Мастер-класс для педагогов
«Музыкальная лаборатория»
Слайд 15
Цель:
Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы музыкального руководителя Ермачковой Л.В., по проведению экспериментирования, как метода музыкального воспитания и развития дошкольников.
Задачи:
Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования со звуками для детей разных возрастных групп.
Показать, как можно использовать опыты со звуком в экспериментальной деятельности детей.
Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Практическая значимость:
Данный мастер класс направлен на деятельность педагогов, работающих по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей.
Материал, оборудование:
Ходмастер-класса:
Вводная часть
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить опыт работы по теме «Детское экспериментирование со звуком в ДОУ».
Слайд 16
Актуальность
Многолетний опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать. Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности. В музыкальном образовательном процессе экспериментирование способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формирует его интеллектуальную компетентность.
В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.
В пособии «Звук-волшебник» Т.Н.Девятовой подробно описаны занимательные опыты и эксперименты для дошкольников со звуком.
Дети учатся определять предмет по издаваемому звуку («Что звучит», а также различать музыкальные и шумовые звуки («Музыка или шум?»), приходят к пониманию причин возникновения звуков («Почему все звучит?», «Откуда берется голос?»), распространения звуковых волн и возникновения эха («Где живет эхо?»), а также выявляют причину возникновения высоких и низких звуков («Почему Мишутка пищал?», «Как появляется песенка?») и причины усиления и ослабления звука («Как сделать звук громче», «Коробочка с секретом» и др.).
Практическая часть
Педагог: Итак, давайте знакомится: я профессор музыкальныхнаук(надевает шапочку и накидку), и вы пришли ко мне в музыкальную лабораторию! Но прежде чем рассказать про мою лабораторию, скажите мне, пожалуйста, кто такие ученые?
Дети-педагоги: Ученые — это люди, изучающие наш мир, ученые занимаются наукой.
Педагог: Совершенно верно! Учёные изучают различные предметы и явления. Посмотрите, пожалуйста, на экран, вот перед вами учёный, который изучает что-то новое и интересное.
Слайд 17
Педагог: Мы сказали, что учёные занимаются наукой. А что такое наука?
(Выслушиваются варианты ответов детей-педагогов; необходимо подвести детей к выводу, что наука — это познание.Это изучение различных предметов, явлений)
Педагог: Все ученые, которые занимаются наукой, работают в специальных лабораториях.
Слайд 18
Педагог: Вот и у меня есть лаборатория, но необычная, а музыкальная.
Посмотрите, здесь есть столики для работы, различные сосуды, палочки, музыкальные инструменты и другие предметы. И мы сегодня, как настоящие учёные, попробуем поработать в этой музыкальной лаборатории. А что мы будем изучать вы узнаете, отгадав мою загадку:
Их нельзя увидеть
Не возьмешь их в руки,
Можно только слышать,
Кто же это?
Дети-педагоги: Звуки. Слайд 19
Педагог: Правильно, это звуки! Давайте послушаем с вами самые красивые музыкальные звуки, сядем поудобнее, закроем глазки и представьте то, что Вы сейчас услышите.
Игра «Замри и слушай!»
Педагог:
А сейчас, уважаемые педагоги, хотелось бы предложить Вам на практике попробовать эффективность «Опытов со звуком»
Эксперименты со звуком очень наглядные и интересные не только для детей, но и для взрослых.
Попробуем ответить на некоторые вопросы.
(Пение, игра на пианино, металлофоне, колокольчике.)
(Это шумы, бытовые звуки.)
Педагогам предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у).
Педагог: А как распространяется звук? (ответы) Слайд 20
Опыт с водой и камнем
Педагог: Вот так и звуковые волны распространяются вокруг
Подвести педагогов к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.
Слайд 21
Муз.рук. предлагает педагогам «пошептаться» — сказать друг другу «по секрету» разные слова шепотом. Повторить эти слова так, чтобы услышали все.
Поднося руку к горлу, произнести слова то шепотом, то громко.
Что почувствовали рукой, когда говорили громко? (в горле что-то дрожит).
Что почувствовали, когда говорили шепотом? (дрожания нет).
Педагоги проводят опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекают из нее тихий звук, подергивая за нить.
При громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить.
Слайд 22
Опыт «Можно ли увидеть звук?»
Нам понадобится:
пластиковая бутылка,
пищевая пленка,
резинка, свеча.
Ход эксперимента:
Срежем у пластиковой бутылки дно и на это место натянем кусок пищевой пленки, очень плотно прижав ее и закрепив резинкой. Зажжем свечу, придвинем горлышко бутылки к свече на расстояние 3 см.
Попробуйте кончиками пальцев резко стукнуть по натянутой пленке. СВЕЧА ПОГАСНЕТ! И так будет происходить всякий раз, как только вы будете стучать по пленке. Внутри бутылки возле пленки находится воздух и как только мы ударяем по пленке, происходит сотрясение маленьких частиц воздуха. Дрожащие частички бегут вперед и передают свое волнение другим частичкам. Эти звуковые колебания проходят через всю бутылку и своим «дрожанием» гасят пламя.
Опыт с расчёской Слайд 23
Зубчики расчёски дрожат от прикосновения и издают звук. Он тихий и слабый. Ставим расчёску одним концом на стул. Повторяем опыт. Звук стал громче. Колебания передаются стулу и он усиливает звук. Прикладываем конец расчёски к столу. Звук стал ещё громче. Чем больше предмет, тем громче звук.
Слайд 24
Опыт с бумажными рупорами
Раньше капитан на корабле, отдавая команды, использовал рупор для усиления голоса. Так как рупор от голоса начинает дрожать, команды звучат громче.
Двое педагогов берут рупоры, уходят в разные концы зала, сначала поют своё имя и фамилию без рупора, затем в рупор.
А если вы заблудились в лесу, то, как можно усилить голос? (Приложить руки рупором ко рту и покричать «Ау!»)
И тогда кто-нибудь вас обязательно услышит и отзовётся. И уж точноотзовётся в лесу эхо.
Слайд 25
Барабан
Следующая поделка по звуковой теме — это барабан. Когда ударяешь по барабану, он создает вибрацию, которую мы слышим как шум. Создадим настоящий барабан из обычных предметов и проверим все экспериментальным путем!
Для изготовления барабана понадобятся:
Перерисуйте контур ведёрка на бумагу. Затем вырежьте круг с помощью ножниц, добавив по контуру поля шириной 2-3 сантиметра. Намочите бумагу.
Натяните ее на ведёрко закрепите с помощью резинки. Резинка должна сидеть плотно.
Теперь нужно дать время, чтобы мембрана высохла. Протестируйте свой барабан с помощью барабанных палочек.
К изготовлению самодельных шумовых музыкальных инструментов из бросового материала: шумелки, сопелки, звенелки, шуршалки, щипалки и т. п. инструментов целесообразно привлечь родителей.
«Музыкальная лаборатория» может расположиться в музыкальной зоне группы, где дети будут совершенствовать свои знания и умения, развивать интеллектуальные и творческие способности.
Слайд 26
Опыт «Поющие бокалы»
Бокал необходимо наполнить водой, а потом можно смоченным в воде пальцем водить по краю бокала. Получается отличное пение бокала! Высота звука зависит от толщины стенки бокала и количества в нём воды. Чем тоньше стекло и чем меньше воды, тем звук выше.
Педагоги пробуют извлечь звук.
А теперь, внимание на экран.
Видеоролик «Поющие бокалы»
Рефлексия
В процессе музыкально-экспериментальной деятельности дети научатся правильно использовать музыку в своей жизни, чтобы она могла служить во благо ребенка, а не во вред.
Оставьте нотку (символ из картона) возле того стола, где по вашему мнению проходил самый интересный опыт со звуком.
Педагогам предлагается отметить наиболее интересный опыт.
В заключение хотелось бы пожелать вам увлекать детей и вести за собой, открывая им интереснейший мир музыки.
7