Сценарий внеаудиторного мероприятия:
Литературная гостиная
«Он был рожден для них, для тех надежд, поэзии и счастья…»,
посвященная 205-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова
Цыбульник Л.М.,
преподаватель русского языка и литературы
2019-2020 уч. год
Цель заседания:
образовательная: расширить знания о жизни и творчестве великого русского поэта М. Ю. Лермонтова;
развивающая: развивать и совершенствовать навыки работы с текстами художественных произведений, толковыми словарями, аналитико-синтетическую деятельность обучающихся при подборе материала для выступления, умение сравнивать, обобщать, классифицировать материал по теме, развивать навык выразительного чтения художественных произведений;
воспитательная: способствовать в процессе подготовки к заседанию литературной гостиной привитию интереса у русскому языку и литературе, культурным и эстетическим ценностям и традициям России, творчеству поэта, бережному отношению к слову, повышению речевой культуры обучающихся, желанию совершенствовать свою речь.
Тип занятия: комбинированное.
Методы обучения:
проблемного, развивающего обучения;
Приемы обучения:
словесные: рассказ преподавателя, беседа-сообщение, историческая справка, работа с текстом, выразительное чтение наизусть, новая лексика;
иллюстративные: словесные иллюстрации к художественным произведениям, портретной галерее поэта, иллюстрациям к художественным произведениям ;
демонстрационные: презентация к литературной гостиной; учебный кинофильм «Лермонтов»;
групповые: воспроизведение новых сведений о поэтах методом переклички-мальчишника;
эстетические: бальные традиции первой половины 19 века, а также традиции маскарада с использованием костюмов;
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме «Он был рожден для них, для тех надежд, поэзии и счастья…,», музыкальное сопровождение: вальс А. Хачатуряна к драме М. Лермонтова «Маскарад», импровизированная выставка художественных произведений М. Ю. Лермонтова, «Лакримоза» Моцарта, М. Таривердиев «Эхо опавших листьев»
Ведение литературной гостиной
Преподаватель: 2019 год – год великих дат классической русской литературы. Гоголь, Пушкин, Лермонтов.
Слайд 1, 2,3, 4 Портреты А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова
Более двухсот лет прошло со дня рождения каждого из них. Но мы их помним, читаем, узнаем.
Три великих имени. А что их объединяет? А объединяет их Петербург - культурная столица России. Они ходили по одним и тем же улицам, дышали одним и тем же воздухом… Их произведения – это великое литературное наследие России. Этому городу посвятил бессмертные строки в поэме «Медный всадник» А. С. Пушкин.
Чтение студентом Вальдю Александром отрывка из поэмы «Медный всадник» о Петербурге .
Слайд 5. Вид Петербурга (Нева, Петропавловская крепость)
Невский проспект воспел Н. В. Гоголь.
Чтение отрывка из повести «Невский проспект» преподавателем.
«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блести эта улица – красавица нашей столицы! Едва только взойдешь на невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем. Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга. Никакой адрес- календарь и справочное место не доставят такого верного известия, как Невский проспект! Как чисто подметены его тротуары, и, Боже, сколько ног оставило следы свои!»
Слайд 6. Вид Невского проспекта.
Рассказ Пигалова Евгения о доме, в котором жил М. Ю. Лермонтов.
В Петербурге на Садовой , дом 61 в 1836-37 годах родились известные всем со школьной скамьи произведения М. Ю . Лермонтова «Бородино», «Смерть поэта», «Княгиня Лиговская».
Чтение студентами отрывков из стихотворений Артем Лобас - «Смерть поэта», Артем Степахин - «Бородино» .
Слайд 7. Мемориальная доска на улице Садовая 61
Преподаватель: И сегодняшнее заседание нашей литературной гостиной, на которое собрались студенты групп МП-119, ИБ-119, ИСП-119, АТ-119, Представители групп ИСП-218, О-28 мы посвящаем М. Ю. Лермонтову, чей юбилей этой осенью отметила литературная общественность России. « Он был рожден для них, для тех надежд, поэзии и счастья…»
И эпиграфом к нашей гостиной будет цитата из предисловия к «Журналу Печорина» из романа «Герой нашего времени»
История души человеческой едва ли не любопытнее истории целого народа
М. Лермонтов
Слайд 8. Литературная гостиная, посвященная 205-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова
Преподаватель: Но трудно говорить о жизни и творчестве одного поэта, не упомянув имени другого. 6 июня исполнилось 220 лет со дня рождения А. С. Пушкина, а 15 октября – 205 лет со дня рождения М. Ю. Лермонтова. 15 лет разделают этих великих поэтов, в творчестве которых мы видим явную перекличку.
Если А. С. Пушкин – «это наше все», то в процессе сегодняшней встречи мы откроем новые грани таланта М. Ю. Лермонтова.
Сегодня наша гостиная будет представлять то мальчишник-перекличку между младшим и старшим поэтами, то путешествие по литературным музеям, то театральные встречи, а то и светский бал…
Литературную гостиную сопровождает импровизированная выставка:
Книга Елены Халецкой «Лермонтов. Певец трагической судьбы»
Книга Екатерины Леонидовны Сосниной «Черный алмаз» о малоизученных фактах биографии М. Ю. Лермонтова
Книга Сизовой Магдалины Ивановны «Из пламя и света»
Лермонтовский вечер в школе: Инсценировки.
Лермонтовский спецназ /Николай Маринин.: М, 2019, 10.
Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова
Портреты
Сборники произведений
Словарь иностранных слов
Сегодня на нашем заседании мы будем вспоминать интересные факты и жизни поэтов, читать полюбившиеся поэтические строки, знакомиться с новой лексикой. Следите внимательно за слайдами и пополняйте свой лексикон.
Новая лексика:
Собрикет (с фр.) - прозвище;
Серсо (с фр. ) - игра в обруч, который особой палочкой подкидывается в воздух, а потом ловится на эту же палочку или другим играющим на свою палочку;
Кантилена – ( с ит. ) – напевная, плавная мелодия.
Преподаватель: Итак, мальчишник-перекличка.
А сейчас я приглашу выйти сюда студентов из группы ИБ – 119. Машкина Катя, Булах Наташа, Мальцев Никита, Данченко Альбина, Решетняк Алина, Шустов Кирилл, Киркалов Артем, Данзанов Тамир, Лавренов Артем, Кудрявцев Женя.
У первого из них – старшего – было веселое, легкое имя Александр. Прозвищами (собрикетами) были Сверчок, Егоза, Француз, Обезьяна, Бес.
Машкина Катя
И мы знаем за что: за блестящие знания во французском языке, за умение откликаться своевременным стихом, за желание бегать и прыгать через стулья, лазить в царский сад за яблоками, вскочить на стол, улечься на нем, схватить перо и бумагу и со смехом начать писать стихи. Писал стихи, сидя на кровати, едучи в коляске, в момент шумных бесед, даже впотьмах. –
Слайд 9. Собрикет (с фр.) - прозвище;
Булах Наташа
Николай Михайлович Карамзин желал Александру Пушкину «Парить орлом» -
Слайд 10. Портрет Карамзина Н. М.
Мальцев Никита
Жуковский сказал Пушкину о том, что он имеет не дарование, а гений. А еще он Пушкина называл «Сверчком сердца своего». -
Слайд 11. Портрет В. А. Жуковского.
Данченко Альбина
Боевой офицер и поэт Константин Батюшков говорил: «О, как стал писать этот злодей!» -
Слайд 12. Портрет К. Батюшкова.
Решетняк Алина
А князь Петр Андреевич Вяземский в шутку предупреждал: «Задавит, каналья!». -
Слайд 13. Портрет П. А. Вяземского.
Шустов Кирилл
А Злодей, Каналья, Шаловливое чадо музы и Надежда словесности отвечал, что всего лишь ударяет в наковальню русского языка и получаются стихи. -
У второго из них – младшего – собрикетами (прозвищами) были Любезный маленький гусарик и Маешка.
Киркалов Артем
Это было в юнкерской школе. Маешка – популярный персонаж французских карикатур, который отличался задором, остроумие и резкостью суждений.
Данзанов Тамир
Младший, то есть Лермонтов, любил играть в горелки, серсо, изображать всех в карикатурах, сочинять забавные стихи-шутки.
Слайд 14. Серсо (с фр.) - игра в обруч, который особой палочкой подкидывается в воздух, а потом ловится на эту же палочку или другим играющим на свою палочку;
Лавренов Артем
Мог писать стихи, стоя на коленях перед стулом, если не было перед собой бумаги, писал на дне пустого выдвинутого ящика. –
Кудрявцев Женя
И ударять о наковальню русского языка он тоже умел. –
Пожалуйста, ребята, присаживайтесь. А я продолжу
Преподаватель: Старший сказал: «Есть у вас свой язык, смелее! «. И вывел русский язык « на широкий простор русской земли для любования всему народу русскому».
Младший добавил: «Как дикарь, свободе лишь послушный, не гнется гордый наш язык»
Старший на вопрос юного лицеиста:
- Где вы служите?
Ответил:
Я числюсь по России.
А еще старший называл себя Эхом, потому что эхо откликается на человеческий голос. Сказал, что душа его развилась вполне, - он может творить. Было ему тогда 26 лет.
В 26 лет развилась вполне и душа младшего. К нему пришли его песни, которые он «забросил к нам откуда-то с недосягаемой высоты». Эти песни, как «взмах меча, визг пули».
Кто из нас с детства, с тех пор как узнал их имена, не мечтал, чтобы они встретились! Должны! Обязаны! Иначе быть нельзя! Но встречи не случилось!
Младший о старшем сказал: «Наш лучший поэт».
Старший сказал о младшем: «Далеко пойдет мальчик». И, прочитав некоторые стихотворения, признал их «блестящими признаками высокого таланта».
А теперь я попрошу выйти сюда Студентов Группы МП -119
Грицай Саша, Споденчук Данил, Гаврилюк Слава,
И еще у них было много общего.
Грицай Саша
Они оба были у Карамзиных , любили эту русскую семью, проводили в ней лучшие часы, писали и читали стихи. Семья Карамзиных сопутствовала обоим на протяжении жизни.
Споденчук Данил
У Гоголя бывали. Младший был у Николая Васильевича на именинах. Жуковский прошел через судьбу каждого из них.
Гаврилюк Слава
Оба родились в Москве, совсем недалеко друг от друга. Пушкин на Немецкой улице. Младший – Лермонтов – на Малой Молчановке у Красных Ворот.
Присаживайтесь, ребята. А мы с вами обратим внимание на следующий слайд. Москва . Место рождения Пушкина
Слайд 15. Дом, в котором родился А. С. Пушкин, на Немецкой улице.
Шустов Кирилл
Чтение наизусть отрывка о Москве из романа «Евгений Онегин». А. Пушкина.
А теперь обратим внимание на следующий слайд. Дом, в котором родился Лермонтов.
Кудрявцев Женя
Чтение отрывка о Москве …из поэмы «Сашка». М. Лермонтова. -
Слайд 16. Фото дома у Красных ворот.
Преподаватель: Когда родился младший, бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева в его честь в семи верстах от имения поселила деревню и назвала – Михайловская.
А как перекликается данная информация с именем старшего?
(Ответ студентов с места - имение Михайловское)
Слайд 17. Михайловское.
А теперь я приглашу еще раз студентов группы МП -119.
Грицай Саша, Сороколетов Сергей, Татунь Еггор
Грицай Саша
Есть два детских портрета неизвестных художников в возрасте 2-3-хлет.
Обратите внимание на портреты
Слайд 18. Портрет А. Пушкина в детском возрасте.
Слайд 19. Портрет М. Лермонтова в детском возрасте. 1817-1818гг.
Грицай Саша
Имена обоих связаны с Царским Селом. Младший, будучи офицером лейб-гвардии, жил в Царском Селе. Старший учился в Царском Селе, а потом, будучи уже знаменитым, часто бывал там, снимал дачу. Но не случилось – не встретились!
Сороколетов Сергей
Оба имели любимое дерево: старший – кипарис, младший – дуб. Деревья живут до сих пор: одно на юге – в Гурзуфе, другое – в Тарханах. Люди приходят к ним, как на свидание с поэтами.
Татунь Егор
Оба умели рисовать, и оба нарисовали автопортреты.
Слайд 20.Автопортрет А. С. Пушкина
Слайд 21. Автопортрет М. Ю. Лермонтова
Преподаватель: И еще долго можно было бы продолжать наш мальчишник. А. С. Пушкина называют великим русским поэтом! И, называя его так, мы не умаляем достоинства М. Ю. Лермонтова.
А каким был Лермонтов? Посмотрим отрывок из кинофильма «Лермонтов». Миронов Арсений
Преподаватель: В начале 19 столетия на перекрестке, идущих от Красных ворот к Сухаревке и с Каланчевки к Красным воротам, стоял каменный дом, принадлежавший генералу Ф. Н. Толю. В 1814 году в нем поселилась молодая чета Лермонтовых: Юрий Петрович – капитан в отставке и Мария Михайловна – единственная дочь Е. А. Арсеньевой, происходившей из знатного дворянского дома Столыпиных.
Слайд 22. Портреты родителей поэта . М. М. Лермонтова. Ю. П. Лермонтов
В ночь со 2 на 3 октября у Лермонтовых родился сын Михаил. В Москве Мальчик прожил первые полгода своей жизни.
А теперь слово Абидовой Вале. ИСП-119
В апреле 1815 года Лермонтовы уехали в имение Е. А. Арсеньевой в Тарханы, где и прошло раннее детство поэта, омраченное ранней смертью матери и затянувшейся распрей между отцом и бабушкой.
А теперь посмотрим дом-музей поэта, виртуально побродим по аллеям имения, послушаем чарующие звуки природы, наполненные гармонией и кантиленой.
Слайд 23. Кантилена – ( с ит. ) – напевная, плавная мелодия.
Слайд 24, 25, 26. Тарханы. Портрет Е. А. Арсеньевой.
Представим, как гулял по этим дорожкам М. Лермонтов, и послушаем музыку М. Таривердиева «Эхо опавших листьев»
Музыкальное сопровождение. М. Таривердиев. «Эхо опавших листьев»
А теперь пора предоставить слово поэту. В роли М. Лермонтова – Масловский Ярослав. Группа МП-119
Поэт: Когда я был 3-х лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услыхал ее, она произвела бы прежнее действие. Ее певала моя покойная мать.
Послушаем колыбельную, написанную М. Лермонтовым
Звучит колыбельная «Спи, младенец мой прекрасный…»
Преподаватель: В автобиографических набросках Лермонтов рассказывает, что с детских лет он « разлюбил игрушки и стал мечтать». Шести лет он уже заглядывался на закат, усеянный румяными облаками, и непонятное чувство уже волновало его душу».
Поэт: Кто мне поверит, что я знал любовь, имея десять лет от роду. Я не знаю, кто была она, но эта загадка, этот потерянный рай до могилы будет терзать мой ум…
Байрон говорит, что ранняя страсть означает любовь к высоким искусствам. Я думаю, что в такой душе много музыки».
Преподаватель: Михаил Лермонтов, действительно, одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепиано, сочинял музыку на собственные стихи. В последний год жизни он положил на музыку свою «Казачью колыбельную песню». Были даже и ноты, но они, к большому сожалению, пропали. Но если бы мы даже не знали об этом, мы бы догадались бы о его музыкальности, читая наизусть его стихи.
М. Ю. Лермонтов умел ценить прекрасное.
Сейчас мы послушаем Юлдашова Мухаммада о том, кто является лирическим героем стихотворения. Это был Михаил Тимофеевич Выготский.
А стихотворение «Звуки» прочитает Нурик Хасанов
А какими красками и звуками наполнено стихотворение «Морская царевна» , перекликающееся со сказкой. – Друщиц Дарья
М. Ю. Лермонтов одинаково талантливо обладал звуком, словом, яркими красками.
О Лермонтове-художнике расскажет Приходько Дима.
Не много было в мире поэтов, умевших передавать тончайшие душевные состояния. Причем он чувствовал, создавал и видел образ одновременно. Не много рождалось поэтов , которые бы так слышали мир и видели его так – динамично, художественно, красочно. В этом Лермонтову - поэту помогал его глаз художника. Не только с натуры, но и на память он мог воспроизводить на полотне, на бумаге фигуры, лица, пейзажи, кипение боя, скачку, преследование. И обдумывая стихотворные строки, любил рисовать грозные профили и горячих, нетерпеливых коней. Если бы он серьезно занимался живописью, он мог бы стать настоящим художником.
Посмотрите, пожалуйста, слайды , на которых вы увидите работы М. Ю. Лермонтова
Слайд 27. Кавказ, образ моря в изображении Лермонтова
Слайд 28. Воспоминание о Кавказе . Лермонтов.1839г.
Слайд 29. Перестрелка в горах Кавказа. Лермонтов. 1837-1838гг.
Слайд 30. Крестовая гора. Лермонтов. 1837-1838 гг.
Слайд 31. В. А. Лопухина . Акварель Лермонтова 1835-1838гг.
Преподаватель: Впервые Лермонтов увидел годы в раннем детстве, когда бабушка повезла его на воды. Но Лермонтов полюбил не только Кавказ, но и Москву. Куда он с бабушкой переехал 1827 году. Они поселились на Поварской улице в доме прапорщицы Костомаровой. Мишель жадно впитывал в себя новые впечатления московской жизни. Он часто бывал у родственников Мещериновых, живших на Поварской улице. Все члены этой семьи увлекались литературой, музыкой и живописью.
«Для чего я не родился» - Тихонов Никита
В воспоминаниях М. Е. Меликова запечатлен портрет Лермонтова –подростка: « …приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой».
«Нет, я не Байрон, я другой» - Мурзин Никита
Существует богатая портретная галерея М. Ю. Лермонтова.
Бабушка не жалеет ни сил, ни средств для поступления внука в Московский Благородный пансион. Для этого наняли лучшего педагога Алексея Зиновьевича Зиновьева. Лермонтов овладел латынью, занимается французским языком, достигает заметных успехов в живописи и графике, берет уроки музыки. Знакомится с историей Москвы. Лермонтов не только поступает в Пансион, но и 1830 году поступает в Московский университет, но судьбе было угодно, и Лермонтов покидает университет, приобретя серьезные исторические знания.
А теперь мы послушаем стихи М. Ю. Лермонтова
«Желанье»- Бергело Игорь
«Гляжу на будущность с боязнью» - Киле Катя
«Кинжал» - Бенищук Семен
«Пророк» - Лавренов Артем
В нем проявились огромные творческие силы. Его вольнолюбивый характер не позволяет продолжить образование, и поэт уезжает в Петербург, надеясь там продолжить его. Но в университет он опоздал и поступает в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два года бессмысленной дисциплины, буйные проказы, кутежи. Но и в этих условиях Лермонтов занимается литературой.
Монолог - Дедюк Анна.
В ноябре 1834 года был произведен в офицеры и пределен в гвардейский гусарский полк, который стоял в Царском Селе, но Лермонтов ездил туда только на парады и дежурства. Большую часть времени он проводил в Петербурге.
Первое время поэт увлекался светской жизнью, балами, маскарадами, посещал театры, писал стихи в альбомы.
«В альбом» - Мазур Валерия.
А сейчас мы перенесемся в Петербург на бал. Атмосферу бала нам помогут создать две удивительные пары – Крупнов Никита – Кислухина Евгения, Варламов Евгений – Бублик Алина.
Вальс к драме М. Лермонтова «Маскарад» (танец студентов)
А теперь мы послушаем отрывок из драмы М. Лермонтова «Маскарад»
Отрывок из драмы М. Лермонтова «Маскарад» - Хаткевич Юлия
Но скоро поэт разочаровался в светском обществе, в котором только праздно, бездуховно молодые люди проводили время.
Об этом стихотворение «Дума» - Бублик Алина, Терешкевич Владимир, Лобас Артем, Кондратьев Павел.
«И скучно, и грустно» - Туманкова Вероника
«Я не хочу, чтоб свет узнал» - Данзанов Тамир.
Поэт всей душой любит родину, ему дороги ее картины.
«Родина» - Граков Максим
«Прощай, немытая Россия» -- Захаров Никита
Тема одиночества звучит и в стихотворении «Выхожу один я на дорогу», положенного на музыку. Слушаем романс.
Романс «Выхожу один я на дорогу» в исполнении Д. Хворостовского
Масальская Анна. А потом была служба, и как она складывалась для Лермонтова,
И снова слово поэту. – Масловский Ярослав.
Я по натуре скиталец. На месте мне не по себе, и я начинаю бродить в мечтах. Мне жить осталось немного.
Преподаватель: В поэзии Лермонтова есть и адресаты любви поэта. Сложная и глубокая натура Лермонтова раскрылась в стихотворениях, обращенным к женщинам. Волнения любви поэт начал чувствовать очень рано. Одним из первых адресатов его любовной лирики стала Екатерина Александровна Сушкова. Ей было посвящен о стихотворение «Нищий» и еще целы ряд стихотворений, составивших «сушковский цикл». Сама Сушкова вспоминала: «мы обращались с Лермонтовым как с мальчиком, хотя и отдавали полную справедливость его уму». Именно Сушковой Лермонтов посвятил около 20 стихотворений.
Слайд 32. Портрет Екатерины Сушковой.
Звучит романс «Нищий» ни стихи Лермонтова в исполнении Олега Погудина.
Наталья Федоровна Ивановна. Еще в 1830 году в тетради, где написаны стихи, обращенные к Сушковой, появляется стихотворение, посвященное Н. Ф. Ивановой. Этой героине поэт посвятит цикл стихов, который станет называться «ивановский цикл».
Слайд 33. Портрет Н. Ф. Ивановой
Стихотворение, посвященное Н. Ф Ивановой «Я не унижусь пред тобою» - Макарюк Семен
«Молитва» - Степанюк Евгений
Слайд 34. Портрет Варвары Александровны Лопухиной
Варвара Александровна Лопухина – одна из самых глубоких привязанностей поэта. Пережив бурное увлечение Натальей Ивановой, поэт в 1831году встретился в близкой ему семье Лопухиных с младшей сестрой своего друга Алексея - Варенькой. Чувство к ней было безотчетно, но искренно и сильно, и сохранил он его до последних дней жизни. Переезд Лермонтова в Петербург не позволил этому чувству развиться, а военная служба и светские развлечения на время заслонили образ любимой девушки. Молчание Лермонтова заставило Вареньку под давлением родителей выйти замуж за немолодого человека. И ей Лермонтов посвятил несколько стихотворений. А нашим студентам по душе пришлись стихи поэта о любви
«Пусть я кого-нибудь люблю» - Коверин Илья
Мы снова встретились с тобой – Татунь Егор
«Нет, не тебя я пылко так люблю» - Киркалов Артем
«Послушай, вспомни обо мне» - Машкина Катя
Ты помнишь – Михеева Наташа
Слова разлуки повторяя –Журавлева Вероника
«Она поет» - Трегубенко Тимофей
Преподаватель: В творчестве поэта студентов привлекают стихи, посвященные вечным образам: небу, звездам, грозе, тучам.
«Небо и звезды» - Пикуль Дмитрий
«Утес « - Камышев Артем
«Гроза» - Перепелица Артем
«Звезда» - Сороколетов Сергей
1837 год. Смерть Пушкина. Железный стих младшего поэта. Восстал он против мнений света. Трагическая судьба Лермонтова. Ссылка. Потом была ссылка за дуэль с Эрнестом де Барантом. Смена службы.
В одном из журналов со сканвордами за октябрь 2019 года я обратила внимание на статью Николая Маринина «Лермонтовский спецназ», в котором обнаружила автопортрет Лермонтова, свежо описанные уже известные факты из жизни поэта.
Из 27 неполных лет, отпущенных поэту судьбой, почти треть были отданы военной службе. Дотошные исследователи подсчитали: Лермонтов ровно год – 365 суток! – провел в пути, проехав свыше 40 тысяч километров. Значительная часть из них пришлась на Кавказ, куда власти дважды ссылали опального поэта и где ярко раскрылся еще один из его талантов. Талант командира. Об этом и выступления ребят из группы МП-119.
Итак, рассказ «Вакантное место» - Скороход Дима
10 октября 1840 года в бою был ранен в ногу и «вынесен ин из фронта» командир отряда «конных охотников» Руфин Дорохов. На всей кавказской линии и Черногории трудно было отыскать гарнизон, где не ходили бы легенды о его отчаянной храбрости. Этот удалец из породы людей, воспетых Денисом Давыдовым, характер имел взрывной как порох. За буйство, обычно сопровождаемое громкими скандалами, ходил вечно в штрафниках, тем более, что крутой нрав нередко доводил его до дуэли. И он неоднократно лишался офицерских эполет.
В свои почти 40 лет Дорохов был сего лишь юнкером. Но именно ему поручили сформировать отряд «охотников» численностью в сотню отборных храбрецов. Сохранились воспоминания о том, как производился отбор в отряд. Если экзаменуемый справлялся с трудным испытанием, то в награду за это ему брили голову, приказывали отпустить бороду, одевали по-черкесски вооружали двустволкой со штыком. Стоить добавить, что в отряде было много горцев, плохо знавших русский язык (откуда и пошло название «дикая сотня»). И еще: «охотники» предпочитали действовать холодным оружием и входе рейдов почитали только одного царя и бога – своего командира.
После ранения Дорохова перед генерал-лейтенантом А. Галафеевым, возглавлявшим поход в так называемую большую Чечню, встала непростая задача: найти для «дикой сотни» равноценного командира. Немало кандидатов пришлось ему перебрать, прежде чем он остановил выбор на командире взвода 12-й мушкетной роты Тенгинского пехотного полка – офицере, отличившемся тремя месяцами раньше в жестоком бою на реке Валерик. Именно он, генерал Галафеев, собственноручно написал тогда представление к ордену Святого Владимира 4-й степени с бантом за проявленное Лермонтовым отличие. И были в том представлении слова: «Лермонтов исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием».
Рассказ второй . «Бой у «реки смерти» - Демченко Егор
Даже не искушенному в военных делах понятно, сколь непросто встать во главе такого необычного подразделения, которое, по сути, представляло собой прообраз современного армейского спецназа. Удивительно, но Михаил Юрьевич в считанные часы сумел расположить к себе людей. Уже 12 октября он отличился со своим отрядом.
Как явствует из боевого донесения, Лермонтов около селения Шали , пользуясь выгодностью местоположения, «бросился с гостью людей на превосходного числом неприятеля и неоднократно отбивал его нападения на цепь наших стрелков». Еще через три дня «при переправе через Аргун он действовал отлично…и, пользуясь выстрелами наших орудий, внезапно кинулся на партию неприятеля…»
А вскоре и сам Галафеев в одном из донесений с удовлетворением отмечал: « Невозможно было сделать выбора удачнее – всюду поручик Лермонтов! Во главе отряда оказывал самоотвержение выше всякой похвалы». Подобная характеристика боевого генерала дорогого стоит.
Так же, впрочем, как и свидетельство другого участника войны с горцами, офицера-кавалериста Константина Мамацева (Мамацашвили), ставшего позднее известным деятелем грузинской культуры: Лермонтов был «отчаянно храбр, удивлял своею удалью даже старых кавказских джигитов. В походе он никогда не подчинялся никакому режиму, и его команда в бою искала самых опасных мест».
30 октября Лермонтов снова, теперь уже во главе летучего отряда, у берегов Валерика – «реки смерти», где совсем недавно» два часа в струях потока бой длился», как напишет он своем стихотворении. И какой бой! В нем сошлись равные по силе и храбрости русские воины и свободолюбивые горцы! Никто не хотел уступать . Пошли стенка на стенку, штык на штык, кинжал на кинжал…
И вот – снова бой на том же месте. И снова преодоление устроенных горцами завалов, штурм высокого берега, и опять рукопашный бой и покрасневшая вода в реке… И снова читаем в донесении: « При речке Валерик поручик Лермонтов вил новый опыт хладнокровного мужества, отрезав дорогу от леса сильной партии неприятельской, из которой малая часть только обязана спасением быстроте лошадей, а остальная уничтожена».
Трудная, наполненная опасностями жизнь не оставляла места для творчества. Лишь изредка, в короткие минуты отдыха на биваке, удавалось занести в блокнот мимолетные строки, сделать быстрый рисунок карандашом. Авось когда-нибудь достанет времени обратиться к этим сделанным для памяти наброскам.
Третий рассказ. «Красная рубаха» - Шаров Илья
Лермонтов ничем не отличал себя от подчиненных: питался из общего котла, спал на земле, подложив под голову седло. Всегда небрежный в одежде, в походе он тем более придерживался форменных правил. Обычное его одеяние – свободно накинутый на плечи мундир без знаков различия, шаровары и красная канаусовая рубашка.
Заметим к слову, что среди множества легенд о поэте, есть одна, связанная с этой рубашкой. Вроде бы старик горец. Раньше сражавшийся на стороне Шамиля, спустя десятилетия часто рассказывал заезжим: мол, знал я его… В красной рубахе, как коршун, в сечу кидался. А мы, как увидим рубаху красную, по ней не стреляли, потому как знали: это русский ашуг, гегвака – стихотворец, по-нашему. А стихотворцев горцы уважают и считают за грех убивать... Скорее всего, это не более чем легенда. Но что примечательно: в десятках кровавых сечей участвовал поэт, и ни разу у него не было даже царапины, словно был заговорен от пуль и кинжалов.
В конце ноября завершилась экспедиция в Большую Чечню, а вместе с ней и командование «диким воинством». Лермонтов стал все чаще тяготиться службой, понимал, что у него совсем иное призвание, иной жизненный путь. В столичных журналах публикуются его стихи, выходит первый поэтический сборник и готовится ко второму изданию «Герой нашего времени». Лермонтов полон творческих планов, грандиозных замыслов и не догадывается, что тень Мартынова уже закрыла все пути к будущему…
Преподаватель: Меньше чем через год у подножия горы Машук, недалеко от Пятигорска произошла дуэль между М. Лермонтовым и Н. Мар тыновым.
Погиб поэт. Невольник чести. Пал оклеветанный молвой. С свинцом груди и жаждой мести, поникнув гордой головой.
Лермонтов убит. В природе разразилась такая гроза и дождь. Это природа плакала о рано ушедшем поэте, не успевшем сказать свое главное слово.
Звучит «Лакримоза» Моцарта.
Преподаватель: Образ Лермонтова. Когда по окончании юнкерской школы Лермонтов вышел корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк и впервые надел офицерский мундир, бабушка поэта заказала художнику Ф. О. Будкину его парадный портрет.
Слайд 35. М. Лермонтов. Парадный портрет Ф. О. Будкин.
Как пишет известный лермонтовед Ираклий Андроников, с полотна смотрит на нас спокойный благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом, в руке – шляпа с плюмажем.
На других портретах Лермонтов с неправильными чертами, узеньким подбородком, с коротким, чуть вздернутым носом.
Всматриваясь в изображения Лермонтова, мы понимаем, что художники пытались передать выражение глаз. И не смогли уловить взгляд. При этом портреты все разные.
Лермонтовские портреты рисовали П. Е. Заболотский, А. И. Клюндер, К. А. Горбунов. Несмотря на все их старания, они не сумели схватить жизнь лица, оказались бессильны передаче духовного облика Лермонтова, ибо в этих изображениях нет главного – нет поэта! Самыми убедительными, по мнению Андроникова, является только два – беглый рисунок Д. А. Палена (Лермонтов в профиль, в смятой фуражке) и акварельный автопортрет: Лермонтов на фоне кавказских гор, в бурке, с кинжалом на поясе, с огромными печально-взволнованными глазами. Оба эти портрета представляются похожими более других потому, что они внутренне чем-то сходны между собой и при этой гармонируют с поэзией Лермонтова.
Слайд 36. Портрет Лермонтова. П. Е. Заболотский.
Слайд 37. . Портрет Лермонтова. А. И. Клюндер.
Слайд 38. Портрет Лермонтова. К. А. Горбунов.
Наш рассказ о Лермонтове был бы неполным, если бы мы не представили слово тому, кто был в тех местах, где ходил по тем же дорожкам, что и поэт. Это Артем Давыдов.
Слайд 39. Пятигорск. Домик Лермонтова.
Лермонтов и Кавказ. Эти слова неотделимы друг от друга. И это мне известно не понаслышке. Я целых 14 лет прожил на Кавказе, в тех местах, где когда-то бывал М. Ю. Лермонтов. Я учился в школе, где учителя с гордостью говорили о ом, что это лермонтовские места: Пятигорск, кавказские минеральные воды и Кавказ, горы, которые с детства привлекали будущего поэта, впервые побывавшего там с бабушкой, Елизаветой Алексеевной Арсеньевой. Я был в Пятигорске, у домика Лермонтова.
Наружность домика самая незатейливая, похожая на казацкие домики в слободках Пятигорска. Домик воздвигался, помаленьку к нему пристраивали то новый вход и сени, то заменяли дверь окном и обратно. Окна все были разных величин. Крыша тростниковая с одной трубой.
Домик внутри был накрест разделен стенами, которые образовывали четыре комнаты. Из пристроенных , очевидно, позднее сеней вели две двери: налево – в перегороженную прихожую; отсюда одна в две комнаты, выходившие окнами на двор – их занял Столыпин, другая – в две комнаты с окнами в сад – их занял Лермонтов.
Вид квартира очень скромный вид. Низкие приземистые комнаты, с выбеленными дощатыми потолками и крашенными разноцветной краской стенами, были обставлены сборной мебелью разной обивки и дерева, окрашенного темной краской.
Пятигорск поэт посещал несколько раз. У него было много знакомых.
Преподаватель: Много стихотворений посвятил поэт разлуке, одиночеству, которые не оставят вас равнодушными к судьбе и творчеству великого поэта.
Мы тоже с вами будем помнить великого Лермонтова.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ! ИТОГИ!
А что нового о Лермонтове мы узнали сегодня:
Кем был Лермонтов?
Музыкант, художник, командир.
Любимое дерево – дуб.
Любимый город – Москва
А еще в финале – самое важное. Принято считать первым поэтом России А. С. Пушкина. Но, продолжая пушкинские традиции, великие писатели все же отдавали предпочтение М. Ю. Лермонтову. Это Л. Н. Толстой, И. А. Бунин, который сказал: «Я всегда думал, что наш величайший поэт был Пушкин. Нет, это Лермонтов! Представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если б не погиб в 27 лет!»
Но запомните, пожалуйста, без Пушкина не было бы ни Гоголя, ни Лермонтова!