МБОУ гимназия №45 имени Жоржа Дюмезиля
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
в 10 КЛАССЕ
М. А. БУЛГАКОВ. «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Учитель русского языка и литературы:
Сухарева Светлана Алексеевна
Владикавказ, 2015
Первая ступень истины - справедливость, высшая - милосердие.
/Лакшин/
М. А. БУЛГАКОВ. «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
(Урок-семинар)
Урок проводится за круглым столом.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
Запись на доске: М. А. Булгаков (1891—1940). «Мастер и Маргарита».
Портрет М. А. Булгакова.
Плакат с вопросами для обсуждения.
Словарь к уроку (содержание приведено ниже).
Различные издания романа «Мастер и Маргарита».
Библия.
Словарь Даля.
Тематическое распределение глав романа.
Грамзаписи: «Вальпургиева ночь» из оперы Гуно «Фауст», камерные произведения Шуберта.
Плакаты с цитатами из романа: «Рукописи не горят», «Он не заслужил света, он заслужил покой», «Он открыл глаза, и первое, что вспомнил, это что казнь была», «Трусость - один из самых страшных пороков», «Злых людей нет на свете», «Правду говорить легко и приятно», «Всякая власть является насилием над людьми» и др.
Московские адреса романа (содержание записи на доске приведено ниже).
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА:
предварительное чтение романа учащимися, подготовка к обсуждению по заранее данным вопросам, подготовка выступления ассистента учителя с сообщением об истории создания и публикации романа, подготовка выразительного чтения отрывков из романа: гл. 1 - начало романа, гл. 13 - встреча Мастера и Маргариты.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА.
Урок начинается подготовленным выразительным чтением начала романа. Затем, отталкиваясь от первых страниц романа, рассказываю о жизни и творчестве М. А. Булгакова по следующему плану:
Москва в творчестве М. А. Булгакова.
Киев. Семья Булгаковых.
Владикавказ. Начало литературной деятельности.
Булгаков и МХАТ.
Сталин в жизни Булгакова.
Ассистент рассказывает об истории создания и публикации романа.
Беседа о романе начинается с выяснения его философской основы. Сообщаю, что, будучи материалистом, Булгаков не был вульгарным атеистом, он хорошо знал Библию, другую церковную литературу, которая послужила источником создания библейского сюжета романа.
Другой источник - учение известного украинского философа XVIII века Г. С. Сковороды, поклонником которого был писатель. В основе этого учения лежит мысль о существовании трех миров: космического (макрокосма), символического (библейского) и человеческого (земного), Предлагаю подумать, как отразилась эта мысль в сюжетном построении и композиции романа «Мастер и Маргарита». В беседе выясняется, что трем мирам соответствуют три сюжетные линии романа:
земной сюжет (Москва 20-30. годов, линия Мастер - Берлиоз);
библейский сюжет (Ершалаим, линия Иешуа - Понтий Пилат);
фантастический сюжет (Москва, космос, линия Воланда и его свиты).
Все эти три сюжета, три мира связаны в романе. Мастер, пишет роман о
Понтии Пилате, пятом прокураторе Иудеи. Этот библейский сюжет зеркально отражается в романе, в его земных главах, в судьбе самого Мастера. Связывает три. мира «князь тьмы», Воланд, пришелец из макрокосма, Борьба добра и зла происходит во всех трех мирах.
Обсуждение вопросов, известных классу заранее.(^«#щ^^^»|»^®=ш^ю-
В чем реалистическая основа романа, какие стороны жизни Москвы 20-30-х годов нашли в нем отражение?
Какую роль играют в романе библейские сцены, в чем сущность спора Пон- тия Пилата с Иешуа?
С какой целью автор ввел в роман фантастическую линию сюжета? Какую роль выполняет в романе Воланд и его свита?
Назовите литературные традиции, нашедшие продолжение в романе (Данте, Гете, Гофман, Гоголь, Достоевский, библейские тексты). В чем новое, булгаковское прочтение традиционных сюжетов?
Основные вопросы романа - «вечные вопросы». Ваше мнение об их решении писателем (добро и зло, художник и власть, сущность любви, «самый страшный порок», вера и атеизм).
Автобиографическая основа романа.
В ходе обсуждения этих вопросов использую проблемные вопросы, к которым учащиеся не подготовлены. Они создают проблемные ситуации, заставляют думать.
Константин Симонов писал об ограниченности взгляда Булгакова на действительность 20-30-х годов, о том, что в романе изображена лишь окололитературная и околотеатральная среда. Согласны ли вы с ним?
По библейскому сюжету Понтий Пилат не подписывает приговора, он дал это сделать сородичам Христа, сам же отпустил его на свободу. (Зачитываю текст Библии). Почему Булгаков изменил библейскую версию и сделал Понтия Пилата инквизитором?
Прочитайте эпиграф романа. Почему «князь тьмы», носитель зла, объективно вершит добро?
Кто опаснее для политической власти: разбойник или пророк (поэт, философ)?
Почему Понтий Пилат говорит, что «трусость — самый страшный порок»?
Как решается в романе проблема «учитель - ученик» (Иешуа и Левий Матвей, Мастер и Иван Бездомный)?
Критик Лакшин, разбирая роман, пишет: «Первая ступень истины - справедливость, высшая - милосердие». Прокомментируйте эту мысль текстом романа.
Нравственный закон от Бога или от человека? Что говорит об этом автор, что думаете вы?
Считаете ли вы, что любовь спасает Мастера? Ведь он фактически погибает?
Почему Мастер «не достоин света, а достоин покоя»?
В ходе беседы по мере необходимости обращаю внимание учащихся на записи на доске: «Словарь» и «Московские адреса романа»:
СЛОВАРЬ.
Volare - (лат.) - летать;
Igemon - (греч.) - господин, а также высший воинский титул;
Margarita - (лат.) - жемчужина;
Bobot - (фр.) - связка веток, дудок;
Bobotin - (фр.) - шут;
Мастер - (орл. диалект) - учитель, преподающий грамоту по церковным текстам.
МОСКОВСКИЕ АДРЕСА РОМАНА.
Квартира Берлиоза - Большая Садовая, 10, кв. 50.
Дом Мастера - Мансуровский переулок, 9.
Дом Маргариты - Остоженка, 21.
МАССОЛИТ - Дом Грибоедова - Тверской бульвар, 25, Литературный институт им. А. М. Горького.
Патриаршие пруды - Пионерские пруды.
Румянцевский музей - библиотека им. В. И. Ленина.
Для того чтобы ребятам было легче находить нужные страницы романа для аргументации своих ответов, на доске предварительно записываю сюжетное распределение глав романа:
Иешуа на-Гоцри - гл. 2, 16.
Понтий Пилат - гл. 2, 16, 25, 26, 32.
Мастер - гл. 13, 24, 29, 30, 31, 32.
Воланд и его свита - гл. 1, 3, 4, 22, 23, 24, 27, 28, 29, 32.
Москва 20-30-х годов - гл. 1, 4, 6, 8, 10, Л, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 24, эпилог. Музыкальное сопровождение урока звучит после обсуждения 5-го вопроса («Вальпургиева ночь» из оперы Гуно «Фауст» (и 10-го) одно из камерных произведений Шуберта.
4. Последний этап урока - эстафета идей. По кругу каждый, кто хочет, называет, близкую ему мысль романа в развернутом виде или в виде афоризма (некоторые из них - на плакатах). Начинает эстафету учитель.
БИБЛИОГРАФИЯ К УРОКУ
Л. М. Яновская «Творческий путь Булгакова», М., 1987.
В. В. Петелин «Возвращение Мастера», М., 1986.
В. Я. Лакшин «Булгакиада», биб. «Огонек», 1987, № 45 (2).
И. Л. Галинская «Загадки известных книг», М., 1986.
М. Чудакова «Жизнеописание Михаила Булгакова», М,, 1988.
А. М. Смелянский «Михаил Булгаков в Художественном театре», М., 1989.
М. Гус «Горят ли рукописи?», ж. «Знамя», 1968, № 12.
В. Я. Лакшин «Рукописи не горят», ж. «Новый мир», 1968, № 12.
П. Палиевский «Последняя книга Михаила Булгакова», ж. «Наш современник», 1969, № 3. № 19.
В. Я. Лакшин «Елена Сергеевна рассказывает», ж. «Огонек», 1987,
«Новое с Булгакове», ж. «Наше наследие», 1988, № 3.
В. Я. Пакшин «О прототипах романа Булгакова «Мастер и Маргарита», ж. «Театр», 1971, №11.
М. Булгаков «Письма жене», ж. «Октябрь», 1984, № 1.
В. Сахаров «Михаил Булгаков: уроки судьбы», ж. «Наш современник», 1983, № 10.
В. Я. Пакшин «Мир Михаила Булгакова», ж. «Литературное обозрение», 1989, № 11.
И. Ф. Бэлза «Генеология «Мастера и Маргариты» в кн: «Контакст», М.,
1978.
А Франс. «Прокуратор Иудеи» (рассказ).
Г. Сенкевеч «Камо грядеши?» (роман).
Э. Ренан «Жизнь Иисуса».
М. Чудакова «Булгаков и Гоголь», ж. «Русская речь», 1979, N2 2.