СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Технология критического мышления на уроках чтения и письма»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема нашего мастер-класса: Применение технологии “Развитие критического мышления” для формирования осознанного чтения в образовательном процессе. 

Это интерактивная технология, она развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, осознанное чтение и учит учиться. 

В своем мастер-классе мы хотим продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, те, которые мы чаще всего использую на своих уроках. Они универсальны. Их можно применять не только на учебных занятиях, но  мероприятиях, внеклассной работе.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Технология критического мышления на уроках чтения и письма»»

МАСТЕР КЛАСС «ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА»

Подготовила и провела Маринец Татьяна Борисовна учитель начальных классов МКОУ НОШ №25 с. Чугуевка

Материалы и оборудование, подготовка к занятию: Столы и стулья в расставлены для работы в малых группах по 3-4 человека. На каждом столе разложены: “Правила составления ИНСЕРТ”, таблицы для ИНСЕРТА, концептуальная таблица. Инструменты для рисования: карандаши, ручки, ватман. Материалы для работы: бумага формата А4 для индивидуальной и групповой работы, бумага формата ватмановского листа для создания плаката, магниты, фломастеры. Оборудование: Переносная доска, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, 

СЦЕНАРИИ

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать всех, кто собрался сегодня в этом зале. 

Тема нашего мастер-класса: Применение технологии “Развитие критического мышления” для формирования осознанного чтения в образовательном процессе. 

Это интерактивная технология, она развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, осознанное чтение и учит учиться. 

В своем мастер-классе мы хотим продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, те, которые мы чаще всего использую на своих уроках. Они универсальны. Их можно применять не только на учебных занятиях, но мероприятиях, внеклассной работе.

 Для проведения мастер-класса мне нужно 6 человек помощников.

1. СТАДИЯ ВЫЗОВ. (урок по технологии критического мышления состоит из трёх стадий первая стадия вызов.

ВИДЕО-ДЕТИ Приём «Верите ли вы»

1.РЕБЁНОК. Уважаемые педагоги! Сегодня вы ученики! Мы думаем что по фотографиям вы поняли, что сегодня вы получите новые знания о животных нашей планеты Земля. Жизнь животных зависит от человека. Люди гости в мире животных и часто не задумываются о последствиях своей деятельности. Всё ли вы знаете о животных? Вы готовы получать новые знания!

2. РЕБЁНОК. Проведём игру «Верите ли вы». Она нам очень нравиться. Или (мы на уроках часто проводим данную игру) Мы будем задавать вопросы, а вы ставите в первой строке плюс, если согласны с утверждением и минус, если не согласны.

3. РЕБЁНОК. Верите ли вы, что белка-летяга может пролетать до 150 метров.

4. РЕБЁНОК. Верите ли вы, что белка-летяга может поедать птенцов и птичьи яйца.

5. РЕБЁНОК. Верите ли вы, ежата рождаются с мягкими иголочками, спрятанными под кожу. Первые иголочки начинают появляться через час после рождения.

6. РЕБЁНОК. Верите ли вы, что ёж европейский может быть «хозяином» клещей.

7. РЕБЁНОК. Верите ли вы, что сердце синего кита размером с автомобиль и весит 600-700 кг

8. РЕБЁНОК. Верите ли вы, что 11 месяцев в году киты почти ничего не едят и выживают за счёт накопленного жира.

9. РЕБЁНОК. Верите ли вы, что детеныш кенгуру рождается величиной с арахис, длиной до 25мм.

10. РЕБЁНОК. Верите ли вы, что кенгуру лазают по деревьям.

11. РЕБЁНОК. А сейчас наша Татьяна Борисовна продолжит с вами работать по теме «Критическое мышление». Желаем вам новых открытий. С уважением ученики 2 «А» класса!

Игра «Верите ли вы»

1

2

3

4

5

6

7

8



















Поднимите руку, у кого были сомнения при ответе хотя бы на один вопрос! Почему? Какие вопросы появились? Что для этого нам нужно сделать?

Стадия вызова представлена в виде игры верите ли вы есть другой вариант верно ли. В начальной школе вопросы стадии вызова печатают в таблице а в среднем звене дети должны воспринимать на слух.

2. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ обязательная работа с текстом

Для осмысления текста на втором этапе 1 группа будет пользоваться ПРИЁМОМ «ИНСЕРТ», а вторая группа заполнение «КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ТАБЛИЦЫ»

Для экономии времени мы разделились на группы, но работа по данным приёмам ведётся чаще индивидуально ИЛИ ПАРАМИ, но ваше право строить урок по способностям своих учеников и в зависимости от объёма темы.

Приём «Инсерт». (на столе у участников или СЛАЙД)

При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт». Таблица должна быть у каждого ребёнка.

(РАЗДАТЬ ТЕКСТ СИНИЙ КИТ И КЕНГУРУ)

Шаг 1: Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новые знания; «?» – вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. (ПОСЛЕ КАЖДОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОМЕТКИ НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ, МОЖЕТ БЫТЬ ПОМЕТКА БУДЕТ ПОСЛЕ СМЫСЛОВОЙ ЧАСТИ, АБЗАЦА ИЛИ КОНЕЧНОЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ И ПОСЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, КОТОРОЕ ВАМ ДАЛО НОВЫЕ ЗНАНИЯ)

Шаг 2: Прочитав один раз, и сделав пометки обращаетесь к таблице ИНСЕРТ и начинаете заполнять, делая необходимые записи. (заполняется только самая важная информация, кратко) , тем самым вы к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что знали или предполагали, что нового узнали по данной теме.

ПЕРЕД ВАМИ БУДУТ ЛЕЖАТЬ УТВЕРЖДЕНИЯ СТАДИИ ВЫЗОВ, ЧТОБЫБЫЛО ЛЕГЧЕ СООТНОСИТЬ ЗНАНИЕ И НЕЗНАНИЕ.

« – » – думал иначе Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею.

«V»
я это знаю

«+»
узнал новое

«?»
появились вопросы




Приём «КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА» (на столе у участников или СЛАЙД)

Концептуальная таблица это разновидность сводной таблицы. Но концептуальная таблица используется для сравнительного анализа и предполагает линии сравнения для различных категорий. У каждого ребёнка своя таблица, работа кипит в группе, обсуждают и заполняют свою часть таблицы. Каждой группе свое животное, данная группа заполняет только свою часть таблицы. Перед вами научные статьи о животных, там вы найдете необходимую информацию, а свои наблюдения, свое решение будем записывать в «концептуальную таблицу»

Заслушиваются ответы группы, обсуждение и таблица заполняется полностью по ходу ответов групп. В конце урока таблица у всех должна быть заполнена.

ПЕРЕД ВАМИ ЛЕЖАТ УТВЕРЖДЕНИЯ СТАДИИ ВЫЗОВ

Животное

Отряд

Питание

Причины охраны

Интересные факты























Вам на работу 5 – 7 мин.

Работа с залом Метод “Мои предпочтения”. 

(Метод представлен Валентиной Фаткуловой).

Цель метода: расслабление для уставшей группы.

Участники: весь зал.

Правила проведения игры: Ведущий раздает участникам листы бумаги и просит задумать свой любимый цвет, который необходимо затем описать тремя словами (например, “синий” – прохладный, расслабляющий, отстраненный). Далее – просит участников ответить на вопрос “Находясь в зоопарке, – с каким животным вы бы хотели сфотографироваться? Опишите это животное тремя словами (например, тигр – сильный, опасный, хищный). И последнее задание – просит записать свой любимый город и придумать для него три характеризующих слова (например, Санкт-Петербург – интеллектуальный, деловой, освежающий).



После того как участники выполнят все три задания, ведущий сообщает им что:

  • Три характеристики цвета – это то, как видят вас окружающие, не думайте о работе, думайте о всех окружающих

  • Три характеристики животного – как вы видите себя сами в общении с окружающими;

  • Три характеристики города – какими они хотели бы видеть себя в работе.

2. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИЯ

Подведём итоги, каждая группа должна представить, что вы знали, узнали, какие вопросы у вас появились, поделиться с информацией с товарищами и провести обсуждение. Можете задавать вопросы по теме.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП. СНАЧАЛА КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА, ПОТОМ ИНСЕРТ.

Группа, которая выступила с концептуальной таблицей, продолжаете работать, во время рассказа группа ИНСЕРТ, вы должны заполнить оставшиеся строки своей таблицы, у нас ведь ещё два животных. По ходу их ответа вы можете задавать вопросы.

Закончив выступление инсерт, вернёмся к группе, которая заполняла концептуальную таблицу. Теперь нам необходимо провести сравнительный анализ. Какие есть черты сходства по линиям сравнения у данных животных.

Заполнения данного концептуальных таблиц лучше проводить на тех уроках, где ярко выражены линии сравнения, например дикие и домашние животные, разнообразие животных, растений, природные зоны, зона лесов.

Вернёмся к игре «Верите ли вы». Легко ли вы сейчас смогли ответить на вопросы? Какие два приёма на стадии осмысления вам помогли?

Мы желаю вам творческих успехов и дарю небольшие буклеты, которые помогут вам в работе. 











































Белка-Летяга.

Летяги относятся к отряду грызунов. Размеры — около 23 см, причем хвост составляет половину длины. В странах Азии живут гигантские летяги, тело которых без хвоста достигает 60 см.

Белка-летяга, умеет не только прыгать с ветки на ветку, но и летать, планируя с высоты с помощью кожаных перепонок между лапками. Кожаная мембрана, которая соединяет передние и задние лапки, при прыжке распрямляется и за счет своей большой площади образовывает своеобразный парашют.

Обычно полет осуществляется на расстояние до 50 метров, но, если нужно, и позволяет высота, максимально зафиксированный полёт белочки до 100 м.

Это обычная белка, которая ест насекомых, фрукты, орехи, очень любит ольховые и березовые сережки. Предположительно, может поедать птенцов и птичьи яйца. Практически всю жизнь зверек проводит на деревьях, поэтому из-за вырубки лесов их численность сокращается. Чтобы сохранить вид, этот зверек взят под охрану.


Ёж европейский

Ёж относится к отряду насекомоядных. Распространены на земле широко, отсутствуют только в Антарктиде и Южной Америке. Ежи живут в лиственных и смешанных лесах, лесостепных и степных областях.

Питается различными насекомыми, их личинками, поедает лягушек, ящериц, мелких птиц и их яйца.

У среднестатистического ежа примерно 10 тысяч иголок. Они обновляются раз в три года. Ежиные иглы растут долго, около года. 

Ежата рождаются с мягкими иголочками, спрятанными под кожу. Первые иголочки начинают появляться через час после рождения.

Ёж европейский может быть «хозяином» клещей – переносчиков заболеваний, опасных для человека и домашних животных: на одном еже может находиться от 600 до 2000 напившихся клещей.

Сеть быстрого питания Макдональдс стала виновата в гибели множества ежей. Когда эти существа вылизывали остатки от мороженого на стаканчиках, их голова застревала в них и они не могли освободиться от стаканчика и умирали. После многочисленных протестов защитников дикой природы в 2006 г. диаметр горловины стаканчиков был уменьшен, и ежи оказались в безопасности.







С иний кит

Синий кит относится к отряду китообразные. Его исторический ареал охватывал практически весь мировой океан. В среднем длина кита составляет от 22 до 27 метров, причём самки крупнее самцов. Самый большой кит был пойман в 1926 году: его длина составляла 33 метра, а весило животное не менее 150 тонн. Есть мнение, что синие киты несколько измельчали в результате хищнического промысла, но в прошлом, попадались особи до 37 метров в длину.

Известно, что среднестатистический кит весит как 2700 человек. Сердце животного размером с автомобиль и весит 600-700 кг. 

8 месяцев в году киты почти ничего не едят и выживают за счёт накопленного жира. Однако всё лето они питаются практически без остановки, поглощая до трёх тонн пищи в день. Рацион кита в основном состоит из водорослей и мелких ракообразных. Порой киты закусывают небольшой рыбой.

Синий кит вдыхает и выдыхает 1—4 раза в минуту в спокойном состоянии, но может обойтись без кислорода в течение двух часов. Молодые киты дышат намного чаще взрослых.


Кенгуру


Кенгуру относится к отряду сумчатых. Они обитания не только в Австралии, но и в Тасмании и Папуа-Новая Гвинея.

Когда европейцы впервые посетили австралийский материк и увидели этих животных, то спросили у местных аборигенов, как они называются. Те ответили: «Кен-гу-ру». Это означало «Я не понимаю». Исследователи же подумали, что это и есть название животного. Питаются травами степей, злаками и цветковыми растениями

Детеныш рождается величиной с арахис, новорождённый бывает длиной до 25мм и массой от 0.6 – 5.5 г. А взрослое кенгуру вырастает до 2 м. в сумке детёныш присасывается к соску, первое время сама мам впрыскивает молоко, так как у детёныша не хватает сил самому сосать.

В Папуа-Новая Гвинея живёт древесный кенгуру Длинные загнутые когти помогают им цепляться за стволы деревьев. Являясь отличными скалолазами, древесные кенгуру могут прыгать с одного дерева на другое на расстояние 9 метров, а на землю с высоты — на 18 метров. При этом по горизонтальной поверхности они передвигаются неуклюже, небольшими прыжками. Разработана программа по сохранению и защиты данных кенгуру, из-за его истребления.







Стадия «ВЫЗОВ»

1. Верите ли вы, что белка-летяга может пролетать до 150 метров.

2. Верите ли вы, что белка-летяга может поедать птенцов и птичьи яйца.

3. Верите ли вы, ежата рождаются с мягкими иголочками, спрятанными под кожу. Первые иголочки начинают появляться через час после рождения.

4. Верите ли вы, что ёж европейский может быть «хозяином» клещей.

5. Верите ли вы, что сердце синего кита размером с автомобиль и весит 600-700 кг

6. Верите ли вы, что 11 месяцев в году киты почти ничего не едят и выживают за счёт накопленного жира.

7. Верите ли вы, что детеныш кенгуру рождается величиной с арахис, длиной до 25мм.

8. Верите ли вы, что кенгуру лазают по деревьям.























Игра «Верите ли вы»

1

2

3

4

5

6

7

8



















Игра «Верите ли вы»

1

2

3

4

5

6

7

8



















Игра «Верите ли вы»

1

2

3

4

5

6

7

8



















Игра «Верите ли вы»

1

2

3

4

5

6

7

8



















Игра «Верите ли вы»

1

2

3

4

5

6

7

8