Литературная игра по роману
А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
8 класс
УМК любой
Фокеева Любовь Николаевна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №115 г.Екатеринбург
«В «Капитанской дочке» всё не только самая правда, но ещё как бы лучше её».
Н. В. Гоголь
Цель: углубить понимание идейно-художественного богатства романа.
Задачи:
• учить разгадывать замысел автора; • развивать монологическую речь учащихся; • развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал; • воспитывать чувство доброты, самопожертвования, сострадания;
Предварительная подготовка : Класс делится на три команды, придумывают название, выбирают капитана, готовят домашнее задание – инсценирование эпизода.
1 тур
О ком эти слова?
А) «Увидел я высокого барина, лет 35, с длинными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах. Он играл с маркёром».
Б) «У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки».
В) «Он был лет 40, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показалось проседь; живые большие глаза так и бегали».
Г) «Он был ужасно худ и бледен. Волосы его недавно чёрные, как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена».
Д) «На полу, в крестьянском оборванном платье сидела она, бледная, худая, с растрёпанными волосами. Перед ней стоял кувшин воды, накрытый ломтём хлеба».
Е) «На нём был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза».
Ж) «Вот уж как пятый год к нам переведён за смертоубийство».
З) «С тех пор жил он в своей симбирской деревне, где женился на девице, дочери бедного тамошнего дворянина».
И) «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет 40. Лицо её полное и румяное, выражало важность и спокойствие»
2 тур
Чьи это слова?
А) «Кто из моих людей смеет обижать сироту? Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдёт». Б) «Ради Бога успокойтесь! Вы ещё в опасности: рана может открыться. Поберегите себя хоть для меня». В) «Как завижу, бывало, рысьи шапки, да как заслышу визг, веришь, отец мой, сердце так и замрёт! А теперь так привыкла». Г) «Я присягал государыне императрице и тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург». Д) «Я? Писал на тебя доносы? Господи царю небесный! Так изволь-ка прочитать, что пишет ко мне барин».
Е) «В огороде летал, конопли клевал, швырнула бабушка камушком, да мимо». Ж) «Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой стороне. Вместе жить, вместе и умирать». З) «Поезжай, матушка! Мы твоему счастью не помеха. Дай Бог тебе в женихи доброго человека, а не ошельмованного изменника». И) «Я убеждена в невиновности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти вашему свёкру» .
3 тур
Вставьте пропущенное
слово
- «Генерал Р. писал : «Извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак ???...»
- Ты мне не государь, ты ??? и ???, слышишь ты!».
- «И то правда,-сказал, смеясь Пугачёв .–Мои ??? не пощадили бы бедную девушку. Хорошо сделала кумушка-попадья, что обманула их».
- «Я жил ???, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками».
- «Чему он научится, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай он послужит в армии, да ??? , да ??? , да будет солдат, а не шаматон.»
- «Береги(,,,,,,), а честь смолоду».
- «(,,,,,,,,,) лучше доброй ссоры».
- «Будет дождик – будут и (,,,,,,,,), а будут (,,,,,,,,) – будет и (,,,,,,,,)».
- «Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там (,,,,,,)».
4 тур Расскажите сюжет по картинке
5 тур Домашнее задание. Инсценирование эпизодов
Задание капитанам
Кто, Емельян Пугачёв или Екатерина II, по вашему мнению, больше заслуживает характеристики «великодушный государь»?
Екатерина II
Емельян Пугачёв
6 тур Разгадайте эпиграф
Из 17 эпиграфов, данных к «Капитанской дочке», 10 заимствованы из народного творчества. О ком эти эпиграфы? (аргументированный ответ)
- Первой команде – к 7 главе «Приступ»:
Голова моя, головушка,
Голова послуживая!...
- Второй команде – к 12 главе «Сирота»:
Как у нашей яблоньки
Ни верхушки нет, ни отросточек…
- Третьей команде – ко всему роману «Капитанская дочка»:
Береги честь смолоду
7 тур Задание для аргументированного ответа
Можно ли назвать «Капитанскую дочку»…
- 1-ой команде: бытовым романом?
- 2-ой команде: нравоучительным
романом?
- 3-ей команде: историческим романом?
Для чего же А.С. Пушкин написал роман «Капитанская дочка» ?
- Пётр Гринёв – в самых тяжёлых ситуациях оставался верным присяге, смелым и искренним. Он жалеет изувеченного башкирца, осуждает русский бунт.
- Маша Миронова – тихая и робкая капитанская дочка, живущая по правильным, благородным законам, стала победительницей в сложнейшей жизненной ситуации. Смелость, чувство ответственности за любимого, бескорыстие!
- Капитан Миронов – не выслуживший за всю жизнь ни славы, ни богатства, но при этом честно и храбро служивший императрице.
- Пугачёв – в котором Пушкин помогает увидеть не «бешенного пса», «исчадие ада», злодея и самозванца, а человека, верного дружбе, благородного и великодушного.
Вывод:
История основана на фактах уже свершившихся, позволяет нам делать выводы, извлекать уроки.
А литература указывает путь, по которому надо идти. Это путь милосердия, любви к человеку.
Домашнее задание.
Написать сочинение.
- Образ Пугачёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
- Образ Савельича в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
- Образ Марьи Ивановны в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
- Образ капитана Миронова в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
- Образ Петра Гринёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Источники
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе:8 класс. – М.:ВАКО,2008.-512с.-(В помощь школьному учителю).
- http://cs306610.userapi.com/v306610402/82fc/bm7TUJNSh6k.jpg (Иллюстрация к 14 слайду метель)
- http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/59/58150/img12.jpg (Иллюстрация к 15 слайду дуэль)
- http://www.neizvestniy-geniy.ru/images/forum/b/2013/03/193512.jpg (Иллюстрация к 16 слайду Гринёв ранен и за ним ухаживает Маша Миронова)
- http://img10.proshkolu.ru/content/media/pic/std/4000000/3325000/3324724-fc8fedf27ec15048.jpg (Иллюстрация к 18 слайду Гринёв отправляется на службу)
- http://literatura5.narod.ru/pushkin_dochka3.jpg (Иллюстрация к 19 слайду Гринёв у капитана Миронова)
- http://www.libex.ru/dimg/46344.jpg (Иллюстрация к 20 слайду)
- http://ic.pics.livejournal.com/art_afrodiziak/24988835/1046284/1046284_original.jpg (Иллюстрация к 21 слайду казнь Пугачёва)
- http://cor.edu.27.ru/dlrstore/c4dd21f7-2589-ac6b-50da-e5e6c86aa51c/images/11.gif (Иллюстрация к 22 слайду первая встреча Маши Мироновой и ЕкатериныII)
- http://i263.photobucket.com/albums/ii148/fffloating3/198749.jpg (Иллюстрация к 23 слайду dnjhfz встреча Маши Мироновой и ЕкатериныII)
- http://www.90557187_large_33 (Иллюстрация к 23 слайду Орёл и ворон) http://www.a4format.ru/index_pic.php?data=photos/42027d00.jpg&percenta = (Иллюстрация к 23 слайду Гринёв у Пугачёва)
- http://susanin.udm.ru/upload/iblock/531/531e2fcf6b327534f073abb23f4f49cc.jpg (Иллюстрация к 28 слайду Екатерина II)
- http://s4.afisha.net/Afisha7Files/UGPhotos/c71/c71d2db9-b069-4080-8af8-41f3ae523fea/p_F.jpg (Иллюстрация к 28 слайду Пугачёв)