Тема мастер – класса: «Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС»
Цель: создать условия для осознания и осмысления новой информации (свойства воды).
Задачи:
Познакомить коллег с одной из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы (урок - исследование)
Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса. Слайд 3.
Учителю необходимо постоянно учиться. Учиться друг у друга.
И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом. Слайд 1.
I. ВСТУПЛЕНИЕ
Тема моего мастер – класса «Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС». Слайд 2
Сегодня главной задачей учителя является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ МАСТЕР – КЛАССА.
В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. (Слайд 4)
- Какова роль учителя на современном этапе обучения?( научить ребенка учиться)
Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
III. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР - КЛАССА:
Ребёнок хочет быть активным, самостоятельным в учебно-познавательной деятельности.
В своей работе использую инновационную технологию, которая получила название «мастерская».
В педагогической мастерской меняются традиционные роли учителя и учащихся – здесь они равноправные соучастники творческого процесса. Учитель организовывает творческий процесс, принимает участие в нем, а не передает свои знания незнающему и не умеющему ученику.
Участники мастерской могут, используя имеющиеся у них знания и навыки, дружно работая в поисковых группах (3-4 человека), самостоятельно вывести, «открыть» новую информацию. Однако истинным результатом деятельности мастерской является внутреннее, личностное развитие ребенка.
Одним из видов работы «мастерской» являются уроки-исследования. Слайд 5
Обычно, на таких уроках, предлагаю детям заняться научной деятельностью.
Здесь они занимаются довольно сложной для них аналитической деятельностью, заполняют таблицы, выбирают примеры и т.п
Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, - проводя собственные исследования, чем получать кем-то добытые знания.
- Скажите, а без чего невозможна жизнь на Земле?(Без воздуха, растений, воды, почвы)
Вы правы, но что конкретно станет предметом нашего исследования, вы узнаете отгадав загадку.
Загадка о воде.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...
(Воды)
Сегодня у нас занятие-исследование, наша аудитория превратиться в научную лабораторию. А вы станете её научными сотрудниками.
- В научную лабораторию на экспертизу отдают различные вещества. Вот и сейчас в нашу лабораторию поступило вот это вещество, вода.
- Значит, предметом нашего исследования будет… вода.
В результате исследования вы должны ответить на вопрос :«Какими свойствами обладает вода?» Слайд 6
Что нам нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?(наблюдать, анализировать).
- Именно этим сейчас и займемся.
Научная лаборатория начинает свою работу.
- Что видите перед собой? (стаканы с жидкостью)
- Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том,
что в них находится? (Понюхать, попробовать на вкус).
- Эта жидкость прошла очень важную экспертизу, которая показала, что её можно употреблять в пищу, так как она не опасна для жизни.
- Представьте, что вы группа экспертов. Вам предстоит определить вещество в стакане, попробовав его. Начинают пить
Вывод: Вода не имеет вкуса.
Возьмите стакан с водой в одну руку, а другой помахивайте в сторону носа.
- Что можете сказать о запахе воды?
Вывод: Вода не имеет запаха.
Перед вами лежат полоски цветной бумаги. Сравните цвет полосок с цветом воды.
Вывод: Вода не имеет цвета.
Продолжим исследование.
Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли она?
- О каком свойстве воды это говорит?Прозрачность.
Случайно проливаю воду.
- Зачем, с какой целью я пролила воду? Вывод: Чтобы показать еще одно свойство воды – текучесть.
- Какое вещество было объектом нашего исследования? Вода
- Мы возвращаемся к поставленному вопросу:«Какими свойствами обладает вода?»
- Какую работу мы выполнили, чтобы ответить на этот вопрос? (Наблюдали и делали выводы).
Я считаю, что наше исследование было результативным. В ходе исследования получили ответ на поставленный вопрос.
Расслабьтесь, послушайте как вода с нами разговаривает. Звуки воды.