СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию «Пути воспитания патриотизма и основ гражданственности у детей младшего школьного возраста»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пути воспитания патриотизма и основ гражданственности у детей младшего школьного возраста

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию «Пути воспитания патриотизма и основ гражданственности у детей младшего школьного возраста»»

Мастер -класс

для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию

«Пути воспитания патриотизма и основ гражданственности у детей младшего школьного возраста»


Цель: привлечь внимание и повысить  компетентность педагогов к вопросу нравственно-патриотического воспитания школьников.

Задачи:

1.Обогатить педагогические умения учителей по нравственно-патриотическому воспитанию  

2. Вызвать у участников интерес к демонстрируемым приёмам.

3. Развивать творческую активность педагогов.

4.Формировать   чувство гордости за героическое прошлое и настоящее своей Родины.

Ход:

Педагог: Уважаемые коллеги, все мы очень разные, неповторимые, но есть, то, что нас объединяет. Как вы думаете, что это? (Мы живем в России - мы россияне).

 Правильно, нас объединяет одно целое, мы живем в одной стране, у нас одна Родина.

 Как вы думаете, с чего начинается родина? (ответы педагогов)

Педагог: У каждого из нас при слове Родина возникают вполне конкретные образы.

Перед нами стоит задача увлекательно и эффективно проводить работу по данному направлению. Ведь в основе этого лежит развитие нравственных чувств, чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превратились в пустой звук.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. У людей изменилось отношение к Родине, а без любви и уважения ее истории невозможно воспитание гражданина и патриота своей страны.

Существует большое количество разнообразных приемов, нацеленных на развитие гражданской позиции у молодого поколения. И сейчас я представлю вашему вниманию некоторые из них.

  1. Для начала остановимся на ассоциативных играх, которые заключаются в подборе ассоциаций.

Я предлагаю выбрать по одному предмету из предложенного набора, который, по-вашему, мнению, уже в мире считают символом России.

Игра

Валенки

Сандалии

Кроссовки

Самовар

Сковорода

Вилка

Пиала

Балалайка

Гитара

Скрипка

Барабан

Матрешка

Барби

Робот

Лего

(Педагоги выбирают)

Что можем сказать? Что, считая эти предметы символами России в нашем современном мире, они стали историческим прошлым страны.

С какими еще предметами ассоциируется наша страна (медведь, береза).

А какие у вас ассоциации при словах «Самарская область»(Волга, поля, леса, Жигулевские горы и т. д.)

Вывод: данный метод дает представление педагогу о сформированности у детей понятий патриотической направленности.

  1. Одним из интересных упражнений, которое хорошо воспринимается детьми, является игра «Угадай право». Мы с вами граждане одной страны и живем по ее законам.Как называется главный закон страны.

Данная методика может быть использована на воспитательных мероприятиях, посвященных Конституции РФ и помогает детям закрепить знания о правах человека

Инструкция: Перед вами иллюстрации к песням и литературным произведениям.Какие права обозначены в них?

(Я на солнышке лежу) - право на отдых.

(в траве сидел кузнечик) – право на жизнь.

Какое право в сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» нарушила Мальвина, заперев в чулане Буратино. (Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению)

(Буквы разные писать)- право на образование

 (Песенка «Три поросенка») – право на жилище.

Лягушка в сказке В. Гаршина «Лягушка -путешественница» право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства



3. Упражнение «Знаменитые люди», давайте посмотрим на экран, под номером

Владимир Владимирович … Путин

Дмитрий Иванович …Менделеев

Петр Ильич ….Чайковский

Юрий Алексеевич …Гагарин

В конце можно рассказать об одном из знаменитых людей.

Целью этой работы является запуск механизма познания себя через познание другого; дает возможность детям осознать возможность собственного успешного и плодотворного развития в перспективе; пробудить у детей желание узнавать себя как изначально интересных людей, которые в своей еще не очень долгой жизни успели проявить качества, свойственные всем интересным и выдающимся личностям.

4. «Мудрые мысли»

  «Знатоки народной культуры» (Культурное направление)
- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Восстановите пословицы


Нет в мире краше

Родины нашей

Глупа та птица,

которой свое гнездо не мило

Будь не только сыном своего отца

будь и сыном своего народа

Казак скорее умрет ,

чем с родной земли сойдет

Не работая,

мечты не достигнуть

У прилежного кровь играет,

а у ленивого стынет



Вспомните и допишите
Для Родины своей ни сил ни жизни не … (жалей)
Родина – мать сумей за нее… (постоять)
Чужбина калина, Родина - … (малина)
Русский солдат не знает …..(преград)
Тот герой, кто за Родину стоит … (горой)

Береги землю родимую, как мать … (любимую)
7. Козак на чужбине воюет, а жена …..(в доме горюет)
8. Козак без коня, что охотник ….(без ружья)
9. Родина – мать, а чужбина - …..(мачеха)


5. Да, люди - это наше богатство, но ведь они живут в окружении природных и архитектурных чудес.

Поэтому следующая категория «Чудеса России». В наше стране их множество. Но сегодня мы обратимся к семи чудесам. Попробуйте их назвать.

• Это самое глубокое и чистое озеро мира. (Байкал)

• Одна из высочайших статуй мира, которая построена в честь героев Сталинградской битвы (Скульптура Родина-Мать)
• Православный храм, расположенный на красной площади в Москве. (Собор Василия Блаженного - Покрова Пресвятой Богородицы).

• Самая высокая горная вершина России, расположенная на Кавказе (Эльбрус)

 Краеведение, несомненно, рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.

6. Знаменательные даты в России «Входя в будущее, оглянись в прошлое»

Соедините даты с названием праздников



1 января

День России

22 августа

февраля - День защитника Отечества

12 июня

День космонавтики в России


8 июля

День Государственного флага Российской Федерации

8 марта

Международный женский день

12 апреля

День Победы

9 мая

 Международный день родного языка в России

1 июня

День народного единства

4 ноября

Международный день защиты детей в России

23 февраля

Новый год

21 февраля

День семьи, любви и верности.



Необходимо знакомить детей не только со знаменательными датами России, имеющими важное значение в практике патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения, но и с датами и праздниками, не входящими в календарь официальных государственных праздников, но также несущих в себе огромный духовный и развивающий интеллектуальный потенциал.

Я убеждена и всегда буду исходить из того, что не число и не дата в календаре определяет событие, а чувства людей – всегда, каждый день, каждую минуту. Воспитание гражданина и патриота изо дня в день, сохранение исторической Памяти – одно из условий возрождения и укрепления России. Календарь знаменательных дат является отличным помощником при планировании воспитательной работы.

7. «Черный ящик».

В России это слово появилось в 17 веке и означало сопроводительную грамоту для послов. Обладатели ее получали большие привилегии – принимающая сторона обязана была всячески поддерживать их. Лет через сто его стали иметь крестьяне; тех, кто не имел, иначе беглых, власти ловили и возвращали помещикам. В конце 19-начале 20 вв. он стал разнообразным – бессрочным и временным. Ликвидировали его 1918 г., вернули в 1932, но не для всех. С 1974 г. стал обязательным и одинаковым. Какой предмет находится в черном ящике? (Паспорт)
14-летние подростки, получают свой первый российский паспорт. Получение паспорта – это очень важное и торжественное событие для каждого молодого человека, так как он становится гражданином Российской Федерации. Поэтому необходимо формировать правовую культуру и бережное отношение к основному документу гражданина РФ.
Наши задачи:

1. помочь ребятам ощутить значимость события – вручение паспортов;

2. воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине;

3. закрепить знания о государственной символике, основных документах государства и гражданина;

- Вот и подходит наша деловая игра к концу. Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.
- Родить патриота нельзя, его надо воспитать.


А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу
Я горжусь своей страной, потому что… ?
И подводя итог своего мастер-класса я хочу процитировать слова Антона Семёновича Макаренко:
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»

Спасибо Вам за внимание! Удачи вам!