Внеклассное мероприятие: «От героев былых времен» ко Дню героев Отечества
Автор: Калинкина Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
ГОУ ТО «Новомосковская школа для обучающихся с ОВЗ»
2018 год
1.Пояснительная записка
День Героев Отечества в России – это памятная дата, которая отмечается в нашей стране ежегодно 9 декабря. Героями становились, как прославленные полководцы, князья, так и простые люди. Много героев в нашей стране. Часто служение Родине становилось долгом и честью многих поколений одной семьи. В современной России продолжается эта традиция – деды, отцы и сыновья выбирают военные профессии. Это патриоты своей страны.
1.1.Тематическое направление
патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
1.2.Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
(актуальность)
Проблемы гражданско-патриотического воспитания обучающихся характеризуется невысоким уровнем гражданского образования и патриотического воспитания. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина России. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо использовать нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности и являлись бы доступным для восприятия. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотическое чувство не возникает само по себе – его надо воспитывать в ребёнке. Поэтому надо вести большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств. К сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев войны. Детям нужно рассказать о героях Великой Отечественной войны, о героях настоящего времени, чтобы сформировать у подрастающего поколения чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ.
1.3.Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса)
Внеклассное мероприятие разработано для обучающихся 8-9 классов.
Однако данная методическая разработка представляет собой универсальный план действий, который подойдёт любой возрастной категории школьников. Целевой аудиторией воспитательного мероприятия могут быть учащиеся как начальной школы или среднего звена, так и старшеклассники.
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного
руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
Внеклассное мероприятие является частью деятельности классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательном учреждении в соответствии с ФГОС и Стратегией развития воспитания в РФ. Данное мероприятие имеет важное место в плане воспитательной работы ГОУ ТО «Новомосковская школа для обучающихся с ОВЗ»
Преемственность заключается во взаимодействии всех участников воспитательного процесса: учащихся, классного руководителя, педагога-организатора по воспитательной работе.
1.5.Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.
Цель: воспитание патриотизма, гражданственности, чувства долга и уважения к историческому прошлому России. способствовать формированию активной гражданской позиции, общечеловеческих ценностей; чувства гордости за славные подвиги лучших граждан во имя Отечества; воспитывать подрастающее поколение на краеведческих примерах мужества, патриотизма.
Задачи:
Образовательная: расширить сведения о празднике Героев Отечества; рассказать учащимся о героях ВОВ, о героях, участвовавших в локальных конфликтах.
Развивающая:
прививать у учащихся интерес к культуре, формировать навыки выразительного чтения.
Воспитывающая:
способствовать формированию активной гражданской позиции; чувства гордости за славные подвиги лучших граждан во имя Отечества; воспитание у обучающихся любви и уважения к родному краю, Отечеству. подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения; создание условий для творчества детей, формирования активной жизненной позиции; приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества.
Планируемые результаты: В процессе проведения мероприятия, направленных на патриотическое воспитание и формирование российской идентичности школьников, формируются качества личности: чувство патриотизма, любовь и верности к России,, чувство гражданской ответственности за свои дела и поступки.
Личностные: формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, уважение к своему народу, принятие ценностей; воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
Коммуникативные: развивать умения договариваться при распределении на группы, формировать навыки сотрудничать со сверстниками, взрослыми при подготовке мероприятия; уметь высказывать свое мнение.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с целью и поставленной задачей; осуществлять контроль в ходе выполнения деятельности; уметь оценивать достигнутые результаты своей работы.
Познавательные: осуществлять поиск информации и подготовку материалов для составления выступления по теме с использованием энциклопедий, электронных справочников
1.6.Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора.
Внеклассное мероприятие «День героев Отечества» является частью инвариантного модуля программы воспитания ГОУ ТО «Новомосковская школа для обучающихся с ОВЗ», которое входит в цикл мероприятий, направленных на воспитание патриотизма у обучающихся школы.
1.7.Педагогическая технология/ методы/приёмы, используемые для достижения планируемых результатов.
технология деятельностного подхода;
технология проектного обучения с использованием ИКТ;
технология коллективного творческого дела;
проектная технология;
личностно-ориентированная;
технология сотрудничества;
коммуникативно-диалоговая технология.
Методы: беседа, проблемный диалог, анализ ситуаций.
Приём: «Мозговой штурм»
1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)
1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Рекомендовано к использованию во «Внеурочной деятельности» для педагогов основного общего и среднего общего образования общеобразовательной школы. Расширяет методический и технологический инструментарий классного руководителя, обогащая его современными формами и приёмами работы.
2. Основная часть.
2.1 Описание подготовки воспитательного мероприятия.
Подготовительный этап начинается с четкого распределения обязанностей среди организационной группы по подготовке и проведению мероприятия.
1. Составить план подготовки мероприятия.
2. Дать информацию о проводимом мероприятии (разработать, размножить и распространить объявления в классах).
Подобрать ведущих. (Ведущим во время проведения мероприятия отводится большая роль. Для ведущих важно четко объяснить условия, контролировать процесс проведения, динамику мероприятия – все это плюс многое другое требует находчивости, терпения, внимательности, конечно же, ведущие должны владеть ораторским искусством).
Подобрать стихотворения и музыкальное сопровождение.
Подготовить техническое обеспечение мероприятия (микрофоны, проектор, ноутбук )
Подготовить место проведения мероприятия:
- оформить согласно тематики мероприятия;
- подготовить атрибуты, декорации.
Написать сценарий.
Провести репетиции.
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия.
Место проведения: актовый зал.
Форма проведения: тематический вечер
Сценарий литературно-музыкальной композиции
«От героев былых времен…» ко Дню героев Отечества
Сценарий «Герои России моей», посвященный Дню Героев Отечества
Цели:
расширить сведения о днях воинской славы и памятных датах России;
о празднике Героев Отечества;
углубить знания детей о высших наградах России, истории их учреждения и
награжденных;
способствовать формированию активной гражданской позиции,
общечеловеческих ценностей; чувства гордости за славные подвиги лучших
граждан во имя Отечества;
воспитывать на примерах мужества, патриотизма.
Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
над ширью пашен и полей
и у берез и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
что под березами лежат
и вам ответят их сыны,
хотят ли русские вой
Звучит песня «От героев былых времен…»
Ведущий 1 В разное, непростое, а порой тяжелое время для нашей Родины, всегда находились люди, сумевшие вовремя принять решение, иногда, рискуя ценой собственной жизни, находя его единственно верным.
Ведущий 2 И мы понимаем, что именно такой поступок называется - подвиг, который остается в памяти людей, переходит из уст в уста, из поколения в поколения.
Ведущий 1. 9 декабря отмечается День Героев Отечества. В этот день чествуют Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы.
Ведущий 2 Эта дата была установлена в 2007 году и приурочена к событиям эпохи правления Екатерины II. Императрица в 1769 году учредила орден Святого Георгия Победоносца.
Ведущий 1 Президент России Владимир Путин подписал закон об установлении 3 декабря 2014г.новой памятной даты - Дня Неизвестного солдата.
Ведущий 2 Закон увековечивает память, воинскую доблесть и бессмертный подвиг российских и советских воинов, погибших в боевых действиях на территории страны или за её пределами, чьё имя осталось неизвестным
Никто не знает их в лицо, в глаза. Их знают сзади.
Когда они вперед бегут, а враг сидит в засаде.
Вперед они бегут, пока их пуля не догонит.
Или граната свысока по темечку не тронет.
Но даже это иногда их бег не прерывает.
Бегут они через года, через века — бывает.
Их помнят все кому не лень — и дедушки, и дети.
И говорят: «Таких людей — раз, два — и всё на свете!»
Ведущий 1: Отмечая праздник «День героя Отечества», мы хотим перелистать страницы нашей истории, задержать ваше внимание и вспомнить лишь некоторые имена.
Ведущий 2: Имена наших земляков, успевших оставить свой яркий след, судьба которых является примером, подтверждающим давно знакомую фразу: в жизни всегда есть место для подвига.
Дневник войны в моих руках,
Он сохранился от отца.
Всплывают в строчках и словах
Черты родного мне лица.
—————————-
Конец июня. Первый день.
Из городов и деревень
Страна сынов своих зовёт…
Война покой России рвёт.
Вот строки вихревых годин:
Оружье… номер… карабин…
Знал каждый воин-рядовой
Свой номер почты полевой…
Бойца нетленных документ:
Войну прошедший партбилет…
Красноармеец точно знал,
Что он за правду воевал.
Письмо жены, на фото — брат…
Вот строчка: спички… хлеб… табак…
На развороте — текста строчки —
Слова из «Синего платочка».
Вместилась вся война в дневник…
И вот страница — горя лик!..
Здесь все погибшие в бою
За Русь,
за дом свой
и семью…
Александр Лазутин
Ведущий 1 День 22 июня 1941 года стал трагическим в судьбах жителей нашего города. В этот день началась война. 28 тысяч жителей нашего района ушли на фронт.
Ведущий 2.Быстро захватывая большие территории, враг подступал к Сталиногоpску. Противник встретил отпор 239-й дивизии, прибывшей с Дальнего Востока. Командовал полковник Г. О. Маpтиpосян.
Ведущий 1. 25 ноября 1941 года немцы в кровопролитных и жестоких боях заставили наши части отступить. Фашисты заняли Сталиногорск. Они грабили, жгли, убивали.. Они превратили в развалины цеха предприятий, жилые дома. Этим гитлеровцы надеялись запугать население, сломить волю людей к сопротивлению.
Ведущий 2.Главную роль в освобождении Сталиногорска сыграл 1-й Гвардейский кавалерийский корпус, командиром которого был генерал-майор П.А. Белов. Одна из улиц нашего города названа в честь генерала Белова.
Ведущий 1. В сражении за город Новомосковск участвовал дивизион «катюш». Одна из них оказалась на дне водохранилища. Новомосковская «катюша» не участвовала в крупных военных операциях, но выстрелы «катюш» навели панику в немецких войсках, вынудили их отступить от Сталиногорска.
Ведущий 2. 12 декабря 1941 года –день освобождения Сталиногорска (ныне Новомосковска) от немецко-фашистских захватчиков
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок. Мой и твой.
Я не хочу, чтоб голод Ленинграда
Коснулся их блокадною рукой.
Я не хочу, чтоб доты обнажились,
Как раковая опухоль земли.
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью-то жизнь с собою унесли.
Пусть вскинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари пепелищ и от хатынской боли.
Навечно! Навсегда! А не на миг!
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок, мой и твой.
Пусть мир взорвется криком: "Нет! Не надо! Мне нужен сын не мертвый, а живой! "
Танец «Солдатка»
Ведущий 1.Не всех дождались родные назад. Почти 8 тысяч наших земляков погибли, защищая Родину. Их имена занесены навечно в Книгу памяти… 26 уроженцев и жителей Сталиногорска удостоены высокого звания Героя Советского Союза, 1 — Герой Российской Федерации
Ведущий 2. - О героизме наших земляков, проявленном в годы Великой Отечественной войны, напоминают памятники, установленные в честь их подвига.
Ведущий 1.Именами героев Великой Отечественной войны названы улицы Новомосковска.
Наша школа расположена на улице Героя Советского Союза Николая Присягина,
Присягин Николай Алексеевич родился в 1918 г. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 гг. Во время Великой Отечественной войны на фронте с июня 1941 г. Окончил Саратовское танковое училище. 23 апреля 1945 года рота Присягина ворвалась в пригород Берлина.. В уличных боях лично уничтожил 3 танка, 2 самоходных орудия, 6 полевых орудий, истребил до 150 солдат и офицеров противника, взял в плен 65 гитлеровцев. Звание Героя Советского Союза присвоено 27 июня 1945 г.
Ведущий 2. 1979-1989гг ...Война в Афганистане … Война, ставшая одной из трагических страниц нашей истории, -- она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная. И унесла с собой 15 тыс. жизней.
Наше русское воинство всегда выполняло приказы. Приказ не обсуждается. Вот и тогда приказ был выполнен.
Война в Афганистане,
И люди погибают.
Хотят солдаты к маме.
Но их не забирают.
Война в Афганистане,
Взрываются снаряды,
И всё болит, ты ранен,
И никого нет рядом.
Лишь ты один остался.
Пылинки на ресницах,
Ты доблестно сражался
Да, тяжко было биться.
Глаза не открываешь:
Рассвет перед тобою,
Еще один встречаешь,
Бессилен после боя.
За что такое горе,
За что мы умираем,
Мечтал о Чёрном море,
Сейчас мечта о рае.
“Люблю тебя, родная…”
Хочу сказать я маме.
Прости, я умираю,
Война в Афганистан.
Наталья Огольцева
Ведущий 1 Проходит время, но не стихает боль утрат. Прочерк между этими датами, словно след пули – стремительный и неостановимый. Огромный срок – в две Великие Отечественные войны.
Время выбрало нас
Закружило в афганской метели,
Нас позвали друзья в грозный час,
Мы особую форму надели.
И в огне горных, трудных дорог
Своей кровью кропили походы,
Не заметили в вихре тревог,
Как минуты прессуются в годы.
Верность, доблесть, отвага и честь –
Эти качества не напоказ.
У Отчизны героев не счесть.
Время выбрало нас!
Ведущий 2. В 1989 году15 февраля последние советские войска покинули государство Афганистан. Так закончилась 10-летняя война, в которой Советский Союз потерял свыше 15 тысяч своих граждан. И понятно, что День вывода войск из Афганистана — это и праздник афганцев-ветеранов, и день памяти и скорби обо всех погибших воинах-интернационалистах.
Ведущий 1 Чечня – саднящая рана для всех нас. Не солдаты и офицеры начинали эту войну, но именно им пришлось расплачиваться. Расплачиваться самым дорогим, что есть у человека – жизнью.
Ведущий 2 На войне у каждого свой путь. Война – тяжёлое бедствие для самой сути человеческой личности. Испытания, которое трудно даже представить. Сейчас, слава Богу, чеченцы возвращаются к мирной жизни, но слишком скорбная плата за мир – человеческие жизни
Я был у матери один,
А у соседей было двое.
Один с войны пришёл героем,
Другого в цинке привезли.
И кто виновен в той беде?
Что мать до срока поседела.
Что, в общем, ни кому нет дела,
Как я погиб, зачем и где.
Я честно выполнил свой долг.
И я не прятался за спины,
Жизнь, не дожив до середины,
Хотя я точно знаю, мог!
Я мог любить, и быть любим.
Ходить в кино, встречать рассветы.
Но, жизнь, как песня, не допета,
И ход судьбы неумолим.
Как холодна чужая ночь.
Как зноен день в чужой долине.
Сгорели заживо в машине.
Нам не могли ничем помочь.
И раздавали ордена,
Но много ль толку от железа?
Когда вам вместо ног протезы
В награду Родина дала?
Я был у матери один,
И умирать мне не хотелось.
Александр Клюсов
ВИДЕОРОЛИК «Я вернусь из темноты…»+ исполнение
Ведущий 1 . В Урванском лесу на Аллее памяти, на мемориальных плитах увековечены имена земляков, павших в Афганистане, Чеченской Республике, в других обстоятельствах при исполнении служебного долга.
Ведущий 2 На войне у каждого свой путь. И молодые ребята, оказавшиеся на войне в Афганистане или Чечне, с честью выполнили свой воинский долг.
Ведущий 1 Героями не рождаются, ими становятся. Подвиг героев должен быть в наших сердцах. Костры памяти пылают только тогда, когда огонь в них поддерживают люди!
РЕКВИЕМ (Роберт Рождественский)
Помните!
Через века,
через года, -
помните!
О тех,
кто уже не придёт
никогда, -
помните!
Не плачьте!
В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!
Люди!
Покуда сердца
стучатся, -
помните!
Какою
ценой
завоёвано счастье, -
пожалуйста,
помните!
Детям своим
расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям
детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Встречайте
трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
войну,
прокляните
войну,
люди Земли!
Мечту пронесите
через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придёт
никогда, -
заклинаю, -
помните!
Ведущий 2 Всем нам хотелось бы жить в мире, совершенно свободном от войн и насилия. Об этой благословенной мечте, общей едва ли не для всего человечества, можно много размышлять. Но, к сожалению, в мире много военных опасностей, и потому наряду с мирными тружениками нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества.
Как хорошо проснуться на рассвете,
Как хорошо, что ночью снятся сны,
Как хорошо, что кружится планета,
Как хорошо на свете без войны!
Есть люди, что нас защищают
От бед, разрушений, войны.
О мирной России мечтают
Патриоты нашей страны.
Давайте войны прекратим
И будем постигать иное,
Мир во всем мире сохраним
И позабудем все плохое.
Ведущий 1
Война, война…
Кому-то очень больно,
А кто-то ищет новых благ и чин…
Друзья мои, всех убиенных в войнах
Вспомним и минуту помолчим… (Минута молчания). (Метроном)
Ведущий 2 К сожалению, и сейчас в мире происходят различные вооруженные конфликты, в которых гибнут наши солдаты, сражаясь с опаснейшим злом современности – террористическими организациями. Необходимость противодействия терроризму во всех его многообразных проявлениях превратилась к началу XXI в. в одну из главных проблем современного этапа развития человеческой цивилизации на Земле.
Видеоролик о войне в Сирии
Ведущий 1: Война в Сирии кажется очень далекой – на экранах телевизоров и страницах газет она выглядит не такой уж кровавой и почти совсем не страшной. Но снаряды этой войны, хоть и рвутся далеко от российских границ, отзываются в наших домах эхом горя и потерь.
Ведущий 2 Ученик нашей школы, Артем Чиканков, 2014г.выпуска, участвовал в боевых действиях в Сирии. Он был удостоен правительственной награды: получил медаль «За участие в боевых действиях»
Ведущий 1 Пройдут года, затянутся раны, напоминая о себе к непогоде. Потускнеют боевые ордена, у солдат вырастут дети. Многое со временем, конечно, забудется.
Ведущий 2 Но эти войны останутся в народе ничем неизгладимой трагической меткой. Останутся стихи и песни, рождённые на войне, рассказывая о силе духа и мужестве русского солдата. Останутся памятники и обелиски. Останется наша память.
Ведущий 1 Пусть их короткая жизнь и подвиг станут для всех нас нравственным уроком, уроком долга и чести.
Ведущий 2. Сегодня на нашем празднике присутствуют гости, которых мы по праву можем считать героями Отечества
Ведущий 1. Раст Виктор Александрович – капитан 2 ранга
Федосенко Юрий Николаевич – капитан 3 ранга
Рудаков Владимир Александрович – мичман
Танкова Екатерина Алексеевна -- мичман