СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс финансовой грамотности "Что такое деньги?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс финансовой грамотности "Что такое деньги?"»

Мастер-класс финансовой грамотности

«Что такое деньги?»


Цели: расширить представление детей о природе денег и культуре обращения с деньгами; раскрыть сущность денег как нравственной категории; формировать критическое отношение к «нетрудовому» богатству; воспитывать положительное отношение к богатству как результату труда человека; способствовать формированию экономического мышления; побуждать детей к экономии, бережливости, сдержанности.
Оформление.
На доске записать предложения для анализа:
Как беден тот, у кого нет ничего, кроме денег!
(Артуро Граф)
Старайтесь быть разумным, а не богатым. Богатства можно лишиться, разумность всегда с тобой.
(Эзоп)

Ход мастер-класса.


- Сегодня мы совершим заочное путешествие в страну Денег.

Герой, какого произведения наивно последовал этому совету: «…на этом поле выкопай ямку, скажи три раза «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты». (А. Н. Толстой. «Золотой ключик»). 


1. Беседа о жизни людей без денег

– Кто-то из вас сейчас может сказать, что такое деньги?

– Для того, чтобы это выяснить мы отправимся в небольшое путешествие.

– Кто перед нами? (Первобытные люди) (Слайд )

– Как вы думаете, у них были деньги?

– Конечно, нет.

Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа. – Двигаемся во времени дальше на тысячи лет. Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотиться, другие – выращивать домашних животных, третьи – заниматься земледелием, четвертые – ковать железо.

– Что же получалось в таком обществе? (Появились излишки изготовленных предметов и потребность иметь другие изделия у себя). (Слайд )

– Что стали делать люди?

– Они стали обмениваться друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы – зерно, растительное масло; скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители – своих пленников. (Слайд )

– Но обменивать товары было очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь. Например, за одного барана можно было получить два топора, четыре кувшина или телегу. (Слайды )

– Чем еще могли обмениваться люди?

– И чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась. С ценами тоже была чехарда. Сегодня мешок муки можно обменять на 2 топора, а завтра голодный купец даст вам за мешок муки 3 топора.

– Обмен товара на товар называется БАРТЕР.

(Слайд )

– Какой бартер вы осуществляете между собой?

2. Рассказ учителя о первых деньгах

– Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу. (Слайд )

– Удобны ли были такие деньги? (Овец и быков нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся.)

– Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении и при переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой. Необходимо, чтобы они легко делились на мелкие части, но при этом не теряли своей ценности.

– Одними из первых денег были раковины каури-моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин. (Слайд )

– Чем же были они удобны? (Не портились, не теряли вида, легко носить с собой).

– За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин.

– Удобно?

– Прошли многие десятилетия, прежде чем появились металлические деньги. Но и они отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков. (Слайд )

– Каковы преимущества металлических денег? (Не портятся, ими можно расплачиваться за любой товар)

– На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок). Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок. (Слайд )

– Что же получалось? (РУБЛЬ)

– При Иване IV были выпущены деньги, на которых изображался всадник с копьем в руках. Что же появилось? (КОПЕЙКА)

3. Физминутка для глаз (Слайд )

– У металлических денег все же оказался важный недостаток. Определите какой? (Они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут). Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали в дорогу бумажные расписки на золото. Так впервые появились бумажные деньги, на которых написано, какому количеству золота они равны. (Слайд )

– Итак, ребята, что же такое деньги? (Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги). (Слайд )

– Обмен товара на деньги называется КУПЛЯ-ПРОДАЖА.

– А как мы узнаем, какое количество денег нужно отдать за тот или иной товар? (У каждого товара и каждой услуги есть своя цена). (Слайд )

– Откуда люди берут деньги?

4.Практическая работа. ( Слайды )

Определи заданную сумму.


5. Проблемный вопрос: «Кого считать бедным?».

- Мне кажется, у нас на доске есть такая фраза, которая поможет ответить на наш вопрос.
Дети находят фразу, читают ее («Как беден тот, у кого нет ничего, кроме денег!»).


6. Незаконченные предложения: «Чего нельзя купить на деньги».
- Есть такие вещи на земле, которые ни за какие деньги не купишь. Представьте, что мы попали на ярмарку, где продается все на свете. Но вы замечаете только то, чего нельзя купить ни за какие деньги. Например, я говорю: «За деньги можно купить кровать», а вы замечаете: «Но не сон». Понятно? Продолжим.
Учитель читает начало предложений, дети заканчивают фразы:
– за деньги можно купить часы… (но не время);
– за деньги можно купить книгу… (но не мудрость);
– за деньги можно купить телохранителя… (но не друга);
– за деньги можно купить еду… (но не аппетит);
– за деньги можно купить дом… (но не семью);
– за деньги можно купить положение в обществе… (но не уважение людей);
– за деньги можно купить лекарство… (но не здоровье);
– за деньги можно купить поцелуй… (но не любовь);
– за деньги можно купить развлечения… (но не счастье);
– за деньги можно купить икону… (но не веру);
– за деньги можно купить целый континент… (но не Родину);
– за деньги можно купить орден… (но не подвиг, не честь);
– за деньги можно купить клоунов… (но не хорошее настроение).

- Как видим, не всё на свете продается и покупается.


7. Физминутка (Слайд 17)

Буратино потянулся, 
Раз нагнулся, два нагнулся. 
Руки в стороны развел, 
Монетки, видно не нашел. 
Чтоб монетки нам достать 
Надо на носочки встать. 
С кустика достать монетку, 
Закопать их в поле редко.


8. Составление правил обращения с деньгами «Осторожно – деньги!».

1.Деньги чаще подавай,
И при этом повторяй:
«Подаю я серебро,
Чтобы было мне добро».


2.В окно мусор не бросают,
С ним и деньги улетают,
А не верите вы мне,
Так живите в нищете.

3.Знай, купюры мять нельзя,
Не простят они тебя,
А решишь ты их скрутить,
Могут ввек тебя забыть.

- Деньги, богатство сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Но при неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для человека. Как же избежать этого? Какие можно выработать правила обращения с деньгами? Вот несколько правил. Вы можете добавить свои.
1. Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога.
2. Зарабатывай честно.
3. Соизмеряй свои «хочу» и «могу».
4. Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно.
5. Старайся не влезать в долги.
6. Не играй в лотереи, азартные игры.


9. Просмотр фрагмента мультфильма «Приключения Буратино».


10. Изготовление денежного дерева. Мастер-класс


11. Рефлексия

Продолжи фразу.

- Мне больше всего понравилось….
- Я бы всем детям посоветовала не забывать пословицу: «Доброе имя дороже богатства».
Чтобы не терять голову от денег, нужно иметь разум. Я от всей души желаю вам его приобрести.