СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-музыкальная композиция "Дети-герои"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие в творческой форме рассказывает о пионерах-героях, а именно о Нине Сагайдак 

    

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция "Дети-герои"»

"Дети-герои. Нина Сагайдак"

(Литературно-музыкальная композиция, посвященная Нине Сагайдак)



С каждым годом всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна.

Константин Симонов писал: «О минувшей войне необходимо знать всё. Надо знать и чем она была, с какой душевной безмерной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем для нас была Победа. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли». Человеческая память. Время не властно над ней! И сколько бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе.

Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете.

Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паёк. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать также просто как утренний сон . Для нас война – это история.


Для того чтобы воспитать гражданина, патриота своей Родины, имеющего собственное мировоззрение, необходимо ему рассказать, как о радостных, так и о трудных страницах биографии родной земли, дать почувствовать свою сопричастность к судьбе Отечества, к судьбе своего народа. Именно детство и юность являются самой благодатной порой для привития священного чувства любви к Родине.

Патриотическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса и является приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности в МБОУ «СОШ № 6». Особое место занимают мероприятия, посвященные патриотическому воспитанию, которые проводятся в течение всего учебного года, все они способствуют гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения посредством «погружения» участников мероприятия в историческое прошлое нашей Родины.

Одной из форм организации воспитательного процесса, позволяющей с максимальной полнотой обеспечить взаимодействие всех образных систем, является литературно-музыкальная композиция. Данная форма, как никакая другая, подходит для достижения поставленных целей. В доступной форме, через художественные образы и музыку, дети подготавливаются к восприятию в дальнейшем больших идей, связанных с патриотическими чувствами и любовью к Родине. В течение определённого времени, происходит обучение обучающихся сценической речи, сценическому движению, подбирается текстовый и музыкальный материал, проходят репетиционные занятия.

Для успешной реализации данного мероприятия необходимы:

1. Подготовительная работа с целью углубления знаний об историческом и героическом прошлом пилнеро-героев в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. (тематические беседы, просмотр фильмов, чтение художественной литературы с последующим обсуждением, конкурс рисунков «Детство и война», экскурсии музеи).

2. Организация практической деятельности:

-разработка сценария литературно- музыкальной композиции;

-подготовка костюмов, декораций;

-пошив костюмов для танцевальной группы;

-распределение ролей;

-разучивание песен, стихов, танцевальных композиций;

- проведение репетиций (индивидуальная, групповая работа);

- работа над сценической речью;

- работа над сценическим движением;

- показ литературно-музыкальной композиции.

3. Использование современных технических средств обучения, помогает воссоздать обстановку, в которой протекала жизнь детей того времени, помогает зрителям сопереживать героям литературно- музыкальной композиции.

4. Подготовка площадки для проведения мероприятия, которой может выступить:

- сцена актового зала школы.


Участники:

Ученики 1–11-х классов, родители, педагоги

Цель:

Совершенствовать гражданско-патриотическое развитие обучающихся, сохранить и развить чувство гордости за свою страну

Задачи:

Формировать жизненные ценности, мировоззрение школьников. Развивать гражданскую позицию на основе общечеловеческих ценностей. Воспитывать любовь к Родине. Способствовать развитию интереса школьников к истории Великой Отечественной войны; воспитывать чувство патриотизма

Оборудование

Мультимедийное оборудование, экран

Примерное время

90 мин


На экране кадры военной хроники

Девочка и мальчик открывают.

1 ведущий: 22 июня 1941 года не объявляя войны, фашисты вероломно напали на нашу мирную страну, нарушив её покой. И счастливый тёплый день стал днём слёз и горя.


2 ведущий:

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все 4 года.
Она такой вдавила след
И стольких на земь положила
Что 30 лет и 60.
Живым не верится, что живы.

1 ведущий: “Косматый изверг” - фашизм принёс большие потери и началась священная война.

Песня “Священная война”

Музыка А.В. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача.

Дети под песню входят на сцену с плакатами «Пионеры-герои» и поют.

2 ведущий: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Вместе со взрослыми сражались и дети. Запомните их имена.

Герои Советского Союза: Лёня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик, Нина Сагайдак. Сыновья полков - так называли наших юных героев, которые прошли с нашей армией по дорогам войны


На экране пионеры-герои


Чтецы:

Давно уж бои отгремели,
Но время не вычеркнет нет!
Мальчишку в солдатской шинели
Неполных пятнадцати лет.

Им не встать из под елей густых не подняться,
Пионеры – и тысячи их
Кто умели бесстрашно сражаться
Кто-то в танк бросил связку гранат
Кто-то шёл с атакующим строем
На Днепре и в Крыму
И на гребнях Карпат
Развели обелиски героям.

В нашей истории много событий,
Где приходилось отстаивать Мир;
Взрослых удел это, но не  забыты
Дети – идущие в бой,
                                     вместо игр.
Сколько их, маленьких,
                              лесом  встревоженным
Тайно носилось по тропкам
                                               исхоженным:
Страшно, наверное, было идти,
Важно – записку прижать на груди.

На голове вместо кепок – папахи,
Вместо панамок – тугие платки,
И гимнастёрки  - а не рубахи,
Туфли  сменили - на сапоги.

Как отвечать этим псам с автоматами,
Как  бы при обыске не задрожать?
Как не заплакать, когда тебе с матами
Дуло – под нос, что готово  стрелять?

Сердце ребёнка кипело от злобы,
Вместо улыбок, они - вновь и вновь
Жизнью своей рисковали так,
                                                   чтобы
Мир на Земле воцарил и Любовь!

Мальчишки, девчонки — ещё пионеры!
Другим показали отваги примеры!

О вас узнавали, впервые, в газете...
Герои войны! А по возрасту — дети!

Война отняла вашу жизнь и мечтания,
Взамен подарила нужду и страдания!

И вы, позабыв про душевные раны,
Сбегали в полка, морской флот, партизаны!

В тылу у врага вами сделано много:
Вот в минах фашистам лесная дорога,

Мосты поджигали без лишних вопросов-
И фрицев вагоны летят под откосы!

Листовки расклеить тайком на заборах,
Подслушать немецкую речь в разговорах,

Поджечь склад иль штаб у врага среди ночи -
Разведкою были те детские очи!

Вы в плен попадали! Безжалостны биты!
И ранены были! И были убиты...!

Без вас бы война продолжалась подольше!
Погибших людей оказалось б побольше!

Вы знали про это! И жизнь не жалели!
"Спасибо!" мы громко сказать не сумели!

Фашизм неожиданно встретили "в гости" -
И детские тЕльца разбросаны в кости,

И губы застывшие с возгласом "Мама"...!
Война — не родня, убивает упрямо!

Ваш подвиг навечно! Вы — ДЕТИ-ГЕРОИ!
Войну увели из страны под конвоем!


1 ведущий: Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те кому в 41-м было чуть побольше, чем нам сегодня, те кто на груди с гордостью носил пионерский галстук или комсомольский значок, совершили бессмертные подвиги. И мы с благодарностью вспоминаем, тех мальчишек и девчонок, что шли вперед, и падали и пели.


Танцевальная композиция

в конце композиции на сцене остается одна девочка, она продолжает танцевать, в это время на экране фотография Нины Сагайдак, звучит голос за кадром:


ГЗК: Нина Сагайдак танцевала в местном театре. Когда она выступала, в зрительном зале не было пустых мест, и пока враг был отвлечен танцами юной партизанки, ее организация успевала совершить диверсионные действия.

Девочка уходит со сцены. На экране фотографии Нины Сагайдак

По очереди появляются учащиеся в образе партизан:

1 мальчик: 7 октября 1942 года, в двадцать пятую годовщину Великой Октябрьской революции, над оккупированным фашистами украинским городом Щорсом (современное название Сновск) раздалось радиообращение к горожанам, звонкий девичий голос сообщил:

Девочка: Товарищи! Друзья! Поздравляем вас с праздником Великой Октябрьской социалистической революции! Слушайте нас все, кто стремится к свободе, кто любит свою Советскую Родину! Дорогие земляки! Красная Армия ведет ожесточенные бои. Коммунистическая партия подняла весь народ на борьбу с врагом. Бейте фашистскую сволочь! Вас ждут партизанские отряды...

Мальчик: Автор этого обращения отважная юная партизанка Нина Алексеевна Сагайдак. Девушка была активной участницей подпольной организации, действующей в городе Щорс, однако о роде ее деятельности до нас дошло немного сведений в связи с тем, что практически всех соратников Нины расстреляли.

Девочка: Договорив слова радиообращения, Нина, как и было запланировано, привела радиоузел в неисправное состояние, и, никем не замеченной, скрылась. В городе начались проверки. Нет точной версии о том, кто именно сдал Нину Сагайдак.

Согласно одной из них это сделал, задержанный немцами ровесник Нины, обиженный на нее за то, что, какое-то время назад, его не приняли в партизанскую организацию по инициативе Нины.


Чтецы уходят. На сцене девочка в образе Нины Сагайдак и мальчик в немецкой форме


Голос за кадром: После ареста юную партизанку полтора месяца пытали, просили выдать товарищей, но она молчала.


— Ты, наверное, соскучилась по дому?— ласково спросил её офицер. Нина опустила глаза. Её постоянно мучила мысль о бабушке, о маленьком брате и сестрёнке. Она боялась, что фашисты что-нибудь сделают с ними…
— Ты и теперь молчишь, — пожал плечами немец.— А ведь мы не хотим тебе зла. Но ты упрямая девочка. И всё же мы решили быть к тебе добрыми и позволить побывать дома.
— Признайся во всём, и ты будешь свободна, — услышала она знакомую фразу. И она продолжала молчать. А когда, не добившись от Нины ни слова, выводили её из комнаты, она слышала, как потерявший терпение фашист крикнул:
— Что это за непонятная страна! Здесь даже дети партизанят.

(уходят со сцены)


На экране фото памятника Нине Сагайдак

1 ведущий: Неизвестна и точная дата расстрела. На памятниках ставят дату 19 мая 1943 года.

На экране надпись из камеры

2 ведущий: Находясь в камере для смертников, оставила надпись на стене. Точный текст неизвестен, но одна из наиболее известных интерпретаций звучит так:

«За Родину, за Правду! Кто будет здесь и выйдет на волю передавайте. Нина Сагайдак. Шестнадцать лет»


1 ведущий: Танкисты, освободившие город Щорс узнали у местных жителей историю Нины. Услышанное потрясло и вдохновило их. После чего танкисты раздобыли красную краску и написали на своём танке имя Нины Сагайдак. Через два года, в победном мае сорок пятого, этот танк ворвётся в Берлин, и танкисты напишут на стенах Рейхстага свои имена, а возле них и имя юной героини Нины Сагайдак, ведь она наравне со взрослыми воевала с фашистами, и не побоялась отдать свою жизнь за приближение долгожданной Победы над гитлеровским режимом.


Дети исполняют “Песню о пионерах героях”.

Музыка А. Пахмутовой, слова С. Гребенникова и Н. Добронравова.


2 ведущий:

Им не встать из под елей густых не подняться,
Пионеры – и тысячи их
Кто умели бесстрашно сражаться
Кто-то в танк бросил связку гранат
Кто-то шёл с атакующим строем
На Днепре и в Крыму
И на гребнях Карпат
Развели обелиски героям.


1 ведущий:

Патриоты полков боевых, смельчаки
Партизанских отрядов, пионеры и тысячи их, что шли в бой под разрывы снарядов.
Барабанщик, разведчик, трубач,
Им знаком смерч военного дыма
Их пытал, их казнил бухенвальдский палач,
Их сжигали в печах Освенциума.


2 ведущий:

Сколько храбрых сердец молодых
Беззаветно служили народу
Пионеры и тысячи их
Кто погиб за страну и свободу.
Их могилы ты всюду найдешь
На дорогах минувших пожарищ.
Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь
То сними свою шляпу, товарищ!

Звучит мелодия “Бухенвальдский набат”


1 ведущий:

Помните, через года, через века
Помните!
О тех кто уже не придет никогда.
Помните!


2 ведущий:

Не плачьте, в горле сдержите стоны.
Памяти павших, будьте достойны
Вечно достойны,
Хлебом и песней
Мечтой и стихами,
Жизнью простой
Каждой секундой
Каждым дыханьем
Будьте достойны!

Все: Вечно достойны!


Минута молчания


1 ведущий:

А может, нам о них забыть
Опять война,
Опять блокада..

Я слышу иногда:
“Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне”.

И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда -
Не права!

Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она как сила нам нужна…


Исполняется песня «Рисуют мальчики войну»


На последнем куплете выходят мальчики 2-х классов с рисунками в руках «Детство и война»


 2 ведущий:

Маленько детское сердце может стать огромным, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к врагам.

Хочется, чтобы вы помнили подвиги, которые совершили дети, такие же, как вы, и какой вклад они сделали для того, чтобы мы с вами жили в мирное время.