СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лимерики – как элемент ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - поисковой  активности, стремления к новизне; речи  и творческого воображения.

Просмотр содержимого документа
«Лимерики – как элемент ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста.»

Приоритет в своей работе с детьми я отвожу использованию технологии ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.

Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Дидактические игры ТРИЗ-технологии («Хорошо-плохо», «Выбери троих», «Точка зрения», «Да - нет» и др.) и упражнения («Поиск общих признаков», «Третий лишний», «Поиск аналогов» и др.) я использую во всех областях образовательной деятельности. Например, дидактическая игра «Хорошо – плохо» способствует развитию у детей умения выявлять противоречия в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Система игровых и сказочных задач позволяет мне научить детей разрешению противоречий. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?»

Используя технологии ТРИЗ, я направляю детей искать и находить своё решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового, в пояснении своего доказательства посредством игры «Интервью», «Копилка новостей» и др.

Технологии ТРИЗ дают детям методы и инструменты творчества, владея которыми они могут легче найти общий язык и понять друг друга и взрослого.

Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества: в активизации познавательной деятельности детей; в создании мотивационных установок на проявление творчества; в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами; формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций; развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

В работе по развитию речи детей я применяю лимерики (элемент ТРИЗ) – это короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса /узаконенной нелепицы/, т.е. строчки рифмуются между собой и в завершении текста имеется вывод.  Основная форма работы по составлению лимерик - игровые задания и упражнения, которые провожу с детьми в определенной последовательности, начиная с 3-х-летнего возраста: «Складные картинки», «Придумай рифмованное слово (строчки)», «Составляем лимерики», «Сочиняем разные лимерики», «Сочини дальше», «Исправь меня» и т.д.

Работа по составлению лимерик «захватила» не только детей, но и их родителей. Представляю Вашему вниманию совместно составленные родителями и моими воспитанниками лимерики:

Лимерики - это не чудо из Америки

Или - это не что-то из Америки

Это технология ТРИЗ

Посмотри и удивись!


Буквы, звуки все мы знаем,

Их отлично различаем

В чём же будет наш сюрприз?

Рифмовать-вот наш девиз!


Буква-буква,

Слово-слово

Вот и сочетание готово

Вот две строчки получились

Тут картинки пригодились.


Буква-буква, слово-слово-

Вот и сочетание готово

Вот две строчки получились

Тут картинки пригодились:

Жил-был рак

У него был друг мак.


Дальше нужно продолжать,

Для того Незнайку взять.

Жил-был Незнайка

В лесу он встретил зайку.

Но он же был незнайка

И не знал, что это – зайка.


Маша-каша

Жила - была девочка Маша

Она не любила есть кашу,

Любила она есть конфеты,

Но пользы от них Маше нету.


Лук-жук

Жил-был лук

И был у него друг-жук

Какой же из жука друг?

Да просто он любит лук.


Баран-барабан

Жил-был баран

Он громко стучал в барабан

Может скучал баран?


Жил-был винторогий баран.

Он ночью стучал в барабан

Соседям он спать не давал

Может он был хулиган?


Варан-айран

Жил-был варан

И часто он пил айран,

А пепси он не любил-

Поэтому здоровым был.


Ворона-корона

Жила-была ворона

И повстречала корону

Зачем же вороне корона?

Когда она просто ворона.


Незнайка-зайка

Жил-был Незнайка

В лесу он встретил зайку

Но он ведь был Незнайка

И не знал ,что это зайка.


Жила-была мышка

И у неё был друг мишка

Мышка грызла сыр,

А мишка у неё сыр просил.


Жил-был жук

Он съел однажды горький лук

У него было много подруг

Они дарили ему лук.


Жил-был Жук

У него было много ног и рук,

Но он не был таким быстрым, как паук.

Или он взобрался на лопух.


Один молодой паук однажды залез на сук,

Но с него свалился

И ничуть не ушибся

Так как на паутине спустился.


Жил-был мишка

В лесу нашёл 10 шишек,

Но сумка вдруг прохудилась,

Три шишки укатилось

Сколько шишек осталось у мишки?


Кошка-мошка

Жила-была серая кошка

В лесу она встретила мошку,

И мошка на кошку спустилась,

А кошка тогда удивилась.


Жил-был сад

И было в нём много ребят

Дети и внуки-маленькие озорники.

Жили ребята в нём дружно.

Дети и внуки не знали скуки.


Наш воспитатель стоял у доски,

И цветные были у него мелки.

Он детям много объяснял и всю доску он расписал.

Мы всё это понять пытались,

Поэтому очень старались.


Седой воспитатель сидел на скамье.

Седой воспитатель считал всё в уме:

Арбуз, апельсин, банан, ананас

Сколько же фруктов было у нас?


Воспитатель стоял у доски

И цветные были у него мелки.

Он много ими писал и всю доску расписал.


Жил-был мальчик Кирилл

Он очень любил кефир,

А пепси он не любил,

Поэтому здоровым был.


Жили-были дети

Умнее всех на свете

Считать они умели

Умели писать и лимерики сочинять.