КОНСПЕКТ УРОКА по физике в 7 классе
Тема урока: "Масса тела. Измерение массы тела на весах"
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: Изучение физической величины по обобщенному плану, расширение кругозора учащихся
Основные задачи:
Общеобразовательные:
Формирование понятия «Массы» по обобщенному плану
Обеспечить в ходе урока повторение и закрепление знаний учащихся
Заложить основы для дальнейшего изучения темы «Плотность»
В процессе урока показать социальную значимость изучаемого материала
Формировать у учащихся интерес к своему предмету;
Воспитательные:
Продолжить формирование научно-диалектического мировоззрения
Воспитывать трудолюбие, взаимопонимание между учеником и учителем, трудолюбие
Развивающие:
Развивать логическое мышление, вычислительные навыки, память
Развивать умение излагать полученную информацию
Развивать умение переключать внимание при смене рода деятельности.
Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран
Оборудование: Весы, демонстрационные весы, наборы гирь разной массы.
Ход урока
I. Организационный момент: формулировка урока, сообщение цели и плана урока. II. Актуализация знаний.
1. Фронтальный опрос с целью повторения пройденного материала: Вопросы классу:
С каким явлением мы познакомились на прошлом уроке? (Инерция)
Что называем инерцией?
Почему брошенный мячик продолжает лететь вверх уже после того, как ты выпустил его из рук?
Почему лыжник, докатившись до конца трамплина, не падает вертикально вниз, а описывает в воздухе длинную пологую дугу?
Почему бегун, споткнувшись, падает вперед, а не назад?
Почему шофер, увидев шалуна, перебегающегося через дорогу, не может остановить машину сразу?
2. Самостоятельная работа.
III. Демонстрация опыта с тележками
Перед изложением нового материала, демонстрируется опыт с тележками. в первом опыте, когда мы рассматриваем систему "тележка - пластинка" механическое движение не возникает.
При взаимодействии двух тележек и пластинки мы наблюдаем возникновение механического движения у двух тележек. делая разными грузы на тележках, мы замечаем, что они приобретают различные скорости.
Итог Действие тел друг на друга называют взаимодействием.
Примеры взаимодействия
Главный вывод: взаимодействие тел приводит к изменению их скоростей. причем, скорости изменяются по-разному. Если тело при взаимодействии с другим меньше изменяет свою скорость, то говорят, что оно более инертно
IV. Изучение нового материала.
Из приведенных опытов можно сделать вывод, что тела большей массы более инертны, чем тела меньшей массы.
Т.О., масса - это мера инертности тел. Следовательно, инертность - свойство присуще всем материальным объектам (материальным точкам)
Зная массу одного из тел, мы всегда можем оценить массу другого:
если при взаимодействии скорости тел меняется одинаково, то массы тел равны.
е
сли нет, то массу второго тела можно вычислить из соотношения скоростей.
Масса в физике обозначается буквой m, происходит от греч. слова μάζα — кусок, глыба, ком.
Масса как научный термин была введена И. Ньютоном.
За единицу массы в СИ принят 1 кг. Производными единицами являются:
1г=0,001кг
1m=1000кг
1мг=0,000001кг
1ц=100кг
Эталон массы изготовлен из платиново-иридиевого сплава и хранится в городе Севре во Франции.
С эталона изготовлены копии: в России хранится копия №12, в США – № 20.
Любое реально существующее тело обладает массой. Тела имеют различные массы.
Примеры масс
Установи соответствие между живым существом и его массой
Физкультминутка
Самый простой способ определения массы - взвешивание. Средством для взвешивания являются весы. Различают несколько типов весов. Учебные весы - рычажные весы. Принцип взвешивания на рычажных весах заключается в уравновешивании. В состоянии равновесия суммарная масса гирь известной массы равна массе взвешиваемого тела.
Правила взвешивания массы тела на весах
Т.О. измерить массу тел можно двумя способами:
при взаимодействии
взвешиванием.
Свойства массы:
1. не зависят от рода взаимодействия.
2. Складываются.
3. Изменяется при движении со скоростью, близких к скорости света.
V. Закрепление пройденного. Решение задач
С целью первичного закрепления пройденного материала разбираем задачи
и отвечаем на вопросы "Самое главное"
Домашнее задание
§ 18,19
Упр. 6 (1,2,3)
Проделать опыт:
Возьмите две пластмассовые бутылки, свяжите их резинкой. Одну бутылку наполовину заполните водой. Опустите бутылки в ванну с водой, разведите их как можно дальше друг от друга и отпустите одновременно. Какая бутылка (пустая или с водой) приобретет большую скорость? Как вы это определил? Что можно сказать о массе этих бутылок?