Изучаем английский язык через поэзию.
В современном мире человеку английский язык необходим как воздух. Для работы, учёбы, поездок, общения с друзьями, расширения кругозора и просто для полноценной жизни. В настоящее время английский язык - всемирный язык общения. В школе изучению английского языка отводится большое количество часов. Но, как может заметить любой учитель, детям не всегда хочется изучать язык, запоминать правила грамматики, новую лексику и т.д.
Современному педагогу трудно не потеряться в приёмах и средствах обучения. Одним из таких ярких способов является использование на уроках иностранного языка стихотворений, с помощью которых можно создать психологически комфортную атмосферу в классе. Более того, приемы работы над стихотворными произведениями на уроках очень легко сочетаются с другими приемами и делают урок интересным, легким и запоминающимся.
Использование стихов на уроке – один из важных резервов в повышении мотивации у школьников на разных этапах обучения иностранному языку, включение их в активную работу. Стихотворения позволяют учащимся познакомиться с культурой и обычаями страны изучаемого языка, что всегда вызывает большой интерес у учащихся. Разучивание стихов – активный прием пополнения словарного запаса детей. Ритмический и мелодический рисунок стихов, четкая рифма и повторяемость языковых единиц значительно облегчают и ускоряют усвоение и закрепление лексики, характерных оборотов речи, грамматических структур. В стихах уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизировать. Разучивая стихи, дети легче овладевают произносительной стороной речи, усваивают иностранный и ритмический рисунок речи.
Существует множество методик заучивания стихотворений. Для выучивания и закрепления можно использовать следующие упражнения:
- «Цепочка» (Chain). Обучающиеся по очереди проговаривают одну строчку стихотворения и так до конца.
- «Снежный ком» (Snowball). Каждый последующий обучающийся повторяет фразу предыдущего и добавляет свою.
- «Закончи фразу» (Complete the phrase). Учитель произносит начало фразы, обучающиеся заканчивают.
- «Вставь пропущенные слова» (Сomplete the missing words). Обучающиеся слушают стихотворение и заполняют пропуски.
- «Расставить строчки» (Put the lines in the correct order). Обучающиеся слушают стихотворение и расставляют строчки в правильном порядке.
- «Синквейн» прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.
И т.д.
Среди нетрадиционных приемов обучения стихотворению существуют следующие:
1. «Анимированная сорбонка» - это небольшая двусторонняя карточка, на одной стороне которой записывается понятие, пример, формула, слово, дата, картинка, схема и т. п., а на другой – ответ. Обучающийся, перебирая карточки, устно дает ответ на вопрос карточки и сразу имеет возможность его проверить, перевернув карточку другой стороной. То есть, такой прием используется, когда есть устные задания типа вопрос – ответ. В иностранном языке: слово – его перевод.
Технологический прием “анимированная сорбонка” имеет ряд достоинств:
концентрация внимания обучающихся на определенных элементах учебного материала;
увеличение частоты повторений определенного учебного материала;
повышение заинтересованности и раскрепощение памяти обучающихся с помощью оригинального оформления и привлекательной игровой формы;
экономия времени урока, на этапе проверки учебного материала (отработки первичных знаний);
формирование общеучебных компетенций: самоконтроля и самопроверки (взаимоконтроля и взаимопроверки);
используя индивидуальный подход, можно корректно указать обучающемуся на пробелы в его знаниях.
Прием “анимированная сорбонка” сам по себе вносит игровой момент в урок. Использование анимированных сорбонок на уроке является ненавязчивым, интересным и эффективным технологическим приемом. Для обучающихся работа с анимированной сорбонкой является увлекательной игрой, а учитель ненавязчиво достигает своей цели: заинтересовать и мотивировать обучающегося, освоить обязательный учебный материал.
2. «Мнемотехника» или «Мнемоника» - совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций. К мнемоническим приемам относятся:
- ассоциация;
- поиск опорного пункта;
- аналогии;
- схематизация;
- достраивание материала;
- структурирование.
Алгоритм работы над стихотворением (можно использовать для изучения лексики)
Выразительно прочитать стих (прослушать аудио запись). Для каждого блока (строчки) рисуем ассоциативный образ, который приходит в голову. Конечно же, будет лучше, если ребенок будет придумывать и рисовать сам. Стоит заметить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.
Прочитать стих еще раз, показывая изображение в мнемотаблице.
Уточнить все ли слова знакомы учащемуся. Если что — то не понятно, или не знакомо, переводим на русский язык (выписываем на доску, даем пояснение).
Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.
И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.
Заключительным этапом считается рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.
Существуют такие примеры мнемотехники:
Мнемоквадраты – например, для запоминания цветов (2 класс) –
Мнемодорожки:
My cat | Is fat | My cat | Is black |
Мнемотаблица – физкультминутка (2-4 классы)
Hands up! Clap! Clap! Clap!
Hands down! Shake! Shake! Shake!
Hands on hips! Jump! Jump! Jump!
Run! Go! Swim! Stand up!
Hands up! | Clap! | Clap! | Clap! |
Hands down! | Shake! | Shake! | Shake! |
Hands on hips! | Jump! | Jump! | Jump! |
Run! | Go! | Swim! | Stand up! |
Мнемотаблица для заучивания стихотворения (С. Маршак) (создание опорных образов):
Humpty Dumpty sat on a wall. Humpty Dumpty had a great fall. All the King’s horses and all the King’s men Couldn’t put Humpty together again. | Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился во сне. Все королевские лошади и Вся королевская рать Не смогли Шалтая на место поднять. |
Humpty Dumpty | sat | on a wall |
Humpty Dumpty | had | a great fall |
All the King’s | horses | all the King’s |
Men | Couldn’t put | Humpty together again. |
Использование данной технологии в работе дает устойчивые результаты обучения и развития школьников. Практика показывает, что большинство детей при заучивании стихотворения наизусть запоминают его пока «рисуют». Постепенно память школьников будет укрепляться, становиться более «цепкой», развивается образное мышление, школьники запоминают и пересказывают тексты намного лучше, больше по объему, легче и эмоциональнее.
Спасибо за внимание!
Источники:
https://multiurok.ru/files/povyshieniia-effiektivnosti-uroka-anghliiskogho-ia.html
https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2020/11/26/nauchnaya-publikatsiya-statya
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-netradicionnie-metodi-i-priemi-raboti-so-stihotvoreniyami-na-nachalnom-etape-obucheniya-angliyskomu-ya-3878047.html
https://urok.1sept.ru/articles/660860