Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов. Презентация к уроку.»
М.Ю. Лермонтов «Парус»
анализ стихотворения
- Знаменитое стихотворение «Парус» написано в 1832 году в Петербурге. 17-летний Лермонтов создал его во время одной из прогулок по берегу Финского залива.
- В стихотворении нашли отражение личные переживания юноши. Незадолго до этого он покинул Московский университет, оставив мечту стать филологом. По настоянию любимой бабушки Лермонтов переехал в Петербург, намереваясь поступить в юнкерскую школу. Перед поступлением молодой человек много размышлял о своем прошлом и возможной будущей судьбе – эти мысли и чувства легли в основу произведения.
Какими средствами выразительности
являются выделенные слова?
Как изображён пейзаж в стихотворении
М.Ю. Лермонтова «Парус»?
Почему так изображён пейзаж в стихотворении
М.Ю. Лермонтова «Парус»?
парус одинокой
Эпитеты
Олицетворения
парус одинокой,
Сравнение
туман голубой,
играют волны,
ветер свищет
луч золотой
струя светлей лазури
туман голубой
струя светлей лазури
луч солнца золотой
играют волны
ветер свищет
Звукопись
- Для изображения меняющейся картины морского пейзажа поэт использует звукоподражание: в первой строфе с помощью преобладания звуков «л», «н», «м», «р» создается эффект мерного покачивания волн во время штиля; изменение моря (шум волн и свист ветра) передается путем превалирования звуков «с», «т», «щ», «ч».
Главное в стихотворении не пейзаж, а человек .
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..
Увы, - он счастия не ищёт
И не от счастия бежит!
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
О чем стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус»?
Романс «Белеет парус одинокий»
стихи М.Ю. Лермонтова (1832 г.)
музыка А. Е. Варламова (1848 г.)
Музыка стиха
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Одинокий парус белеет
В голубом тумане моря!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..
Инверсия – необычный порядок слов.
Синтаксический параллелизм – одинаковое строение
следующих друг за другом фраз.
1. Что олицетворяет собой парус в лермонтовском стихотворении?
2. Назовите образы.
Решите задачу:
… = парус
Человек = …
Какова композиция стихотворения?
- В первой строфе образы паруса и лирического героя объединены словом «одиночество». Одиночество героя вызвано разочарованием в жизни, горечью каких-то утрат; он задается мучительным вопросом: как достичь внутренней гармонии.
- Во второй строфе герой ищет спасение от одиночества в борьбе со стихией, но, «увы», встреча с бурей не приносит счастья – счастье невозможно найти извне, оно заключено внутри человека.
- В третьей строфе наперекор умиротворенной, гармоничной картине мира герой стремится обрести душевный покой в обновлении жизни, в очистительной буре.
Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» с приведённым ниже стихотворением Е.А. Баратынского «Пироскаф 1 ». Чем различаются образ лермонтовского паруса и образ корабля, созданный Е.А. Баратынским?
Анализ стихотворения
Михаила Юрьевича Лермонтова
«Когда волнуется желтеющая нива"
Какие литературные приёмы использует Лермонтов для создания настроения?
- Эпитеты: «смутный сон», «свежий лес».
- Олицетворения: «слива прячется», «ключ щебечет».
- Инверсия: «час златой», «души моей тревога», «ландыш серебристый».
История создания
- В феврале 1837 года в жизни Михаила Юрьевича произошли значимые перемены. Написанное им стихотворение «Смерть поэта» вызвало недовольство ряда чиновников. Пока шли разбирательства, поэта арестовали и заключили под стражу. Находясь в петербургской тюрьме, Лермонтов пишет стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива», являющееся одним из последних в его творчестве. С помощью обугленных спичек вместо пера и серой обертки от еды вместо бумаги, он создает произведение о восхитительных природных красотах родного края.
Почему всё стихотворение построено автором как одно большое предложение?
- Четыре строфы написаны одним сложным предложением с тремя придаточными времени, причины и условия. Таким способом произведению придается особая целостность, напевность. Создается впечатление, что это стихотворение автором создавалось на одном дыхании. Будто поэт так спешил поделиться своими мыслями, эмоциями, переживаниями с окружающими, что уделять внимание знакам препинания просто не было времени. В конце произведения стоит многоточие, означающее безмерность стремлений души, бесконечность.
С какой целью поэт в одной пейзажной зарисовке соединил приметы весны и лета?
- Сочетаются «желтеющая нива» и «малиновая слива» — начало осени с «ландышем» — поздняя весна. Но такие примеры лишь подчеркивают, что автор создавал не реальную картину, а объемный образ природы, связанный с божественным замыслом.
Можно ли (и почему) считать последнюю строку логическим выводом из предшествующих?
- В первых трех строфах герою раскрывается мир. Он любуется лесом, ключом, нивой. Многообразие и красота природы предстают перед поэтом как отражение божественного начала. В последнем четверостишие становится ясно, что он пришел к осознанию себя и бога. Таким образом, вырисовывается основная тема стихотворения – роль природы в духовном становлении человека.
- Что сближает стихотворение М.Ю. Лермонтова с приведённым ниже стихотворением А.К. Толстого?
- Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» с приведённым ниже стихотворением И.А. Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…». Какие идеи и образы сближают эти стихотворения?
Анализ стихотворения
Михаила Юрьевича Лермонтова
«Листок"
История создания
- Стихотворение «Листок» было написано М. Лермонтовым весной 1841 года, после возвращения на Кавказ из двухмесячного отпуска, проведенного в Петербурге. Последние месяцы жизни были временем поэтического расцвета Лермонтова: глубокое переосмысление им своей жизни и его размышления нашли отражение в произведениях последнего периода. Впервые стихотворение было опубликовано уже после смерти поэта, в 1843 году, в журнале «Отечественные записки».
Почему стихотворение М.Ю. Лермонтова называется «Листок», хотя в нём два основных образа – листок и чинара?
- Образ листка, гонимого бурей, в русской и в европейской литературе конца 18-го и 1-й половины 19 столетия был широко распространенным символом изгнанника. В движении листка на юг выявляется автобиографический момент изгнанничества.
- «Листок» - это аллегорическое повествование, включающее в себя историю скитания героя, описания действующих лиц, местности.
- Листок, выросший в «суровой отчизне» и гонимый «жестокой бурей» - символ трагического одиночества человека в мире. Под этим символом скрывается прошедший через многие испытания, умудренный жизнью, никем не понятый одинокий лирический герой. Он просит героиню принять его таким, какой он есть, хочет вызвать сострадание.
- Одиночество лермонтовского героя связано с оторванностью его от своих корней в прямом и переносном смысле.
Какую роль в приведённом стихотворении играет приём антитезы?
- Центральный образ стихотворения - гонимый жестокой бурей листок, одинокий скиталец. Ему противопоставлен образ самодовольной (полной довольства, любования самим собой) чинары, чье существование самодостаточно (целостно, самостоятельно обеспечивающее свое существование).
Мир одинокого бесприютного скитальца-листка и спокойной самодовольной красавицы-чинары.
В чём трагизм истории, которую воссоздал М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Листок»?
- Чинара не хочет нарушить свой покой, своё благополучие. Она самодовольна и самовлюблена, не хочет знать ничего, что может поколебать её безоблачную жизнь и выходит за грани её собственного мира. Последнее слово остается за ней, и это усиливает впечатление безысходности судьбы листка. Листок символизирует трагически одинокого человека, оторванного от своих корней, в чужом мире.
- Сопоставьте стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок» и «Тучи». В чём заключается сходство этих стихотворений?