II.проверка изученного материала | Географический диктант. Задание: определите к какой зоне (тайга или смешанный широколиственный лес) относятся следующие признаки. Эта природная зона занимает самую большую площадь. Природная зона имеет более разнообразный растительный состав Средняя температура января достигает до -40°С Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые лесные. Почвы подзолистые. В природной зоне деревья образуют один ярус Мало певчих птиц Деревья более холодоустойчивые Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц. В зоне много болот Условия зоны более благоприятны для земледелия Эта зона отсутствует в Сибири Средняя температура января изменяется от -4 до -16°С Хищники зоны: рысь, волк, росомаха, соболь, куница | Пишут географический диктант |
III. Изучение нового материала | -Сегодня мы познакомимся со следующей природной зоной – лесостепь и степь. Записываем тему урока в тетрадь. -В южной зоне России нет лесов. Здесь расположены безлесные зоны степей и лесостепи. Рисуем таблицу в тетрадь -Лесостепная и степная зона протягивается широкой непрерывной полосой от западных границ России до Алтайских гор. Они занимают юг Восточно-Европейской равнины, Предкавказье, Южный Урал и юг Западной Сибири. Показываю на карте природных зон Записываем ГП в таблицу. - Лесостепная и степная зоны расположены в умеренном климатическом поясе. Но в отличие от зоны лесов здесь выше среднегодовые температуры и меньше осадков. С севера на юг увеличивается засушливость климата. Открываем стр. 183.читаем природные условия лесостепи. Записываем в таблицу климат лесостепи. -Далее рассмотрим климат степей. Годовое количество осадков меняется то 400-500 мм на западе, до 250-350 мм на востоке. Осадки летом выпадают в виде ливневых дождей. Когда в степях длительное время не бывает дождей, развиваются засухи. Записываем в таблицу климат степей. -Открываем атлас и определяем, в каком климатическом поясе расположена зона лесостепи и степей. (Лесостепная и степная зоны расположены в умеренном климатическом поясе). -Сейчас мы, посмотрим небольшой фильм про растительность и животный мир степи и лесостепи, и вы запишите в таблицу растительность и животных, а потом нам продиктует что записали. -Далее для определения почвы открываем атлас на стр24-25 и определяем почву лесостепи и степи. -Деятельность человека заполните дома. На следующем уроке проверю таблицу. Компоненты природной зоны | Лесостепь | Степь | ГП | Узкая полоса между лесной и степной зонами. От западных границ до гор Южной Сибири. | Юг европейской части страны и Западной Сибири. | Климат | t- янв. = -8 -16С t- июля = +20 О = 500 мм. | t- янв. = - 8С t- июля = +21-23С Осадки = 300-400 мм. Природные явления: характерны засухи, суховеи. | Растительность | Дубравы, Берёзовые колки, ленточные реликтовые боры (ель, сосна, лиственница) сосново-берёзовые рощи, растения- степняки(типчак, ковыль), брусника, душица обыкновенная, зверобой и др. | Ковыль, типчак, злаки, Полынь, солодка. Эфемеры-растения с коротким сроком вегетации(тюльпаны, пионы, ирисы, сон-трава. | Животный мир | Волк, лисица, степной хорь, барсук, косуля, Заяц, суслик и др. Пернатые: глухарь, тетерев, серая куропатка, серый журавль и др. | Сайгак, сурки, Светлый хорь, Суслики, дрофа, тушканчики, хомяки, полёвки | Почвы | Серые-лесные, чернозёмы | чернозёмы | Деятельность человека | Растениеводство: пшеница, Кукуруза, Сахарная свёкла, Овёс. Животноводство: молочное мясное животноводство, свиноводство, птицеводство, овцеводство | Растениеводство: пшеница, Кукуруза, Сахарная свёкла, Бахчевые, подсолнечник, плодовые культуры. Животноводство: молочное мясное животноводство, свиноводство, птицеводство, овцеводство | | Записывают тему урока в тетрадь Слушают учителя. Рисуют таблицу. Записывают ГП в таблицу Читают природные условия лесостепи и записывают климат в таблицу. Записывают климат степи в таблицу. Работают с атласом. Определяют климат лесостепи и степи. Смотрят фильм, записывают животных и растения в таблицу. Работа с атласом. Определяют почву. Записывают задание. |
IV. Закрепление изученного материала. | Фронтальный опрос 1.Покажите на карте природных зон границу лесостепи. Границу степей. -
2.Какие растения можно увидеть в степи весной? -
3.Почему почвы степей обладают высоким плодородием? -
-
4. Почему в степи не растут деревья? -
-
-
5. Где в степи можно увидеть деревья? | 1.Показывают на карте 2. Эфемеры – тюльпаны, пионы, ирисы, сон-трава. 3. Они содержат много гумуса, который улучшает структуру почвы. 4. В степи дефицит влаги, деревья более влаголюбивые растения, чем травы 5. В долинах рек, в балках, где ближе расположены грунтовые воды |