Урок
Тема: Марк Твен и «Приключения Гекльберри Финна». 6 класс
Тип урока: урок усвоения нового материала и обобщения изученного.
Форма проведения: бинарный урок - исследование.
Цель урока: обобщить знания по теме «Марк Твен и приключения Гекльберри Финна».
Задачи:
Образовательные: вспомнить биографические сведения о зарубежном авторе М.Твене и его произведении; сформировать представление о реке на примере Миссисипи и ее частях; речной системе и ее элементах.
Воспитательные: познавательный интерес к предметам, любовь к зарубежной литературе.
Развивающие: развивать умения и навыки анализировать, обобщать и делать выводы; формировать умения работать с географической картой, составлять описание географического объекта – реки.
Планируемый результат:
Личностные: развивать познавательные мотивы, самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора.
Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи, планировать пути достижения целей.
Познавательные: давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи, объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Коммуникативные: умение организовывать совместную деятельность, договариваться друг с другом, умение вступать в диалог; владеть письменной и устной речью.
Метапредметные: работать с текстом, выбирать из текста главное, соответственное содержанию вопроса.
Предметные: развивать познавательные интересы, давать понятия терминов.
Методы и приемы: эвристическая беседа, практическая работа.
Оборудование: тексты произведения М.Твена «Приключения Гекльберри Финна», портрет М.Твена, физическая карта полушарий, технологические карты, презентация.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
Основные понятия и термины: река, русло, речная долина, устье, исток, главная река, притоки, водораздел.
Личности: М.Твен, Гекльберри Финн.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
I. Организационный момент | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. | Учащиеся приветствуют учителя. | 1 |
II. Актуализация опорных знаний, подготовка к восприятию | Учитель литературы: Наш мир, в котором мы живем, устроен очень гармонично. Все в нем взаимосвязано. Сегодня мы попробуем объединить два таких разных, на первый взгляд предмета, как литература и география. Давайте вспомним, какого автора и его произведение мы изучали в последнее время? - Это настоящее имя и фамилия автора? - Как на самом деле зовут автора? - Откуда родом Марк Твен? - Что еще вы знаете об этом писателе? - О чем он пишет свои произведения? - Кто главные герои произведения М. Твена? - Ребята, а кто скажет, где было самое любимое место мальчиков? И какую роль сыграло это место в жизни и творчестве самого писателя? | Отвечают на вопросы: - Мы изучали в последнее время произведение Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна». - Нет, это псевдоним. - Сэмюэл Ленхгорн Клеменс. - США, это американский писатель. - Ответы учащихся. - О приключениях. - Мальчики Том Сойер и Гекльберри Финн. - Река Миссисипи. М. Твен был учеником лоцмана, его детская мечта воплотилась в жизнь «познать реку». И псевдоним Марк Твен взят из выражения лотовых на Миссисипи, обозначающий «Мерка 2», что означало достаточную глубину для безопасного плавания. | 3 |
III. Изучение нового материала | Учитель географии: А какую роль играют реки в жизни человека? (просмотр видеоряда «Реки»). Учитель географии: Река Миссисипи тоже имеет второе название. На языке североамериканских индейцев это название означает «Отец вод». Работа в группах: 1 группа - Работая с учебником и электронным приложением находят определения терминам (технокарта) 2 группа – по учебнику стр. 89-90 определяют зависимость режима реки от ее питания. Знать типы питания, явления реки (паводок, половодье) (технокарта). Просмотр электронного приложения. 3 группа – по учебнику стр. 91-92 выяснить особенности равнинных и горных рек, записывают термины порог, водопад (эл.приложение – разносят характеристики в таблице). 4 группа - Учитель литературы: Давайте выясним, почему на берегах Миссисипи построены города и как использовалась река жителями? Для этого мы проведем исследовательскую работу. У вас на партах лежат карточки с отрывками из произведения, прочитайте и найдите ответ на наш вопрос. Заполните карты исследований. Учитель географии: предлагаю найти ответы на эти вопросы с географической точки зрения – работа с учебником с. 93. | Предполагаемый ответ: История человечества неразрывно связана с природой и особенно с одним из важнейших ее даров – водой. Человек использовался реками как удобными путями, они поили своими водами поля и сады, давали свет тепло. На берегах рек создавались и развивались крупные города, происходили кровопролитные битвы. Вывод: реки играют важную роль в жизни человека и природы. - Заполняют карты исследований, затем обмениваются работами внутри групп, выслушиваем ответы и оценивают работу одноклассника. (Ответы учащихся). | 15-20 |
IV. Закрепление изученного материала | Использование технологии «пилы»: группы разбиты по разноцветным карточкам, одна группа – один цвет. В ходе закрепления учитель просит их образовать группу с разными карточками и поделиться информацией. Учитель литературы: Давайте закрепим изученный материал, выполнив задания по группам. Одна группа вставляет пропущенные слова в текст из произведения. Другая группа находит соответствия термина и его понятия. | Группы собираются по разноцветным карточкам в одну и рассказывают о том, что узнали в ходе своей работы. Группы выполняют задания, затем обмениваются работами и проверяют друг друга. | 10-15 |
V. Итоги урока | Учитель литературы: - Что вы вспомнили на уроке? - Что вы сегодня узнали на уроке? | - Подводят итоги урока (ответы учащихся на вопросы). | 2 |
VI. Рефлексивно-оценочный | - Понравилась ли вам такая форма урока? (красная – «Да», синяя – «Нет»). - Ставит перед учащимися задачу: Продолжите эти предложения: 1.Сегодня я узнал……. 2. Было интересно…… 3. Было нелегко……… 4. Я понял, что……….. 5.Мне понравились задания………………. 6. Я научился………… 7. Меня удивило……… | - Выполняют поставленную задачу. | 3 |
VII.Домашнее задание | Комментируют домашнее задание. Литература: Читать Ж.Верна «Таинственный остров», охарактеризовать героев. География: п. 23 читать, определения учить, на к\к с. | - Слушают комментарий к домашнему заданию, записывают в дневники. | |
| | | |
Молодцы! Спасибо за внимание! Можете быть свободны!
Задание: вставить в текст пропущенные слова.
Но когда я добрался до …, отца еще не было видно; я завел челнок в … речки, заросшее ивняком и диким виноградом, и тут мне пришло в голову другое; думаю, спрячу его получше, а потом, вместо того чтобы убегать в лес, спущусь вниз … миль на пятьдесят и поживу подольше на одном месте, а то чего ради бедствовать, таскаясь пешком! (Глава 7).
(устье, берега, по реке).
Теперь я был много ниже пристани. Я привстал и милях в двух с половинкой … увидел остров Джексона, весь заросший лесом, - он стоял посредине …, большой, темный и грозный, словно пароход без огней. Выше острова не видно было следов отмели – вся она скрылась теперь …. (Глава 7).
(реки, под водой, ниже по течению).
Нас донесло … до большой излучины (изгиб реки), и тут набежали облака, и ночь сделалась душная. Река здесь была очень широкая, и по обоим ее … стеной стоял густой лес; не видно было не одной прогалины, ни одного огонька. А я сказал, что нам может показаться, будто мы проезжаем мимо … и опять попадаем в ту же самую …. (Глава 6).
(течением, острова, реку, берегам).