Мастер -класс
для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию
«Пути воспитания патриотизма и основ гражданственности у детей младшего школьного возраста»
Цель: привлечь внимание и повысить компетентность педагогов к вопросу нравственно-патриотического воспитания школьников.
Задачи:
1.Обогатить педагогические умения учителей по нравственно-патриотическому воспитанию
2. Вызвать у участников интерес к демонстрируемым приёмам.
3. Развивать творческую активность педагогов.
4.Формировать чувство гордости за героическое прошлое и настоящее своей Родины.
Ход:
Педагог: Уважаемые коллеги, все мы очень разные, неповторимые, но есть, то, что нас объединяет. Как вы думаете, что это? (Мы живем в России - мы россияне).
Правильно, нас объединяет одно целое, мы живем в одной стране, у нас одна Родина.
Как вы думаете, с чего начинается родина? (ответы педагогов)
Педагог: У каждого из нас при слове Родина возникают вполне конкретные образы.
Перед нами стоит задача увлекательно и эффективно проводить работу по данному направлению. Ведь в основе этого лежит развитие нравственных чувств, чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превратились в пустой звук.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. У людей изменилось отношение к Родине, а без любви и уважения ее истории невозможно воспитание гражданина и патриота своей страны.
Существует большое количество разнообразных приемов, нацеленных на развитие гражданской позиции у молодого поколения. И сейчас я представлю вашему вниманию некоторые из них.
Для начала остановимся на ассоциативных играх, которые заключаются в подборе ассоциаций.
Я предлагаю выбрать по одному предмету из предложенного набора, который, по-вашему, мнению, уже в мире считают символом России.
Игра
Валенки Сандалии Кроссовки | Самовар Сковорода Вилка Пиала | Балалайка Гитара Скрипка Барабан | Матрешка Барби Робот Лего |
(Педагоги выбирают)
Что можем сказать? Что, считая эти предметы символами России в нашем современном мире, они стали историческим прошлым страны.
С какими еще предметами ассоциируется наша страна (медведь, береза).
А какие у вас ассоциации при словах «Самарская область»(Волга, поля, леса, Жигулевские горы и т. д.)
Вывод: данный метод дает представление педагогу о сформированности у детей понятий патриотической направленности.
Одним из интересных упражнений, которое хорошо воспринимается детьми, является игра «Угадай право». Мы с вами граждане одной страны и живем по ее законам.Как называется главный закон страны.
Данная методика может быть использована на воспитательных мероприятиях, посвященных Конституции РФ и помогает детям закрепить знания о правах человека
Инструкция: Перед вами иллюстрации к песням и литературным произведениям.Какие права обозначены в них?
(Я на солнышке лежу) - право на отдых.
(в траве сидел кузнечик) – право на жизнь.
Какое право в сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» нарушила Мальвина, заперев в чулане Буратино. (Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению)
(Буквы разные писать)- право на образование
(Песенка «Три поросенка») – право на жилище.
Лягушка в сказке В. Гаршина «Лягушка -путешественница» право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства
3. Упражнение «Знаменитые люди», давайте посмотрим на экран, под номером
Владимир Владимирович … Путин
Дмитрий Иванович …Менделеев
Петр Ильич ….Чайковский
Юрий Алексеевич …Гагарин
В конце можно рассказать об одном из знаменитых людей.
Целью этой работы является запуск механизма познания себя через познание другого; дает возможность детям осознать возможность собственного успешного и плодотворного развития в перспективе; пробудить у детей желание узнавать себя как изначально интересных людей, которые в своей еще не очень долгой жизни успели проявить качества, свойственные всем интересным и выдающимся личностям.
4. «Мудрые мысли»
«Знатоки народной культуры» (Культурное направление)
- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Восстановите пословицы
Нет в мире краше | Родины нашей |
Глупа та птица, | которой свое гнездо не мило |
Будь не только сыном своего отца | будь и сыном своего народа |
Казак скорее умрет , | чем с родной земли сойдет |
Не работая, | мечты не достигнуть |
У прилежного кровь играет, | а у ленивого стынет |
Вспомните и допишите
Для Родины своей ни сил ни жизни не … (жалей)
Родина – мать сумей за нее… (постоять)
Чужбина калина, Родина - … (малина)
Русский солдат не знает …..(преград)
Тот герой, кто за Родину стоит … (горой)
Береги землю родимую, как мать … (любимую)
7. Козак на чужбине воюет, а жена …..(в доме горюет)
8. Козак без коня, что охотник ….(без ружья)
9. Родина – мать, а чужбина - …..(мачеха)
5. Да, люди - это наше богатство, но ведь они живут в окружении природных и архитектурных чудес.
Поэтому следующая категория «Чудеса России». В наше стране их множество. Но сегодня мы обратимся к семи чудесам. Попробуйте их назвать.
• Это самое глубокое и чистое озеро мира. (Байкал)
• Одна из высочайших статуй мира, которая построена в честь героев Сталинградской битвы (Скульптура Родина-Мать)
• Православный храм, расположенный на красной площади в Москве. (Собор Василия Блаженного - Покрова Пресвятой Богородицы).
• Самая высокая горная вершина России, расположенная на Кавказе (Эльбрус)
Краеведение, несомненно, рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.
6. Знаменательные даты в России «Входя в будущее, оглянись в прошлое»
Соедините даты с названием праздников
1 января | День России |
22 августа | февраля - День защитника Отечества |
12 июня | День космонавтики в России |
8 июля | День Государственного флага Российской Федерации |
8 марта | Международный женский день |
12 апреля | День Победы |
9 мая | Международный день родного языка в России |
1 июня | День народного единства |
4 ноября | Международный день защиты детей в России |
23 февраля | Новый год |
21 февраля | День семьи, любви и верности. |
Необходимо знакомить детей не только со знаменательными датами России, имеющими важное значение в практике патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения, но и с датами и праздниками, не входящими в календарь официальных государственных праздников, но также несущих в себе огромный духовный и развивающий интеллектуальный потенциал.
Я убеждена и всегда буду исходить из того, что не число и не дата в календаре определяет событие, а чувства людей – всегда, каждый день, каждую минуту. Воспитание гражданина и патриота изо дня в день, сохранение исторической Памяти – одно из условий возрождения и укрепления России. Календарь знаменательных дат является отличным помощником при планировании воспитательной работы.
7. «Черный ящик».
В России это слово появилось в 17 веке и означало сопроводительную грамоту для послов. Обладатели ее получали большие привилегии – принимающая сторона обязана была всячески поддерживать их. Лет через сто его стали иметь крестьяне; тех, кто не имел, иначе беглых, власти ловили и возвращали помещикам. В конце 19-начале 20 вв. он стал разнообразным – бессрочным и временным. Ликвидировали его 1918 г., вернули в 1932, но не для всех. С 1974 г. стал обязательным и одинаковым. Какой предмет находится в черном ящике? (Паспорт)
14-летние подростки, получают свой первый российский паспорт. Получение паспорта – это очень важное и торжественное событие для каждого молодого человека, так как он становится гражданином Российской Федерации. Поэтому необходимо формировать правовую культуру и бережное отношение к основному документу гражданина РФ.
Наши задачи:
1. помочь ребятам ощутить значимость события – вручение паспортов;
2. воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине;
3. закрепить знания о государственной символике, основных документах государства и гражданина;
- Вот и подходит наша деловая игра к концу. Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.
- Родить патриота нельзя, его надо воспитать.
А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу
Я горжусь своей страной, потому что… ?
И подводя итог своего мастер-класса я хочу процитировать слова Антона Семёновича Макаренко:
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»
Спасибо Вам за внимание! Удачи вам!