Просмотр содержимого документа
«Лингвопоэтический анализ текста»
Лингвопоэтический анализ
Лингвопоэтика – выделение в тексте слов-образов, ведущих к пониманию авторского смысла (выстраивание цепочки слов-образов, как они соотносятся с названием).
Метод лингвопоэтического анализа текста предполагает:
Медленное, многократное прочтение текста.
Определение наиболее важных по смыслу слов.
Перечитывание текста, объяснение взаимосвязи этих слов.
Определение, при помощи каких выразительных средств поэту удалось выразить свои сокровенные чувства.
Выбор наиболее ярких, характерных для поэта и произведения 5-7 приемов.
Оформление окончательного варианта.
Результат такого анализа художественного текста – произведение остается целостным, не членится на части.
Педагогическая технология, применяемая при лингвопоэтическом анализе текста.
Восприятие.
Чтение текста учителем. (Идет ассоциативное восприятие учащимися текста художественного произведения – глубокое восприятие образа).
Выполнение заданий через три сферы пространства (визуальное, кинестетическое, аудио). Результат – развитие навыка спонтанного говорения.
Чтение текста учеником. (На какие образы текста опираются твои ассоциации). Результат – развитие навыка рефлексии.
Анализ (чтобы глубже понять, что хотел сказать автор).
Интерпретация художественного текста.
Выразительное чтение художественного текста учащимися (объяснение своей позиции).
Продолжить ситуацию текста (например, написать публицистический текст-наблюдение над этим художественным произведением).
Темы и мотивы лирики Бунина.
(анализ стихотворения И.Бунина «Восход Луны»)
Обратимся к стихотворению «Восход луны»
* * * В чаще шорох потаённый. Дуновение тепла. Тополь, сверху озарённый, Перед домом вознесённый, Весь из жидкого стекла. В чащу темную глядится Круг зеркально-золотой. Тополь льется, серебрится, Весь трепещет и струится Стекловидною водой. |
Каково художественное пространство и время в стихотворении? (ночь; дерево «тополь» перед домом). Опишите , что вы видите, слышите, ощущаете:
зрительный ряд
звуковой
осязательный
Что можно услышать в ночной тиши? (шорохи)
([ч], [ш], [щ], [х], - аллитерация – сочетание шипящих звуков)
Как вы понимаете слово «потаенный»?
Мы услышали шорох, который исчезает к концу строки, создано ощущение ночи, где все звуки тайные. Но ночь мы можем не только услышать, но и почувствовать её дыхание на щеке. Как это передано? («дуновение тепла»)
Какой приём использует автор для создания волны теплого воздуха? (ассонанс)
Когда в стихотворении появляется образ луны? (во II части)
В I части о луне нет ни слова, но мы ощущаем её присутствие. Как?
Каким видит поэт тополь? Что вас удивило? (инверсия, поэт хочет подчеркнуть тем самым значимость образа)
Лексическое значение слов «озарённый», «вознесенный»? Какого стиля эти слова? (высокий, книжный)
Почему именно их он использует? Когда человек говорит так? Какое у него настроение, как он воспринимает мир?
!(цель – передать свое ощущение от увиденного: поэт очарован красотой природы.)
Опишите тополь, представьте его.
В чем смысл эпитета «жидкий»? (динамичная картина, это лунный свет течет по тополю, листья колеблются от «дуновения тепла». Бунин увидел это и остановил это прекрасное мгновение).
Какая часть речи доминирует в I части и во II части? (I – прилагательные, причастия; во II - глаголы, выполняющие роль эпитетов). Почему?
Как описана луна во II строфе? (метафора «круг зеркально-золотой», инверсия)
Почему Бунин во II части опять смотрит на тополь, а не на луну, ведь стихотворение названо «Восход луны»?
!(для автора важна не луна, а те ощущения, которые рождает лунная ночь, а они связаны с тополем).
С какой целью употребляются глаголы? Что они обозначают? (действие)
А в данном тексте что важнее: что происходит или как? (все глаголы играют роль эпитетов)
Почему их так много? (нанизывание рядов однородных членов создает живую, изменчивую картину, тополь словно оживает)
Вывод: ! Автор рисует состояние природы, он остановил мгновение и передал свое впечатление от увиденного – в этом поэтическая идея стихотворения.
Пейзажная лирика часто перерастает в философскую.
Мотив мечты (мечта – сон – мысль)
б) Мотив памяти…
! Нет, не пейзаж влечет меня…
А то, что в этих красках светит;
Любовь и радость бытия.
(чтение стихотворений «Вечер», «На распутье»…)
Философия жизнеутверждения, жажда обновления, познание тайн.
в) Мотив грусти о краткости человеческого существования; мотив одиночества (= близок Лермонтову)
г) Мотив грусти по старине («Пустошь», «Запустение»)
Интерес к истории, прошлому. (влечение к фольклорным образам, библейским сюжетам, античной мифологии…)
Тема созидательного труда, восхищение «мощью духа, мыслью». («Пахарь», «Художник», «Джордано Бруно»)
Интимная лирика («Няня», «Мать»…)
О языке («Слово»)