Мастер – класс:
«Информационное общество в России – миф или реальность?»
-Добрый день, уважаемые коллеги. Я рад приветствовать вас на очередном этапе нашего конкурса. Мы с вами живём в быстро меняющемся мире и должны постоянно приспосабливаться к этим изменениям. Недавно я наткнулся на одну заметку всем вам известной газеты. Давайте послушаем, что пишут наши СМИ (читаю).
– Скажите, а о какой черте современного общества я вам сейчас прочитал?
Ответы участников.
- Да мы с вами не просто читаем, но и получаем информацию. Информация окружает нас по всюду, и, порой, не только ученикам, но и нам с вами очень непросто с ней разобраться. Поэтому я предлагаю вам сегодня выяснить - «Информационное общество в России – миф или реальность?»
В обществоведческой классификации принято деление общества на 3:
А) традиционное, б) индустриальное, в) информационное или постиндустриальное.
Данное общество начало формироваться на западе в конце 20 века. Его основные черты
увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества; в науке и образовании.
возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.
И мы сегодня с вами должны выяснить существует ли оно сегодня в России?
Для этого мы с вами воспользуемся кейс-технологией, которая была разработана в Гарвардской школе бизнеса в начале 20 века
То, что я сегодня буду показывать естественно не ново для многих. Кейс-технология включают разнообразные методы:
1.Метод ситуационного анализа
2. Метод инцидентов
3. Метод ситуационно-ролевых игр
4. Метод разбора деловой корреспонденции
5 Метод дискуссии
6. Игровое проектирование
Очень важно, что кейс-технология помогает связать теорию с практикой. Её не обязательно использовать в течение всего урока. Она хорошо работает на его отдельных этапах. И сейчас я покажу Вам фрагмент урока Обществознание в 8 классе. Тема: «Образование»
Обращается к группам
Перед вами пакеты с информацией. Это официальные государственные программы, взятые из интернета;
И так, работа по кейс-технологии может быть, как индивидуальная, так и групповая.
На уроке учащимся можно предложить разделится на группы. Как это сделали мы. Групп может быть разное количество, в зависимости от проблемы.
Группа «Аналитики», Группа «Федеральные служащие», Группа «Корреспонденты»
У каждой группы кейс с документами и заданиями.
У группы «Федеральные служащие, – документы государственных программ России,
У группы «Аналитики – работа с графиками и сопоставление фактов;
Группа «Корреспонденты» выступит в роли корреспондентов газет и проведёт опрос.
У вас есть 7 мин, в ходе, которых вы должны выполнить свои задания.
Окончание работы.
Прежде, чем приступить к анализу наших источников и дискуссии, я прошу вас передохнуть и выпить воды.
-Скажите. Что я сейчас держу в руках?
Ответы.
- Может ли пластиковый стакан быть источником информации? Из чего он состоит? (пластик, лёгкий, дешёвый.) После использования выбрасываем. Ежегодно в России производится и используется 15 млрд пластиковых стаканов. Т. е это массовое производство, направленное на удовлетворение наших потребностей. Это признак индустриального общества, который перешёл в информационное. Значит, мы можем проследить принцип преемственности, что тоже очень важно при изучении данной темы. Это тоже черта нашего общества – массовость, массовое производство. Да и одноразовость – попользовались и выбросили.
Итак, давайте перейдём к анализу наших источников:
что нам говорят официальные документы, отчет 1 группы «Федеральные служащие»
Статистические данные, отчет группы «Аналитики»
Что нам говорят опросы общественности? Статья в газету.
Вывод: В России информационное общество только формируется и для этого есть у нас большой потенциал.