СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М Е Бойкова Способы образования слов в русском языке 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал будет полезен при изучении способов образования слов на уроках русского языка в 6  классе

Просмотр содержимого документа
«Материалы учителя»

ХОД УРОКА

I. Начало урока

Детство – самая прекрасная пора в жизни человека, когда еще не задумываешься всерьез о будущем, когда о прошлом быстро забываешь и живешь сегодняшним днем, радуешься, веселишься, смеешься от души. Живешь в полном смысле этого слова. Недаром А. де Сент-Экзюпери сказал: «Я не очень уверен, что жил после того, как прошло детство».

– Напишите слова, которые ассоциируются у вас со словом детство.


Презентация. Слайд 3


Ребята записывают свои ассоциации к слову детство.

– Прочтите, что вы написали. (Детство – игра, учеба, школа, друзья, смех, веселье, солнце, радость, счастье, чудо, игрушки, гулять, бегать, прыгать, узнавать что-то новое, мама, папа.)


II. Актуализация знаний по теме
«Способы образования слов в русском языке»

– Одно из слов, которые вы написали, – слово игра (играть). Действительно: когда еще человеку играть, как не в детстве. И поэтому сегодня мы с вами тоже будем играть. Но у каждой игры есть свои правила. Нам для игры тоже потребуется знание определенных правил. А именно, знание о способах образования слов в русском языке.

– Поработайте в парах, заполните таблицу недостающими данными. (См. приложение 1.)


Презентация. Слайд 4


Ребята работают в парах. Заполняют таблицу.

– Итак, что же мы знаем о способах образования слов?

Одна из пар рассказывает по заполненной таблице о способах образования слов, приводит примеры. Другие пары добавляют, при необходимости исправляют.


Презентация. Слайды 5–9


– Зачем нам нужно знать, как образованы слова?

– Придумывать новые слова может любой человек. Но сначала нужно посмотреть, как это делают мастера слова. Многие писатели и поэты, придумывая свои собственные слова, следовали известным правилам словообразования.


III. Работа с текстами и рисунками

1. Стихотворение М.Яснова «Чудетство».

Подготовленный ученик читает стихотворение М.Яснова «Чудетство». (См. приложение 2.)

– О чем это стихотворение? Чем оно необычно?

– Поработайте с этим стихотворением в парах по предложенному плану.


План

1. Выпишите из стихотворения необычные слова. Сделайте их словообразовательный разбор.

2. Подумайте, зачем автор использует в стихотворении такие слова.


Презентация. Слайд 10


– Какие слова вы выписали? Каким способом образованы эти слова? (Одни называют слова, которые выписали. Остальные слушают, добавляют, при необходимости исправляют.)

Чудетство ← чудесное детство (или чудо-детство):

счастливень ← счастливый ливень;

веселютик ← веселый лютик;

соловечки ← соловьи и человечки;

торопинка ← торопиться и тропинка;

носомот ← носорог и бегемот;

бегерог ← бегемот и носорог.

Первые пять слов образованы сложением частей слов и наложением одинаковых частей слов.

Последние два слова – соединение начала одного слова и конца другого.

– Обратим внимание на первые три слова.

Какие прилагательные использованы для образования новых слов? (Чудесный, веселый, счастливый.)

– Почему именно такие слова выбирает автор?

(Возможно, потому, что с детством тесно связаны эти эпитеты – чудесная, веселая, счастливая, беззаботная пора.)

– Как получилось симпатичное слово соловечки? Что оно могло означать?

– Чем выразительно слово торопинка?

– Какова, на ваш взгляд, основная мысль стихотворения?

– Зачем автор использовал необычные слова?

Помогают ли они понять основную мысль стихотворения?


2. Работа с рисунками

– Не только в стихотворениях может быть использован прием словотворчества. В замечательной повести писателя-фантаста Кира Булычева «Путешествие Алисы» рассказывается о том, как капитан Зеленый, профессор Селезнев и его дочка Алиса отправились в космос за редкими зверями.


Презентация. Слайд 11


– Давайте посмотрим, кого они там встретили. Кто знает, как зовут этих инопланетных существ? Если не помните, как бы вы их назвали? Почему?

(Говоруна и тигрокрыса узнали, остальных назвали ушастик, большеух, шаролет, шароглаз.)


Презентация. Слайды 12–15


– Давайте сравним ваши названия с тем, как назвал их Кир Булычев. (См. приложение 3.)


Презентация. Слайды 16–19


– Запишите названия этих животных и определите, как образованы эти слова.

Ушан ← корень ух(о) и суфф. -ан-

Шаровик ← корень шар и суфф. -овик-

Разнокрапчатый ← корни разн- и крап-, суфф. -чат-

Говорун ← корень говор(ить) и суфф. -ун-

Тигрокрыс ← корни тигр-, крыс- и соедин. гласная -о-

– Зачем автору понадобилось придумывать такие слова?


3. Творческая работа в группах «Придумай свое животное»

– Объединитесь в группы по четыре человека. Попробуйте придумать свои слова таким же способом – названия животных. Нарисуйте свое животное и расскажите о его особенностях по плану.

1) На кого оно похоже?

2) Где обитает?

3) Чем питается?

4) Как охотится?

5) Что умеет делать?


Презентация. Слайд 20


Ученики работают в группах и затем предъявляют свою работу одноклассникам: показывают рисунки, рассказывают о своем животном.


4. Стихотворение М.Шварца «Если вы родители». (См. приложение 4.)


– На чем основан комический эффект этого стихотворения?

– Какие слова с суффиксом -тель- действительно есть в русском языке? (Родители, любители.)

– Какие слова придуманы автором? Как они образованы?

Они образованы:

1) от основы глагола с помощю суфф. -тель;

2) с помощью соедин. гласной о;

3) сложением слов или частей слов.

Ласкатель ← ласка-ть;

хвалитель ← хвали-ть;

прощатель ← проща-ть;

разрешатель ← разреша-ть;

купитель ← купи-ть;

даритель ← дари-ть;

восхититель ← восхити-ться;

ругатель ← руга-ть;

сердитель ← серди-ться;

гулятьнеотпускатель ← гулять не отпускать;

собакозапретитель ← собак(у) запретить;

крокодитель ← кроко (кроко-дил) и дитель (ро-дитель).

– Автор придумал новые слова. Почему автору захотелось сказать о родителях новыми, необычными словами?


Презентация. Слайд 21


– Попробуйте продолжить этот список, придумав свои слова по той же словообразовательной модели.

Записывают свои примеры.

(Шоколадкопокупатели, гулятьвыпускатели, компьютероразрешители, урокопомогатели, собакокупители);

(грозители, посудумытьзаставлятели, телевизорсмотретьнедаватели, урокиучитьзаставлятели, убиратьзаставлятели, компьютерозапретители, гулятьнеразрешатели, читатьзаставлятели.)


IV. Рефлексия

– В заключение я предлагаю вам послушать стихотворение Виктора Лунина «Утреннее настроение». (См. приложение 5.)

– Как образованы слова в данном стихотворении?

Отвечают на вопрос.

Зазавтракомчитательное ← читать за завтраком + -тельн-;

напапуобижательное ← обижаться на папу + -тельн-;

кричально-погремучее ← кричать, погреметь + -льн– и -уч-;

покомнатампрыгучее ← прыгать по комнатам + -уч-.

– Напишите, пользуясь данной словообразовательной моделью, какое настроение создал у вас сегодняшний урок.

(«Сейчас у меня настроение урокоинтересное, урокозамечательное, веселоигрательное, веселопрекрасное, хохотательное, радостноувлекательное, смешливохохотательное, веселохохотучее, игрательноразвлекательное, радостновеселое, смехоразрешительное».)


V. Заключительное слово учителя

– К сожалению, так же, как наша игра, когда-то заканчивается и детство. Чем старше человек становится, тем чаще он с грустью вспоминает детские годы. Но вернуть ничего нельзя. Я желаю вам как можно дольше оставаться детьми: играть, веселиться… Чтобы как можно дольше взрослые проблемы обходили вас стороной. И еще я хочу пожелать, чтобы вы, расставаясь с этой прекрасной порой, забирали с собой только самое лучшее, а все плохое старались оставлять позади.

Чтение учителем стихотворения Е.Евтушенко

«Метаморфозы». (См. приложение 6.)

Звучит песня «Куда уходит детство?»


Презентация. Слайд 22


VI. Домашнее задание

1) Напишите сочинение на тему «Детство – это…». Постарайтесь использовать в сочинении слова, придуманные вами, которые помогут передать ваши чувства и настроение.

2) Придумайте сказку (или маленький рассказ) и употребите в ней выдуманные вами слова. Например, это может быть история об айсбержонке, маленьком айсберге-детеныше, убежавшем от своих родителей-айсбергов, чтобы отправиться в кругосветное путешествие.

3) Напишите рассказ или сказку о необыкновенной планете и ее жителях, опишите природу планеты и города, расскажите, как одеваются инопланетяне, чем занимаются, что едят. Дайте название всему, что связано с этим неизвестным миром. Нарисуйте иллюстрации к своему произведению.

Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).

Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)

Просмотр содержимого документа
«Приложения»

Приложение 1



Способы образования слов

Примеры

1.


Перебежать ← бежать


2.

Суффиксальные



3.


Подснежник ← снег


4.

Сложение



5.


Бег ← бегать



Приложение 2

Чудетство

В чудетство откроешь окошки –

Счастливень стучит по дорожке,

Цветет веселютик у речки,

И звонко поют соловечки,

А где-то по дальним дорогам

Бредут носомот с бегерогом…

Мы с ними в Чудетство скорее войдем –

Спешит торопинка под самым окном,

Зовет нас глядеть – заглядеться:

Что там за окошком? Чу!.. Детство!

(Михаил Яснов)


Приложение 3

Говорун

Птица, обитающая на планете Блук. Похожа на большого попугая с высоким хохолком, но с двумя клювами.

У говоруна две уникальные особенности. Во-первых, он может запоминать любое количество сказанного текста, а затем точно его воспроизводить. Во-вторых, говорун может перемещаться в межзвездном пространстве.

Говорун был практически полностью истреблен космическими пиратами. Сколько экземпляров осталось на Блуке – неизвестно.


Тигрокрыс

Животное, обитающее на планете Пенелопа. Крупный хищник размером с земного тигра. Покрыт желтой шерстью в полоску, однако хвост голый, как у крысы. Морда вытянутая, с торчащими клыками. Напоминает тигра и крысу одновременно, отсюда и название.


Шаровик разнокрапчатый

Загадочное инопланетное существо, увиденное профессором Селезневым на рынке планета Блук. Упоминается в повести «Путешествие Алисы», а также в мультипликационном фильме «Тайна третьей планеты». В последнем выглядит как связка разноцветных воздушных шариков, парящая невысоко над землей.


Приложение 4

Если вы родители

Если вы родители –

Ласкатели, хвалители,

Если вы родители –

Прощатели, любители,

Если разрешатели,

Купители, дарители,

Тогда вы не родители,

А просто восхитители!

А если вы родители –

Ругатели, сердители,

Гулять-неотпускатели,

Собакозапретители,

То знаете, родители,

Вы просто

Крокодители!

(Михаил Шварц)


Приложение 5

Утреннее настроение

У папы настроение

зазавтракомчитательное,

У мамы настроение

напапуобижательное,

У брата настроение

кричально-погремучее,

А у меня,

А у меня

покомнатампрыгучее.

(Виктор Лунин)

Приложение 6

Метаморфозы

Детство – это село Краснощеково,

Несмышленово, Всеизлазово,

Скок-Поскоково, Жуть-Жестоково,

Но Беззлобнино, но Чистоглазово.

Юность – это село Надеждино,

Нараспашкино, Обольщаньино,

Ну а если немножко Невеждино, –

Все равно оно Обещаньино.

Зрелость – это село Разделово:

Либо Схваткино, либо Пряткино,

Либо Трусово, либо Смелово,

Либо Кривдино, либо Правдино.

Старость – это село Усталово,

Понимаево, Неупреково,

Забывалово, Зарасталово

И – не дай вам Бог – Одиноково.

(Евгений Евтушенко)

Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).

Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)