СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Любовная лирика М.Ю.Лермонтова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Любовная лирика М.Ю.Лермонтова»

 Любовная лирика М. Ю. Лермонтова

Любовная лирика

М. Ю. Лермонтова

Любовь важная тема и один из универсальных мотивов в творчестве Лермонтова, выступающий в своём конкретном воплощении к отечеству, к природе, детям («Ребёнку», «Казачья колыбельная песня»), к родным(«Прости! Увидимся ль мы снова?», «Ужасная судьба отца и сына») и прежде всего – как любовь к женщине в её различных проявлениях: от бескорыстно-идеального, «небесного» чувства до всепоглощающей любви-страсти или демонического соперничества. К любви во всех её формах Лермонтов предъявляет требование высокой ответственности, верности, полного понимания.
  • Любовь важная тема и один из универсальных мотивов в творчестве Лермонтова, выступающий в своём конкретном воплощении к отечеству, к природе, детям («Ребёнку», «Казачья колыбельная песня»), к родным(«Прости! Увидимся ль мы снова?», «Ужасная судьба отца и сына») и прежде всего – как любовь к женщине в её различных проявлениях: от бескорыстно-идеального, «небесного» чувства до всепоглощающей любви-страсти или демонического соперничества.
  • К любви во всех её формах Лермонтов предъявляет требование высокой ответственности, верности, полного понимания.
 Я не могу любовь определить,  Но это страсть сильнейшая! - любить  Необходимость мне; и я любил  Всем напряжением душевных сил .  1831г.

Я не могу любовь определить,

Но это страсть сильнейшая! - любить

Необходимость мне; и я любил

Всем напряжением душевных сил .

1831г.

 Любовь у Лермонтова нередко проявляется в целом комплексе чувств и порывов, таких, как восхищение, благодарность, сострадание. Любовь может зарождаться «от скуки, от досады, от ревности»; она может быть осуществлением всегда жившего в душе идеала; любовь – это и прибежище от одиночества.  Любовь героев Лермонтова с их крайней гордостью способна порождать вражду и переходить в ненависть _ прежде всего через ревность(«Тростник», «Маскарад», у Демона, у Печорина).  В зрелой лирике Лермонтова любовь, даже отвергнутая или безнадёжная, выступает как светлое, одухотворяющее нравственное начало.

Любовь у Лермонтова нередко проявляется в целом комплексе чувств и порывов, таких, как восхищение, благодарность, сострадание. Любовь может зарождаться «от скуки, от досады, от ревности»; она может быть осуществлением всегда жившего в душе идеала; любовь – это и прибежище от одиночества.

Любовь героев Лермонтова с их крайней гордостью способна порождать вражду и переходить в ненависть _ прежде всего через ревность(«Тростник», «Маскарад», у Демона, у Печорина).

В зрелой лирике Лермонтова любовь, даже отвергнутая или безнадёжная, выступает как светлое, одухотворяющее нравственное начало.

М.Ю. Лермонтов и  его Музы В своей жизни М. Ю. Лермонтов испытывал сильные чувства к нескольким женщинам. Кто же они - вдохновительницы и мучительницы поэта? Это Сушкова Е. А., Иванова Н. Ф., Лопухина В. А., Щербатова М. А. и Быховец Е. Г.   У всех поэтов есть стихи о любви и женщинах. И М.Ю. Лермонтов не исключение. В его жизни было много женщин, которых он любил и кому посвящал стихи . В них он и воспевает, и укоряет, и показывает истинное лицо возлюбленных. М.Ю. Лермонтов – лирический герой почти всех своих стихов и произведений. Он почти всегда писал о себе – и в то же время всегда готовился писать не о себе.

М.Ю. Лермонтов и его Музы

  • В своей жизни М. Ю. Лермонтов испытывал сильные чувства к нескольким женщинам. Кто же они - вдохновительницы и мучительницы поэта? Это Сушкова Е. А., Иванова Н. Ф., Лопухина В. А., Щербатова М. А. и Быховец Е. Г.
  • У всех поэтов есть стихи о любви и женщинах. И М.Ю. Лермонтов не исключение. В его жизни было много женщин, которых он любил и кому посвящал стихи . В них он и воспевает, и укоряет, и показывает истинное лицо возлюбленных.
  • М.Ю. Лермонтов – лирический герой почти всех своих стихов и произведений. Он почти всегда писал о себе – и в то же время всегда готовился писать не о себе.
Екатерина Сушкова Екатерина Александровна Сушкова, заставившая юного Лермонтова испытать всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман, родилась 18 марта 1812 года в Симбирске.   Е.А. Сушкова обращалась с М.Ю. Лермонтовым как  с мальчиком, но отдавала должное его уму.  Она искала удачного замужества, но Лермонтов в качестве жениха её не привлекал: слишком юн. Сушкова подсмеивалась над Мишелем, как его звали друзья и близкие.

Екатерина Сушкова

  • Екатерина Александровна Сушкова, заставившая юного Лермонтова испытать всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман, родилась 18 марта 1812 года в Симбирске.

Е.А. Сушкова обращалась с М.Ю. Лермонтовым как

с мальчиком, но отдавала должное его уму.

  • Она искала удачного замужества, но Лермонтов в качестве жениха её не привлекал: слишком юн. Сушкова подсмеивалась над Мишелем, как его звали друзья и близкие.
  А он спорил с ней до слез, доказывая свою правоту. Свои первые стихи Лермонтов посвящает, конечно, Екатерине Александровне. Сушкова постоянно напоминала, что Лермонтов ещё ребёнок, что стихи его – первая и не слишком удачная проба пера.  Это, несомненно, сильно ранило сердце молодого поэта.      Расстались мы; но твой портрет Я на груди моей храню: Как бледный призрак лучших лет, Он душу радует мою. И новым преданный страстям, Я разлюбить его не мог: Так храм оставленный – все храм, Кумир поверженный – все бог! «Расстались мы...»
  •   А он спорил с ней до слез, доказывая свою правоту. Свои первые стихи Лермонтов посвящает, конечно, Екатерине Александровне. Сушкова постоянно напоминала, что Лермонтов ещё ребёнок, что стихи его – первая и не слишком удачная проба пера.

Это, несомненно, сильно ранило сердце молодого поэта.

 

Расстались мы; но твой портрет

Я на груди моей храню:

Как бледный призрак лучших лет,

Он душу радует мою.

И новым преданный страстям,

Я разлюбить его не мог:

Так храм оставленный – все храм,

Кумир поверженный – все бог!

«Расстались мы...»

Сушковский цикл  (1830-1831)  Лирический дневник юноши Лермонтова:  зарождение чувства, которое сам поэт ещё не решается  назвать любовью, и дальнейшее его нарастание, вылившееся в  горечь неразделённой любви.  Основные мотивы цикла:  неразделённая любовь, память, разлука, смерть.  Стихотворения, посвящённые Е. А. Сушковой: «Прости, мой друг!..как призрак, я лечу…» 103 «К Сушковой»(«Вблизи тебя до этих пор…»);121 «Благодарю!»;139 «Зови надежду сновиденьем»;198 «Нищий»;140 «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор…»); «У ног других не забывал»;193 «Я не люблю тебя, страстей…»235

Сушковский цикл (1830-1831)

Лирический дневник юноши Лермонтова:

зарождение чувства, которое сам поэт ещё не решается

назвать любовью, и дальнейшее его нарастание, вылившееся в

горечь неразделённой любви.

Основные мотивы цикла:

неразделённая любовь, память, разлука, смерть.

Стихотворения, посвящённые Е. А. Сушковой:

«Прости, мой друг!..как призрак, я лечу…» 103

«К Сушковой»(«Вблизи тебя до этих пор…»);121

«Благодарю!»;139

«Зови надежду сновиденьем»;198

«Нищий»;140

«Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор…»);

«У ног других не забывал»;193

«Я не люблю тебя, страстей…»235

 Нищий У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку. Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!  1830г.

Нищий

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

1830г.

Наталья Иванова После Сушковой Лермонтов увлекся Натальей Федоровной Ивановой. Она – дочь писателя и драматурга Ф.Ф. Иванова.    

Наталья Иванова

После Сушковой Лермонтов увлекся

Натальей Федоровной Ивановой.

Она – дочь писателя и драматурга

Ф.Ф. Иванова.

 

 

 Знакомство произошло в  Москве в 1830 г.  Ободрённый в начале знакомства с Ивановой её приязнью и вниманием, Лермонтов вскоре встретил непонимание и холодность.  Отношения закончились разрывом, который придал мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова жажду смерти, чувство оскорблённой гордости, обострённое ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него.

Знакомство произошло в

Москве в 1830 г.

Ободрённый в начале знакомства с Ивановой её приязнью и вниманием, Лермонтов вскоре встретил непонимание и холодность.

Отношения закончились разрывом, который придал мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова жажду смерти, чувство оскорблённой гордости, обострённое ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него.

Ивановский цикл  Большой цикл юношеской любовной лирики  Лермонтова 1830-1832 годов.  Большинство стихотворений цикла объединяет сквозной мотив напрасной, «обманутой» «жажды любви»;  однако внутри цикла можно выделить две группы:  стихи, написанные поэтом в период духовного подъёма, вызванного первыми встречами с Натальей Фёдоровной, и стихи, темой которых становится «вероломство» возлюбленной.  Стихотворения, посвящённые Н.Ф.Ивановой:  «Н.Ф.И…вой»;  «Романс к И…»;  «К***»(«Всевышний…»);179  «К Н.И…….»; «Я не унижусь пред тобою…»308

Ивановский цикл

Большой цикл юношеской любовной лирики

Лермонтова 1830-1832 годов.

Большинство стихотворений цикла объединяет сквозной мотив напрасной, «обманутой» «жажды любви»;

однако внутри цикла можно выделить две группы:

стихи, написанные поэтом в период духовного подъёма, вызванного первыми встречами с Натальей Фёдоровной, и стихи, темой которых становится «вероломство» возлюбленной.

Стихотворения, посвящённые Н.Ф.Ивановой:

«Н.Ф.И…вой»;

«Романс к И…»;

«К***»(«Всевышний…»);179

«К Н.И…….»; «Я не унижусь пред тобою…»308

… Отныне стану наслаждаться И в страсти стану клясться всем; Со всеми буду я смеяться, А плакать не хочу ни с кем; Начну обманывать безбожно, Чтоб не любить, как я любил; Иль женщин уважать возможно, Когда мне ангел изменил? Я был готов на смерть и муку И целый мир на битву звать, Чтобы твою младую руку – Безумец! – лишний раз пожать! Не знав коварную измену, Тебе я душу отдавал; Такой души ты знала ль цену? Ты знала – я тебя не знал!  « Я не унижусь пред тобою...» Лермонтов надеялся, что Ивановой не так легко будет его забыть, что он будет отомщен – хотя бы ценою раскаяния. Любовь к Ивановой уходила в нелегкое забвение, как уходило увлечение Сушковой.

… Отныне стану наслаждаться

И в страсти стану клясться всем;

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем;

Начну обманывать безбожно,

Чтоб не любить, как я любил;

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил?

Я был готов на смерть и муку

И целый мир на битву звать,

Чтобы твою младую руку –

Безумец! – лишний раз пожать!

Не знав коварную измену,

Тебе я душу отдавал;

Такой души ты знала ль цену?

Ты знала – я тебя не знал!

« Я не унижусь пред тобою...»

Лермонтов надеялся, что Ивановой не так легко будет его забыть, что он будет отомщен – хотя бы ценою раскаяния. Любовь к Ивановой уходила в нелегкое забвение, как уходило увлечение Сушковой.

Варвара Александровна  Лопухина   Одна из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова. Встреча с Варенькой(младшей сестрой  друга Алексея) произошла в 1831 году.  « Будучи студентом ,- пишет А.П.Шан-Гирей,- он был страстно влюблён…в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В.А.Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная…Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей…» Родные выдали Вареньку за богатого и ничтожного человека Бахметьева. Может быть, она любила мужа, была верной женой, хорошей матерью, но она никогда не могла забыть Лермонтова, как и он её. Первая страсть Мишеля не исчезла, потому что, когда он узнал о замужестве Вареньки, очень сильно расстроился.

Варвара Александровна Лопухина

Одна из самых глубоких сердечных

привязанностей Лермонтова.

Встреча с Варенькой(младшей сестрой

друга Алексея) произошла в 1831 году.

« Будучи студентом ,- пишет А.П.Шан-Гирей,- он был страстно влюблён…в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В.А.Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная…Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей…»

Родные выдали Вареньку за богатого и ничтожного человека Бахметьева. Может быть, она любила мужа, была верной женой, хорошей матерью, но она никогда не могла забыть Лермонтова, как и он её.

Первая страсть Мишеля не исчезла, потому что, когда он узнал о замужестве Вареньки, очень сильно расстроился.

Он любит ее одну и верен ей одной. Это была глубокая привязанность, всю жизнь сопровождавшая поэта. Стихи, посвященные В. Лопухиной, объединяют два мотива: возвышенность одухотворенной личности лирической героини и самопожертвование героя ради ее счастья. Стихотворения, посвящённые Лопухиной:  «К Л.-»(«У ног других не забывал…»;  «К*»(«Мы случайно сведены судьбою…»;325  «К*»(«Оставь напрасные заботы..»);328  «Она не гордой красотою…»; 341  «Слова разлуки повторяя…» 339
  • Он любит ее одну и верен ей одной. Это была глубокая привязанность, всю жизнь сопровождавшая поэта. Стихи, посвященные В. Лопухиной, объединяют два мотива: возвышенность одухотворенной личности лирической героини и самопожертвование героя ради ее счастья.

Стихотворения, посвящённые Лопухиной:

«К Л.-»(«У ног других не забывал…»;

«К*»(«Мы случайно сведены судьбою…»;325

«К*»(«Оставь напрасные заботы..»);328

«Она не гордой красотою…»; 341

«Слова разлуки повторяя…» 339

Она не гордой красотою Прельщает юношей живых, Она не водит за собою Толпу вздыхателей немых. И стан ее- не стан богини, И грудь волною не встает, И в ней никто своей святыни, Припав к земле, не признает. Однако, все ее движенья, Улыбка, речи и черты Так полны жизни, вдохновенья, Так полны чудной простоты. Но голос душу проникает, Как вспоминанье лучших дней, И сердце любит и страдает, Почти стыдясь любви своей. «Она не гордой красотою...»

Она не гордой красотою

Прельщает юношей живых,

Она не водит за собою

Толпу вздыхателей немых.

И стан ее- не стан богини,

И грудь волною не встает,

И в ней никто своей святыни,

Припав к земле, не признает.

Однако, все ее движенья,

Улыбка, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья,

Так полны чудной простоты.

Но голос душу проникает,

Как вспоминанье лучших дней,

И сердце любит и страдает,

Почти стыдясь любви своей.

«Она не гордой красотою...»

Мария Щербатова М.А. Щербатова – новая возлюбленная Лермонтова. Она была высокая, тонкая, с бронзовым блеском в волосах. Зимой 1839 г. поэт был сильно заинтересован Щербатовой, Молодая вдова, красивая, образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, познакомилась с Лермонтовым.  Любила ли она его, он не знал. Но он, если бы мог, подарил ей всю землю. Вся теплота любви сосредоточилась в нем одном. Лермонтов говорил Щербатовой: «Мне грустно, что я вас люблю, и знаю, что за этот легкий день нам придется дорого рассчитаться». По свидетельству А. И. Тургенева, Щербатова испытывала к Лермонтову серьёзное чувство «Сквозь слёзы смеётся. Любит Лермонтова.».

Мария Щербатова

М.А. Щербатова – новая возлюбленная Лермонтова. Она была высокая, тонкая, с бронзовым блеском в волосах.

Зимой 1839 г. поэт был сильно заинтересован Щербатовой, Молодая вдова, красивая, образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, познакомилась с Лермонтовым.

Любила ли она его, он не знал. Но он, если бы мог, подарил ей всю землю. Вся теплота любви сосредоточилась в нем одном. Лермонтов говорил Щербатовой: «Мне грустно, что я вас люблю, и знаю, что за этот легкий день нам придется дорого рассчитаться».

По свидетельству А. И. Тургенева, Щербатова испытывала к Лермонтову серьёзное чувство «Сквозь слёзы смеётся. Любит Лермонтова.».

 Отчего  Мне грустно, потому что я тебя люблю,  И знаю: молодость цветущую твою  Не пощадит молвы коварное гоненье.  За каждый светлый день иль сладкое  мгновенье  Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.  Мне грустно... потому что весело тебе.   И следуя строго Печальной отчизны примеру, В надеждах на бога Хранит она детскую веру; Как племя родное, У чуждых опоры не просит И в гордом покое Насмешку и зло переносит; От дерзкого взора В ней страсти не вспыхнут пожаром. Полюбит не скоро, Зато не разлюбит уж даром.  М.А.Щербатовой(«На светские цепи…»)428    

Отчего Мне грустно, потому что я тебя люблю, И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье. За каждый светлый день иль сладкое мгновенье Слезами и тоской заплатишь ты судьбе. Мне грустно... потому что весело тебе.

 

И следуя строго

Печальной отчизны примеру,

В надеждах на бога

Хранит она детскую веру;

Как племя родное,

У чуждых опоры не просит

И в гордом покое

Насмешку и зло переносит;

От дерзкого взора

В ней страсти не вспыхнут пожаром.

Полюбит не скоро,

Зато не разлюбит уж даром.

М.А.Щербатовой(«На светские цепи…»)428

 

 

Евдокия Петровна Ростопчина  (1811/12-1858) Графиня, русская писательница. Её знакомство с Лермонтовым относится к началу 30-х годов. Ростопчина была сестрой товарища Лермонтова пансионских лет С.П.Сушкова. Юный Лермонтов увлекался Ростопчиной и посвятил ей стихотворения «Крест на скале» (1830) и новогодний мадригал «Додо». Однако взаимное дружеское сближение произошло лишь в начале 1841 года. Графиня была участницей прощального вечера 12 апреля 1841 перед отъездом Лермонтова на Кавказ, когда поэт, по её воспоминаниям, настойчиво говорил об ожидавшей его смерти ; уезжая, Лермонтов подарил Ростопчиной альбом, в который вписал посвящённое ей стихотворение «Я верю: под одной звездою».470

Евдокия Петровна Ростопчина (1811/12-1858)

Графиня, русская писательница. Её знакомство с Лермонтовым относится к началу 30-х годов. Ростопчина была сестрой товарища Лермонтова пансионских лет С.П.Сушкова. Юный Лермонтов увлекался Ростопчиной и посвятил ей стихотворения «Крест на скале» (1830) и новогодний мадригал «Додо». Однако взаимное дружеское сближение произошло лишь в начале 1841 года.

Графиня была участницей прощального вечера 12 апреля 1841 перед отъездом Лермонтова на Кавказ, когда поэт, по её воспоминаниям, настойчиво говорил об ожидавшей его смерти ; уезжая, Лермонтов подарил Ростопчиной альбом, в который вписал посвящённое ей стихотворение «Я верю: под одной звездою».470

Ростопчина посвятила Лермонтову стихотворение « На дорогу !», а после отъезда поэта на Кавказ передала Е.А.Арсеньевой свой сборник « Стихотворения »(1841) с надписью: «Михаилу Юрьевичу Лермонтову в знак удивления к его таланту и дружбы искренней к нему самому. Петербург, 20-е апреля 1841». На гибель Лермонтова поэтесса откликнулась стихотворением « Нашим будущим поэтам »; позднее она пишет стихотворения « Пустой альбом», «Поэтический день ».  Евдокия Петровна, вспоминая Михаила Юрьевича, указала на сознательный «демонизм» и «донжуанство» юного Лермонтова и благодатность ссылки (как сурового испытания) для созревания его гения.

Ростопчина посвятила Лермонтову стихотворение « На дорогу !», а после отъезда поэта на Кавказ передала Е.А.Арсеньевой свой сборник « Стихотворения »(1841) с надписью: «Михаилу Юрьевичу Лермонтову в знак удивления к его таланту и дружбы искренней к нему самому. Петербург, 20-е апреля 1841».

На гибель Лермонтова поэтесса откликнулась стихотворением « Нашим будущим поэтам »; позднее она пишет стихотворения « Пустой альбом», «Поэтический день ».

Евдокия Петровна, вспоминая Михаила Юрьевича, указала на сознательный «демонизм» и «донжуанство» юного Лермонтова и благодатность ссылки (как сурового испытания) для созревания его гения.

Екатерина Быховец  Последней женщиной в жизни Лермонтова стала  Е.Г. Быховец- дальняя родственница Лермонтова. Бронзовый цвет лица и черные очи… Она имела много поклонников из окружения Лермонтова. Они встретились после разлуки, прямо в день его дуэли, последней дуэли в его жизни. Почему именно Быховец? Да потому, что она была похожа на В. Лопухину.

Екатерина Быховец

Последней женщиной в жизни Лермонтова стала

Е.Г. Быховец- дальняя родственница Лермонтова. Бронзовый цвет лица и черные очи… Она имела много поклонников из окружения Лермонтова. Они встретились после разлуки, прямо в день его дуэли, последней дуэли в его жизни. Почему именно Быховец? Да потому, что она была похожа на В. Лопухину.

 *** Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей  блистанье: Люблю в тебе я прошлое  страданье И молодость погибшую мою. Когда порой я на тебя смотрю, В твои глаза вникая долгим  взором: Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю. Я говорю с подругой юных дней, В твоих чертах ищу черты другие, В устах живых уста давно немые, В глазах огонь угаснувших очей.  1841г.

***

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей

блистанье:

Люблю в тебе я прошлое

страданье

И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим

взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.

1841г.

 К сожалению, ему этого не удалось. Ни с одной женщиной он не связал жизнь свою брачными узами.  Любовь приносит ему горечь, разочарование и страдания!  Лермонтов всю жизнь ищет истинную любовь, взаимную, но его чувство остается без ответа. Поэт искал женщину, способную понять и воспринимать его таким, какой он есть; ищет родную душу, ту единственную, которая будет ему помогать в нелегкие минуты, будет понимать его.

К сожалению, ему этого не удалось. Ни с одной женщиной он не связал жизнь свою брачными узами.

Любовь приносит ему горечь, разочарование и страдания!

Лермонтов всю жизнь ищет истинную любовь, взаимную, но его чувство остается без ответа. Поэт искал женщину, способную понять и воспринимать его таким, какой он есть; ищет родную душу, ту единственную, которая будет ему помогать в нелегкие минуты, будет понимать его.

Русский философ В.Соловьёв указал на «миражность» как на важнейший признак любовной лирики Лермонтова:  «…в этих произведениях почти никогда не выражается любовь в настоящий, в тот момент, когда она охватывает душу и наполняет жизнь».  Не любви ищет поэт, а «иное» в любви. Отрицание – вот реакция поэта на чувство, живущее в нём «сейчас»: «Она(любовь), как чумное пятно…» («Пусть я кого-нибудь люблю…»); «Всё, что любит меня, то погибнуть должно» («Стансы», «Мне любить до могилы творцом суждено…»);271 «Мне грустно, потому что я тебя люблю»;444 «Нет, не тебя так пылко я люблю».

Русский философ В.Соловьёв указал на «миражность» как на важнейший признак любовной лирики Лермонтова:

«…в этих произведениях почти никогда не выражается любовь в настоящий, в тот момент, когда она охватывает душу и наполняет жизнь».

Не любви ищет поэт, а «иное» в любви. Отрицание – вот реакция поэта на чувство, живущее в нём «сейчас»:

«Она(любовь), как чумное пятно…» («Пусть я кого-нибудь люблю…»);

«Всё, что любит меня, то погибнуть должно» («Стансы», «Мне любить до могилы творцом суждено…»);271

«Мне грустно, потому что я тебя люблю»;444

«Нет, не тебя так пылко я люблю».

 Любить…но кого же?..на время – не стоит труда,  А вечно любить невозможно…

Любить…но кого же?..на время – не стоит труда, А вечно любить невозможно…

Условие истинной любви – отсутствие возлюбленной. Любить стоит только невозможное – тот идеал, что в прошлом(«огонь угаснувших очей»), или тот идеал, что в будущем(«бесплотное виденье»).  Не о земной страсти грезит поэт, но о любви абсолютной – той, которая может исполниться лишь в посмертном сне:   Я б желал навеки так заснуть…  Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,  Про любовь мне сладкий голос пел…

Условие истинной любви – отсутствие возлюбленной. Любить стоит только невозможное – тот идеал, что в прошлом(«огонь угаснувших очей»), или тот идеал, что в будущем(«бесплотное виденье»).

Не о земной страсти грезит поэт, но о любви абсолютной – той, которая может исполниться лишь в посмертном сне:

Я б желал навеки так заснуть…

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел…