СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по немецкому языку «Групповая форма работы как средство активизации учебного процесса на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности»

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по немецкому языку «Групповая форма работы как средство активизации учебного процесса на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности»»

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 7 г. Новополоцка»










Мастер-класс по немецкому языку


«Групповая форма работы как средство активизации учебного процесса на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности»












Пугачёва Наталья Федоровна, 

учитель немецкого языка

Сценарный план мастер-класса

Цель:

формирование мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию

Задачи:

  • познакомить участников с особенностями организации групповой формы работы

  • апробировать отдельные приёмы работы в группе


План:

  • Вступительная часть (целевые установки)

  • Знакомство с участниками мастер-класса в интерактивной форме

  • Краткое представление теории по теме мастер-класса

  • Знакомство со структурой мастер-класса

  • Практическое применение отдельных методов групповой формы работы

  • Рефлексия


Вступление


Добрый день, уважаемые коллеги! Очень приятно сегодня встретиться с Вами. Для начала предлагаю немного познакомиться. Меня зовут Пугачёва Наталья Фёдоровна. Хотелось бы узнать, кто сегодня присутствует на мастер-классе?

  • Поднимите, пожалуйста, руку, если есть коллеги, чей стаж более 10 лет?

  • Кто считает себя творческой личностью?

  • Кто закончил ПГУ?

  • Кто закончил МГЛУ?

  • Кто любит учиться?

  • Кто работает в школе с немецким языком?

  • Кто считает себя мастером?

  • Кто считает, что может показать «класс»?


Я тоже не считаю себя мастером и не уверена в том, что покажу «класс», но своим опытом поделюсь с Вами охотно. Вот мы уже стали на шаг ближе друг к другу. Уже понятно то, что сегодня здесь собрались единомышленники.

А объединит нас сегодня позитивное творческое настроение, продуктивная работа … ( что ещё…. какие есть идеи??)

Слова Константина Дмитриевича Ушинского «Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель"- очень актуальны для нашей сегодняшней встречи. Так как наша цель сегодня: научиться чему-то новому.

Теоретическая часть

Я хотела бы представить на мастер-классе свой опыт работы по теме «Групповая форма работы как средство активизации учебного процесса на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности».

Считаю ли я данную тему актуальной? Однозначно, да! Начнем с того, что каждый урок иностранного языка проходит в группе. А основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры обучаемых и обучение практическому овладению иностранным языком. Для развития коммуникативной культуры необходим, как минимум, один языковой партнёр (парные формы работ) или несколько языковых партнёров (групповые формы работы).

В современных условиях выпускник должен обладать такими качествами, как умение работать в команде, не бояться брать на себя лидерство, доказывать свою точку зрения, уметь слушать и слышать других, уметь подводить итоги и делать выводы. Как показывает практика, работа в группах способствует развитию этих качеств. Поэтому считаю, что данная форма работы была, есть и будет актуальна при обучении иностранному языку.

Что включает в себя само понятие групповой формы работы.

Групповая работа — это форма организации деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями учителя.

Здесь важно не путать групповую рассадку детей с организацией работы по группам. Здесь нужно принимать во внимания несколько важных аспектов.

Для начала нужно распределить детей на группы.

Это можно сделать разными способами

Следующий важный шаг – это распределение ролей внутри группы.

После распределения учеников по группам, даю им задание распределить роли в группе. Ученики  обсуждают этот вопрос между собой и докладывают у кого какая роль в группе.

Возможны следующие ролевые функции членов группы:

  • «спикер» — после выполнения задании, от имени своей группы, зачитывает выполненное задание (спикеры могут меняться после каждого выполненного задания);

  • «веб-дизайнер» - наглядно изображает материал;

  • «креативный менеджер» - предлагает идеи, вносит предложения;

  • «оценщик» — наблюдает работу каждого члена своей группы и оценивает по соответствующим критериям, которые заранее отмечает учитель в карте оценивания. Учитель раздает каждой группе карты оценивания оценщикам каждой группы, после распределения на группы.

  • «хронометражист» — засекает время, отведенное для выполнения каждого задания и т. д.

Правила работы в группе.

Также, необходимо научить учащихся соблюдать некоторые правила работы в группе:

  • говорить по очереди;

  • внимательно слушать друг друга;

  • не перебивать;

  • коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения;

  • помогать и просить о помощи;

  • давать и просить пояснения;

  • принимать групповые решения и приходить к единому мнению;

  • соблюдать регламент;

  • соблюдать дисциплину и др.


Важно, перед началом каждого урока напоминать о соблюдении правил работы в группе.


Преимущества и недостатки групповой работы:


Подчеркну некоторые преимущества:

Социальный учебный эффект, прежде всего, повышение способности работать в команде.

Групповая работа применима на различных этапах урока.

Групповая работа вносит разнообразие в повседневные рутинные уроки.

Групповая работа предлагает хорошие возможности стимулировать учащихся к взаимному обучению.


Конфуций сказал: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню.

Дай мне действовать - и я пойму» И мы с вами перейдем к действию.

Jetzt fangen wir mit dem praktischen Teil an. Ich schlage einen klassischen Plan vor. (die Etappen sind so, wie in der Stunde) Teambildungsübung, Einführung zum Thema, Brainstorming, das Spill „Erholungsort“, Bewegungsspiele, Bewertung, Reflexion


Практическая часть


  1. Teambildungsmethode

Zuerst wollen wir eine positive Atmosphäre schaffen und Teamgeist stärken. Dafür schlage ich vor eine Teambildungsmethode – „ein Kompliment“

Man soll den Faden von dem Wollknäuel auf den Finger aufwickeln und der Partnerin ein Kompliment machen. z.B. ….


  1. Einführung zum Thema.

  1. Zuerst sollen wir das Thema bestimmen. Ich schlage Ihnen vor, ein Ding aus dem Sack zu nehmen und zu überlegen zu welchem Thema diese Dinge gehören. (jede Gruppe nimmt z.B. 4 Sachen)

  2. Spielen wir ein bisschen mit diesen Dingen. Jede Gruppe bekommt Buchstaben. Ordnen Sie bitte die Dinge den Buchstaben zu, aber nicht alle Buchstaben passen.

  3. Die nächste Aufgabe ist für jede Gruppe anders. Die erste Gruppe nennt die Dinge. Die zweite Gruppe charakterisiert diese Dinge. Dann stellt jede Gruppe eine Frage für die andere Gruppe, wozu man diese Dinge braucht oder benutzt. Und die andere Gruppe antwortet.

  1. Brainstorming

Jede Gruppe soll ihre Spalte in der Tabelle erfüllen.

Wo kann man die Freizeit verbringen?

Was kann man in der Freizeit unternehmen?




Weiter bekommt jede Gruppe Kärtchen mit bestimmten Rollen und Bildern. Jede Gruppe plant das Wochenende, dabei verwendet die Information aus der Tabelle und aus den Kärtchen und eigene Ideen.

(Die Gruppe der Freunde, die Familie mit 2 Kindern)

  1. Ein Spiel „Erholungsort“

Wir laden einen Vertreter von der ersten Gruppe auf den Stuhl ein. Ich zeige ein Bild mit einem Erholungsort, wo der Mensch ist. Die Mannschaft erklärt, ohne dieses Wort zu nennen. Der Vertreter soll erraten und den Ort nennen.

  1. Bewegungsspiele.

  1. Karussell

Wir bilden zwei Kreise den inneren und den äußeren Kreis. Der innere Kreis soll die Fragen zum Thema „Die Freizeit“ stellen und der äußere Kreis soll diese Fragen beantworten. Der innere Kreis bleibt stehen und der äußere Kreis bewegt sich immer einen Schritt nach links, nachdem man die Frage beantwortet hat.

Danke schön. Nehmen Sie bitte Ihre Plätze. Und jetzt machen wir Zusammenfassung. Was haben Sie über die Freizeit Ihrer Partner erfahren.

Man soll den Satz so anfangen:

z.B. Ich habe erfahren, dass… (wir wiederholen dabei „dass… - Sätze“)


  1. Vier Ecken.

In diesem Raum haben wir vier Ecken. Jeder soll eine passende Position finden. z.B. Wer aktive Erholung bevorzugt, geht in diese Ecke. Wer passive Erholung mag, geht in die zweite Ecke. Wer bevorzugt die Freizeit allein zu verbringen, geht in die dritte Ecke. Wer kann sich die Erholung ohne die Gesellschaft nicht vorstellen, geht in die vierte Ecke.

Jetzt beweisen Sie warum Sie genau diese Position gewählt haben. Benutzen Sie bitte dabei folgende Konjunktionen: weil, denn oder deshalb. Beachten Sie bitte die richtige Wortfolge.

  1. Mein rechter Stuhl ist leer.

Mein rechter rechter Stuhl ist leer. Ich möchte jemanden hierher. Wer liest Bücher gern? (wer fährt mit dem Auto gern? wer geht ins Schwimmbad gern? wer läuft Schi gern?)

  1. Room- quiz

Jetzt ein paar interessante Formen, die im Rahmen der außerschulischen Arbeit organisiert werden können. z.B. Room-quiz.


  1. Skalafragen

Jetzt versuchen wir unsere Einstellung zu den Gruppenarbeitsformen zu bewerten. Ich schlage folgende Methode vor: es geht hier darum, sich entlang einer Skala bspw. von 10 bis 100% aufzustellen. Ich lade unsere Gruppen ein. Hören Sie die Fragen und nehmen Sie einen Platz an dieser Skala.

  1. Wie gefallen den Kindern die Gruppenarbeitsformen? Bewerten Sie im Prozentanteil.

  2. Wie fühlen Sie sich selbst bei diesen Arbeitsformen?

  3. Wie beeinflussen diese Formen den Teamgeist?

  4. Wie passen diese Formen zum Unterricht?

  1. Jetzt machen wir eine Zusammenfassung durch eine Reflexion.

Wir machen jetzt die Reflexion im Internet, darum brauchen wir unsere Handys und Internetanschluss. Gehen Sie bitte ins Internet hinein und geben Sie bitte mentimeter.com. Das ist ein Abstimmungstool, das eine schnelle Rückmeldung ermöglicht. Lesen Sie bitte die Fragen und beantworten sie.


Vielen Dank für Ihre Aufmerksamkeit und Teilnahme, für Ihre aktive und produktive Arbeit.

Heute habe ich versucht nicht nur zu erzählen, sondern auch zusammen mit Ihnen verschieden Methoden auszuprobieren, die man in den Stunden und in der außerschulischen Arbeit verwenden kann.

Ich schlage Ihnen diese Informationsmaterialien zum Mitnehmen vor und ich wünsche Ihnen, dass Ihr Leben nicht eintönig und grau wäre, sondern abwechslungsreich und interessant. Viele positive Emotionen, kreative Ideen, neue Ziele und Erfolg bei Allem.