Муниципальное общеобразовательное учреждение
Цильнинская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.И.Малышева
Муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО Т.Ю. Алексеева | Заместитель директора по УВР МОУ Цильнинской СШ | Директор МОУ Цильнинской СШ |
| ______ Чуносова Г.Ж. | _________________ Е.Ю.Чуносов |
Протокол №__от «__ »_______2021 г. | «___» _________________ 2021г. | от « » ___________2021г. |
Рабочая программа Наименование учебного предмета __литературное чтение ____ Класс_____3 ___ Уровень общего образования начальная школа___________ Срок реализации программы, учебный год___2022-2023 учебный год______ Количество часов в неделю 3 часа УМК: Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы « Школа России»1-4 кл , Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина ./ Москва: «Просвещение»,2019 Учебник: Л.Ф. Климанова ,В.Г. Горецкий Литературное чтение , 3 класс в 2 ч. /Москва: «Просвещение»,2018 Учитель Чигина Любовь Ивановна |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение » являются:
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многофункционального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме?Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;
читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме?Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Учащиеся получат возможность научиться:
находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;
сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
понимать цель своего высказывания;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Учащиеся получат возможность научиться:
высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными способами;
самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
находить в произведениях средства художественной выразительности;
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием;
пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.
писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;
осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
находить в произведении средства художественной выразительности.
Учащиеся получат возможность научиться:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Содержание учебного предмета
Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а так же стихи и рассказы из детских журналов.
Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания, драматизации. Целесообразно выделить не менее 8-10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя и по выбору самого ученика.
Содержание образовательной программы
Самое великое чудо на свете (3 ч)
Рукописные книги древней Руси.
Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество (13 ч)
Русские народные песни.
Докучные сказки.
Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».
Поэтическая тетрадь (11 ч)
1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. З. Суриков. «Детство», «Зима».
Великие русские писатели (21 ч)
1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь (6 ч)
1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».
Литературные сказки (8 ч)
1. Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».
Были и небылицы (10 ч)
1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».
Поэтическая тетрадь (6 ч)
1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».
Люби живое (16 ч)
1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь (8 ч)
1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».
Собирай по ягодке — наберешь кузовок (12 ч)
1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».
По страницам детских журналов (8 ч)
1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».
Зарубежная литература (13 ч)
Древнегреческий миф. Храбрый Персей.
Г. Х. Андерсен « Гадкий утёнок», сообщение о великом сказочнике.
Тематическое планирование
№п/п | Тема | Количество часов |
Раздел 1. | Самое великое чудо на свете | 3 |
Раздел 2. | Устное народное творчество | 13 |
Раздел 3. | Поэтическая тетрадь | 11 |
Раздел 4 | Великие русские писатели | 21 |
Раздел 5. | Поэтическая тетрадь 2. | 6 |
Раздел 6. | Литературные сказки | 8 |
Раздел 7. | Были - небылицы | 10 |
Раздел 8. | Поэтическая тетрадь 3. | 6 |
Раздел 9. | Люби живое | 16 |
Раздел 10 | Поэтическая тетрадь 4. | 8 |
Раздел 11 | Собирай по ягодке - наберёшь кузовок | 12 |
Раздел 12 | По страницам детских журналов | 8 |
Раздел 13 | Зарубежная литература | 13 |
Календарно-тематическое планирование Приложение
№ урока п/п | № урока по теме | Тема | Дата проведения | Причина пропуска | Форма коррекции | Дата фактич. проведения |
| | Самое великое чудо на свете 3 ч | | | | |
1. | 1 | Введение. Знакомство с учебником. Знакомство с названием раздела | | | | |
2. | 2 | Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения | | | | |
3. | 3 | Первопечатник Иван Федоров. Оценка достижений | | | | |
| | Устное народное творчество 13 ч | | | | |
4 | 1 | Вводный урок по разделу "Устное народное творчество". Русские народные песни | | | | |
5 | 2 | Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка | | | | |
5 | 3 | Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Характеристика героев сказки | | | | |
7 | 4 | Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" в иллюстрациях И. Билибина. | | | | |
8 | 5 | Русская народная сказка "Иван-царевич и Серый Волк". Сравнение сюжетов разных сказок | | | | |
9 | 6 | Русская народная сказка "Иван-царевич и Серый Волк". Составление плана сказки | | | | |
10 | 7 | Русская народная сказка "Иван-царевич и Серый Волк". Характеристика героев сказки. | | | | |
11-12. | 8-9 | Русская народная сказка "Сивка-бурка". Особенности волшебной сказки. | | | | |
13-14. | 10-11 | Русская народная сказка "Сивка-бурка" | | | | |
15. | 12 | Художники - иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. КВН (обобщающий урок по разделу "Устное народное творчество") | | | | |
16 | 13 | Проект "Сочиняем волшебную сказку" Проверим и оценим свои достижения. | | | | |
| | Поэтическая тетрадь 11 ч | | | | |
17 | 1 | Вводный урок по разделу "Поэтическая тетрадь 1." Я. Смоленский "Как научиться читать стихи" | | | | |
18 | 2 | Ф. Тютчев "Весенняя гроза". Звукопись, её художественно- выразительное значение. | | | | |
19 | 3 | Ф. Тютчев "Листья". Олицетворение - средство художественной выразительности. Сочинение - миниатюра "О чём расскажут осенние листья" | | | | |
20. | 4 | А. Фет "Мама! Глянь-ка из окошка…", "Зреет рожь над жаркой нивой…"Эпитеты. | | | | |
21. | 5 | . И. Никитин. "Полно, степь моя, спать беспробудно…" Олицетворение как приём создания картины природы | | | | |
22 | 6 | И.Никитин. "Встреча зимы" Подвижные картины природы. Олицетворение как приём создания картины природы. | | | | |
23 | 7-8 | И. Суриков "Детство". Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. | | | | |
24-25. | 9-10 | И.Суриков "Зима". Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении | | | | |
26. | 11 | Обобщающий урок. Путешествие в литературную страну. Проверим и оценим свои достижения | | | | |
| | Великие русские писатели 21 ч | | | | |
27 | 1 | Вводный урок по разделу "Великие русские писатели" Подготовка сообщения "Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина" | | | | |
28-29. | 2-3 | А. Пушкин .Лирические стихотворения. | | | | |
30 | 4 | А.Пушкин "Зимнее утро". Приём контраста как средство создания картины природы. | | | | |
31 | 5 | А.Пушкин "Зимний вечер". Настроение стихотворения. | | | | |
32-33 | 6-7 | Знакомство с литературной сказкой А. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне лебеди" | | | | |
34 | 8 | А. Пушкин "Сказка о царе Салтане,…". Сравнение литературной сказки с народной. | | | | |
35. | 9 | А. Пушкин "Сказка о царе Салтане,..». Главная мысль произведения. Характеристика героев. Рисунки И.Билибина | | | | |
36-37 | 10-11 | Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника. И Крылов "Мартышка и Очки". Характеристика героев басен. | | | | |
38. | 12 | И.Крылов. "Зеркало и Обезьяна". Мораль, характеристика персонажей, инсценирование басни. | | | | |
39 | 13 | И.Крылов "Ворона и Лисица". Мораль, характеристика героев, инсценирование басни. | | | | |
40 | 14 | М. Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи | | | | |
41. | 15 | М.Лермонтова "Горные вершины…», "На севере диком стоит одиноко…" Настроение стихотворения. | | | | |
41 | 16 | Лирические стихотворения М.Лермонтова "Утес", "Осень". Сравнение произведений музыки, живописи и литературы. | | | | |
43 | 17 | Детство Л.Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. | | | | |
44. | 18 | Л.Толстой "Акула". Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. | | | | |
45. | 19 | Л.Толстой "Прыжок". Сравнение рассказов Л.Толстого. | | | | |
46. | 20 | Л.Толстой "Лев и собачка". Тема и главная мысль произведения. | | | | |
47 | 21 | Л. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря?". Сравнение текстов. Проверим и оценим свои достижения. | | | | |
| | Поэтическая тетрадь 2. 6 ч | | | | |
48-49. | 1-2 | Вводный урок по разделу "Поэтическая тетрадь 2" Н.Некрасов "Славная осень!...", "Не ветер бушует над бором…" | | | | |
50-51 | 3-4 | Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы". Авторское отношение к герою. | | | | |
52. | 5 | К.Бальмонт "Золотое слово" | | | | |
53. | 6 | И.Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Проверим себя и оценим свои достижения | | | | |
| | Литературные сказки 8 ч | | | | |
54-55. | 1-2 | Вводный урок по разделу "Литературные сказки" Д. Мамин-Сибиряк "Алёнушкины сказки" (присказка) | | | | |
56-57. | 3-4 | Д. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост" | | | | |
58. | 5 | В Гаршин. "Лягушка - путешественница" Нравственный смысл сказки. | | | | |
59. | 6 | В.Гаршин "Лягушка - путешественница" Характеристика героев. | | | | |
60. | 7 | В. Одоевский "Мороз Иванович" Сравнение русской народной и литературной сказки | | | | |
61 | 8 | В.Одоевский "Мороз Иванович" Герои сказки. Проверим себя и оценим свои достижения. | | | | |
| | Были – небылицы 10 ч | | | | |
62. | 1 | Вводный урок по разделу "Были - небылицы" М.Горький "Случай с Евсейкой" Приём сравнения - основной приём описания подводного мира. | | | | |
63. | 2 | М.Горький "Случай с Евсейкой". Творческий пересказ текста. | | | | |
64. | 3 | К. Паустовский "Растрёпанный воробей". Определение жанра произведения. | | | | |
65. | 4 | К. Паустовский "Растрёпанный воробей". Характеристика героев. | | | | |
66. | 5 | К. Паустовский "Растрёпанный воробей". Выборочный пересказ. | | | | |
67-68 | 6-7 | А. Куприн "Слон" Основные события произведения. Определение жанра. | | | | |
69. | 8 | А. Куприн. "Слон". Составление различных вариантов плана. | | | | |
70 71 | 9 10 | А. Куприн. "Слон" Пересказ подробный, выборочный, краткий. Проверим и оценим свои достижения | | | | |
| | Поэтическая тетрадь 3. 6 ч | | | | |
72. | 1 | Знакомство с название м раздела. С. Чёрный "Что ты тискаешь утёнка?..." | | | | |
73-74 | 2-3 | С. Чёрный "Воробей", "Слон". Средства художественной выразительности. | | | | |
75 | 4 | А. Блок. "Ветхая избушка" | | | | |
76. | 5 | А. Блок "Сны", "Ворона" | | | | |
77 | 6 | С. Есенин. "Черёмуха". Средства художественной выразительности для создания образа цветущей черёмухи. Проверим и оценим свои достижения | | | | |
| | Люби живое 16 ч | | | | |
78-79 | 1-2 | Вводный урок в раздел "Люби живое"М. Пришвин "Моя Родина" Заголовок - "входная дверь" в текст. Сочинение на основе художественного текста | | | | |
80 | 3 | И. Соколов - Микитов "Листопадничек" | | | | |
81 | 4 | И. Соколов - Микитов "Листопадничек". Листопадничек - главный герой произведения. | | | | |
82 | 5 | В. Белов "Малька провинилась" | | | | |
83 | 6 | В. Белов "Ещё раз про Мальку" | | | | |
84 | 7 | В.Бианки "Мышонок Пик". Знакомство с произведением. | | | | |
85 | 8 | В.Бианки "Мышонок Пик". Составление плана на основе названий глав | | | | |
86 | 9 | Б. Житков "Про обезьянку" | | | | |
87-88. | 10-11 | Б. Житков "Про обезьянку" Подробный пересказ, краткий пересказ | | | | |
89 | 12 | В. Дуров "Наша Жучка" | | | | |
90-91 | 13-14 | В. Астафьев "Капалуха". Герои произведения. | | | | |
92. | 15 | В. Драгунский "Он живой и светится…" Нравственный смысл рассказа. | | | | |
93 | 16 | Урок - конференция "Земля - наш родной дом" (обобщающий урок по разделу "Люби живое") Проверим и оценим свои достижения. | | | | |
| | Поэтическая тетрадь 4. 8 ч | | | | |
94-95 | 1-2 | Вводный урок в раздел "Поэтическая тетрадь 4" С Маршак "Гроза днем". "В лесу над росистой поляной…" | | | | |
96 | 3 | А. Барто "Разлука" | | | | |
97 | 4 | А. Барто "В театре" | | | | |
98 | 5 | С. Михалков "Если", "Рисунок" | | | | |
99-100. | 6-7 | Е.Благинина "Кукушка", "Котёнок" | | | | |
101. | 8 | "Крестики - нолики" (обобщающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь 4") Проверим и оценим свои достижения. | | | | |
| | Собирай по ягодке - наберёшь кузовок 12 ч | | | | |
102-103. | 1-2 | Вводный урок в раздел "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок" Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок". Особенность заголовка произведения | | | | |
104. | 3 | А. Платонов. "Цветок на земле" | | | | |
105 | 4 | А. Платонов "Цветок на земле | | | | |
106 | 5 | А. Платонов. "Ещё мама" | | | | |
107 | 6 | А. Платонов "Ещё мама" | | | | |
108. | 7 | М. Зощенко "Золотые слова" | | | | |
109-110 | 8-9 | М. Зощенко "Великие путешественники" | | | | |
111. | 10 | Н. Носов "Федина задача" | | | | |
112 | 11 | Н. Носов "Телефон" | | | | |
113 | 12 | В. Драгунский "Друг детства". Проверим и оценим свои достижения. | | | | |
| | По страницам детских журналов 8 ч | | | | |
114 | 1 | Вводный в урок в раздел "По страницам детских журналов" Л.Кассиль "Отметки Риммы Лебедевой" | | | | |
115. | 2 | Ю. Ермолаев "Проговорился" | | | | |
116 | 3 | Ю. Ермолаев "Воспитатели" | | | | |
117. | 4 | Комплексная контрольная работа | | | | |
118. | 5 | Г. Остер "Вредные советы" Г. Остер "Как получаются легенды" | | | | |
119. | 6 | Р. Сеф "Весёлые стихи" | | | | |
120-121. | 7-8 | Читательская конференция "По страницам детских журналов" (обобщающий урок). Оценка достижений. | | | | |
| | Зарубежная литература 13 ч | | | | |
122-123 | 1-2 | Вводный урок в раздел "Зарубежная литература" Мифы Древней Греции. | | | | |
124. | 3 | Мифы Древней Греции | | | | |
125-126-127. | 4-6 | Г. Х. Андерсен "Гадкий утёнок" | | | | |
128. | 7 | Г. Х. Андерсен "Гадкий утёнок" Обобщение. | | | | |
129-131 132-136 | 8-10 11-13 | Развивающий час по теме "Зарубежная литература"."Брейн - ринг" (обобщающий урок за курс 3 класса) Резерв.Обобщение. | | | | |