Мастер-класс «Активные методы обучения в урочной деятельности. Конструирование системы учебных заданий для формирования метапредметных умений»
Преподаватель Железная Н.О.
Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Использование активных методов на уроках математики помогает формировать не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения.
Все образовательные процессы делятся на логически связанные фазы и этапы.
Фаза 1. Начало урока.
- Приветствие или знакомство
- Вхождение или погружение в тему
- Определение ожиданий кадет
Фаза 2. Работа над темой.
- Закрепление изученного ранее (проверка сам-по)
- Объяснение новой темы (введение понятий)
- Работа кадет над темой урока
Фаза 3. Завершение.
- Эмоциональная разрядка
- Подведение итогов
Для каждого этапа урока используются соответствующие методы, которые позволяют решать конкретные задачи этапа.
Активные методы первой фазы урока
Цель первой фазы урока:
- заинтересовать кадет
- привлечь их внимание к уроку
- сообщить тему и цель урока
Существует три вида АМО для первой фазы:
- приветствия и знакомства
- целеполагания
- выяснение ожиданий и опасений
Остановимся подробнее на некоторых методах, которые подходят для уроков математики.
Метод «Самолётик пожеланий»
Цель: создание позитивного настроя взвода на урок и творческой атмосферы.
Время : 3- 5 мин
Проведение: Кадеты приносят разноцветные самолетики, которые они сделали заранее на сам-по, на крыльях самолетика они должны написать пожелания или всему взводу, или соседу по парте, или любому из присутствующих. По команде учителя самолетики собираются, затем учитель читает 5 - 7 пожеланий, остальные пожелания зачитываются на следующем уроке. Все самолетики магнитами прикрепляются к доске.
Итог: создание непринужденной и творческой обстановки .
Метод «Лето – осень»
Цель: выяснить опасения и ожидания от урока.
Время: 5 мин
Проведение: На листе ватмана (на доске) рисуется дерево, в листики которого кадеты вписывают, что ждут от занятий, чему хотели научиться и чего опасаются. В конце занятия участники заклеивают свои ожидания и опасения цветными листиками:
- сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения – зелеными листиками
- несбывшиеся ожидания и подтвержденные опасения – желтыми.
Итог: если дерево ЗЕЛЕНОЕ , то цели достигнуты, если дерево ЖЕЛТОЕ , то выросло не то, что ожидали, т.е. цель урока не выполнена.
Активные методы второй фазы урока
Цель второй фазы :
вовлечение всех кадет в обсуждение темы, акцентирование внимания на ключевых понятиях темы, формирование УУД, оценивание знаний и умений, их коррекция.
Существует три вида АМО для работы над темой:
- АМ закрепление изученного материала
- АМ презентации нового материала
- АМ организации самостоятельной работы над темой.
Метод «Ромашка»
Цель: активизация мыслительной деятельности, привлечение внимания и мотивация учащихся.
Время: 10-20 мин
Проведение: Делается цветок, на каждом лепестке которого содержится вопрос или указан термин, понятие. Каждый кадет отрывает по одному лепестку и отвечает на вопрос или дает определение термину. Применяется как вариант проверки домашнего задания, обобщения материала.
Например, при изучении темы «Пирамида» в 11 классе
Итог: привлечение внимания кадет в связи с нестандартной подачей и хорошая визуализация материала.
В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да - «Нет» или игра «Верю - Не верю» .
Активные формы обучения в преподавании математики. Лабораторная работа
Лабораторная работа это неимитационная, не игровая, групповая или индивидуальная форма АМО.
Использование лабораторных работ при обучении математике помогут достичь следующих целей:
- образовательные: усвоение математических знаний, формирование практических умений и навыков, усвоение принципов действия и навыков использования различных счетных, измерительных и чертежных инструментов, совершенствование знаний кадет и обучение их самостоятельному применению этих знаний, обучение решению практико-ориентированных задач;
- воспитательные : формирование аккуратности и ответственности за свою деятельность, активизация учебной деятельности исследовательского характера;
- развивающие : развитие наблюдательности, умения выдвигать и проверять гипотезы и предложения, опровергать ошибочные обобщения и суждения, развитие способности кадет работать в коллективе, а также интереса к изучаемому предмету.
Лабораторные работы позволяют полнее и сознательнее уяснить математические зависимости между величинами; развить графические и вычислительные навыки и умения; ознакомиться с измерительными и вычислительными инструментами и их применением на практике; установить более тесные связи между различными разделами курса математики и между различными школьными курсами.
Измерительную (вычислительную) часть работы кадеты выполняют сами. Взаимодействие с учителем происходит :
· перед началом работы, когда учитель дает указания;
· возможно на этапе построения гипотез, когда учитель может задавать наводящие вопросы;
· косвенное взаимодействие (через заготовленные материалы к лабораторной работе);
· на этапе подведения итогов и контроля.
Важно понимать, каков должен быть результат у лабораторной работы, и как учитель будет его проверять. Возможно, кадеты будут сдавать оформленные листочки с результатами, возможно как такого вещественного результата не будет, будет лишь сформирована гипотеза, которую в дальнейшем необходимо будет доказать.
Предмет: геометрия класс 11 Урок 41. «Объем наклонной призмы»
Цели занятия:
- закрепление знаний формулы объема наклонной призмы;
- вывод формулы объема наклонной призмы через площадь перпендикулярного сечения и боковое ребро призмы;
- применение знаний в решении задач;
- развивать самостоятельность кадет в работе над задачами;
- воспитывать внимательность аккуратность.
Активные методы третьей фазы урока
Цель третьей фазы : подведение итогов образовательного мероприятия.
Существует два вида АМО для завершения урока:
- АМ релаксации
- АМ подведения итогов урока
Метод «Физкультминутка»
Цель: прийти в бодрое настроение, активно подвигаться после мыслительной нагрузки.
Время: 2 мин
Проведение: На доске записан пример:
(2+1*4):3-1
Исходное положение – стоя, руки на поясе. Скобки – руки вытягиваем вперед и возвращаем в исходное положение. Произведение чисел – количество поворотов корпуса вправо-влево; сумма чисел – количество наклонов вправо-влево; частное – количество приседаний, разность – количество глубоких вдохов-выдохов.
Итог: эмоциональная разрядка
и физическая разминка.
Метод «Игровые разминки»
Разминки – это упражнения-задания, которые помогают разрядить атмосферу, снять усталость и напряжение, взбодрить кадет, перейти от одного вида деятельности к другому, актуализировать знания, закрепить навыки. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
Разминкам свойственны:
- доступность;
- быстро возникающая азартность;
- динамичность;
- лаконичность (не требует больших временных затрат в проведении);
- универсальность (применимы с различными темами).
Время: 3-5 мин
Переложите ровно две спички так, чтобы равенство стало верным.
Метод «Игровые разминки»
Метод «Парашюты»
Цель: узнать впечатление кадет от прошедшего урока.
Время: 5 мин
Проведение: Учитель предлагает кадетам оценить свое состояние после урока, выбрав один из четырех листочков-парашютов: синий , красный , зеленый , желтый . Кадет выбирает цвет парашюта, который отражает его эмоциональное отношение к уроку, и пишет почему он выбрал именно этот парашют или ответы на вопросы: что я понял, что не понял, что требует повторения. Потом они прикрепляют свои «парашюты» на доске.
Итог: позволяет проанализировать урок, выявить, что кадеты усвоили, а что нет, на что обратить внимание на следующем уроке.
Выводы:
Плюсы:
- Вовлечение в процесс обучения всех органов чувств (лучшее усвоение материала).
- Творческий характер обучения, а также использование знаний и опыта учащихся. Учит кадет самостоятельно добывать знания.
- АМО помогают настроить учащихся на атмосферу безопасности и радости в работе, непринужденной обстановки игры, избегать соперничества и освобождать положительные эмоции.
Минусы:
- Большие временные и материальные затраты учителя при подготовке к уроку.
- В некоторых классах трудно проводить игровые уроки, так как не все могут совладать со своими эмоциями, а также в младших классах трудно удержать всех в «спокойных рамках урока», иногда возможен рабочий шум при обсуждении проблем.
- Большое количество раздаточного материала, который необходимо готовить заранее.
«Удача любит тех, кто мыслит в нужном направлении»
( Стивен Джонсон )
Удачи в работе!