Мастер-класс «Лаборатория творческого участия»
Бирюкова Ольга Филипповна,
учитель истории и обществознания
Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы
имени Героя Российской Федерации Р.А. Китанина
р. п. Тамала Пензенской области
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы - сотрудники исследовательской лаборатории. Научное исследование - это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Любое исследование проходит в несколько этапов.
Первый этап – мы должны определиться с темой нашего исследования. Для этого предлагаю Вам посмотреть видеоряд.
Стадия технологии – индуктор: направлена на создание эмоционального настроя и мотивации участников к творческой деятельности, идёт формирование личностного отношения к предмету обсуждения, стремление
вызвать поток ассоциаций.
Демонстрация видеоряда (сюжеты о деятельности социальных проектов «Хрюши против», «СтопХам», «КВН»).
А вот мнение российского режиссёра Андрея Кончаловского: «Свободный человек – даже мы не знаем, что это такое, потому что мы никогда не испытывали свободы в России и вряд ли еще в ближайшее время испытаем. В ней потребности нет, кроме как у интеллигенции и у людей, которые слушают «Эхо Москвы» и радиостанцию «Свобода»... Давайте признаем: в России гражданского общества нет, граждан нет, есть население. Власть, лишенная общественного контроля, развивается и действует так, как она считает выгодным для себя. ... Демократии здесь нет и быть не может.»
Какие ассоциации – слова, понятия, ощущения вызвал у Вас видеоряд и высказывание А. Кончаловского? Запишите, покажите коллегам по лаборатории, обсудите в парах, в группах, приготовьтесь к ответу.
Стадия технологии – самоконструкция и социоконструкция: самоинструкция – индивидуальная работа. Социоконструкция – объединение этих элементов в коллективный продукт.
Участники мастер-класса работают индивидуально.
Идет обсуждение в группах, ответы оглашаются (например, гражданские инициативы, деятельность общественных организаций, гражданское общество, грусть, несогласие и т.д.)
Ведущий: Я хочу Вас познакомить со своими ассоциациями: активность, желание изменить жизнь, позитивный взгляд на решение проблем, объединение усилий людей … Есть ли какая-то логика в моих ассоциациях? Какая?
Участники мастер-класса в группах определяют, что объединяет все эти слова.
Ведущий: Второй этап работы лаборатории - определить объект и предмет нашего исследования. Объект исследования - это то, что будет взято для изучения и исследования. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности. Предмет - это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.
Участники высказываю суждения.
Ведущий: Объект - гражданское общество, предмет – российское гражданское общество. Толкование гражданского общества отличается большим разнообразием. Скажите, что такое «гражданское общество» в Вашем понимании. Если Вы затруднитесь с ответом, можете получить помощь в научной литературе - словаре (Приложение 1).
Участники высказываю суждения:
- гражданское общество - это сфера самостоятельных и независимых от государства общественных отношений и институтов, в задачу которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов и удовлетворение частных интересов и потребностей;
- гражданское общество является воплощением неправительственных институтов, достаточно сильных для того, чтобы противостоять государству, одновременно не препятствуя ему сохранять мир и выступать арбитром между различными интересами;
- гражданское общество – это общество свободных, суверенных личностей, наделенных широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством.
- гражданское общество - это социум с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимый от государства, но взаимодействующий с ним.
- гражданское общество - определенный тип общества, его социально-экономическую, политическую и правовую природу, степень развитости, завершенности.
- гражданское общество – открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность.
Ведущий: Третий этап нашей работы - сформулировать цели нашего исследования.
Участники высказываю суждения:
- дать понятие «гражданского общества»,
- определить его структуру,
- выделить характерные черты гражданского общества,
- обозначить отличия гражданского общества от государства.
Ведущий: Четвёртый этап исследования - разработка гипотезы исследования. Гипотеза - это научное предположение, которое ещё не доказано. Сформулируйте гипотезу нашего исследования.
Участники высказываю суждения.
Ведущий: Гипотеза - «Есть ли гражданское общество в современной России?».
Следующий этап - проведение исследования.
Стадия технологии - социализация: соотнесение участниками или группами своей деятельности с деятельностью других участников или групп и представление всем результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание для всех, это позволяет вести занятие в одинаковом темпе для всех групп.
Прошу сотрудников лаборатории высказать свои суждения. В рабочем листе № 1 отметьте, существует ли, по Вашему мнению, гражданское общество в России (Приложение 2).
Участники высказываю суждения письменно.
Задание фокус-группе: Обработайте данные социологического исследования и представьте в виде итоговых диаграмм.
Ведущий: Работая в творческих группах выполните задание в рабочем листе № 2: на основе определений словаря из Приложения 1, представьте структуру гражданского общества (Приложение 3).
Участники составляют схемы письменно.
Стадия технологии – афиширование: наглядное представление результатов деятельности и ознакомление с ними всех. На этом этапе все участники обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.
Участники представляют свои работы.
Ведущий: Итак, структура гражданского общества включает:
- свободные суверенные личности (индивиды);
- общественные объединения и организации;
- негосударственные общественные отношения;
- в составе гражданского общества выделяются такие структурные подсистемы или сферы, как экономическая, социальная, политическая и духовная.
Ведущий: Личности и общественные объединения действуют в разных сферах общества. Работая в творческих группах, выполните задание в рабочем листе № 3. Из предложенного списка выберите общественные объединения, соотнесите их с подсистемами и приведите свои примеры общественных объединений современной России (Приложение 4).
Работа групп.
Афиширование. Представление работы групп.
Стадия технологии - обращение к новой информации.
Ведущий: Гражданское общество и государство – различные, не тождественные друг другу социальные образования. Государство, в ходе исторического развития обособляется от общества, концентрируя в себе важнейшие функции руководства и управления. Одновременно, по мере демократизации общественной жизни, происходит возвышение гражданского общества за счет сужения политической сферы, государственно-правовых полномочий. Выделите признаки гражданского общества в сравнении с государством в ходе сценки . Вытяните признак гражданского общества, написанный на карточке, обсудите в группе и разыграйте сценку, выделив этот признак гражданского общества. Остальные группы должны их определить.
Афиширование. Группы участников по очереди разыгрывают сценки, остальные определяют и формулируют признаки гражданского общества.
Признаками гражданского общества являются (Приложение 5):
1. Объединения возникают не по распоряжению государства (сверху), а по желанию самих объединяющихся в них людей – активность, инициативность, добровольность (снизу).
2. В государстве создаются для решения проблем общества в целом, в гражданском обществе для реализации интересов граждан - коллектив единомышленников.
3. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
4. Нет единой, четкой, жёсткой структуры управления как в государстве, в коллективе - самоуправление, распределение ролей, а в общей структуре общества не единого центра.
5. В государстве единоначалие, а в гражданском обществе - свободно формирующиеся мнение и плюрализм.
6. В государстве низкая информационность, есть закрытые темы, а в гражданском - гласность и высокая информированность граждан.
Ведущий: Институты гражданского общества являются связующим звеном между государством и личностью. Они выражают интересы членов общества, на основе которых создаются и принимаются законы государства. Сигналы и импульсы, исходящие от общества в России, должны корректировать и контролировать существующую власть. Взаимодействие гражданского общества и государства осуществляется постоянно.
Стадия технологии – разрыв: новое выделение участником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).
Ведущий: Само существование и развитие гражданского общества зависит от граждан. Гражданское общество предполагает, что в нем живут и действуют не просто физические лица: налогоплательщики, потребители, равные в своих правах и свободах перед законом. В своей целостной совокупности они должны выступать субъектами суверенитета страны, всего комплекса гражданских обязанностей и долга перед обществом и государством.
На основе вашего социологического исследования фокус-группа выделила следующие результаты (оглашение результатов).
Ваше мнение совпадает с данными социологов, что в современном мире лишь 10-15 процентов населения интересуется общественными делами, политикой. Большинство людей занимают лишь сугубо частные интересы, личные житейские проблемы. Индивидуализм и потребительство, социальная пассивность и политический инфантилизм, а не гражданственность массы людей подрывают основы гражданского общества, ибо отчуждают человека от него, лишают осознанной и действенной поддержки и, следовательно, подлинно демократического содержания. Особенность гражданской ответственности и активная гражданская позиция - все это необходимые элементы подлинно гражданского общества. А Вы - часть гражданского общества? Приведите примеры своего участия в жизни российского гражданского общества.
Участники мастер-класса приводят примеры из своего социального опыта.
Ведущий: Мы все с Вами участники творческой лаборатории ПООО «Центр гуманной педагогики».
Ведущий: Мы подошли к шестому этапу в работе нашей лаборатории - обработке результатов исследования и формулированию выводов.
Стадия технологии - рефлексия: осознание участником себя в собственной деятельности, анализ осуществлённой деятельности, обобщение чувств, возникших в мастерской, отражение достижений собственной мысли и мироощущения.
Ведущий: Гипотеза нашего исследования звучала так: «Есть ли гражданское общество в современной России?». Что мы доказали?
Ответы участников:
- Гражданское общество в современной России есть!
- Современное российское гражданское общество – это система внегосударственных общественных отношений и институтов, которая формируется на основе реализации принципов индивидуальной свободы, свободы собственности, правового равенства граждан, их самодеятельности и самоорганизации.
- В настоящее время в России существуют серьезные вызовы, которым государство не способно противостоять в одиночку (терроризм, недостаточный уровень и темпы реформирования государственных институтов, высокий уровень бедности и медленные изменения в сознании населения и т.д.). И лишь совместно с гражданским обществом государство может противостоять этим вызовам.
- Гражданское общество – это мы! И только мы, выбрав активную гражданскую позицию, не оставаясь в стороне от жизни, можем решить любые проблемы.
Ведущий: Как Вы считаете, нашу деятельность сегодня можно считать исследовательской лабораторией, лабораторией творческого участия? Выскажите своё мнение.
Ответы участников: Да, так как …
1. Наша работа представляла собой целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;
2. Это был целый процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;
3.Деятельность характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования и его результаты;
4. Налицо этапы научного исследования:
- выбор темы исследования,
- определение объекта и предмета исследования,
- определение цели,
- разработка гипотезы,
- работа с литературой,
- проведение исследования (сбор материала),
- обработка результатов исследования,
- формулирование выводов.
5. Мы использовали разные научные методы исследования:
- наблюдение и сбор фактов;
- эксперимент;
- моделирование;
- метод научных абстракций;
- анализ и синтез;
- ассоциативные методы (на анализе ассоциативных ответов и выборов испытуемых). Цветоассоциативные методы, связанные с анализом выборов цветов по степени приятности и по ассоциации с понятиями, перечень которых предложен диагностом;
- системный подход.
6. Использовали 2 метода обработки данных: качественные и количественные методы. Количественные методы исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик. Количественные исследования являются преимущественно описательными. Обработка информации в таких исследованиях осуществляется с помощью упорядоченных процедур, количественных по своей природе. Качественные методы исследования направлены на получение глубокой, развернутой информации о предмете исследования. Они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей.
Ответы участников: Нет, потому что …
Ответы участников: Я не составил(а) окончательного мнения.
Ведущий: Я рада, что каждый из Вас задумался над этим вопросом и составил собственное мнение. Выразите его наглядно, составив коллаж. Выберите «человечка» одушевите его, дав своё имя и отразив на лице «человечка» эмоцию от работы на мастер-классе: грусть, скука, восхищение, интерес, удивление или другие, используя «Калейдоскоп эмоций» (Приложение 6). Прикрепите «своего человечка» на доску (в центре – название мастер-класса, вокруг приклеиваются «человечки» с именами участников и эмоциями на лице «человечка»).
Выводы ведущего:
Гражданское общество в России есть и это настоящая лаборатория творческого участия. Спасибо Вам за творческое участие в его жизни!
Литература:
1. Интервью радиостанции «Эхо Москвы», 2005. http://sobesednik.ru/kultura-i-tv/20161029-strasti-po-andreyu-chto-skazal-konchalovskiy-sobesedniku
Интервью «Собеседнику», 2013. http://sobesednik.ru/kultura-i-tv/20161029-strasti-po-andreyu-chto-skazal-konchalovskiy-sobesedniku
Новик Н. Г. Технология «Педагогическая мастерская». http://ext.spb.ru/webinars/6833--l-r-.pdf
Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, Т. Б. Казачкова, О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2014г.
5. Технология мастерских как средство обновления образовательного процесса школы. / О. Н. Крылова, М. Н. Тимофеева, О. Ю. Сорокина. Обучение с целью уменьшения насилия. – СПб., 2002г.
Приложения
Приложение 1. Словарь.
- гражданское общество - это сфера самостоятельных и независимых от государства общественных отношений и институтов, в задачу которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов и удовлетворение частных интересов и потребностей.
- гражданское общество является воплощением неправительственных институтов, достаточно сильных для того, чтобы противостоять государству, одновременно не препятствуя ему сохранять мир и выступать арбитром между различными интересами.
- гражданское общество - это общество свободных, суверенных личностей, наделенных широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством.
- гражданское общество - это совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.
- гражданское общество - это социум с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимый от государства, но взаимодействующий с ним.
- гражданское общество - определенный тип общества, его социально-экономическую, политическую и правовую природу, степень развитости, завершенности.
- гражданское общество - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность.
Приложение 2. Рабочий лист 2. «Исследование на тему «Гражданское общество в России».
Существует ли, по Вашему мнению, гражданское общество в России?
(в процентном отношении)
Приложение 3. Рабочий лист 2.
Задание: на основе определений словаря Приложение 1, представить структуру гражданского общества.
Приложение 4. Рабочий лист 3.
Задание: Выберите из предложенного списка общественные объединения, соотнесите их с подсистемами и приведите свои примеры названий общественных организаций современной России:
союзы предпринимателей и фермеров,
политические партии,
общество защиты прав потребителей,
правозащитные движения,
союзы деятелей культуры,
кооперативы,
органы местного самоуправления,
детские организации,
спортивные общества,
ассоциации банкиров,
благотворительные фонды,
религиозные объединения,
общества культурных связей с зарубежными странами,
экологические движения.
Сферы общественной жизни | Общественные объединения, действующие в этих сферах | Примеры общественных объединений современной России |
Экономическая | | |
Социальная | | |
Духовная | | |
Политическая | | |
Итоговая таблица
Сферы общественной жизни | Общественные объединения, действующие в этих сферах | Примеры общественных объединений современной России |
Экономическая | союзы предпринимателей и фермеров общество защиты прав потребителей кооперативы ассоциации банкиров | «Ассоциация российских банков» «Союз предпринимателей и арендаторов» |
Социальная | детские организации спортивные общества благотворительные фонды | «Пенсионный фонд» «Союз солдатских матерей» |
Духовная | союзы деятелей культуры религиозные объединения общества культурных связей с зарубежными странами | «Союз кинематографистов России» христиане |
Политическая | политические партии органы местного самоуправления экологические движения правозащитные движения | Партия «Яблоко» Движение «Зелёных» |
Приложение 5. Признаки гражданского общества
Объединения возникают не по распоряжению государства (сверху), а по желанию самих объединяющихся в них людей (снизу) – активность, инициативность, добровольность. |
В государстве создаются для решения проблем общества в целом, в гражданском - для реализации интересов граждан – коллектив единомышленников. |
В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами. |
Нет единой, четкой, жёсткой структуры управления как в государстве, в коллективе - самоуправление, распределение ролей, а в общей структуре общества не единого центра. |
В государстве единоначалие, а в гражданском обществе - свободно формирующиеся мнение и плюрализм. |
В государстве низкая информационность, есть закрытые темы, а в гражданском - гласность и высокая информированность граждан. |
Приложение 6. Калейдоскоп эмоций