СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс Тема: ПРИЕМЫ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМИ ТЕКСТАМИ: КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс Тема: ПРИЕМЫ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМИ ТЕКСТАМИ: КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 9»


Мастер-класс для учителей города по рамках работы по развитию «ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»


Тема: ПРИЕМЫ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМИ ТЕКСТАМИ: КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД


Автор: Селиверстова Виктория Викторовна, учитель русского языка и литературы

Цель: Предложить слушателям критерии оценивания НЕСПЛОШНЫХ текстов и приемы работы с ними.

Задачи:

1)Выяснить, чем НЕСПЛОШНЫЕ тексты отличаются от сплошныз;

2)Предложить приемы работа с НЕСПЛОШНЫМИ текстами по критериям оценивания ;

3)Создать условия, благодаря которым слушатели сами будут составлять задания к НЕСПЛОШНЫМ текстам в соответствии с критериями.


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:

1. Мотивация учения.

2. Постановка педагогической проблемы.

2. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ

4. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

5. Подведение итогов мастер-класса (практическая работа)

6. Рефлексия.

Предполагаемый педагогический эффект:

Систематической работы с несплошными текстами способствует не только формированию читательской грамотности, но и устойчивому развитию у школьников универсальных учебных действий на уровне метапредметности.

1.Мотивация учения.

Мини-анкета «Какой я читатель»

Диагностика читательских умений


Анкета для читателя «Хороший ли я читатель?» Задумывались ли Вы о том, как надо правильно читать? Что происходит в Вашей голове, когда Вы читаете? Что такое активный, эффективный, гибкий читатель?

Устно ответьте на вопросы анкеты, выбрав один из ответов:

Да – 1 балл; Нет – 0 баллов; Иногда – 0,5 балла.

1. Я активный читатель, я думаю во время чтения не только о сюжете, но и том, как я читаю.

2. До начала чтения я ставлю себе цель и проверяю себя — правильно ли я читаю.

3. Разные тексты я читаю по-разному. Если это повествовательный текст, то я обращаю внимание на его персонажей, время и место действия. В информационном тексте я обращаю внимание на факты, в тексте — рассуждении — на мнения, на точку зрения, аргументы.

4. До начала чтения я читаю заголовок и подзаголовки, просматриваю названия глав, иллюстрации.

5.. До начала чтения я спрашиваю себя: о чем может быть эта книга, этот текст? Я прогнозирую содержание.

6. Во время чтения я задаю себе вопрос: о чем эта часть текста? Соединяется ли она по смыслу с предшествующей? Я слежу за своим пониманием текста.

7. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре.

8. Закончив чтение, я спрашиваю себя: а) что я узнал нового? б) что еще я знаю по этому вопросу? в) что еще мне хочется узнать?

9. Закончив чтение, я задаю себе вопрос: все ли я понял в этом тексте? Могу ли я его кратко пересказать? ______

Подсчёт результатов: Да – 1 балл; Нет – 0 баллов; Иногда – 0,5 балла.

Анализ результатов:

9 баллов – очень хороший читатель;

5 баллов – средний уровень;

Менее 5 – надо улучшать умения читать.

- Кто из вас имеет высокий уровень читательских умений? К сожалению, не все.

2. Постановка педагогической проблемы.

Мы живем в мире текстов:

- КАКИЕ ТИПЫ ТЕКСТОВ существуют?

Мы знаем, что существуют сплошной несплошной и смешанные тексты

- Сравните сплошной и несплошной текст.

- В чем разница?

Несплошные тексты – это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом, такие тексты, сочетающие в себе несколько разноформатных источников информации

- КАКИЕ ФОРМЫ НЕСПЛОШНЫХ ТЕКСТОВ вы знаете?

Формы несплошных текстов это: расписания, графики, таблицы, диаграммы, карты, библиографические каталоги, опросники, анкеты, билеты, обложки журналов, афиши, приглашения, буклеты, определители, дидактические карточки, карты……


Среди базовых умений работы с информацией несплошных текстов:

- различать сплошные и несплошные тексты, определять вид несплошного текста;

- читать несплошной текст (воспринимать текст, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде; интерпретировать её);

- переводить информацию в другие текстовые формы (сплошной текст в несплошной и наоборот);

- менять вид несплошного текста (например, составлять кластер на основе таблицы);

- самостоятельно создавать несплошные тексты; (КИМ)

- использовать полученную информацию для решения учебной задачи.

Если задания для работы со сплошными текстами разработаны широко, например, из можно взять для 5-9 классов здесь:


То заданий для работы с несплошными текстами почти нет.

Вот в чем проблема?

Как решить эту проблема?

Где взять несплошной текст?

Как работать с несплошным текстом?

Но начнем с вопроса:

Как оценивать работу с несплошным текстом?

Группы вопросов и заданий по работе с несплошными текстами следующие .

-общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, нахождение информации;

- глубокое понимание, интерпретация и обобщение информации текста;

  1. - применение информации из текста в учебно-практических задачах; рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка


Предлагаю условно обозначить уровни развития читательская грамотность

- понимание прочитанного (низкий уровень- базовый «3»),

- рефлексия (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания) (средний уровень- «4»)

- использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной) (высокий уровень- «5»)


2. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ

Мы знаем, что задания низкого уровня сложности построены по типу тестовых заданий закрытого типа (задания с множественным выбором) и направлены на контроль фактической информации, содержащейся в тексте.

Вопрос:

А.

Б.

В.

Г.

Задания среднего уровня сложности, предполагают развернутый ответ на основе прочитанного (1 предложение, фраза)

Почему…..?

Зачем….?

Когда…?

Обоснуй свое мнение….

Опиши…

Сопоставь… и сделай вывод

Задания высокого уровня сложности, они направлены на развитие творческих навыков обучающихся, поскольку для их выполнения необходимо не только осмыслить и оценить содержание и форму прочитанного текста, но и привлечь внетекстовую информацию, использовать фоновые знания, показать умение работать с Интернет-ресурсами

Задания высокого уровня предполагают :

-умение вычленить главную информацию в тексте;

-умение работать с неявно заданной информацией;

-умение оценивать достаточность и достоверность представленной информации;

-умение устно и письменно осмысливать полученную информацию;

-умение преобразовывать нетекстовую в текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования;

-умение применять информацию из текста в изменённой ситуации.

Приведем примеры задания высокого уровня

Подготовьте рассказ о….

Разработайте карту маршрута...

На основе прочитанного создайте…

Сравните представленную информацию с имеющимися у Вас знаниями о…

Подготовьте на основе прочитанного…, собранных самостоятельно сведений (в Интернете) …выступление перед сверстниками. Озвучьте его. Проанализируйте результаты своей работы. Выслушайте комментарии сверстников, ответьте на их вопросы.


Предлагаю оценивать выполнение заданий при работе с несплошными текстами так:

-Низкий уровень – 1 б. «3» - 0-50%

-Средний уровень – 2 б. «4»- 51- 75%

-Высокий уровень – 3 б. «5» – 76- 100%


3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРИЕМОВ. КОММЕНТАРИЙ К ПРИЕМУ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Задание 1


Билет в дельфинарий

Словарная работа

  • Задание 1
    Билет в дельфинарий . Предлагаю такие задания (н-низкий, с-средний, в-высокий уровни)

1-н – 1 б. Где находится дельфинарий (адрес)?

2-н - 1 б. Сколько стоит билет на представление?

3-н – 1б. В какой день и в какое время состоится представление?

4-н – 1б. Где будет сидеть зритель, купивший этот билет?

5-н – 1 б. Кто организатор представления?

6-с – 2 б. Что случится, если зритель опоздает на представление?

7-с – 2 б. Можно ли этот билет обменять на другой?

8-с – 2 б. За какие поступки зрителю могут сделать замечание?

9-в – 3 б. Напиши записку маме с точным указанием, где тебя искать 20.05.14 в 16.00.

10-в3 б. В конце представления объявили, что обладатель билет Серия ВА №032430 выиграл поездку в Турцию. Расскажи, что ты будешь делать?

Всего можно получить 17 б.

1-8 - «3» (50%)

9-13 - «4» (75%)

14-17 «5» (100%)


Задание 2
РАСЧЕТНЫЙ ЛИСТОК за апрель 2017 года

1-н – 1 б. Номер табеля: А-20, Б-53, В-117

2-н - 1 б. Какую сумму премии получил Ильин? А-2340, Б.-3159, В-3600

3-н – 1б. Сколько % надбавки за стаж доплатили Ильину? А-5%, Б-22%, В-13%

4-н – 1б. Какую сумму доплаты за совмещение получил Ильин? А-1800, Б-7200, В-18000

5-с – 1 б. Где работает Ильин?

6-с – 1 б. Какой аванс получил работник?

7-с – 2 б. Сколько % НДФЛ удержали у работника?

8-в – 3 б. Если Ильин получил в качестве натурального дохода питание в столовой организации на общую сумму 5000 рублей (но это в расчетном листе не отражено), то какую зарплату на банковскую карту он должен получить?

Всего 11 б.

0-6 «3»

    1. «4»

10-11 – «5»

Обращаем внимание на понятие «Доходы в натуральной форме» -

зарплата, полученная от работодателя в виде товаров, продукции, услуг;

товары и услуги, полученные физлицом от физических или юридических лиц бесплатно или с условием их частичной оплаты;

товары и услуги (например, питание, обучение, отдых и др.), полученные физлицом, но оплаченные за него организациями или предпринимателями.

Ответы:

1 – Б -53

2 – В-3600

3 –А- 5%

4 – А- 1800

5- ООО «Парус»

6- 7200

7 – 13% удержано НДФЛ

8 – 8941

Давайте подберем задания высокого уровня к расчетному листу сами:

- Подготовьте рассказ о….

- На основе прочитанного создайте…

- Сравните представленную информацию с имеющимися у Вас знаниями о…

- Подготовьте на основе прочитанного…, собранных самостоятельно сведений (в Интернете) …выступление перед сверстниками. Озвучьте его. Проанализируйте результаты своей работы. Выслушайте комментарии сверстников, ответьте на их вопросы.


Задание 3 (словарная работа)
УрГПУ

ВОПРОС: Соотнеси даты и мероприятия. Уровень?

1) 04.12.2012

А) День открытых дверей

2) 12.05.2013

Б) Дебаты «Экспо – 2020»: за и против

3) 08 и 09.12.2012

В) Международная НПК «Молодёжь и управление в 21 веке»

4) 07.12.2012

Г) День абитуриента

5) 24.02.2013

Д) Вступительные испытания для поступающих в бакалавриат


ВОПРОС: Брат перепутал темы конференций «Молодёжь и управление в XXI веке» и «Педагогические системы развития творчества».

Выбери только темы конференции «Молодёжь и управление в XXI веке». Обведи буквы выбранных ответов. Обоснуй свой ответ

А. Проблемы молодых специалистов 

Б. Молодёжное предпринимательство

В. Дизайн-образование: перспективы развития 

Г. Тенденции развития науки управления

Д. Эстетическое воспитание в системе дошкольного образования

Уровень?

ВОПРОС: Твой брат – собирается поступать в вуз. Какие разделы сайта его заинтересуют в первую очередь? Обоснуй свой ответ.

А. Электронная приёмная 

Б. Образовательная деятельность 

В. Карта сайта

Г. Проекты, конкурсы 

Д. Спорт

Определите уровень? (ВЫСОКИЙ)

ВОПРОС:  Для чего нужен день открытых дверей в университете? Обведи буквы выбранных ответов. Обоснуй свой ответ.

А. Чтобы абитуриенты получили информацию о подготовительных курсах

Б. Чтобы абитуриенты познакомились со всеми будущими одногруппниками

В. Чтобы представители университета рассказали о нём

Г. Чтобы абитуриенты узнали расписание факультетов на следующий год

Д. Чтобы абитуриенты могли задать интересующие вопросы

Определите уровень? (СРЕДНИЙ)

 

  • ВОПРОС: Прочитай утверждения в таблице. Правдивы ли они? Если утверждение верное – поставь напротив букву А, если утверждение неверное – поставь напротив букву Б.

  • Утверждение

  • А («Да»), Б («Нет»)

  • 1) Выпускники УрГПУ смогут работать в сфере образования

  • 2) Дни открытых дверей проводятся только в вузах

  • 3) На день открытых дверей можно пойти с другом


ВОПРОС: Расскажи, используя информацию с сайта, почему обучение в УрГПУ может быть увлекательным и интересным для активных и творческих молодых людей (3-5 предложений)

Определи уровень? (ВЫСОКИЙ)

ДАВАЙТЕ САМИ составим вопросы НИЗКОГО уровня

Слушатели предлагают свои варианты


Задание 5 (словарная работа)

Вопрос А. Сколько раз Николай Иванович Лукин выезжал за границу за последние десять лет? Запиши в ответе цифру.

Вопрос Б. Выбери тех людей, которые точно относятся к одной семье. Обведи буквы выбранных ответов.

А. Лукин Иван Иванович Б. Лукина Анна Ильинична В. Лукина Галина Кондратьевна

Г. Иванов Иван Иванович Д. Лукин Николай Иванович

Вопрос В. Почему в графе «Гражданство в настоящее время» указана Россия, а в графе «Гражданство по рождению» – СССР? Обведи букву выбранного ответа.

А. Николай Иванович родился в СССР, но переехал в Россию

Б. Николай Иванович родился в СССР, но решил получить двойное гражданство

В. Николай Иванович родился в СССР до его распада

Г. Николай Иванович родился в СССР до того, как его переименовали в Россию

Д. Николай Иванович сам выбрал, что написать в этих графах



Вопрос Г. Прибыв в Индию, Николай Иванович поедет из аэропорта на такси. Что должен сделать водитель, если на дорогу выйдут коровы? Обведи букву выбранного ответа.

А. Выбрать другой маршрут, так как это плохая примета

Б. Остановиться и подождать, так как это плохая примета

В. Объединиться с другими водителями, чтобы прогнать коров

Г. Вызвать полицию

Д. Уступить дорогу

Вопрос Д. С какой страной у Индии напряжённые отношения? Запиши в ответе название этой страны.

Вопрос Е. В пункте 2 нужно указать предыдущую фамилию, если она имеется. В каком случае совершеннолетнему гражданину России могут отказать в смене фамилии? Обведи букву выбранного ответа.

А. Если у него нет согласия родителей

Б. Если причина только в том, что фамилия не нравится

В. Если он при этом не меняет имя

Г. Если мужчина хочет взять фамилию жены

Д. Если он находится под следствием

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ (работа в парах):

- Ответьте

- Определи уровни вопросов

- Составь систему оценивания

- Оцени свой уровень читательской грамотности

ОТВЕТЫ

Н – 1 б. 1- 3 раза

Н - 1 б. 2 -АБВД

Н - 1 б. 3- Г

С - 2 б. 4 – потеряет денежные средства , уплаченные турфирме

В – 3 б. 5- Д Смена фамилии…

Всего 8 б.

4 - «3»

5-6 – «4»

7-8 – «5»


5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ МАСТЕР-КЛАССА (ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА)


ЗАДАНИЕ 6

Рассмотрите карту и составьте

3 вопроса – низкий уровень

3 вопроса – средний уровень

3 вопроса – высокий уровень

Оцените свою работу


6. РЕФЛЕКСИЯ 
Прием «Все в твоих руках»-

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.

СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации

БЕЗЫМЯННЫЙ не все приёмы работы с текстом представлены ясно.

МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, я их не применяю


Рецепт успеха в процессе развития читательской грамотности

Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте.

Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому ребенку, которого встретите на своём пути.