своего фрагмента
Итог урока:
-Эта коллективная работа показала, насколько важно работать дружно и сплочённо.
-Что запомнилось вам во время путешествия ?
-Настало время назвать самых активных ребят и узнать имена лучших знатоков леса.
-Посчитайте, сколько баллов вы набрали за урок?
Оценки за урок.
-Берегите лес, ведь это самое удивительное на нашей планете!
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
Урок окончен. Спасибо за урок!
