9 класс История Отечества Урок 10
Тема: Луганщина в конце XVIII – первой половине XIX века.
Цель урока: | рассмотреть административное устройство края, причины его развития, изучить основные события и исторических личностей, связанных с развитием Луганщины, формировать умения работать с историческим источником и текстовым материалом, делать выводы, составлять причинно-следственные связи, воспитывать интерес к истории своей Родины. |
Тип урока: изучение нового материала.
Основные понятия: модернизация, индустриальное общество, протекторат, меценатство.
Оборудование урока: Компьютер, мультимедиа-проектор; карточки с заданиями и таблицами, карта "Российская Империя. Начало ХХ века", учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт "История России XX - начало XXI века" - М., 2008
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний:
Беседа по вопросам:
Какие административно-территориальные единицы Российской империи вы знаете?
Российская империя индустриальное или аграрное государство?
Назовите наибольшее по численности сословие? Какие есть между отдельными группами крестьян различия?
3. Изучение нового материала.
Общая цель работы класса: Составить характеристику периода по плану:
Выдающиеся деятели (Фамилия, в чем значимость)
Основные события
Новые слова, понятия
Оценка развития края.
В конце 18 века Россия удачно завершила ряд военных компаний, в ходе которых получила выход к Черному морю. Для дальнейшего завоевания Крыма требовалось укрепление южных рубежей государства. Для этого использовались как старые турецкие крепости, так и строились новые. Для их вооружения, а так же для ведения военной компании по завоеванию Крыма требовались пушки, орудия и т.д., что было затруднительно в связи с большой удаленностью от Урала, требовалась новая металлургическая база.
Выбор месторасположения нового чугунолитейного завода был предоставлен шотландцу Карлу Гайскойну. После изучения полезных ископаемых, им было предложено лить пушки из чугуна, а так же было им предложено завод разместить у слияния рек Ольговой и Лугани и был основан рабочий поселок Каменный брод. Уже в 1800 г. была выпущена первая продукция завода. Вскоре завод был закрыт и перепрофилирован в патронный завод.
? Назовите причины образования литейного завода на реке Лугань.
Луганщина - составная часть Донбасса, первой административно-территориальной единицей которого была Бахмутская провинция, образовавшаяся в 1719 г. В связи с ростом населения края в 1784 г. из Бахмутской провинции был выделен Донецкий уезд. Уездным центром стало бывшее село Подгорное, преобразованное в город Донецк (нынешний Славяносербск). Донецкий уезд просуществовал недолго. В 1797 г. Павел І упразднил его, снова присоединив к Бахмутскому уезду. Однако экономическое развитие края требовало выделения этого региона в самостоятельную административно-территориальную единицу. После смерти Павла, в 1806 г. уезд был восстановлен. Назвали его не Донецким, как прежде, а Славяносербским. Был утвержден новый административный центр уезда - город Славяносербск. Его план в 1808 г. был утвержден Александром I.
Новый г. Славяносербск решили построить на левом берегу Лугани, восточнее села Каменного (Каменного Брода). Однако во время весеннего разлива реки место, выбранное для строительства г.Славяносербск, было затоплено паводковыми водами. Уездный центр решили перевести в другое место. Выбор пал на Донецк. Императорский указ Правительствующему Сенату 1817 г. гласил: "По местному неудобству города Славяносербск Екатеринославской губернии, подверженного наводнениям, повелеваю перенести оный город в Донецк той же губернии, переименовав сей последний в Славяносербск".
Славяносербск оставался уездным центром до начала 80-х гг. ХІХ в. К этому времени селение Луганского литейного завода превратилось в экономический и культурный центр уезда. В нем были сосредоточены две трети промышленности региона.
? Назовите административные единицы Луганщины 18 века-начала 19 века? Какие населенные пункты Луганщины указаны в документе?
В период создания завода успех его деятельности во многом обеспечивали кадры квалифицированных рабочих. В соответствии с указом от 14 ноября 1795 года, на Луганский литейный завод были переведены мастеровые Александровского (г.Петрозаводск) и Липецких заводов. Притом из Александровского завода в апреле 1796 г. прибыло не 100 человек с семьями, как предусматривалось указом, а лишь 33 квалифицированных рабочих, 9 мальчиков-подростков до 15 лет и 40 женщин - членов их семей. Среди мастеровых из Петрозаводска были люди, освоившие те квалификации, которые требовались для деятельности завода, - добычу и промывку руды, плотницкие, столярные, слесарные и токарные работы, формовку и отливку снарядов, доменное и кузнечное дело. Указанный в формулярном списке Павел Мезенцев, к примеру, освоил формовку, отливку и сверление пушек, Ларион Данилов - плотницкое и столярное дело, Николай Слонов - формовку и отливку снарядов, Василий Горшков - ковку железа разных сортов. Из числа прибывших пять человек умели читать и писать.
В 1797 г. Луганскому заводу были переданы мастеровые Херсонского частного завода медных пушек, основанного в 1791 г. Асаном Струговщиковым. После смерти владельца завод был взят в казну и в 1793 г. закрыт. Из Херсона приехало 68 мастеровых, а всего с семьями - 97 чел. Это были те рабочие, которых Г.А.Потемкин перевел из России в Херсон.
Переведенные на завод мастеровые были казенными работниками различных производственных квалификаций. Наряду с ними, в сооружении предприятия принимали участие высококвалифицированные вольнонаемные строители из центральных губерний России, занимавшиеся отхожим промыслом. По данным на 1 октября 1797 г,. на строительстве Луганского литейного завода из общего числа 878 рабочих было занято 194 вольнонаемных. По видам работ они распределялись следующим образом: пильщиков было 14, на кладке стен было занятно 106 каменщиков, 74 человека тесали камень.
Кроме названных категорий рабочих, на строительстве завода использовались преступники и бывшие польские военнопленные. Для охраны их имелась воинская команда. Однако эти категории работников были немногочисленными и неоднородными. Сюда была сослана группа скопцов, членов запрещенной религиозной секты. На тяжелые земляные работы помещики отдавали для исправления своих непокорных крепостных крестьян, совершивших побеги. А что касается поляков, то они оказались здесь в силу произвола властей. Известно, что после четвертого раздела Польши армия этой страны была распущена. Однако отдельные бывшие военнослужащие польской армии, оказавшиеся на положении военнопленных, не сразу нашли свое место в жизни. Для крепостнического Российского государства это послужило поводом считать их бродягами и насильно привлечь на строительные работы. На 1 октября 1799 г. их на заводе находилось 82 человека, из которых работало только 59. В результате жалоб, ходатайства помещика П.Штерича и администрации завода поляки были освобождены и отправлены к прежним местам жительства. Тем, кто не имел своего дома, разрешалось строиться в Новоросийской губернии. Им отдавалось по 15 десятин земли.
? Какие категории населения заселяли территорию края? Можно ли назвать данное событие доказательством развития капиталистических отношений? Ответ обоснуйте.
4. Закрепление изученного материала.
Составить картинную галерею по теме Луганщина в конце 18 первой половине 19 века, исторических лиц. (Зубов, Екатерина 2, Гаскойн, Мордвинов)
1. Выдающиеся деятели (Фамилия, кто они, чем запомнились) | |
2. Основные события | |
3. Новые слова, понятия (с определениями) | |
4. Оценка развития края | |
5. Домашнее задание. Составить исторический портрет В.И. Даля.
2