СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Эффективные приемы мотивации к учебной деятельности на уроках математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный мастер-класс - это опыт работы по формированию познавательных мотивов на уроках математики, использования методов и приёмов, применяемых на уроке математики.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Эффективные приемы мотивации к учебной деятельности на уроках математики"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа имени Героя РФ Р.А. Китанина  р.п. Тамала Пензенской области Эффективные приемы мотивации к учебной деятельности на уроках математики Автор мастер-класса: Пашина Наталья Дмитриевна, учитель математики МБОУ СОШ р.п. Тамала Пензенской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа имени Героя РФ Р.А. Китанина р.п. Тамала Пензенской области

Эффективные приемы мотивации к учебной деятельности на уроках математики

Автор мастер-класса: Пашина Наталья Дмитриевна, учитель математики МБОУ СОШ р.п. Тамала Пензенской области

Основные методы и приёмы формирования познавательных мотивов апелляция к жизненному опыту детей; создание проблемной ситуации; использование художественной и научно-популярной литературы; организация познавательных игр (ролевых, деловых и т.д.) применение современных образовательных технологий; использование математических парадоксов, задач со скрытой ошибкой; использование исторического материала, достижений отечественной науки; организации исследовательской работы, ситуации поиска, элементов моделирования, прогнозирования, эксперимента. использование ассоциаций и метода анализа жизненных ситуаций; создание ситуации удивления и успеха; проведение нетрадиционных уроков; создание на уроке атмосферы благоприятного комфорта.

Основные методы и приёмы формирования познавательных мотивов

  • апелляция к жизненному опыту детей;
  • создание проблемной ситуации;
  • использование художественной и научно-популярной литературы;
  • организация познавательных игр (ролевых, деловых и т.д.)
  • применение современных образовательных технологий;
  • использование математических парадоксов, задач со скрытой ошибкой;
  • использование исторического материала, достижений отечественной науки;
  • организации исследовательской работы, ситуации поиска, элементов моделирования, прогнозирования, эксперимента.
  • использование ассоциаций и метода анализа жизненных ситуаций;
  • создание ситуации удивления и успеха;
  • проведение нетрадиционных уроков;
  • создание на уроке атмосферы благоприятного комфорта.
Методологические приёмы мотивации на уроках математики Связь с жизнью Два садовода, имеющие прямоугольные участки размерами 20 м на 30 м с общей границей, договорились и сделали общий круглый пруд площадью 140 квадратных метров (см. чертёж), причём граница участков проходит точно через центр пруда. Какова площадь (в квадратных метрах) оставшейся части участка каждого садовода? 2. 100 кг макулатуры сохраняет от вырубки одно взрослое дерево, которое росло в течение 50 – 80 лет. В ходе школьной акции в МБОУ СОШ р.п. Тамала «Сохрани дерево – сдай макулатуру» было собрано 2533,1 кг макулатуры. Сколько деревьев школьники смогли спасти от вырубки. 3. Поле, площадью 60 га, планировали вспахать тремя тракторами за 12 часов. Появилась возможность привлечь к этому объёму работы 9 тракторов вместо 3. За какое время они вспашут это поле? 4.Флакон шампуня стоит 160 рублей. Какое наибольшее число флаконов можно купить на 1000 рублей во время распродажи, когда скидка составляет 25% ?

Методологические приёмы мотивации на уроках математики

Связь с жизнью

  • Два садовода, имеющие прямоугольные участки размерами 20 м на 30 м с общей границей, договорились и сделали общий круглый пруд площадью 140 квадратных метров (см. чертёж), причём граница участков проходит точно через центр пруда. Какова площадь (в квадратных метрах) оставшейся части участка каждого садовода?

2. 100 кг макулатуры сохраняет от вырубки одно взрослое дерево, которое росло в течение 50 – 80 лет. В ходе школьной акции в МБОУ СОШ р.п. Тамала «Сохрани дерево – сдай макулатуру» было собрано 2533,1 кг макулатуры. Сколько деревьев школьники смогли спасти от вырубки.

3. Поле, площадью 60 га, планировали вспахать тремя тракторами за 12 часов. Появилась возможность привлечь к этому объёму работы 9 тракторов вместо 3. За какое время они вспашут это поле?

4.Флакон шампуня стоит 160 рублей. Какое наибольшее число флаконов можно купить на 1000 рублей во время распродажи, когда скидка составляет 25% ?

Методологические приёмы мотивации на уроках математики Создание проблемной ситуации Тема: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. При знакомстве с правилом сложения и вычитания дробей с разными знаменателями учитель предлагает решить задачу: Утром мама дала Варе денег на завтрак в школьной столовой. Вернувшись домой, Варя сказала, что ½ всех денег израсходовала на булочку, 1/5 – на чай, а 3/10 – на конфеты. Мама поняла, что деньги израсходованы все. Как она это узнала?

Методологические приёмы мотивации на уроках математики

Создание проблемной ситуации

Тема: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

При знакомстве с правилом сложения и вычитания дробей с разными знаменателями учитель предлагает решить задачу: Утром мама дала Варе денег на завтрак в школьной столовой. Вернувшись домой, Варя сказала, что ½ всех денег израсходовала на булочку, 1/5 – на чай, а 3/10 – на конфеты. Мама поняла, что деньги израсходованы все. Как она это узнала?

Использование  исторического материал Методологические приёмы мотивации на уроках математики  Величайшая личность истории Петр I считал математику одной из важнейших дисциплин. 14 января 1701 года Петр I издал Указ об учреждении первого русского государственного светского учебного заведения, которым стала знаменитая Московская математико - навигацкая школа;  Образование М.В.Ломоносова началось с “Арифметики” Магницкого, он назвал ее “вратами своей учености”;  Льюис Кэрролл — автор знаменитой “Алисы в стране чудес” написал гораздо больше трудов по математике, нежели художественных произведений;  Виет, увлёкшись решением задачи, мог работать без сна и отдыха три дня.

Использование исторического материал

Методологические приёмы мотивации на уроках математики

  • Величайшая личность истории Петр I считал математику одной из важнейших дисциплин. 14 января 1701 года Петр I издал Указ об учреждении первого русского государственного светского учебного заведения, которым стала знаменитая Московская математико - навигацкая школа;
  • Образование М.В.Ломоносова началось с “Арифметики” Магницкого, он назвал ее “вратами своей учености”;
  • Льюис Кэрролл — автор знаменитой “Алисы в стране чудес” написал гораздо больше трудов по математике, нежели художественных произведений;
  • Виет, увлёкшись решением задачи, мог работать без сна и отдыха три дня.
Введение математических терминов Методологические приёмы мотивации на уроках математики «Точка»  –  лат. “пункт” – пунктир; “пунктум” – укол, медицинский термин “пункция” –  прокол) «Конус» - это латинская форма греческого слова

Введение математических терминов

Методологические приёмы мотивации на уроках математики

«Точка» – лат. “пункт” – пунктир; “пунктум” – укол, медицинский термин “пункция” – прокол)

«Конус» - это латинская форма греческого слова "конос", означающего сосновую шишку

«Цилиндр» - латинская форма греческого слова "кюлиндрус", означающий "валик", "каток"

«Радиус» - "спица колеса"

Исследовательская работа, моделирование, эксперимент

Методологические приёмы мотивации на уроках математики

  • При изучении «Неравенство треугольника», можно предложить учащимся практическую работу в группах: 1 группе – построить треугольник АВС со сторонами АВ=7 см, ВС = 3 см, АС = 7 см, 2 группе – построить треугольник АВС со сторонами АВ=4 см, ВС = 7 см, АС = 3 см, 3 группе – построить треугольник АВС со сторонами АВ=3 см, ВС = 8 см, АС = 2 см. Выполняя задание, учащиеся убеждаются, что такие треугольники построить невозможно. При этом актуализируются знания об условии существования треугольника.
  • При знакомстве с теоремой о сумме углов треугольника рационально предложить учащимся экспериментальное исследование: каждому дать модель треугольника, используя которую, нужно измерить все углы и найти их сумму.
  • Тему “Равные и равновеликие фигуры” актуально изучить в виде практической работы. С помощью ножниц под руководством учителя обучающиеся конструируют   трапеции и параллелограммы из треугольника, из четырехугольника строят треугольники различных видов, и каждый раз обращают внимание, что данные фигуры равновеликие. Этот прием позволяет надолго запомнить, что мы понимаем под сочетанием слов “равновеликие фигуры
Методологические приёмы мотивации на уроках математики Использование занимательных и творческих задач Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным   (Б. Паскаль) Задания, в процессе решения которых дети узнают какие-то интересные факты. Нестандартная запись, чертеж, схема. Задачки на сообразительность. Задачи в стихах, задачи-шутки, логические задачи.  Задание со сказочным героем.

Методологические приёмы мотивации на уроках математики

Использование занимательных и творческих задач

Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным   (Б. Паскаль)

  • Задания, в процессе решения которых дети узнают какие-то интересные факты.
  • Нестандартная запись, чертеж, схема.
  • Задачки на сообразительность.
  • Задачи в стихах, задачи-шутки, логические задачи.
  • Задание со сказочным героем.
Сканворды, кроссворды, ребусы Методологические приёмы мотивации на уроках математики

Сканворды, кроссворды, ребусы

Методологические приёмы мотивации на уроках математики

Методологические приёмы мотивации на уроках математики Прием «Лови Ошибку» По теме: «Сложение чисел с разными  знаками» Найдите о шибки: 0,3 + (-1,2)  =0,9 1 + (-0,3) =  0,61 26 + (-6) =  -20 26 + (-6) =  -20 Восстановите частично стертые  записи:   + (-1,2)  =0,9 1 + (   ) = 0,61 26 + (-6)  =     По теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей Восстановите в записи примера запятые: 48+22=7 1+308=408 53-17=513 46+17=216 63-27=603

Методологические приёмы мотивации на уроках математики

Прием «Лови Ошибку»

По теме: «Сложение чисел с разными знаками»

Найдите о шибки:

  • 0,3 + (-1,2) =0,9
  • 1 + (-0,3) = 0,61
  • 26 + (-6) = -20
  • 26 + (-6) = -20

Восстановите частично стертые записи:

+ (-1,2) =0,9

1 + ( ) = 0,61

26 + (-6) =

По теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей

Восстановите в записи примера запятые:

48+22=7

1+308=408

53-17=513

46+17=216

63-27=603

Методологические приёмы мотивации на уроках математики Ассоциации и рифмы   -Кубик – рубик, где ты был? - Я объем свой находил. - Как же ты его нашел? - В куб ребро свое возвел! V = a 3   Ч еловек стоит на  З емле, а не наоборот 

Методологические приёмы мотивации на уроках математики

Ассоциации и рифмы

  -Кубик – рубик, где ты был?

- Я объем свой находил.

- Как же ты его нашел?

- В куб ребро свое возвел!

V = a 3

  Ч еловек стоит на  З емле, а не наоборот 

Методологические приёмы мотивации на уроках математики Математические курьёзы Например, что число 37 обладает многими любопытными свойствами. Так, умноженное на 3 и на числа, кратные 3 (до 27 включительно), оно дает произведения, изображаемые одной какой-либо цифрой:  37 × 3 = 111;  37 × 6 = 222;  37 × 9 = 333;  37 × 12 = 444;  37 × 15 = 555;  37 × 18 = 666;  37 × 21 = 777;  37 × 24 = 888;  37 × 27 = 999. Если поменять местами цифры в числах получим верные равенства: 42+35=53+24,    63∙48=84∙36, 41-32=23-14 Если, например, число 12 записать наоборот – 21, то квадрат вновь образованного числа окажется квадратом числа, также записанного наоборот: 12² = 144, 21² = 441. Есть и другие числа с таким свойством. Например: 13, 102, 112, 221, 331 и другие.

Методологические приёмы мотивации на уроках математики

Математические курьёзы

Например, что число 37 обладает многими любопытными свойствами. Так, умноженное на 3 и на числа, кратные 3 (до 27 включительно), оно дает произведения, изображаемые одной какой-либо цифрой: 37 × 3 = 111; 37 × 6 = 222; 37 × 9 = 333; 37 × 12 = 444; 37 × 15 = 555; 37 × 18 = 666; 37 × 21 = 777; 37 × 24 = 888; 37 × 27 = 999.

Если поменять местами цифры в числах получим верные равенства:

42+35=53+24,   

63∙48=84∙36,

41-32=23-14

Если, например, число 12 записать наоборот – 21, то квадрат вновь образованного числа окажется квадратом числа, также записанного наоборот: 12² = 144, 21² = 441.

Есть и другие числа с таким свойством.

Например: 13, 102, 112, 221, 331 и другие.

Методологические приёмы мотивации на уроках математики Нетрадиционные уроки урок-смотр знаний урок-презентация урок-путешествие урок-игра урок-турнир урок-викторина урок-исследование урок - квест урок-аукцион

Методологические приёмы мотивации на уроках математики

Нетрадиционные уроки

  • урок-смотр знаний
  • урок-презентация
  • урок-путешествие
  • урок-игра
  • урок-турнир
  • урок-викторина
  • урок-исследование
  • урок - квест
  • урок-аукцион
Методологические приёмы мотивации на уроках математики Удивительные факты

Методологические приёмы мотивации на уроках математики

Удивительные факты

Создание уроков с использованием ИКТ Методологические приёмы мотивации на уроках математики Компьютерные презентации Использование интерактивной панели Компьютерные программы на уроках математики Использование информационных ресурсов

Создание уроков с использованием ИКТ

Методологические приёмы мотивации на уроках математики

  • Компьютерные презентации
  • Использование интерактивной панели
  • Компьютерные программы на уроках математики
  • Использование информационных ресурсов
Внеклассная работа Мотивация на уроках математики 1. Предметные недели математики; 2. Школьный, районный, региональный этапы Всероссийской олимпиады по математике; 3. Международный математический конкурс-игра   «   Кенгуру»; 4. Международный математический конкурс-игра   «Смарт   Кенгуру»; 5. Марафон решения математических задач; 6. Губернская естественно-математическая олимпиада «Весенниада»; 7. Всероссийские предметные молодежные олимпиады

Внеклассная работа

Мотивация на уроках математики

1. Предметные недели математики;

2. Школьный, районный, региональный этапы Всероссийской олимпиады по математике;

3. Международный математический конкурс-игра   «   Кенгуру»;

4. Международный математический конкурс-игра   «Смарт   Кенгуру»;

5. Марафон решения математических задач;

6. Губернская естественно-математическая олимпиада «Весенниада»;

7. Всероссийские предметные молодежные олимпиады

Благоприятный психологический климат Мотивация на уроках математики

Благоприятный психологический климат

Мотивация на уроках математики