СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Активные методы обучения в урочной деятельности"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс «Активные методы обучения в урочной деятельности. Конструирование системы учебных заданий для формирования метапредметных умений» Из опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Активные методы обучения в урочной деятельности"»

Мастер-класс  «Активные методы обучения  в урочной деятельности.  Конструирование системы учебных заданий  для формирования метапредметных умений» Преподаватель Железная Н.О.

Мастер-класс «Активные методы обучения в урочной деятельности. Конструирование системы учебных заданий для формирования метапредметных умений»

Преподаватель Железная Н.О.

Активные методы обучения  – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.    Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.   Использование активных методов на уроках математики помогает формировать не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения.

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Использование активных методов на уроках математики помогает формировать не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения.

Все образовательные процессы делятся на логически связанные фазы и этапы. Фаза 1. Начало урока. - Приветствие или знакомство - Вхождение или погружение в тему - Определение ожиданий кадет Фаза 2. Работа над темой. - Закрепление изученного ранее (проверка сам-по) - Объяснение новой темы (введение понятий) - Работа кадет над темой урока Фаза 3. Завершение. - Эмоциональная разрядка - Подведение итогов Для каждого этапа урока используются соответствующие методы, которые позволяют решать конкретные задачи этапа.

Все образовательные процессы делятся на логически связанные фазы и этапы.

Фаза 1. Начало урока.

- Приветствие или знакомство

- Вхождение или погружение в тему

- Определение ожиданий кадет

Фаза 2. Работа над темой.

- Закрепление изученного ранее (проверка сам-по)

- Объяснение новой темы (введение понятий)

- Работа кадет над темой урока

Фаза 3. Завершение.

- Эмоциональная разрядка

- Подведение итогов

Для каждого этапа урока используются соответствующие методы, которые позволяют решать конкретные задачи этапа.

Активные методы первой  фазы урока  Цель первой фазы урока: заинтересовать кадет привлечь их внимание к уроку сообщить тему и цель урока Существует три вида АМО для первой фазы:  приветствия и знакомства целеполагания выяснение ожиданий и опасений Остановимся подробнее на некоторых методах, которые подходят для уроков математики.

Активные методы первой фазы урока

Цель первой фазы урока:

  • заинтересовать кадет
  • привлечь их внимание к уроку
  • сообщить тему и цель урока

Существует три вида АМО для первой фазы:

  • приветствия и знакомства
  • целеполагания
  • выяснение ожиданий и опасений

Остановимся подробнее на некоторых методах, которые подходят для уроков математики.

Метод «Самолётик пожеланий»  Цель:  создание позитивного настроя взвода на урок и творческой атмосферы. Время : 3- 5 мин Проведение:  Кадеты приносят разноцветные самолетики, которые они сделали заранее на сам-по, на крыльях самолетика они должны написать пожелания или всему взводу, или соседу по парте, или любому из присутствующих. По команде учителя самолетики собираются, затем учитель читает  5 - 7 пожеланий, остальные пожелания зачитываются на следующем уроке. Все самолетики магнитами прикрепляются к доске. Итог:  создание непринужденной и  творческой обстановки .

Метод «Самолётик пожеланий»

Цель: создание позитивного настроя взвода на урок и творческой атмосферы.

Время : 3- 5 мин

Проведение: Кадеты приносят разноцветные самолетики, которые они сделали заранее на сам-по, на крыльях самолетика они должны написать пожелания или всему взводу, или соседу по парте, или любому из присутствующих. По команде учителя самолетики собираются, затем учитель читает 5 - 7 пожеланий, остальные пожелания зачитываются на следующем уроке. Все самолетики магнитами прикрепляются к доске.

Итог: создание непринужденной и творческой обстановки .

Метод «Лето – осень»  Цель:  выяснить опасения и ожидания от урока. Время:  5 мин Проведение:  На листе ватмана (на доске) рисуется дерево, в листики которого кадеты вписывают, что ждут от занятий, чему хотели научиться и чего опасаются. В конце занятия участники заклеивают свои ожидания и опасения цветными листиками: сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения  – зелеными листиками несбывшиеся ожидания и подтвержденные опасения  – желтыми. Итог:  если дерево ЗЕЛЕНОЕ , то цели достигнуты,  если дерево ЖЕЛТОЕ , то выросло не то, что ожидали,  т.е. цель урока не выполнена.

Метод «Лето – осень»

Цель: выяснить опасения и ожидания от урока.

Время: 5 мин

Проведение: На листе ватмана (на доске) рисуется дерево, в листики которого кадеты вписывают, что ждут от занятий, чему хотели научиться и чего опасаются. В конце занятия участники заклеивают свои ожидания и опасения цветными листиками:

  • сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения – зелеными листиками
  • несбывшиеся ожидания и подтвержденные опасения – желтыми.

Итог: если дерево ЗЕЛЕНОЕ , то цели достигнуты, если дерево ЖЕЛТОЕ , то выросло не то, что ожидали, т.е. цель урока не выполнена.

Активные методы второй фазы урока Цель второй фазы : вовлечение всех кадет в обсуждение темы, акцентирование внимания на ключевых понятиях темы, формирование УУД, оценивание знаний и умений, их коррекция.  Существует три вида АМО для работы над темой: АМ закрепление изученного материала АМ презентации нового материала АМ организации самостоятельной работы над темой.

Активные методы второй фазы урока

Цель второй фазы :

вовлечение всех кадет в обсуждение темы, акцентирование внимания на ключевых понятиях темы, формирование УУД, оценивание знаний и умений, их коррекция.

Существует три вида АМО для работы над темой:

  • АМ закрепление изученного материала
  • АМ презентации нового материала
  • АМ организации самостоятельной работы над темой.
Метод «Ромашка»  Цель:  активизация мыслительной деятельности, привлечение внимания и мотивация учащихся. Время:  10-20 мин Проведение:  Делается цветок, на каждом лепестке которого содержится вопрос или указан термин, понятие. Каждый кадет отрывает по одному лепестку и отвечает на вопрос или дает определение термину. Применяется как вариант проверки домашнего задания, обобщения материала. Например, при изучении  темы «Пирамида» в 11 классе Итог:  привлечение внимания кадет  в связи с нестандартной подачей  и хорошая визуализация материала. В качестве закрепления нового  материала успешно применяется   игра «Да - «Нет» или  игра «Верю - Не верю» .

Метод «Ромашка»

Цель: активизация мыслительной деятельности, привлечение внимания и мотивация учащихся.

Время: 10-20 мин

Проведение: Делается цветок, на каждом лепестке которого содержится вопрос или указан термин, понятие. Каждый кадет отрывает по одному лепестку и отвечает на вопрос или дает определение термину. Применяется как вариант проверки домашнего задания, обобщения материала.

Например, при изучении темы «Пирамида» в 11 классе

Итог: привлечение внимания кадет в связи с нестандартной подачей и хорошая визуализация материала.

В качестве закрепления нового материала успешно применяется  игра «Да - «Нет» или игра «Верю - Не верю» .

Активные формы обучения в преподавании математики.  Лабораторная работа  Лабораторная работа это неимитационная, не игровая, групповая или индивидуальная форма АМО. Использование лабораторных работ при обучении математике помогут достичь следующих целей: образовательные: усвоение математических знаний, формирование практических умений и навыков, усвоение принципов действия и навыков использования различных счетных, измерительных и чертежных инструментов, совершенствование знаний кадет и обучение их самостоятельному применению этих знаний, обучение решению практико-ориентированных задач; воспитательные : формирование аккуратности и ответственности за свою деятельность, активизация учебной деятельности исследовательского характера; развивающие : развитие наблюдательности, умения выдвигать и проверять гипотезы и предложения, опровергать ошибочные обобщения и суждения, развитие способности кадет работать в коллективе, а также интереса к изучаемому предмету.

Активные формы обучения в преподавании математики. Лабораторная работа

Лабораторная работа это неимитационная, не игровая, групповая или индивидуальная форма АМО.

Использование лабораторных работ при обучении математике помогут достичь следующих целей:

  • образовательные: усвоение математических знаний, формирование практических умений и навыков, усвоение принципов действия и навыков использования различных счетных, измерительных и чертежных инструментов, совершенствование знаний кадет и обучение их самостоятельному применению этих знаний, обучение решению практико-ориентированных задач;
  • воспитательные : формирование аккуратности и ответственности за свою деятельность, активизация учебной деятельности исследовательского характера;
  • развивающие : развитие наблюдательности, умения выдвигать и проверять гипотезы и предложения, опровергать ошибочные обобщения и суждения, развитие способности кадет работать в коллективе, а также интереса к изучаемому предмету.
Лабораторные работы позволяют полнее и сознательнее уяснить математические зависимости между величинами; развить графические и вычислительные навыки и умения; ознакомиться с измерительными и вычислительными инструментами и их применением на практике; установить более тесные связи между различными разделами курса математики и между различными школьными курсами.   Измерительную (вычислительную) часть работы кадеты выполняют сами. Взаимодействие с учителем происходит : · перед началом работы, когда учитель дает указания; · возможно на этапе построения гипотез, когда учитель может задавать наводящие вопросы; · косвенное взаимодействие (через заготовленные материалы к лабораторной работе); · на этапе подведения итогов и контроля. Важно понимать, каков должен быть результат у лабораторной работы, и как учитель будет его проверять. Возможно, кадеты будут сдавать оформленные листочки с результатами, возможно как такого вещественного результата не будет, будет лишь сформирована гипотеза, которую в дальнейшем необходимо будет доказать.

Лабораторные работы позволяют полнее и сознательнее уяснить математические зависимости между величинами; развить графические и вычислительные навыки и умения; ознакомиться с измерительными и вычислительными инструментами и их применением на практике; установить более тесные связи между различными разделами курса математики и между различными школьными курсами.

Измерительную (вычислительную) часть работы кадеты выполняют сами. Взаимодействие с учителем происходит :

· перед началом работы, когда учитель дает указания;

· возможно на этапе построения гипотез, когда учитель может задавать наводящие вопросы;

· косвенное взаимодействие (через заготовленные материалы к лабораторной работе);

· на этапе подведения итогов и контроля.

Важно понимать, каков должен быть результат у лабораторной работы, и как учитель будет его проверять. Возможно, кадеты будут сдавать оформленные листочки с результатами, возможно как такого вещественного результата не будет, будет лишь сформирована гипотеза, которую в дальнейшем необходимо будет доказать.

Предмет: геометрия класс 11  Урок 41. «Объем наклонной призмы»   Цели занятия: закрепление знаний формулы объема наклонной призмы; вывод формулы объема наклонной призмы через площадь перпендикулярного сечения и боковое ребро призмы; применение знаний в решении задач; развивать самостоятельность кадет в работе над задачами; воспитывать внимательность аккуратность.

Предмет: геометрия класс 11 Урок 41. «Объем наклонной призмы»

Цели занятия:

  • закрепление знаний формулы объема наклонной призмы;
  • вывод формулы объема наклонной призмы через площадь перпендикулярного сечения и боковое ребро призмы;
  • применение знаний в решении задач;
  • развивать самостоятельность кадет в работе над задачами;
  • воспитывать внимательность аккуратность.
Активные методы  третьей фазы урока   Цель третьей фазы : подведение итогов образовательного мероприятия.  Существует два вида АМО для завершения урока: АМ релаксации АМ подведения итогов урока

Активные методы третьей фазы урока

Цель третьей фазы : подведение итогов образовательного мероприятия.

Существует два вида АМО для завершения урока:

  • АМ релаксации
  • АМ подведения итогов урока
Метод «Физкультминутка» Цель:  прийти в бодрое настроение, активно подвигаться после мыслительной нагрузки. Время:  2 мин Проведение:  На доске записан пример: (2+1*4):3-1 Исходное положение – стоя, руки на поясе.  Скобки – руки вытягиваем вперед и возвращаем в исходное положение. Произведение чисел – количество поворотов корпуса вправо-влево; сумма чисел – количество наклонов вправо-влево;  частное – количество приседаний,  разность – количество глубоких вдохов-выдохов. Итог:  эмоциональная разрядка и физическая разминка.

Метод «Физкультминутка»

Цель: прийти в бодрое настроение, активно подвигаться после мыслительной нагрузки.

Время: 2 мин

Проведение: На доске записан пример:

(2+1*4):3-1

Исходное положение – стоя, руки на поясе. Скобки – руки вытягиваем вперед и возвращаем в исходное положение. Произведение чисел – количество поворотов корпуса вправо-влево; сумма чисел – количество наклонов вправо-влево; частное – количество приседаний, разность – количество глубоких вдохов-выдохов.

Итог: эмоциональная разрядка

и физическая разминка.

Метод «Игровые разминки» Разминки – это упражнения-задания, которые помогают разрядить атмосферу, снять усталость и напряжение, взбодрить кадет, перейти от одного вида деятельности к другому, актуализировать знания, закрепить навыки. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Разминкам свойственны: доступность; быстро возникающая азартность; динамичность; лаконичность (не требует больших временных затрат в проведении); универсальность (применимы с различными темами). Время:  3-5 мин Переложите ровно две спички так, чтобы равенство стало верным.

Метод «Игровые разминки»

Разминки – это упражнения-задания, которые помогают разрядить атмосферу, снять усталость и напряжение, взбодрить кадет, перейти от одного вида деятельности к другому, актуализировать знания, закрепить навыки. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

Разминкам свойственны:

  • доступность;
  • быстро возникающая азартность;
  • динамичность;
  • лаконичность (не требует больших временных затрат в проведении);
  • универсальность (применимы с различными темами).

Время: 3-5 мин

Переложите ровно две спички так, чтобы равенство стало верным.

Метод «Игровые разминки»

Метод «Игровые разминки»

Метод «Парашюты»  Цель:  узнать впечатление кадет от прошедшего урока. Время:  5 мин Проведение:  Учитель предлагает кадетам оценить свое состояние после урока, выбрав один из четырех листочков-парашютов: синий , красный , зеленый , желтый . Кадет выбирает цвет парашюта, который отражает его эмоциональное отношение к уроку, и пишет почему он выбрал именно этот парашют или ответы на вопросы: что я понял, что не понял, что требует повторения. Потом они прикрепляют свои «парашюты» на доске. Итог:  позволяет проанализировать урок,  выявить, что кадеты усвоили, а что нет,  на что обратить внимание  на следующем уроке.

Метод «Парашюты»

Цель: узнать впечатление кадет от прошедшего урока.

Время: 5 мин

Проведение: Учитель предлагает кадетам оценить свое состояние после урока, выбрав один из четырех листочков-парашютов: синий , красный , зеленый , желтый . Кадет выбирает цвет парашюта, который отражает его эмоциональное отношение к уроку, и пишет почему он выбрал именно этот парашют или ответы на вопросы: что я понял, что не понял, что требует повторения. Потом они прикрепляют свои «парашюты» на доске.

Итог: позволяет проанализировать урок, выявить, что кадеты усвоили, а что нет, на что обратить внимание на следующем уроке.

Выводы: Плюсы: Вовлечение в процесс обучения всех органов чувств (лучшее усвоение материала). Творческий характер обучения, а также использование знаний и опыта учащихся. Учит кадет самостоятельно добывать знания. АМО помогают настроить учащихся на атмосферу безопасности и радости в работе, непринужденной обстановки игры, избегать соперничества и освобождать положительные эмоции. Минусы: Большие временные и материальные затраты учителя при подготовке к уроку. В некоторых классах трудно проводить игровые уроки, так как не все могут совладать со своими эмоциями, а также в младших классах трудно удержать всех в «спокойных рамках урока», иногда возможен рабочий шум при обсуждении проблем. Большое количество раздаточного материала, который необходимо готовить заранее.

Выводы:

Плюсы:

  • Вовлечение в процесс обучения всех органов чувств (лучшее усвоение материала).
  • Творческий характер обучения, а также использование знаний и опыта учащихся. Учит кадет самостоятельно добывать знания.
  • АМО помогают настроить учащихся на атмосферу безопасности и радости в работе, непринужденной обстановки игры, избегать соперничества и освобождать положительные эмоции.

Минусы:

  • Большие временные и материальные затраты учителя при подготовке к уроку.
  • В некоторых классах трудно проводить игровые уроки, так как не все могут совладать со своими эмоциями, а также в младших классах трудно удержать всех в «спокойных рамках урока», иногда возможен рабочий шум при обсуждении проблем.
  • Большое количество раздаточного материала, который необходимо готовить заранее.
 «Удача любит тех, кто мыслит в нужном направлении» ( Стивен Джонсон )    Удачи в работе!

«Удача любит тех, кто мыслит в нужном направлении»

( Стивен Джонсон )

Удачи в работе!