СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Мандалотерапия в работе с детьми»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

тренинг с педагогами

Просмотр содержимого документа
««Мандалотерапия в работе с детьми»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №29 «Стриж» г.Смоленска


Подготовила

Педагог-психолог

Социальный педагог

Моторыкина Е.А.

Педагог доп.образования

Иванова С.В.



Тренинг с педагогами

«Мандалотерапия в работе с детьми»

План:

1. Теоретическая часть: понятие, правила работы

2. Презентация «Какие бывают мандалы»

3. Практическая часть

4.Литература

5. Приложение «Значение цвета»

В наше время система дошкольного образования характеризуется широким развитием инновационных подходов к осуществлению педагогической деятельности в образовательном процессе. В детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. В работе с детьми необходимо создание адекватных условий воспитания и обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Одной из приемлемых, форм работы с детьми является метод мандалы.

Слово «мандала» в переводе означает «круг», «диск». В духовных традициях мандала — это не просто круг или узор. Это целая модель мироздания, в которой заключается гармония и примирение с миром. Мандала — это схематическое изображение строения Вселенной. Классическая схема выглядит так: круг — символ Космоса, в него вписывают квадрат. Он отображает четыре стороны света. Внутри него находится еще один круг. Мандалы для детей состоят из простых понятных малышам фрагментов, например, несложная абстракция, простые геометрические фигуры, цветы, изображения животных В самом деле, есть в мандалах особое очарование. И встретить их можно всюду... И в витках розы, и в волнах моря, в снежинках, а еще в кружевных салфетках и в узорах калейдоскопа...

Карл Густав Юнг был одним из первых европейских ученых, кто очень серьезно изучал мандалы. Свою первую мандалу он нарисовал 1916 году, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый его рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою «психическую трансформацию». Юнг пришел к выводу, что метод мандалы — это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности.

По сути, мандала представляет собой мостик между внутренним и внешним миром человека, между его сознанием и подсознанием. Когда мы создаем мандалу, мы закладываем в нее глубокий смысл. Изображаем свою душу и можем посмотреть со стороны на процессы, в ней происходящие.

Чем же мандалотерапия может быть полезна детям? Ответ прост. Часто дети не могут адекватно выразить свои эмоции, а также верно оценить эмоции окружающих, в том числе других детей. Все это мешает построить теплые, доброжелательные взаимоотношения. Использование мандалы может помочь импульсивным, тревожным детям стабилизировать эмоциональный фон, развить  навыки саморегуляции, снять напряжение, выразить эмоции и чувства. Кроме того, «побочным эффектом» использования мандал в работе с детьми является развитие творчества, художественное и духовное самовыражение детей.

Процесс создания мандал помогает развивать воображение, творческие способности, мелкую моторику рук. Создание мандал хорошо влияет на гиперактивных деток, улучшает концентрацию внимания, понижает общий уровень тревожности, измененяет атмосферу в коллективе, способствует снятию напряженности и групповому сплочению.

Дети в ходе занятий раскрашивают мандалы, начиная от простых узоров, заканчивая более сложными.

Существуют правила работы при использовании мандалы:
1. Выбор мандалы и сюжет работы ребенок осуществляет самостоятельно.
2.  Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель, чернила и пр.) ребенок выбирает самостоятельно.

3.  Осуществляется принцип невмешательства в работу ребенка.
4. Принцип избегания оценочных комментариев по поводу работы.
5. На одном занятии ребенку предлагается только одна мандала.
6. После работы важно дать возможность ребенку проговорить о своих чувствах, переживаниях .

Время работы с одной мандалой 20 минут. Если ребёнок не успел  на одном занятии закончить мандалу, то он это делает на следующем занятии.

Совершенно не важно, умеет ли ребенок рисовать, лепить, моделировать, работать с карандашом, красками, пластилином, глиной. Ведь целью не будет создание шедевра, а та внутренняя работа, что позволит душе вылупиться из ограничений, критики, запретов, шрамов, увидеть себя и мир заново.

Как раскрашивать мандалы правильно? В том-то и прелесть работы с мандалами для детей, что раскрашивать их можно чем угодно и как нравится самому ребенку. Малыш может делать это красками, карандашами, фломастерами, пастелью. Мандалы для детей можно раскрашивать с любой части рисунка. Для малышей здесь присутствует полная свобода творчества и самовыражения. Обычно маленькие дети делают это от края к средине. В процессе работы малыш должен быть расслаблен. Однообразные движения способствуют концентрации внимания и снимают напряжение у детей. Таким образом, ребенок избавляется от внутреннего напряжения.

Вы и сами можете поработать с мандалой, результат не заставит себя ждать. Распечатайте любую понравившуюся вам мандалу в цвете и повесьте ее на стену или поставте на рабочий стол. Смотрите на мандалу несколько минут в день и вы заметите положительный эффект.


Рисование мандалы. Возьмите цветные карандаши, довертесь своему внутреннему голосу и рисуйте те формы и образы, которые просятся к выражению, разрешите им быть, дайте им проявиться, дайте выход вашим внутренним импульсам. Бывает, что поначалу не совсем нравится то, что получается, но в какой-то момент вы минуете кризисную точку и сам процесс начинает приносить удовольствие – сосредоточьтесь на этом самовыражении. Отставьте свои эстетические и художественные представления в стороне и просто дайте возможность себе выразиться. При раскрашивании происходит процесс на глубинном уровне человека в котором находится возможность для разрешения внутренних конфликтов и раскрытия новых внутренних ресурсов. Поэтому важно еще несколько дней работать с созданной мандалой, поместив ее на видном месте или уделяя несколько специальных минут в день для ее созерцания.


Упражнения:

1. Графическая мандала. На рабочем листе есть шифровка, выполняя которую вы построите мандалу. Каждую строчку выполняете разным цветом.

2. Рисование мандалы. В процессе используется акварель или гуашь. Сложить круг так, чтобы получился восьмиугольник. НА одной стороне восьмиугольника нарисовать краской рисунок. ПРиклалывать нарисованную часть к каждой части восьмиугольника, как бы делая отпечаток.

3. «Своими руками». На картонный круг нанести слой пластилина. После выкладывается рисунок. Можно использовать разнообразные крупы, макароны, бусины, природный материал.





ЛИТЕРАТУРА:



http://fb.ru/article/251223/mandalyi-dlya-detey-kak-metodika-art-terapii



http://fb.ru/article/251223/mandalyi-dlya-detey-kak-metodika-art-terapii



http://kladvsebe.ru/samorazvitie/diagnostika-v-art-terapii-metod-mandala.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/08/22/mandala-kak-odin-iz-metodov-art-terapii-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo

http://psycabi.net/prakticheskie-metody/349-mandala-terapiya






ПРИЛОЖЕНИЕ Что означают цвета в мандалотерапии?

В ознакомительных целях предлагаю вам общие трактовки цветов в мандалотерапии. Но будьте осторожны с прямыми расшифровками! Все мы разные, и один и тот же цвет для одного может означать позитив, а для другого – негатив. И вообще, в последнее время арт-терапевты приходят к тому, что универсальные характеристики цветов не очень хорошо работают. Наиболее важными являются именно чувства, ощущения клиента, связанные с тем или иным цветом. Но иногда полезно и заглянуть вглубь, пропустив через себя общую формулу.

Мандала значение. Что могут означать разные цвета:

— Красный. Принято считать, что этот цвет символизирует силу, энергию, страсть. Красный – огонь, биение сердца человека. Много красного в изображении мандалы может указывать на высокий жизненный потенциал человека, наличие у него ярких устремлений, целей и способов их реализации.  Полное отсутствие красного цвета может сказать нам о физической или эмоциональной усталости человека, его пассивности, нехватке «огня», или даже о депрессии.

— Зеленый. Цвет жизни. В природе живое представлено чаще всего именно зеленым цветом – трава, деверья, кусты. Когда человек в своей творческой работе активно использует зеленые тона, можно предположить, что он склонен к естественности, непосредственности, честности. Если зеленого в рисунке много, часто это говорит о гармонии женского и мужского начал в человеке, его душевном равновесии.

— Желтый. Этот цвет говорит нам об оптимизме, радости жизни, бодрости духа. Часто мы можем заметить, что желтым цветом любят рисовать активные и нестандартные, творческие люди, обладающие художественными талантами.

— Синий. Данный цвет символизирует спокойствие, серьезность. Присутствие синего в мандале может говорить о сильной интуиции, мудрости человека, его глубоком понимании ситуации.

— Оранжевый. Чистый поток энергии. Если в мандале присутствует оранжевый цвет, скорее всего, человек самореализуется, самоутверждается, движется к цели.

— Коричневый. Традиционно мы связываем этот цвет с землей. Обилие коричневого цвета в мандале может указывать на нехватку у человека чувства защищенности, его желание стать на надежную почву, заземлиться.

— Черный. По сути, это отсутствие цвета. Черный указывает на пустоту, забытье. Обилие черного в мандале может сказать нам об эмоциональном выгорании рисующего, его опустошенности или даже депрессивном состоянии.



Цвета и значения:

  1. Красный выражает возможности и силу. Активность, борьба, стремление к справедливости, к борьбе, к достижению цели. Огонь, поглощающий злое и тёмное.
    Если красный цвет вообще отсутствует на рисунке — это, наоборот, означает слабость, нехватку сил, нежелание бороться.

  2. Жёлтый символизирует понимание, открытость ко всему новому, к познанию. Жизнелюбие, независимость, прозрение.

  3. Зелёный указывает на оздоровление, желание помогать себе и другим, спасать, защищать. Мудрое, правильное восприятие себя и других.

  4. Фиолетовый – королевский цвет. Объединяет мужское и женское начала. Духовная энергия, которая иногда проявляется как эгоизм, индивидуализм. Что может привести к разрушениям собственных идеалов и связи с миром.

  5. Синий – проявление интуиции. В тёмных оттенках – символ неспокойствия, бури, ночи, переживаний. В светлых (голубой) – сострадание, безоблачное небо, бесконечность, глубокое чувство материнства.

  6. Оранжевый – символ положительной энергии, мягкости и самовосприятия.

  7. Чёрный – символ пустоты, отрицания, печали, потери. Как начало появления из темноты чего-то нового. В темноте тоже могут происходить процессы, незаметные для других.

  8. Белый может символизировать духовность, открытость миру, чистоту сознания. А может означать недостаток энергии, отстраненность от реальности и верного восприятия мира.

  9. Значение цветов при раскрашивании мандалы. С помощью сакрального рисунка, который ребенок закрашивает не задумываясь, можно заглянуть в его внутренний мир, продиагностировать проблемы. Проще всего сделать это, проанализировав цветовые предпочтения при раскрашивании мандалы для детей. Значения цветов с психологической точки зрения:

  10. Красный. Этот цвет предпочитают активные и шумные дети. Хотите немного уравновесить непоседу? Добавьте в его комнату или в гардероб немного синего цвета. Еще таким деткам, как воздух, нужна похвала.

  11. Желтый. Малыши, которые предпочитают солнечные оттенки, необыкновенные фантазеры.

  12. Зеленый. Таким деткам не хватает родительского внимания и чувства защищенности. Развивайте в них творческую жилку. Иначе вырастет консерватор, жутко боящийся любых перемен.

  13. Синий цвет выбирают спокойные дети, которые все делают обстоятельно. Для дошколят такой выбор нетипичен. Если маленький ребенок вдруг начал использовать синие оттенки, то, скорее всего, ребенок просто устал.

  14. Оранжевый. Так же, как и фанаты красного цвета, ребята чрезмерно активны и могут визжать и шуметь без всякой на то причины. Кипучую энергию крохи родителям стоит направить в спорт.

  15. Коричневый цвет сигнализирует о неблагополучии в психике малыша. Ребенок живет в собственном мире, отгородившись от мира взрослых. Причины выбора: проблемы со здоровьем, неурядицы в семье, сильный стресс, умственная неполноценность.

  16. Серый. Такой выбор редкость у детей. Его периодически выбирают тихие замкнутые ребята.

  17. Черный. Выбор этого цвета — тревожный звоночек для родителей, педагогов, психологов. Ребенок нуждается в поддержке. Скорее всего, маленький человечек пережил страшный стресс, что привело к преждевременному созреванию его сложной психики.

  • Чёрно-белый рисунок – борьба противоположностей без эмоций. Своеобразный отдых от переживаний. Преобладание интеллектуального над эмоциональным.

  • Красный + чёрный – злость, гнев, беспокойство, печаль.

  • Красный + зелёный – спорные чувства, конфликт между потребностью и родительским контролем.

  • Жёлтый + чёрный – низкая самооценка, переплетающаяся с ранимостью и желанием большего. Частые перепады настроения.

  • Красный + синий – конфликтное состояние. Стремление быть свободным от опеки. Вызов.

  • Розовый + чёрный – отрицательные мысли о самом себе. Потребность во внимание, любви ближних.