СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс на конкурс Учитель года "Главное средство воспитания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс на обоастной конкурс Учитель года с применением технологии критического мышления 

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на конкурс Учитель года "Главное средство воспитания"»

Здравствуйте, уважаемые члены жюри, конкурсанты и гости.

Мы с вами как учителя-практики сталкиваемся с проблемой, как сделать учебный процесс, с одной стороны, содержательным, а с другой доступным и интересным. Для себя я нашла решение этой проблемы в применении технологии развития критического мышления. Почему технология критического мышления? На мой взгляд, ее применение позволяет не только оживить урок, но и раскрыть потенциальные возможности каждого обучающегося. Технология развития критического мышления предлагает целый веер методов и приёмов, поэтому каждый педагог может использовать их в своей работе, выбирая те, которые он считает наиболее эффективными.

Приглашаю вас принять участие в моём мастер-классе «Средство воспитания»

Внимание. Перед вами чёрный ящик…

Одно из важнейших средств воспитания находится в чёрном ящике. Вот что о нём говорят дети.

Уважаемые участники мастер-класса через 10 секунд на должны дать ответ Что лежит в чёрном ящике?

Большое спасибо, я очень рада, что Вы понимаете значение книги в воспитании детей.

Американский писатель-фантаст Айзек Азимов вот как он описал ее свойства:

первое: доступность - пользоваться ею может каждый, даже неподготовленный человек;

второе: портативность - для ее использования не нужны никакие дополнительные устройства;

третье: надежность - информация хранится в ней постоянно и не исчезает из-за всяческих поломок.

Сейчас мы с вами прошли стадию вызова технологии развития критического мышления, используя метод «Мозговой штурм»

Переходим к стадии осмысления. Я предлагаю участникам фокус-группы читая предложенный текст, выбирать и отмечать ключевые слова, подтверждающие роль книги в воспитании

С самого раннего детства книга является нашим постоянным другом, советчиком. Книга – это целый мир, окунаясь в который, мы учимся законам бытия, добру, построению завтрашнего дня. Представьте себе, насколько бы пустой стала наша жизнь без книг. Такое вообразить-то просто невозможно. Книга – наш спутник с первых дней жизни. Казалось бы, малыш ещё мало что понимает, но слыша ритмичный слог стихотворения, интересную сказку пытается прислушаться к приятным звукам и понять что-то своё. Сложно переоценить воспитательное значение первых книг, которые предстают перед глазами детей.

Книги, окружающие на в первые годы жизни, служат воспитанию необходимых навыков и формированию личности. Важное предназначение книг заключается и в том, что они расширяют представление о Вселенной, знакомят с миром природы, с вещами, которые находятся в нашем окружении, учат нас жизни. Детям книги помогают активно овладевать речью, чувствовать певучесть и выразительность родного слова.

Испокон веков книга растит человека. Она даёт знания, формирует представление о жизни, способствует выработке нашей позиции по тому или иному вопросу, пониманию многих вещей. Мы привыкли к томикам книг, стоящим на полке. Бывает, что второпях книжицу куда-то положим, забываем о ней. Не всегда дорожим и бережём её. Но стоит взять её в руки, и уже начиная с первых страниц, мы попадаем в иной мир: совершаем путешествия в жаркую Африку или на Древний Восток, заглядываем в удивительную долину сказок, окунаемся в мир фантастического романа, знакомимся с жизнью замечательных людей.

Любой большой текст всегда сложно осмыслить, понять, а приём «Ключевые слова» позволяет зафиксировать внимание на опорных, базовых, основных словах, терминах, а потом осмыслить их и проанализировать. Этот приём также является универсальным и может быть использован как на стадии вызова, так и на стадии осмысления

Хорошо, что роль книги в наше время знают и понимают не только учителя. Не случайно 2015 год объявлен Годом литературы в нашей стране, основными задачами которого являются привлечение внимания к чтению и стимулирование интереса россиян к книгам.

По инициативе Президента России был организован общественный опрос и составлен список из 100 книг, которые должен самостоятельно прочитать каждый российский школьник. Этот список перед Вами. Прошу Вас познакомиться с ним и отметить те книги, которые Вы прочитали и выделить ту книгу, после которой вы захотели что-то сделать, изменить себя или которая, по вашему мнению, оставила в вашей душе след, дала ответ на трудный вопрос, предостерегла от чего-либо, помогла в трудной ситуации или просто оказала влияние на формирование вашего характера.

Пока фокус-группа работает, предлагаю Вам найти решение жизненной ситуации, в которой может оказаться каждый из нас. На вопрос взрослого, почему ты не читаешь книги, ребёнок отвечает: и ты не читаешь. Что ответить ребёнку, если он действительно редко видит вас с книгой.

Возможные варианты ответов: Я читаю по ночам, когда ты уже спишь; я читаю в транспорте, когда еду на работу;

Заслушиваются ответы 3-5 участников. (Просто название книги и автор)

Известно, что книга может сыграть ключевую роль в жизни человека, не зря говорят: “Эта книга перевернула всю мою жизнь”. Многие люди изменили свой характер под влиянием книги: например великий физик Лев Ландау. Он рано научился читать, был очень способным ребенком, но страдал от насмешек сверстников, потому что был хилым и слабым. Ему было всего лишь 13 лет, когда он решил, что жизнь не удалась и нужно с ней покончить. Но вдруг ему в руки попался роман А. Стендаля “Красное и черное”. Эта книга буквально перевернула его жизнь. Он понял, что человек может стать хозяином своей судьбы.

- Я ликовал, - вспоминал ученый, - мне хотелось во весь голос кричать об этом открытии. Но предстояла большая работа, и он начал трудиться над собой.

Тринадцатилетний подросток стал вырабатывать в себе волю, развивать память, воспитывать характер. Этот изматывающий труд - искоренение собственных недостатков и воспитание воли - вошел у него в привычку и продолжался всю жизнь.



У вас есть возможность поблагодарить героя или автора любимой книги за те качества характера, которые вы смогли развить или изменить в себе. Сделаем это с помощью приёма «Телеграмма» Приём "Телеграмма" – приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись. Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке

Работа с залом:

Пока фокус-группа работает, приглашаю Вас в Сокровищницу книжной мудрости. Попробуйте вспомнить, из какого произведения взяты эти « крупицы мудрости» и кто его автор? (или хотя бы что-то одно)

  • Все тайное всегда становится явным «Денискины рассказы» В. Драгунский;

  • С ума поодиночке сходят. Это только гриппом все вместе болеют. «Дядя Фёдор, пёс и кот» Эдуарда Успенского;

  • Автомобиль не роскошь, а средство передвижения «12 стульев» Ильф и Петров;

  • Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. «Анна Каренина» Л.Н. Толстой;

  • Рукописи не горят. «Мастер и Маргарита» М.Булгаков;

  • А счастье было так возможно, Так близко! «Евгений Онегин» А.С.Пушкин;

  • В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. «Дядя Ваня» А.П.Чехов;

  • Есть еще порох в пороховницах. «Тарас Бульба» Н.Гоголь;

  • Человек – это звучит гордо! «На дне» М.Горький;

  • Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно… «А.О.Смирновой» М.Ю.Лермонтов;

Спасибо. А сейчас давайте послушаем участников фокус-группы: (зачитываются телеграммы)


Лично я думаю, что чтение художественной литературы необходимо, как прослушивание музыки. Нравственность воспитывается в людях исключительно через эмоции - значит художественная литература необходима! И, несмотря на современные средства, главным воспитателем была, есть и остаётся книга. Книга – это такой предмет, который все знают с детства. Для одних она стала близким другом, а для других до сих пор остаётся таинственной незнакомкой.


Я книги выбираю с наслажденьем –

На полках, в тишине библиотек, 

То радость вдруг охватит, то волненье,

Ведь книга каждая – как будто человек. 
Одна - стара, мудра, зачитана до дыр, 
В другой - все необычно, странно, ново.

Мне книги открывают целый мир, 
За шагом шаг иду от слова к слову. 
На Севере могу я побывать

И в тропиках - там, где растут бананы. 
Какая радость - открывать, читать 
Рассказы, сказки, повести, романы! 
Могу узнать, что было век назад, 
И что когда-нибудь, наверно, будет. 
О многом книги людям говорят, 
Во многом книги помогают людям


Благодарю Вас за сотрудничество и внимание.