ХОД УРОКА
I. Начало урока
Детство – самая прекрасная пора в жизни человека, когда еще не задумываешься всерьез о будущем, когда о прошлом быстро забываешь и живешь сегодняшним днем, радуешься, веселишься, смеешься от души. Живешь в полном смысле этого слова. Недаром А. де Сент-Экзюпери сказал: «Я не очень уверен, что жил после того, как прошло детство».
– Напишите слова, которые ассоциируются у вас со словом детство.
Презентация. Слайд 3
Ребята записывают свои ассоциации к слову детство.
– Прочтите, что вы написали. (Детство – игра, учеба, школа, друзья, смех, веселье, солнце, радость, счастье, чудо, игрушки, гулять, бегать, прыгать, узнавать что-то новое, мама, папа.)
II. Актуализация знаний по теме
«Способы образования слов в русском языке»
– Одно из слов, которые вы написали, – слово игра (играть). Действительно: когда еще человеку играть, как не в детстве. И поэтому сегодня мы с вами тоже будем играть. Но у каждой игры есть свои правила. Нам для игры тоже потребуется знание определенных правил. А именно, знание о способах образования слов в русском языке.
– Поработайте в парах, заполните таблицу недостающими данными. (См. приложение 1.)
Презентация. Слайд 4
Ребята работают в парах. Заполняют таблицу.
– Итак, что же мы знаем о способах образования слов?
Одна из пар рассказывает по заполненной таблице о способах образования слов, приводит примеры. Другие пары добавляют, при необходимости исправляют.
Презентация. Слайды 5–9
– Зачем нам нужно знать, как образованы слова?
– Придумывать новые слова может любой человек. Но сначала нужно посмотреть, как это делают мастера слова. Многие писатели и поэты, придумывая свои собственные слова, следовали известным правилам словообразования.
III. Работа с текстами и рисунками
1. Стихотворение М.Яснова «Чудетство».
Подготовленный ученик читает стихотворение М.Яснова «Чудетство». (См. приложение 2.)
– О чем это стихотворение? Чем оно необычно?
– Поработайте с этим стихотворением в парах по предложенному плану.
План
1. Выпишите из стихотворения необычные слова. Сделайте их словообразовательный разбор.
2. Подумайте, зачем автор использует в стихотворении такие слова.
Презентация. Слайд 10
– Какие слова вы выписали? Каким способом образованы эти слова? (Одни называют слова, которые выписали. Остальные слушают, добавляют, при необходимости исправляют.)
Чудетство ← чудесное детство (или чудо-детство):
счастливень ← счастливый ливень;
веселютик ← веселый лютик;
соловечки ← соловьи и человечки;
торопинка ← торопиться и тропинка;
носомот ← носорог и бегемот;
бегерог ← бегемот и носорог.
Первые пять слов образованы сложением частей слов и наложением одинаковых частей слов.
Последние два слова – соединение начала одного слова и конца другого.
– Обратим внимание на первые три слова.
Какие прилагательные использованы для образования новых слов? (Чудесный, веселый, счастливый.)
– Почему именно такие слова выбирает автор?
(Возможно, потому, что с детством тесно связаны эти эпитеты – чудесная, веселая, счастливая, беззаботная пора.)
– Как получилось симпатичное слово соловечки? Что оно могло означать?
– Чем выразительно слово торопинка?
– Какова, на ваш взгляд, основная мысль стихотворения?
– Зачем автор использовал необычные слова?
Помогают ли они понять основную мысль стихотворения?
2. Работа с рисунками
– Не только в стихотворениях может быть использован прием словотворчества. В замечательной повести писателя-фантаста Кира Булычева «Путешествие Алисы» рассказывается о том, как капитан Зеленый, профессор Селезнев и его дочка Алиса отправились в космос за редкими зверями.
Презентация. Слайд 11
– Давайте посмотрим, кого они там встретили. Кто знает, как зовут этих инопланетных существ? Если не помните, как бы вы их назвали? Почему?
(Говоруна и тигрокрыса узнали, остальных назвали ушастик, большеух, шаролет, шароглаз.)
Презентация. Слайды 12–15
– Давайте сравним ваши названия с тем, как назвал их Кир Булычев. (См. приложение 3.)
Презентация. Слайды 16–19
– Запишите названия этих животных и определите, как образованы эти слова.
Ушан ← корень ух(о) и суфф. -ан-
Шаровик ← корень шар и суфф. -овик-
Разнокрапчатый ← корни разн- и крап-, суфф. -чат-
Говорун ← корень говор(ить) и суфф. -ун-
Тигрокрыс ← корни тигр-, крыс- и соедин. гласная -о-
– Зачем автору понадобилось придумывать такие слова?
3. Творческая работа в группах «Придумай свое животное»
– Объединитесь в группы по четыре человека. Попробуйте придумать свои слова таким же способом – названия животных. Нарисуйте свое животное и расскажите о его особенностях по плану.
1) На кого оно похоже?
2) Где обитает?
3) Чем питается?
4) Как охотится?
5) Что умеет делать?
Презентация. Слайд 20
Ученики работают в группах и затем предъявляют свою работу одноклассникам: показывают рисунки, рассказывают о своем животном.
4. Стихотворение М.Шварца «Если вы родители». (См. приложение 4.)
– На чем основан комический эффект этого стихотворения?
– Какие слова с суффиксом -тель- действительно есть в русском языке? (Родители, любители.)
– Какие слова придуманы автором? Как они образованы?
Они образованы:
1) от основы глагола с помощю суфф. -тель;
2) с помощью соедин. гласной о;
3) сложением слов или частей слов.
Ласкатель ← ласка-ть;
хвалитель ← хвали-ть;
прощатель ← проща-ть;
разрешатель ← разреша-ть;
купитель ← купи-ть;
даритель ← дари-ть;
восхититель ← восхити-ться;
ругатель ← руга-ть;
сердитель ← серди-ться;
гулятьнеотпускатель ← гулять не отпускать;
собакозапретитель ← собак(у) запретить;
крокодитель ← кроко (кроко-дил) и дитель (ро-дитель).
– Автор придумал новые слова. Почему автору захотелось сказать о родителях новыми, необычными словами?
Презентация. Слайд 21
– Попробуйте продолжить этот список, придумав свои слова по той же словообразовательной модели.
Записывают свои примеры.
(Шоколадкопокупатели, гулятьвыпускатели, компьютероразрешители, урокопомогатели, собакокупители);
(грозители, посудумытьзаставлятели, телевизорсмотретьнедаватели, урокиучитьзаставлятели, убиратьзаставлятели, компьютерозапретители, гулятьнеразрешатели, читатьзаставлятели.)
IV. Рефлексия
– В заключение я предлагаю вам послушать стихотворение Виктора Лунина «Утреннее настроение». (См. приложение 5.)
– Как образованы слова в данном стихотворении?
Отвечают на вопрос.
Зазавтракомчитательное ← читать за завтраком + -тельн-;
напапуобижательное ← обижаться на папу + -тельн-;
кричально-погремучее ← кричать, погреметь + -льн– и -уч-;
покомнатампрыгучее ← прыгать по комнатам + -уч-.
– Напишите, пользуясь данной словообразовательной моделью, какое настроение создал у вас сегодняшний урок.
(«Сейчас у меня настроение урокоинтересное, урокозамечательное, веселоигрательное, веселопрекрасное, хохотательное, радостноувлекательное, смешливохохотательное, веселохохотучее, игрательноразвлекательное, радостновеселое, смехоразрешительное».)
V. Заключительное слово учителя
– К сожалению, так же, как наша игра, когда-то заканчивается и детство. Чем старше человек становится, тем чаще он с грустью вспоминает детские годы. Но вернуть ничего нельзя. Я желаю вам как можно дольше оставаться детьми: играть, веселиться… Чтобы как можно дольше взрослые проблемы обходили вас стороной. И еще я хочу пожелать, чтобы вы, расставаясь с этой прекрасной порой, забирали с собой только самое лучшее, а все плохое старались оставлять позади.
Чтение учителем стихотворения Е.Евтушенко
«Метаморфозы». (См. приложение 6.)
Звучит песня «Куда уходит детство?»
Презентация. Слайд 22
VI. Домашнее задание
1) Напишите сочинение на тему «Детство – это…». Постарайтесь использовать в сочинении слова, придуманные вами, которые помогут передать ваши чувства и настроение.
2) Придумайте сказку (или маленький рассказ) и употребите в ней выдуманные вами слова. Например, это может быть история об айсбержонке, маленьком айсберге-детеныше, убежавшем от своих родителей-айсбергов, чтобы отправиться в кругосветное путешествие.
3) Напишите рассказ или сказку о необыкновенной планете и ее жителях, опишите природу планеты и города, расскажите, как одеваются инопланетяне, чем занимаются, что едят. Дайте название всему, что связано с этим неизвестным миром. Нарисуйте иллюстрации к своему произведению.
Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).
Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)