СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение: Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», отрывок из рассказа И. Тургенева «Певцы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение

Тема раздела: «НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА…»

Тема: Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», отрывок из рассказа И. Тургенева «Певцы»

Цели:

 • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

 высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение: Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», отрывок из рассказа И. Тургенева «Певцы»»

Литературное чтение

Тема раздела: «НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА…»

Тема: Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», отрывок из рассказа И. Тургенева «Певцы»

Цели:

• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.


1 2

1. Проверка домашнего задания.

Рассматривание детских работ на тему «Мои увлечения» и рассказ о любимых занятиях.

– Интересно жить тому человеку, у которого есть увлечение, занятие для души.

Одни люди очень любят читать, другие коллекционируют марки и значки, третьи собирают частушки, пословицы.


2. Введение в раздел.

– Послушайте следующие строчки и определите увлечение этого человека.



Наполним музыкой сердца!

Устроим праздники из буден!

Своих мучителей забудем,

Вот сквер – пройдёмся до конца.

Найдём любимейшую дверь,

За ней – ряд кресел золочёных,

Куда с восторгом увлечённых

Внесём мы тихий груз

Своих потерь.

Какая музыка была,

Какая музыка звучала!

Она совсем не поучала,

А лишь тихонечко звала.


– Автор этих строчек – Юрий Иосифович Визбор. По профессии журналист, киносценарист. Написал много песен на свои стихи, исполнял их сам. Послушайте одну из них.

Звучит песня Ю. Визбора по выбору учителя: «Одинокий гитарист», «Домбайский вальс», «Милая моя», «Наполним музыкой сердца...» и др.

– Кто из вас догадался, какова тема следующего раздела?

Откройте учебник на с. 132–133, прочитайте название раздела.

– О чём будем читать?

– Почему строчка-название в кавычках? (Это цитата из стихотворения Ю. Визбора.)

– Расскажите, что видите на иллюстрации. Как эти рисунки связаны с музыкой?

– Любите ли вы музыку? Какую?



3. Чтение учителем авторского текста (с. 134).

– Что нового о семье Насти вы узнали?

– Почему же люди пишут стихи, картины, музыку? Прочитайте про себя ответ папы и перескажите его близко к тексту.

– Подчеркните в ответе папы те строчки, в которых заключена главная мысль.

– Какую музыку называют «серьёзной»?

– Отгадайте кроссворд «Скрипичный ключ».





1. В лесу выросло, из лесу вынесли, на руках плачет, а на полу скачет. (Балалайка)

2. Старинный струнный щипковый музыкальный инструмент. (Лютня)

3. На этом инструменте играл И.С. Бах. В самых больших этих инструментах насчитывается несколько тысяч металлических и деревянных звучащих труб длиной от нескольких миллиметров до нескольких метров. (Орган)

4. Деревянный музыкальный инструмент в виде прямой трубки с отверстиями и клапанами, в переводе это слово обозначает «звучание воздушной струи». (Флейта)

5. То толстеет, то худеет – на весь дом голосит. (Гармонь)

6. Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пустота. (Барабан)

7. Выглядит шикарно прямо,

Разновидность фортепиано,

Ровен его клавиш ряд,

Поиграть на нём я рад. (Рояль)


Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.



II. Развитие умений.

















2 4 2 3 2 1 4

1. Работа со стихотворением «Рояль».

1. Работа с текстом до чтения.

– Что вы узнали о рояле из загадки? (Разновидность фортепиано.)

– Какую форму имеет инструмент? (Треугольный корпус.)

– Рассмотрите иллюстрацию. Что увидели дети внутри рояля?

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Чтение стихотворения про себя, затем вслух.

Вопросы после чтения:

– С чем автор сравнивает внутреннее устройство рояля?

– Что напоминает улицы? Из чего состоит этот городок? (Из струн, молоточков, суконца.)

– Что вы можете сказать об авторе этого стихотворения? (Хороший знаток музыки, фантазёр.)

– Какую музыку мы могли бы услышать на улицах этого города? (Светлую, радостную, мажорную.)

2. Выразительное чтение стихотворения.

2. Чтение фрагмента рассказа И.С. Тургенева «Певцы».

1. Работа с текстом до чтения.

Вступительное слово учителя.

– Вы послушаете сейчас отрывок из рассказа «Певцы». Его автор – русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ написан более 150 лет назад. Можете ли вы высказать какие-то предположения о содержании рассказа по его названию?

Ответы детей учитель выслушивает, но не комментирует.

– Этот рассказ – о необычном «соревновании» двух исполнителей русских народных песен, одного из них зовут Яков, имени другого мы не знаем, автор называет его по роду занятий – рядчик (человек, который управляет, заведует чем-то, возможно, он управляющий у какого-нибудь барина). Действие происходит в небольшом деревенском кабачке, слушатели – и жители деревни, и прохожие люди, рассказчик – охотник, помещик, хорошо знающий эти места и людей.

– Представить обстановку, действующих лиц нам поможет иллюстрация на с. 15.

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (читает учитель, дети следят по тексту).

Задача учителя – помочь детям прочувствовать текст, эмоционально его «прожить».

По ходу чтения следует прокомментировать значения некоторых слов: фальцет (см. сноску на с. 151); све'дущие – знающие, понимающие хорошо что-либо; скорбь – сильная печаль, горесть, страдание; упоение – восторг, наслаждение.

2. Выявление первичного восприятия.

– Кто же победил в этом состязании певцов?

– Почему решили, что Яков? Ведь после пения рядчика «общий слитный крик ответил ему неистовым взрывом» – это был крик восторга! А после пения Якова «никто не крикнул, даже не пошевельнулся…»

3. Беседа после чтения (возможно выборочное чтение, если позволит время).

– Как готовится к пению рядчик? А Яков? (Рядчик выступает вперёд к тем, кому суждено разрешить их спор. Яков пытается отстраниться от зрителей. Он настраивает себя на пение. Певцу требуются душевная сосредоточенность и особый настрой.)

– Как звучал голос рядчика? Якова? (Автор показывает техническое мастерство рядчика: способность брать ноты в большом диапазоне, делать смелые переходы и украшать своё пение. Яков вкладывает в пение душу; автор отмечает «глубокую страсть», силу, «грустную скорбь».)

– Как воспринимают слушатели пение рядчика? Якова?

– Как вы думаете, почему же победил именно Яков? (Слушатели не просто восторгались его мастерством, Яков заставил их пережить очень сильные эмоции, задел за живое: «Русская… душа звучала и дышала в нём и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны».)

После беседы можно послушать с детьми в записи какую-нибудь русскую народную песню.


– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.



ΙΙΙ. Итог.

– В этом разделе нам предстоит прочитать о музыке и музыкантах, о влиянии музыки на человека, на его душу, даже на всю его жизнь.


– Что вам показалось на уроке самым интересным?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?




ΙV. Домашнее задание.


1. Перечитать отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Певцы».

2. Выполнить задание № 4 в тетради на с. 51.

3. Можно попросить детей написать сочинение-миниатюру «Какой подарок мне больше всего хотелось бы получить». Эти работы будут использованы в ходе чтения и анализа рассказа «Корзина с еловыми шишками» на следующем уроке.