СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению 2класс "С. Васильев «Белая берёза». Главная мысль стихотворения."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению 2класс "С. Васильев «Белая берёза». Главная мысль стихотворения."»

Класс:2 Урок№:53 Дата: 29.03.2022

Конспект урока по литературному чтению (2класс)

Тема: С. Васильев «Белая берёза». Главная мысль стихотворения.

Тип урока:комбинированный

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать: основные факты из биографии С. Васильева;

  • уметь: выразительно читать стихотворение С. Васильева «Белая берёза», формулировать простые выводы, объяснять значение слова с опорой на контекст.

Личностные:

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

  • проводить самооценку своих действий, поступков;

  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, карточки для работы в паре, выставка книг о войне, аудио приложение со стихотворением «Белая берёза» С.Васильева, аудиозапись с песней.

Ход урока.

I. Орг. момент Слайд 1.

II. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.

1. Фронтальный опрос

- Какое Д/З вы готовили? Назовите автора. Что главное вы поняли для себя, когда дома читали стихотворение? (Необходимо уважительно относиться к близким людям, жалеть маму)                

Выразительное чтение стихотворения Э. Мошковской «Я маму обидел».

2. Работа в парах. Игра «Собери пословицы». карточки - Соберите пословицы. Подумайте, о чём они? Слайд 2.

Нет лучшего дружка, … как родная матушка.

Одна у человека родная мать, … одна у него и Родина.

Родина - мать … умей за неё постоять.

Проверка. Одна пара зачитывает, другие проверяют и т.д.

- Помашите ручкой (поднимите руку, хлопните в ладоши), у кого так же составлена пословица?

- О чём эти пословицы? (о Родине, о матери)

- Обратимся к словарю Ожегова: Родина – 1. Отечество, родная страна;

2. Это место рождения, происхождения кого или чего-нибудь.

Словарь Ожегова

Ассоциативный приём.

- Когда я говорю «Родина», что вы представляете? (Родной дом, мама, папа, родственники, школа, село или город, сад, цветы и т.д.)

- Дороже всех на свете для каждого из нас является мама, папа и вся семья. А самое главное в жизни человека – это мир.             

- Что такое мир?  (Безоблачное небо, нет войны, веселятся дети и т.д.)

Физминутка

- Хорошо оказаться на полянке, отдохнуть, слушая звуки родной природы. Повторяйте движения бабочки. 

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, подтянулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела, 

На четыре – улетела. 

III. Подготовительная работа

1) Подготовка к чтению.

- Присядьте. Закройте глаза. Хорошо, когда мир на земле!

- Подумайте, а всегда ли было так? Какой праздник будет скоро отмечать весь народ? (75 лет победы в Великой Отечественной войне).

- Что вы знаете об этой войне? Когда началась? Когда закончилась? (Говорят дети) 

Зачитать статистику.                            карточки

9 мая исполняется 77 лет с того дня, как советские воины освободили нашу страну и все страны Запада от фашистов. Много написано произведений об этой великой трагедии в жизни народа. Много снято фильмов о героизме советских людей. Мы всегда должны помнить о тех людях, которые завоевали мир во всем мире. 

2) Сообщение темы урока и цели.

- Какова тема урока? Смотрим на 1-ю подсказку. Слайд 3.

- Посмотрите на портреты поэтов, прочитайте фамилии. Кто нам не знаком? (Сергей Васильев)

- Какое название? Смотрим 2-ю подсказку (изображена берёза). Берёза какая? (белая). Слайд 4.

- Итак, какая тема урока? (Васильев С. «Белая берёза»)   Слайд 5.

-Учебная задача? (Сегодня мы познакомимся и будем учиться анализировать стихотворение С. Васильева «Белая берёза»).

4) Знакомство с биографией писателя (сообщение ученика) Слайд 6.

- Сергей Александрович Васильев - известный советский поэт-песенник. Родился 17 июля 1911 года в г. Курган. В годы Великой Отечественной войны Сергей Васильев в качестве военного корреспондента воевал в Подмосковье, участвовал в освобождении Украины и Крыма, прошёл через Польшу и Германию. В 1975 году в память о нём названа улица, а два года спустя в   29-й школе города Кургана был открыт музей, посвящённый его творчеству.  

Проверка восприятия.

- Что запомнили из биографии поэта?

IV. Работа по теме урока. Изучение нового материала

1) Первичное восприятие . Чтение учителем

Приём прогнозирования

- Предположите, о чём стихотворение? (О белой берёзе.)

- Подтвердились ли ваши предположения? (Да)

- Где проходил бой? (Под Москвой)

- От чьего лица ведётся повествование? (От лица солдата)

Физминутка для глаз

2) Повторное чтение. Словарная работа

Приём с пометами               

- Прочитайте  стихотворение самостоятельно. Сделайте пометы непонятных вам слов или словосочетаний. Объясните их значение. (Выясняется их значение) Слайд 7.

Студёный сок – холодный сок

Изувеченная кора - повреждённая. Дым пороховой – дым после выстрела, от пороха.

Микровывод.

- Как вы думаете: с какой целью мы разбирали значение непонятных слов? (Чтобы читать правильно, без ошибок, знать значение слов, чтобы было понятно при работе со стихотворением).

V. Включение в систему знаний и повторения

1) Работа над текстом, в парах

Прочитайте это стихотворение в парах друг другу.

- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (Чувство патриотизма, любви к родине, к природе).

- От чьего имени написано стихотворение? (От имени солдата, который защищал Москву)

- Когда рассказывает солдат о случившемся? (После войны, т.к. говорит: «Я помню…»)                       

- Опишите состояние солдата. (Он переживает за берёзу, переживает за свою Родину, столицу. Радуется, что закончилась война). 

- Как думаете, почему именно берёзе автор посвятил это стихотворение? (Берёза - символ России).

- О ней много сложено стихов и песен. Художники рисовали картины.

2) Выборочное чтение

- В какое время года была ранена берёза? (Весной)

- Как определили? (Потёк сок)

- В какое время дня? (Утром, на заре)

- Что решили воины? («Родную русскую берёзу в обиду мы не отдадим!»)

3) Работа с литературными средствами выразительности Слайд 8.

- Ребята, какие слова нам помогают ярко представить картину, описываемую в стихотворении? Давайте найдём сравнения (т.е. с чем-то сравнивается) и эпитеты (существительное + прилагательное). (Сравнения: «…сок бежал, как слёзы…»; эпитеты: студёный сок, дым пороховой,  родная русская берёза).

4) Работа над выразительностью (работа «Поиск»)

- В какие моменты солдат испытывал жалость? (1-е четверостишие)

- Страх? (1, 2 строчки 2-го четверостишия)

- Гордость? (3,4 строчки 2-го четверостишия)

- Радость? (3-е четверостишие)

- Гордость, призыв? (4-е четверостишие)

5) Самостоятельная работа (жужжащее чтение). Конкурс чтецов

- Подготовьтесь к конкурсу чтецов. (Послушать 3 человека, словесно оценить).

6) Прослушивание песни «Я помню, ранило берёзу» Слайд 9.

- Много написано произведений об этой великой трагедии в жизни народа. Много снято документальных и художественных фильмов о героизме советских людей. Анатолий Григорьевич Новиков - композитор написал музыку на слова этого стихотворения. Хотите послушать? Аудиозапись

VI. Рефлексия

- Вспомните, какое произведение мы читали на уроке? Кто его автор?

- Назовите основную мысль. О чём хотел сказать автор?

- За что бы вы хотели похвалить себя?

Домашнее задание Слайд 10.

с.122 выразительно читать;

- Мы всегда должны помнить о тех людях, которые завоевали мир во всем мире. Всем спасибо за работу! (Оценивание) Слайд 11.