Лингвистическая экспедиция «Что за прелесть эти сказки!»(обобщающий урок в 6 классе по теме»Лексика»).
Цель: повторить изученный материал по теме «Лексика», повторить виды сказок, развивать умение употреблять слова в свойственном им значении, грамотно пользоваться лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи; развивать мышление; прививать интерес к русскому языку и литературе.
I. Организационный момент. Особенности урока.
Класс делится на 3 группы. Сообщаются цели урока
II. 1.Чем отличаются сказки от других жанров устного народного творчества?
2.Какие бывают сказки с точки зрения их авторства?
3.На какие виды делятся народные сказки?
III. 1.Зачитать Указ Деда-всеведа:
Я, Дед-всевед, в чьем подчинении находятся все сказки, присказки, прибаутки, потешки, объявляю о начале лингвистической экспедиции и приказываю вам отправиться в Страну сказок. Для этого вы должны переплыть реку Эпитетов, пройти через устаревший лес, взобраться на горы Фразеологические, пересечь пустыню Синонимов и в заключении экспедиции выполнить просьбу сказочных героев.
2.А вот и первое препятствие – река Эпитетов. Что такое эпитеты?
В русских народных сказках прилагательное как бы навсегда прикрепляется к существительному, становятся постоянными определениями –эпитетами. Приведите такие примеры(добрый молодец, красна девица). Вот вам первое задание из златошитого ларца:
Подобрать эпитеты к словам: ночь(темная, лунная, звездная), небо (высокое, чистое, ясное), трава(мурава, изумрудная), вода(мертвая, живая), леса(глухие, дремучие), горы ( высокие) , пески(зыбучие, сыпучие), конь (добрый, ретивый, богатырский, вороной)
3. В сказках вы не раз встречали слова, которые теперь не употребляются или употребляются очень редко. Как называются такие слова?
Вот и подошли мы к лесу Устаревшему. Объясните, как понимаете такие слова:
1гуппа - ведать(знать), повадился (приобрел привычку, стал часто ходить), дол - по горам, по долам (долина, место между горами), схорониться(спрятаться).
2 группа - молвил (сказал, проговорил), посулить (пообещать),,), грош - коза-дереза за три гроша куплена (очень маленькая сумма денег, старинная мелкая монета), промеж -промеж себя(между, между собой).
4. Молодцы, ребята, выбрались мы из чащи лесной. Но что это? Впереди ни одного деревца не видать и травинку нет никакой, и ветер какой -то сухой, колючий, знойный. Да это же пустыня Синонимов.Какие испытания ждут нас здесь? Вот 1задание:
А) что такое синонимы?
Синонимы часто встречаются в сказках. Нередко они составляют пары: грусть-тоска, звать-величать, горе-злосчастье, строго-настрого, бить-колотить.. Иногда синонимы даются как повторение в одном предложении (Потужила Маша, погоревала, да делать нечего), встречаются и в разных предложениях( - Ква-ква, Иван-царевич, почему ты так печалишься? – Как мне не кручиниться….)
Б) Найти подобные синонимы в предложениях:
1 группа-
Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть.
Снарядили они всех троих сыновей в путь –дорогу. Взяли братья дубины тяжелые, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали.
Выезжает чудо-юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем-жаром пышут
2 группа –
Плохо пришлось Ивану: чудо-юдо свистом его оглушает, огнем его жжет-палит, искрами его осыпает, по колено в сырую землю его вгоняет.
Поутру рано Иван встал, начал обуваться-одеваться.
Захотят братья полежать-отдохнуть – тут-то их и спалит огнем
В) Каждая группа подбирает из сказок синонимы, подобные данным
5. Труден путь через пустыню. Но отдохнуть можно в оазисе Антонимов.
Найти антонимы.
1группа:
Долго ли, коротко ли ехали – увидели яблоньку…
-Эх, Иван царевич, - говорит старичок, - зачем же ты лягушачью кожу спалил?Не ты ее надел, не тебе и снимать было!
2 группа:
Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Много ли мало ли проехали –вдруг небо потемнело, ветер завыл, земля загудела.
Зачем ко мне пожаловал добрый молодец? Волей или неволей?
6. Ну что легкое задание было? Отдохнули? Пора двигаться в путь. Перед нами горы Фразеологические. Что такое фразеологизмы?
Некоторые фразеологические обороты вошли в народ из народных сказок, например:за тридевять земель, по щучьему велению, битый небитого везет.
А) Как вы понимаете эти выражения?
Б) Приведите примеры фразеологических оборотов, пришедших из сказок. Можно пользоваться текстами сказок.
В) Замените синонимами фразеологизмы.
1группа:
Не следует водить кого-то за нос (обманывать), кому-то мозолить глаза (надоедать постоянным присутствием), работать спустя рукава(лениво), падать духом (не отчаиваться, не расстраиваться, не унывать), терять голову (не лишаться рассудительности), выходить из себя (не нервничать, проявлять хладнокровие), бить баклуши(бездельничать), кому-то вставлять палки в колеса (мешать).
2 группа:
Нужно работать засучив рукава (усердно, не жалея сил), делать дело без сучка без задоринки (легко, без помех, без осложнений), болеть душой за дело (переживать, волноваться, беспокоиться), иметь голову на плечах (быть достаточно умным, сообразительным), держать слово (выполнять обещания), подходить к людям с открытой душой (с чистыми намерениями, с добром), чтобы не испытывать угрызений совести (не раскаиваться в содеянном) и не искать вчерашний день (не тратить время на бессмысленные поиски чего-то)
6. Нередко в сказках используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, увеличительными, пренебрежительными. Подберите такие слова, сделайте словообразовательный разбор.
IV. Ну, вот и добрались мы до страны Сказок. Молодцы, ребята, справились со всеми трудностями. Только опять послание от Деда-всеведа:
Помогите!Беда! Кощей Бессмертный забрал в свое царство сказочных героев и не отпускает их, пока вы не напишете сказки:
1 группа – для Царевны Несмеяны – веселую,
2 группа – для Василисы Премудрой сказку-загадку,
3 группа для меня допишет сказку «Лисичка-сестричка и Серый волк». Надеюсь на вас, ребята. Ваш Дед-всевед.
V. Чтение сказок, подведение итогов.