Мастер-класс
«Создание телерепортажа»
Цели мастер - класса:
-Обучающие: дать представление о репортаже как о жанре, показать виды репортажа ( газетный репортаж, телерепортаж, радиорепортаж), формировать умение отличать телерепортаж от других видов, показать как строится телерепортаж, научить создавать телерепортаж, а также ближе познакомить учащихся со специальностями сферы «Журналистика», с основными профессиональными качествами, которыми должен обладать журналист.
-Развивающие: развитие творческих способностей и познавательного интереса учащихся, повысить интерес к чтению;
-Воспитательные: Пропагандировать здоровый образ жизни на примере созданных телерепортажей, воспитание воли и настойчивости в достижении поставленных целей, развитие коммуникативных навыков, расширение знаний о профессии журналиста.
Ход мастер - класса
1.Слово учителя о задачах и целях данного мастер - класса.
-Периодическая печать, радио и телевещание давно стали атрибутом жизни современного человека. Миллионы людей в разных уголках планеты ежедневно приобщаются к мировой культуре, узнают последние новости или просто отдыхают, включив свои радиоприёмники, телевизоры или развернув газеты.
Сегодня мы продолжим знакомство с интересным и увлекательным миром - журналистикой. Где каждый из вас попробует себя в роли репортёра, редактора, интервьюриста, корреспондента и актера (так как журналист должен быть и актёром). А также позволит более глубоко изучить тему «Публицистический стиль» и его жанры и разработаем «Технологическую карту» на базе вашего алгоритма.
2.Лекция с элементами беседы.
-На прошлом занятии мы с вами познакомились с репортажем, с видами репортажа и жанрами. (Дети находят большую часть информации самостоятельно. Называют основные признаки репортажа).
-Термин «репортаж» происходит от французского « reportage» и английского « report», что означает сообщать. Как и другие жанры журналистики, репортаж сообщает о новостях.
-Репортаж – информационно – публицистический жанр, «дающий наглядное представление о событиях через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника события». Стержнеобразующий элемент здесь – отражение события в том виде, в каком оно происходило, в самом деле, а значит, репортаж позволяет создать движущуюся панораму действительности и передать ощущение динамики жизни.
-В Толковом Словаре Русского Языка Даля даётся такое определение репортажа: РЕПОРТАЖ-сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация в печати, по радио, телевидению. Мы часто слышим: «Репортаж с места событий» подразумевая краткий рассказ о каком-либо событии, которое не может оставаться не замеченным.
Признаки репортажа:
1. Полная и достаточно достоверная информация.
2. Репортаж ведёт (пишет) репортёр.
3. В репортаж обычно включают интервью со свидетелями события (происшествия).
4. На телевидении репортажи ведутся в основном в прямом эфире.
5. Репортаж краток, но в нём должна содержаться вся необходимая информация.
Репортаж включает в себя маленькое журналистское расследование, которое должно заинтересовать и привлечь людей. Если происшествие или событие довольно крупных масштабов, репортажи из горячих точек ведутся каждый час, при неожиданном повороте событий - гораздо чаще.
Ведущие репортажи – люди - репортёры – специально обучены для этой профессии. Им приходится бывать в горячих точках, в долгих командировках. Задача репортёра - добыть информацию, немного приоткрыть завесу тайны. Иногда репортёров называют корреспондентами, но круг их работы гораздо уже.
Репортажи необходимы для того, чтобы донести до людей информацию, которую они хотят знать. ( Сообщение подготовила ученица 7 класса).
-Какая задача стоит перед автором репортажа?
Рассказать о событии, чтобы слушатель или читатель увидел его на самом деле. Телерепортаж способен показать.
-Выделите основные жанрообразующие элементы репортажа. 1.Последовательное воспроизведение события;
2.Наглядность;
3.Предельная документальность;
4.Образная аналитичность;
5.Активная роль личности самого репортёра.
-Назовите виды репортажа.
-Живой и эфирный.
- Какие существуют способы подачи репортажа?
Комментированные и некомментированные (некомментированный полностью лишён закадрового авторского текста).
- Рэйм Уайт разделил репортаж на семь жанров:
1.Ситуативный (незапланированный);
2.Твёрдый (запланированный);
3.Предыстория;
4.Комплект;
5.Серийный;
6.Специальный;
7.Художественный.
-Скажите, а какой повод может послужить для создания репортажа?
-Конфликт, катастрофа, знаменитость, последствие, развитие, и т.д.
-А что такое информационный повод?
Информационный повод – это толчок к созданию репортажа.
-Кто работает над созданием репортажа?
Журналист, оператор, репортёр.
(Двое учащихся зачитывают сообщения о работе репортёра и журналиста).
- Назовите составные (композиционные) части телевизионного репортажа.
-лид;
-закадровый текст;
-стендап;
-видеоряд;
-звуковой фрагмент или синхрон;
-шумы (По ходу дают пояснения).
-Кто сделал свои выводы о репортаже? (Дети зачитывают свои выводы).
Домашнее задание. Учащиеся подготовили алгоритм для создания телевизионного репортажа (См. примечания №1). Объясняют.
-Используя этот алгоритм, ребята подготовили телерепортажи по теме, которая им близка и понятна - это сказка «Колобок». (Первая группа, ребята 8 класса, показывают свою версию. После просмотра учащиеся 7 классов доказывают, что они увидели репортаж. Называют основные признаки телевизионного репортажа. Затем 7 классы показывают свою версию. См. примечание №2).
-О чём ваши репортажи?
-Наши репортажи говорят нашим ровесникам о том, что если не слушаться старших, водиться с дурной компанией, пить алкогольные напитки и курить, то обязательно попадёшь в беду.
- Ребята, а сможет ли другой ученик, который не занимается журналистикой, создать телевизионный репортаж, используя ваш алгоритм?
-Нет.
-Ваша задача, используя накопленный, изученный материал, создать «Технологическую карту», с помощью которой другие ребята написали бы телевизионный репортаж. ( Учащиеся работают над созданием «Технологической карты». В это время одна из учениц берёт интервью у гостей и у ребят. Вопросы заранее подготовлены).
Знакомят с «Технологической картой». (См. примечание №3).
-Сейчас возьмите «Технологическую карту» и подготовьте телерепортаж по сказке «Теремок».
(Учащиеся просматривают мультфильм «Теремок»).
-Напомните, что важно для создания телерепортажа?
-Событие.
-Какое событие произошло в сказке «Теремок»?
-Теремок развалился.
-Задача репортёра?
-Найти причину, провести расследование.
(Показывают инсценировку репортажа).
-Почему рухнул теремок?
-Потому что каждый думал только о себе. А если бы жили в мире и согласии, то всё было бы «Как ни в сказке сказать, ни пером описать».
(Работают над созданием репортажа обе группы. Разбивка ролей. Показывают телерепортаж).
Итог.
-Что вы узнали о телерепортаже? Чем отличается он от других репортажей? (Подводят итог).
Домашнее задание. Отредактировать полученный телерепортаж, подготовить сообщение о радиорепортаже. Прослушать несколько радиопередач, выбрать понравившуюся радиопередачу, подготовить о ней свой отзыв.
Приложение №1
Алгоритм
Репортаж
Газетный Радиорепортаж
Телерепортаж (жанр журналистики)
Разновидности
Прямой Фиксированный
Композиционные элементы
Лид Стендап Синхрон
Состовные части
Закодированный текст Видеоряд Звуковой ряд Шумы
Приложение № 2
Репортаж по сказке «Колобок»
Ведущая новостей:
Корреспондент
Лиса:
Медведь:
Волк:
Бабушка
Дедушка:
Оператор:
Схема репортажа
Видеоряд | Текст |
1.В камеру: вступление ведущего. | Ведущая: -Добрый день! В эфире «Новости леса». Только для зрителей нашего канала срочное сообщение! Сегодня утром от Бабушки и Дедушки сбежал колобок! С места событий наш корреспондент Соня. Соня, добрый день! |
2.Крупный план. В кадре корреспондент. За ним избушка, где проживал Колобок. | Корреспондент: -Здравствуйте! Мы находимся в самой гуще событий. За мной стоит дом, из которого сбежал Колобок. Бабушка и Дедушка не находят себе места. Упорная работа милиции не дала положительных результатов. |
3.Интервью с Бабушкой и Дедушкой. | Корреспондент: -Скажите, а почему от вас ушёл Колобок? Бабушка: - Мы всё для него и за него делали. Что только пожелает и у него, как на скатерти самобранке. Да вот только связался он с плохой компанией. Волк покурить даст, лиса выпить, а мы его за это журили, журили - вот он и сбежал от нас. Дед: -Пропадет, помогите найти! |
4.Средний план. Мимо проходит Медведь. | Корреспондент: -Скажите, вы слышали, что произошло в соседнем доме? Медведь: -Ну, я слышал, что этот бездельник от них сбежал. Напился и на всю деревню кричал: «Я от Бабушки ушёл, я от Дедушки ушёл…» Корреспондент: -А почему ушёл? Медведь: -Избаловали, вот я ему бы… А вот и его компашка! |
5.Общий план. Лиса и Волк с сигаретами, громко о чём-то говорят. | Корреспондент: -А вот и главные подозреваемые в пропаже Колобка. Вас последними видели с Колобком. Лиса: -Чуть чего так мы с Серым всегда виноваты. Корреспондент: -Но это вы научили несовершеннолетнего Колобка пить и курить, грубить взрослым. Волк: -Он сам нас об этом просил. Корреспондент: -И где же сейчас Колобок? Лиса и Волк: -Не знаем! Корреспондент: -А чем это от вас так вкусно пахнет? Лиса и Волк: -Не знаем! Корреспондент: -Куда вы убегаете… |
6.В камеру крупным планом лицо корреспондента. Вдалеке убегающие Волк и Лиса. | Корреспондент: -Куда же делся Колобок? Пока ничего не известно, но сейчас только день, поэтому расследование продолжается, ждите вечерних новостей на канале «Новости леса». |
7.Студия. В камере ведущая. | Ведущая: - Спасибо, Соня. А теперь переходим к следующим новостям. |
Приложение № 3
«Технологическая карта»
Репортаж (толчком к созданию служит
информационный повод)
Газетный Радиорепортаж
Телерепортаж (жанр журналистики)
Разновидности
Прямой Фиксированный
Транслируется в эфир Употребляется при
в момент совершения невозможности показать
действия, осуществляется событие в момент его
с помощью передвижной совершения или в его реаль-
телевизионной станции. ном временном объёме.
Композиционные элементы
Лид Синхрон
Текст, которым ведущий Звуковой фрагмент, записан-
представляет репортаж. ный на месте съёмок- интер-
В газетном репортаже - вью кого-либо. Порой может
первый абзац текста репортажа. состоять из нескольких фраз, состыкованных в одну.
При этом мысль интервью-
ированного не должна
искажаться.
Стендап
Появления журналиста в кадре.
В газетном репортаже – основной текст репортажа.
Составные части
Закодированный текст Видеоряд Звуковой ряд Шумы
Текст сообщения, Смонтированные Записанный на (Интершум и
написанный репор- воедино кусочки видеоплёнку люфт-пауза)
тёром и записанный видеоизображения, звук, синхрон- звук, записан-
на плёнку в студии. планы. ный изображе- ный на месте
Закрывается видео- нию. событий, син-
рядом при монтаже. хронный изо-
бражению.
Интершум -
если он звучит
параллельно
закадр. тексту.
Люфт - если он
звучит вместо
закадр. текста.