1 слайд - Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада вас приветствовать. Представляю вашему вниманию мастер класс на тему: «Мозаика как отражение педагогической деятельности».
- Как я уже говорила ранее в моей жизни присутствует много увлечений, тесно связанных с моей профессиональной деятельностью. И одним из увлечений является мозаика. На мой взгляд создание мозаики можно сравнить с работой учителя. И в том, и в другом случае требуется терпение, внимание к деталям и любовь к процессу. А также с её помощью можно создавать интересные задания для образовательного процесса.
- На мастер класс мне потребуется три добровольца. Приглашаю вас.
2 слайд - Перечислите пожалуйста предметы, которые лежат перед вами (перечисляют)? Рассмотрим каждый элемент по отдельности.
- Итак, схема. Как вы думаете, что она символизирует в педагогической деятельности (отвечают)?
- Схема мозаики подобна учебной программе. Она имеет чёткую структуру, цели и задачи обучения, а также ожидаемый результат.
- Одним из важных элементов мозаики являются алмазы, стразы или бусины. Как вы считаете, с чем их можно сравнить в обучении (отвечают)?
- Каждый элемент мозаики, будь это алмазы, стразы или бусины сравнимы с обучающимися. Каждый из них уникален и обладает своим потенциалом.
- Что из себя представляет пинцет в педагогической деятельности, с помощью которого выкладываются элементы мозаики (отвечают)?
- Пинцет в педагогической деятельности представляет собой инструмент учителя. Его методы, формы и технологии обучения.
- Коллеги, предлагаю вам начать работу, а пока вы трудитесь над созданием картины, я подробнее расскажу о том, как с помощью мозаики можно сделать игры и задания, которые украсят уроки и сделают их более интересными и привлекательными.
Мозаику можно использовать на уроке письма, русского языка и литературного чтения. С помощью неё можно обобщить и систематизировать знания по определённой теме; развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас; а также воспитывать интерес к предмету.
3 слайд - задание 1. Дети выкладывают из элементов мозаики буквы: С, О, Н. Читают, что получилось и проводят звукобуквенный анализ.
4 - 5 слайды - задание 2. Работа со словарными словами. Учащиеся выкладывают из бусин на основу непроверяемую гласную букву в словах, например «апрель», «язык».
6 слайд - задание 3. Работа с буквосочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. Обучающиеся поочерёдно выкладывают буквосочетания и на каждый слог проговаривают изученные правила: «Жи и Ши пиши с буквой – и. И так далее».
- Также алмазы, стразы или бусины можно использовать на уроке математики. В данном случае работа с мозаикой будет направлена на тренировку вычислительных навыков; на закрепление навыков устного счёта; развитие логического мышления, внимания и коммуникативных качеств; а также воспитание и интереса к предмету.
7 - 8 слайды - задание 4. Дети устно находят разность или сумму чисел и выкладывают из бусин получившийся ответ на основу. Например, 10 – 5, 30 + 10. Также здесь можно поработать с разрядами числа. В числе 40 – 4 десятка и 0 единиц).
9 слайд - задание 5. Тренировка счёта. К примеру, учащиеся выкладывают на основу 1 десяток бусин, после чего прибавляют к 1 десятку 5 единиц. Считают и называют сумму. Также находят разность. Например, выкладывают 2 десятка бусин, а после убирают 5 единиц и называют результат.
10 слайд - задание 6. Задача. Лена хочет сделать три одинаковых мозаики. У неё есть 24 бусины. Сколько бусин потребуется для каждой мозаики (8)? Дети делят бусины согласно задаче.
- Ну а теперь, уважаемое жюри, конкурсанты и гости предлагаю присоединиться к выполнению двух последних заданий.
11 слайд - задание 7. Найдите на основе верхний левый угол; закрасьте или положите два шарика в первые две ячейки; следующий вниз; и один влево. Как называется получившаяся фигура? Сколько в квадрате углов? Какая особенность есть у квадрата (все стороны равны)?
Найдите нижний правый угол у квадрата. Отступите от него на 1 ячейку вправо, вторую ячейку закрасьте или положите в неё шарик; следующий вниз; далее два вправо; три вниз; и 1 вправо. Что у нас получилось (ломанная линия)? Сколько звеньев у ломанной (4)? Сколько вершин (5)?
12 слайд - задание 8. Закрасьте или выложите из бусин прямоугольник со сторонами 6:4. Вычислите площадь прямоугольника (6*4=24). Вычислите периметр прямоугольника (6+6+4+4=20).
- Отлично! Спасибо за слаженную работу! Вы большие молодцы!
13 слайд – Помимо уже перечисленных заданий, есть и готовые дидактические игры на основе мозаики. Например, это такие игры, как «Буквоед», «Словодел», «Мозаика азбука» и др. А также и мои личные дидактические игры, схожие с принципом мозаики, которые вы можете рассмотреть в выставке.
14 слайд – Ну а теперь предлагаю вернуться к работе коллег и к размышлениям о том, что мозаика отражает педагогическую деятельность.
- Коллеги, у вас получилось выложить картину? Если вы её сейчас поднимете, что произойдёт? Для того, чтобы это предотвратить нам необходимо клеящее вещество.
- Чему подобно клеящее вещество в процессе образования (отвечают)?
- Клейкое вещество символизирует мотивацию и интерес, которые удерживают ученика в процессе обучения. Предлагаю вам взять пульверизатор и распылить вещество на картину.
- Скажите, а с чем можно сравнить готовую картину (отвечают)?
- Завершённая картина – это результат обучения, то есть полученные учеником знания, умения и навыки.
- Однако в картине могут оставаться пустые места. О чём это может сигнализировать (отвечают)?
- Это говорит о не необходимости индивидуального подхода и коррекции.
- Я благодарю вас за помощь коллеги, ваши работы остаются вам на память об этом дне. Давайте поаплодируем.
Работа с мозаикой, как и педагогическая деятельность — это трудоемкий процесс, который требует больших усилий и терпения. Каждый шаг, каждая деталь важны для создания целостной картины.
15 слайд - Каждая картина, словно, ребёнок, которого нужно «вырастить», наполнить знаниями, умениями и навыками. Шаг за шагом, по маленьким крупицам, я стремлюсь к успеху в своей профессиональной деятельности.
16 слайд – Спасибо за внимание! Я готова ответить на ваши вопросы.